Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энциклопедический словарь





ЛЕОХАР

1. «Вместе с тем в позднеклассической скульптуре стали проявляться новые тенденции, невиданные ранее, - их можно назвать эсхатологическими. Произведения такого рода тем более любопытны, что они встречаются у мастеров, казалось бы мало склонных по природе дара к размышлениям о "ритуале перехода", - с "лёгким", изящным стилем.

Леохар (род. ок. 390-385 гг. до н.э.), мастер работавший вместе со Скопасом над декором Галикарнасского мавзолея и вместе с Лисиппом над не дошедшей до нас, но знаменитой в древности группой Александра на охоте, - один из немногих греческих ваятелей, упомянутых философом Платоном. В 366 г. до н.э. тот назвал его в письме к сиракузскому тирану Дионисию "выдающимся молодым художником". Леохар работал в разных техниках: мраморе, бронзе, хрисоэлефантинной технике - из золота и слоновой кости он изготовил статуи македонских царей Филиппа и Александра. Леохар - автор оригинальной скульптурной группы: Ганимед, похищаемый орлом. Она представляет большой интерес для истории развития пластики. Мастер лёгких, текучих ритмов и невесомых поз как нельзя более подходил для воплощения в жизнь такого замысла.

Замысел бронзовой группы (копиист ввёл дополнительные фигуры древесного ствола и собаки) действительно очень любопытен. В Элладе и прежде изображался полёт - как с земли на небеса (колесницы, взмывающие вверх), так и с небес на землю (Ника Пэония). Но в скульптуре полёт в небеса скорее подразумевался, чем действительно изображался: те колесницы, в которых часто взмывал на Олимп солнечный бог, обычно изображались на земле, выезжающими прямо на зрителя (на архаических метопах и фронтонах) или скачущими в верхние сферы, как на вазах мастера Мидия.

Солнечный бог, предстающий здесь в образе Ганимеда, возносится по-прежнему с помощью внешней силы - но теперь не богини Афины, брачного партнёра Геракла, или Левкипид, невест "сыновей Зевса", а могучей птицы. Богиня возвращает себе зооморфную форму - антропоморфная утрачивает доверие. И хотя в мифе речь идёт о Зевсовом орле, посланном доставить на Олимп Ганимеда, ритуальный пол этой птицы - женский. Исходно это была орлица, выносящая героя, как в народных сказках, из подземного мира. Обе головы, её и Ганимеда, стоят друг над другом, как в архаических изображениях Афины с эгидой-горгонеоном, но теперь голова "тотема" поднята выше человеческой. Фигура Ганимеда на фоне тела птицы с тщательно прочерченными перьями выступает единым живым комком, причём ноги и руки его начинают вращаться в пространстве и отрываются от земли, а голова уже воздета кверху и созерцает небес. Скорее это не полёт, а восхищение с земли на небеса, и путь этот уже не диагональный, не параболический, не имеющий отношения к круговратным повторам. Он прямой и вертикальный. Это канал связи, "работающий" в ритуальные моменты и проходящий по центральной мировой оси.

 

Мать - Ника покидает Олимп, на который её занесла амбициозная патриархальная традиция, - она слетает вниз, к людям, возвращаясь к своей исконной функции рождающей богини. Сына же она уносит в небеса, но уже облекшись в древнюю форму "животного-бога". Вспоминается килик Дириса, где Эос поднимает с земли мёртвого Мемнона; теперь эта тема получает новый акцент. Леохарова птица возносит с земли живого юношу, совершая акт апофеоза, наделения смертного существа божественным статусом, - такой тип изображения будет принят в Риме для консекрации императоров. Здесь кроется некая аберация, некий тонкий обман, но всем ясно, что прекрасного сына троянского царя Лаомедонта похищают не для забав Зевса: это мёртвый солнечный бог оживает, возносимый, как прежде, матерью в небесные сферы, но уже навсегда, без периодических возвращений на землю. Характерно, птица показана строго вертикально, с горизонтально распластанными крыльями, и Ганимедом, "достраивающим" вертикальную ось. Группа предстаёт как своеобразное распятие, как знак воскресения на кресте. Человек потерял способность самостоятельно жить и бороться - он становится пассивной формой осуществления божественных замыслов» (Цит. по: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 350–352).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. [512] «…веет аттическим изяществом, а именно – манерой Скопаса. Наконец, если основываться на сведении, что Бриаксид изваял портрет царя Селевка, то следует признать его одним из позднейших мастеров Скопасовского цикла и вместе с тем одним из немногих аттических художников, не гнушавшихся браться за изображения поработителей свободной Греции.

К числу таких художников принадлежал и Леохар, наиболее выдающийся из трех художников. Он украсил Филиппейон в Олимпии статуями Александра Великого, его родителей, Филиппа и Олимпии, и его [513] деда и бабки, Аминта // и Эвридики. Вместе с Лисиппом он работал над большой бронзовой группой, изображавшей Александра охотящимся на львов. В Филиппейоне Леохарес представил Александра Великого и его предков богоподобными, и, по записям древних писателей, он являлся скульптором преимущественно богов. Он изваял Зевса три раза, и если его Зевс Полиевс, стоявший в афинском Акрополе, правильно воспроизведен на аттических бронзовых монетах, что очень вероятно, то этого мастера надо признать первым художником, дерзнувшим изображать отца богов и людей совершенно нагим. Фидий изображал одетой даже богиню любви; новая эпоха желала видеть обнаженным даже самого Зевса. Леохарес изваял трижды также Аполлона; сведение об этом имеет для нас весьма важное значение, так как после исследований Винтера почти не подлежит сомнению, что знаменитая статуя "Аполлон Бельведерский", находящаяся в Ватиканском музее в Риме (рис. 413), представляет собой воспроизведение одного из Аполлонов Леохареса. Раньше предполагали, что небольшой бронзовый Аполлон, принадлежащий гр. Строганову в С.-Петербурге, с чем-то вроде шкуры в руке, - позднейшее подражание, но отнюдь не первообраз [514] Аполлона Бельведерского, будто бог, // держа в левой руке эгиду Зевса, потрясал ею в устрашение вражеского войска. Скорее всего, Аполлон Бельведерский первоначально имел в протянутой левой руке лук, а в правой - лавровую ветвь. Колчан висит у него за спиной, короткая хламида живописно ниспадает с его плеч на левую руку. Волосы его зачесаны вверх. На ногах - сандалии. Он энергично выступает вперед. На лице - выражение сознания собственного достоинства, величавая голова быстрым движением повернулась на стройной шее как бы с негодованием влево. Нагое юношеское тело стройно, но недостаточно упруго и гибко, вылеплено так, как свойственно работе скорее из бронзы, чем из мрамора. Оригиналом для этого изваяния, очевидно, служила бронзовая статуя.

С еще большей вероятностью можно приписать Леохаресу оригинал одного их хранящихся в Ватиканском музее памятников пластики, родственного по стилю этому изваянию, а именно известную группу юного Ганимеда, уносимого орлом Зевса (рис. 414). Орел бережно подхватил когтями юношу сзади и со смелым взмахом крыльев несет его на небеса. Древесный ствол связывает фигуры группы. Собака увлекаемого юноши смотрит на него, оглашая воздух своим [515]воем. Обе фигуры стремятся кверху. "Леохарес, - // говорил Плиний Старший, - изваял орла, который кажется понимающим, кого похищает он в лице Ганимеда и кому его несет, и который поэтому держит его в своих когтях осторожно, несмотря на то что его тело защищено одеждой". Описанная группа характеризует жанровое направление мифологической поэзии в рассматриваемое время и тот реализм, с каким темы подобного рода были трактуемы даже знаменитыми мастерами. Вместе с тем она характеризует также легкость, с какой художники стали теперь справляться с такими темами, как парение в воздухе, а также тот противоположный фактуре Нике Пеэония прием, посредством которого необходимые в пластике подпорки обращаются в существенную составную часть изображения. Некоторые исследователи приписывают Леохаресу также статую Александра, находящуюся в Мюнхенской глиптотеке, и Артемиду-охотницу (Диану Версальскую) Луврского музея, указывая при этом на родственную связь последней с "Аполлоном Бельведерским" (рис. 415). По нашему мнению, достаточно было бы признать только, что это грациозное произведение принадлежит аттической школе IV столетия» (Цит. по: Вёрман. История искусства. Том 1. Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия. С.512–515).

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. «Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, впоследствии придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная скульптура – Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью».

_____________________________________________________________________________

Энциклопедический словарь

Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

– С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

 

4. «Леохар – греч. скульптор, афинянин по месту рождения, живший и работавший приблизительно в 372–328 гг. до Р. Хр. Был одним из сотрудников Скопаса по украшению мавзолея галикарнасского, по свидетельству Плиния.

Делал главным образом изваяния богов и вообще воспроизводил мифологические сюжеты. Так, упоминается о 3-х статуях Зевса его работы; одна стояла в афинском акрополе, вторая – в Пирее, третья была рано перевезена в Рим, стояла на Капитолии и пользовалась у римлян почитанием под названием Jupiter Tonans.

Известны также исполненные Леохаром три изваяния Аполлона, из которых два находились в Афинах, а третье было приобретено одним из Дионисиев Сиракузских. Остроумна, но недостаточно основательна попытка Винтера приурочить знаменитую статую Аполлона Бельведерского к одному из этих оригиналов ("Jahrb. d. К. D. Archaeol. Instit." VII, 1892, стр. 164 слл., и возражение Овербека в "Sitzungsber. d. K. Sächs. Ges. d. Wiss.", 1893, стр. 33 слл.).

Наибольшую славу доставила Леохару группа Ганимеда и похищающего его орла, дошедшая до нас в нескольких воспроизведениях, из которых лучшее – в Ватикане. Однако, если судить по этим воспроизведениям, непосильная для пластики задача представить летящую фигуру была разрешена в данном, как и во всех других случаях, неудовлетворительно, хотя фигура Ганимеда и замечательна по красоте. Л. работал также портретные изваяния».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. «Леохар работал над статуей возносимого на небеса Ганимеда. Юноша, увлекаемый орлом в поднебесную высь, в целом был представлен обычно, но у него под ногами отсутствовала опора, фигура была лишена собственной тектоники, и применительно к ней становился бессмысленным стиль Поликлета — равновесие сил в человеческом теле, при котором противоположные части (правая рука — левая нога, и наоборот) взаимно связаны».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Леохар (Leochаres), – древнегреческий скульптор середины IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Работал в Афинах, Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом), а также при дворе Александра Македонского. Среди наиболее прославленных произведений Леохара - группа " Александр на львиной охоте " (бронза), статуи царей македонской династии в технике хрисоэлефантинной скульптуры. Приписываемые Леохару статуи - "Артемида Версальская" (Лувр), "Аполлон Бельведерский" и "Ганимед" (обе - Музей Пио-Клементино, Ватикан), дошедшие до нас в римских мраморных копиях, при виртуозной обработке материала отличаются внешней эффектностью и академической холодностью образов.

 

Леохар. «Аполлон Бельведерский».

Сер. 4 в. до н. э. Мраморная римская копия. Музей Пио-Клементино. Ватикан.

 

 

_______________________________________

 

6. «Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330–320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся. Существует другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария).

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки»

Date: 2016-07-25; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию