Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления, связанные с незаконным обороток наркотиком и психотропных веществ.





Преступлениями, связанными с незаконным оборотом нарко­тиков, являются общественно опасные, противоправные, виновные деяния, предмет которых составляют наркотические средства и психотропные вещества. Все указанные преступления имеют ряд общих признаков.

В первую очередь их объединяет характерный для всех этих посягательств непосредственный основной объект, который обра­зуют общественные отношения по обеспечению здоровья населе­ния. Некоторые из рассматриваемых преступлений посягают и на иные (дополнительные или факультативные) объекты, например, на отношения собственности (хищение либо вымогательство нар­котических средств или психотропных веществ — ст. 229 УК); на нормальную деятельность медицинских учреждений, научно-ис­следовательских, фармацевтических организаций и некоторых других (нарушение правил производства, изготовления, перера­ботки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распреде­ления, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза наркотических средств или психотропных ве­ществ — ст.228 УК РФ); на отношения по поддержанию общест­венной нравственности (организация или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных ве­ществ — ст. 232 УК РФ); здоровье граждан (хищение либо вымо­гательство наркотических средств или психотропных веществ с применением насилия либо с угрозой применения такового — п. «г» ч. 2 ст. 229, п. «в» ч. 3 ст. 229 УК РФ).

Кроме того, рассматриваемые правонарушения объединяет общий предмет посягательства — наркотические средства и психо­тропные вещества (например, опий, морфий, кофеин и пр.). В ка­честве предмета преступления эти средства должны характеризо­ваться тремя признаками: медицинским, правовым и социаль­ным. Медицинский аспект характеризует свойство названных средств воздействовать определенным образом на центральную нервную систему человека, вызывать наркотическое опьянение, а на соответствующем этапе потребления — болезненное привыка­ние к ним, т.е. заболевание наркоманией. Правовой аспект означа­ет, что наркотические средства в большинстве своем изъяты из свободного оборота либо существенно ограничены в нем (напри­мер, лекарственные наркотикосодержащие препараты), над ними установлен внутригосударственный и международно-правовой контроль, и никакое средство не может быть отнесено к наркоти­ческим без указания его в одном из Списков Перечня наркотичес­ких средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежа­щих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Прави­тельством. РФ. Социальный аспект свидетельствует о том, что общественные отношения в результате нелегального оборота нарко­тиков претерпевают значительный ущерб (об этом говорилось выше).

Наркотические средства можно подразделить на несколько групп:

а) наркотические средства естественного (или растительного) происхождения (например, опий, гашиш, кокаин);

б) наркотические средства искусственного (синтетического) происхождения (например, омнопон, промедол, ноксирон);

в) психотропные вещества (например, ЛСД, мескалин, пенциклидин).

В основном рассматриваемые преступления с объективной сто­роны характеризуются совершением активных действий с нарко­тиками (за исключением деяний, предусмотренных ч. 5 ст. 228 УК, — нарушение установленных правил производства, изготов­ления, переработки, хранения, учета, отпуска и т.д. наркотичес­ких средств или психотропных веществ, которые могут быть совер­шены и путем бездействия).

Составы преступлений данной группы сконструированы по типу формальных (исключение составляет деяние, предусмотрен­ное ст. 229 УК РФ, — хищение наркотических средств или психо­тропных веществ, поскольку это преступление с материальным составом, кроме хищения, совершаемого путем разбойного нападе­ния и вымогательства указанных средств).

С субъективной стороны все деяния характеризуются умыш­ленной виной.

Субъектами всех деяний, связанных с наркотиками, могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16 лет, и лишь за хищение и вымогательство наркотических средств и психотроп­ных веществ (ст. 229 УК РФ) в соответствии со ст. 20 УК РФ ответ­ственность наступает с 14 лет.

Классифицировать преступные деяния, предметом которых яв­ляются наркотические средства и психотропные вещества, можно следующим образом:

первую группу составляют действия, направленные на неле­гальное их изготовление и распространение (ст. 228, ч. 1—4 ст. 231, ст. 233 УК РФ);

вторую группу образуют хищение либо вымогательство нарко­тических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);

в третью группу выделяют деяния, имеющие своей целью при­общение лиц к потреблению наркотических средств и психотроп­ных веществ (ст. 230, 232 УК РФ);

 

в последнюю, четвертую группу, можно отнести нарушение ус­тановленных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета и т.д. наркотических средств или психотропных веществ, т.е. деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 228 УК РФ.

 

Заключение эксперта, форма и содержания

Содержание и форма заключения эксперта определены в ст. 204 УПК РФ и ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Согласно закону в заключении эксперта к «содержательной» стороне должно быть отнесено: дата, время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; лицо, назначившее экспертизу; сведения об экспертном учреждении и данные об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень, занимаемая должность); вопросы поставленные перед экспертом; объекты, представленные на исследование, результаты исследования и полученные на их основе выводы.

«Формальную» сторону составляет форма и структура заключения, последовательность изложения, терминология и т.п. Описание в заключении хода и результатов исследования должно быть полным, логичным и точным, не вызывать вопросов, требующих дополнительного разъяснения или уточнения.

Процесс и результаты исследования в заключении описываются в определенной последовательности. Соответственно этому определяется структура заключения. Как правило, заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Закон не устанавливает определенных требований к содержанию каждой из выделенных частей. Однако экспертная практика и правила, регламентированные различными ведомственными нормативными правовыми актами (например, Положением о повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 июня 1993 г. № 261), позволяют определить содержание заключения эксперта. Оно включает следующие сведения:

> во вводной части заключения содержатся сведения общего характера:

– номер и дата составления заключения, должность эксперта, наименование экспертного учреждения, фамилия, имя, отчество эксперта, образование, специальность и стаж экспертной работы. Сведения об эксперте должны быть подробными, чтобы следователь мог составить полное представление о его квалификации и специализации;

– основания для производства экспертизы (постановление следователя, лица, производящего дознание, или определение суда);

– номер уголовного дела, краткое изложение обстоятельств совершенного преступления, относящегося к предмету экспертизы (или факт, по которому возбуждено уголовное дело). Кроме того, могут быть отражены сведения, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием объектов исследования, условия, в которых они находились с момента совершения преступления до поступления на экспертизу. При этом обстоятельства дела описываются с указанием на их источник: постановление следователя, протоколы осмотра места происшествия, обыска и другие материалы дела. Сущность фактов, обстоятельств дела по возможности излагается дословно, как это сделано в процессуальном документе:

– вид экспертизы;

– перечень объектов, поступивших на экспертизу (наименование и количество), причем в первую очередь указываются вещественные доказательства, а затем образцы, представленные для сравнения;

– перечень вопросов, поставленных перед экспертом. Порядок группирования вопросов и их очередность может быть изложена экспертом в той последовательности, которую он считает наиболее правильной с точки зрения порядка исследования и ясности изложения. При этом, если эксперту понятен смысл вопроса, но он считает, что его необходимо сформулировать по-другому, эксперт может переформулировать вопрос, поставленный ему следователем или судом, в том смысле, как он его понимает в соответствии со своими специальными познаниями. Вместе с тем эксперт обязан указать первоначальную формулировку этого вопроса. Тем не менее, ни один процессуальный документ не предоставляет эксперту право переформулирования вопросов, выносимых на его разрешение. Поэтому, если у эксперта возникает необходимость изменения формулировки вопросов, он согласовывает это с руководителем экспертного учреждения, который в свою очередь извещает об этом следователя, назначившего экспертизу:

– указывается перечень вопросов, которые эксперт разрешил по своей инициативе. Они излагаются после перечня поставленных следователем или судом вопросов, со ссылкой на ч. 2 ст. 204 УПК РФ, предусматривающую возможность установления обстоятельств, по поводу которых ему не было поставлено задания;

– кто присутствовал при проведении экспертизы. Закон предоставляет следователю право присутствовать при производстве экспертизы и получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Причем следователь может присутствовать как при выполнении всего исследования, так и при выполнении отдельных его этапов. Однако сам факт присутствия следователя при производстве экспертизы должен быть отражен в заключении эксперта (ст. 197 УПК РФ). Кроме того, закон (п. 5 ч. 1 с. 198 УПК РФ) предоставляет право обвиняемому (подозреваемому), его защитнику присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

– при повторной или дополнительной экспертизе указываются сведения об экспертах, которые ее проводили, дата проведения, результаты, к которым они пришли, и основания дополнительной или повторной экспертизы;

> в исследовательской части заключения детально и подробно описываются ход и результаты исследования, чтобы можно было понять сущность исследования. Процесс исследования должен быть изложен в заключении эксперта в той последовательности, в какой он происходил:

– кратко описываются исследуемые объекты, упаковка и результаты осмотра вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования (если они поступили на экспертизу). При этом перечисляются признаки каждого из поступивших объектов, которые его индивидуализируют;

– указываются примененные методы исследования, криминалистические средства и приемы для изучении объектов экспертизы и условий применения тех или иных методов. Эксперт должен разъяснить также смысл и назначение методов исследования, обосновать применение и выбор методик, если их существует несколько. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность следователю и суду убедиться в полноте и научности методики экспертного исследования, правильности ее применения. Необходимо подробно изложить все действия, которые производились над объектами, описывать состояние этих объектов, их форму, цвет, размеры и т.д. Само описание осуществляется, как правило, в соответствии со схемой исследования и его методами;

– описывается процесс установления обстоятельств, которые эксперт выявил по собственной инициативе;

– излагаются способы и приемы сравнительного исследования выявленных признаков, результаты оценки установленных между ними совпадений и различий по каждому или группе вопросов. При этом указывается, что с чем сравнивалось, и подробно излагается методика сравнения. Как правило, вначале описываются совпадающие признаки, а затем – различающиеся. На фотоснимках демонстрируются все совпадения и различия признаков, а в заключении на это делается ссылка: указывается номер снимка, условное обозначение частного признака. Однако, когда эксперт проводит сравнение с несколькими проверяемыми объектами и с одним из них установлено существенное совпадение, а с другими – различие признаков, то должны описываться совпадения признаков того объекта, в отношении которого делается вывод о тождестве, и различие – с другими объектами, по которым доказывается отсутствие тождества.

Если проводился экспертный эксперимент, то указываются: цель, с которой проводился эксперимент; подробный перечень и описание всех опытов с указанием их количества, содержания опытов, времени и места их проведения; результаты каждого из проведенных опытов, способов и средства фиксации результатов опытов.

Если проводилась повторная экспертиза и ее выводы не совпали с выводами предыдущего исследования, то эксперт объясняет причину расхождения.

Исследовательская часть завершается так называемой синтезирующей частью, где эксперт логически подходит к окончательному выводу. Эта часть содержит сведения оценочного характера о выявленных признаках и обоснование выводов. Здесь эксперт приводит аргументированную оценку и вплотную подходит к формированию выводов;

> выводы. В этой части заключения должны содержаться краткие, научно обоснованные ответы эксперта на поставленные перед ним вопросы.

Эти ответы должны полностью вытекать из исследовательской части заключения эксперта и быть основанными только на данных той науки, специалистом в области которой он является, и не допускать различных толкований. Также не допустимы неопределенные, двусмысленные выводы.

Отсутствие какой-либо определенности в выводах, уклончивый характер ответов эксперта лишает проведенное исследование всякого смысла, исключает возможность использования выводов следователям или судом. На каждый поставленный эксперту вопрос должен по существу быть дан мотивированный ответ, а если сделать это не удается, следует указать на причины, не позволяющие это сделать.

Таким образом, выводы – это ответы эксперта на поставленные перед ним вопросы.

Содержание ответов должно строго соответствовать смыслу поставленных перед ним вопросов. Он также вправе сделать по своей инициативе выводы об обстоятельствах, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, но они не должны выходить за пределы его компетенции.

К основным формам выводов относятся:

1) категорические. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Категорические выводы не только истинны, то есть соответствуют действительности, но и доказаны, обоснованы;

2) вероятные. Вероятные выводы эксперта представляют собой предположение эксперта относительно происхождения исследуемых предметов. Вероятные выводы эксперта означают, что он не мог установить истину в процессе исследования и поэтому ограничился предположительным суждением. Такие выводы не обладают определенным доказательственным значением в силу того, что заключение с вероятными выводами не является источником доказательств.

Эксперт может дать также ответ о невозможности решения вопроса в силу того, что, например, отсутствует методика исследования, предоставленные на исследование объекты некачественны либо неполны.

В конце излагаются вопросы об обстоятельствах, по которым следователем не были поставлены вопросы и которые эксперт приводит в рамках экспертной инициативы.

К заключению эксперта прилагаются иллюстрации, изготовленные в ходе исследования. Чаще всего это фотосъемки, чертежи, зарисовки, схемы, сопоставительные таблицы, модели, макеты, спектрограммы и т.д. Цель иллюстрации – наглядно продемонстрировать процесс исследования и его результаты. Наиболее универсальными и наглядными являются фотографические снимки. Для этого эксперт:

> производит фотосъемку общего вида исследуемого объекта (съемка производится с масштабной линейкой);

> производит фотосъемку отдельных деталей объектов либо снимает объекты в невидимых зонах спектра;

> отмечает признаки, используемые для обоснования выводов, условными знаками или стрелками.

 

 

Билет 20

1. Государство в политической системе общества

 

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

 

Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

 

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».

 

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

 

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

 

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

 

Роль государства в политической системе:

 

Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

 

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций в процессе осуществления публичной (прежде всего государственной) власти в обществе. Конституционные основы политической системы образуют такие начала (принципы), на которых строится вся система власти в том или ином государстве. Эти начала выражают принадлежность власти и ее источник, основы устройства системы органов власти, распределение властных полномочий между субъектами политической системы и т.п.

Перечень этих принципов и их содержание в том или ином государстве отличаются своими особенностями. Каждому государству (типу государства) на определенном этапе его исторического развития присуща своя система принципов. В обобщенном виде можно выделить некие пары принципов, выражающие одни и те же основы, но характеризующиеся полярностью содержания. К их числу относятся следующие (Содержание многих из этих принципов подробно раскрыто в научной и учебной литературе, поэтому в данном пособии целесообразно более подробно рассмотреть лишь те из них, которые раскрыты недостаточно полно.).

1. Республиканизм, с одной стороны, и роялизм (монархизм) – с другой. Эта пара принципов в целом предопределяет форму правления в том или ином государстве. В качестве конституционной основы политической системы эти принципы определяют принадлежность верховной власти и порядок ее перехода от одного правящего субъекта к другому. Республиканизм означает, что в основе устройства высших органов власти лежат такие начала, как выборность и периодическая сменяемость состава органов власти. Принцип роялизма предопределяет закрепление верховной власти за какой-либо правящей династией. В своем изначальном смысле (в эпоху буржуазных революций) этот принцип выражал приверженность сторонников монархии прежнему абсолютистскому строю. В современном мире сохраняющаяся в некоторых странах монархическая форма правления обеспечивает преемственность исторических традиций монархии как символа стабильности и правопорядка.

2. Народовластие и народный суверенитет, с одной стороны, и принцип божественной предопределенности власти (теологизм) – с другой. Принцип народовластия, выраженный через конституционное закрепление народного суверенитета и принадлежности власти народу, осуществляющему эту власть в формах прямой и представительной демократии, не нуждается в детальной характеристике. Но следует иметь в виду, что в отдельных случаях, даже закрепляя народный суверенитет, конституция может ограничивать социальную основу власти. Тогда этот принцип приобретает черты фиктивности.

Конституции ортодоксально социалистических государств закрепляют принадлежность власти трудящимся. Так, ст. 4 Конституции КНДР (1972) устанавливает: “Власть в КНДР принадлежит рабочим, крестьянам, трудовой интеллигенции, всему трудовому народу. Трудовой народ осуществляет власть через свои представительные органы – Верховное Народное Собрание и местные Народные собрания всех ступеней”. По смыслу этой статьи власть принадлежит уже не всему, а только “трудовому народу”, т.е. тем, кто трудится в общественном секторе. Эта часть народа и объявляется источником власти. Такое положение, будучи закрепленным в конституции, является правовой основой ограничения политических прав и даже иногда правовой основой применения репрессий, когда представители классов, не относимых к числу трудящихся, лишаются не только политических прав, но даже естественных прав человека, а в случаях выступления в защиту своих прав к ним применяются меры прямого принуждения.

3. Пара принципов – разделение властей, с одной стороны, и неделимость государственной власти – с другой. Под разделением властей понимается распределение единой по своей сути власти между субъектами, ее осуществляющими, посредством четкого разграничения предметов ведения, функций и полномочий. Отсюда различают разделение по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную – и разделение по вертикали – между центром и регионами, в том числе между федеральной властью и властью субъектов федерации.

Антиподом принципа разделения властей является принцип неделимости власти, который, в свою очередь, базируясь на признании единственного источника власти (будь то Бог или какой-либо класс), предопределяет условия для ее узурпации, сосредоточения всего множества функций и полномочий (или по крайней мере самых важных) в руках одного правящего субъекта. В этом случае такой принцип служит основой установления авторитарного режима.

4. Принцип верховенства конституции (закона) и права либо принцип верховенства идеи (или воли правителя). Верховенство закона и права – это основополагающее начало правового государства, о котором уже много было сказано в учебных курсах теории права и общего конституционного права.

Его антипод – верховенство (самодержавной) воли или подобное этому верховенство идеи (классовой, партийной, национальной, религиозной или иной) – нуждается в пояснении. Верховенство самодержавной воли практически не закрепляется в законе, да и не нуждается в таком закреплении, поскольку такое начало складывается в результате возникающей политической ситуации, когда власть либо захватывается, либо постепенно сосредоточивается в руках единоличного правителя.

Верховенство идеи, как правило, находит выражение в конституциях. Так, в конституциях ряда арабских стран четко выражена идея единства всех арабских народов и арабской нации в целом (ст. 1 Конституции Сирии (1973), ст. 1 Конституции Египта (1971) и др.). В социалистических конституциях выражена идея борьбы рабочего класса (трудового народа) против империализма, милитаризма, иных внутренних и внешних врагов. Данная идея предопределяет характер политического режима и всей политической системы. Отсюда вытекает и следующая пара принципов.

5. Политический (и идеологический) плюрализм либо политический (и идеологический) монизм. Политическое и идеологическое многообразие предполагает равнозначность идей, политических взглядов, течений, что в совокупности с принципами демократизма, верховенства права создает основы для подлинного народовластия, когда официальную поддержку получают те идеи (воплощенные в избирательных программах), которые отвечают интересам большинства или основных социальных слоев. В то же время актуальной проблемой и в этих условиях является учет воли и интересов меньшинства. Эта проблема уже нашла разрешение на конституционном уровне. Например, Конституция Чехии (1992) устанавливает: “В основе политических решений лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. При принятии решений большинством обеспечивается защита прав меньшинства” (Конституции государств Европы. Т. 3. С. 501.).

Еще один важный момент. Принцип плюрализма нельзя абсолютизировать. Плюрализм идей ограничен общечеловеческими ценностями. Отсюда и ряд запретов относительно пропаганды человеконенавистнических взглядов, разжигания национальной и иной вражды и т.п.

Альтернативный плюрализму принцип политического монизма вытекает из принципа верховенства идеи и предопределяется им. Он непосредственно не закрепляется в конституции, но находит выражение в содержании ряда норм, устанавливающих приоритет какой-либо одной партии и запрет или ограничение деятельности других партий. Например, ст. 8 Конституции Сирии (1973) закрепляет ведущую роль Партии арабского социалистического возрождения (БАЛС). Такое положение приводит, в конечном счете, к установлению авторитарного режима.

6. Все рассмотренные принципы предопределяют еще одно важное начало, связанное с определением и закреплением положения человека в обществе и государстве. Это – признание прав человека как естественных и неотъемлемых или отрицание этой категории и замена ее принципом государственного патернализма. Принцип признания естественных прав человека достаточно подробно рассмотрен в конституционно-правовой литературе, и его содержание уже должно быть известно читателю. В то же время его реализация связана со множеством проблем, но это должно стать предметом самостоятельного исследования.

Государственный патернализм (от лат. pater – отец) означает покровительство и выражается в том, что государство якобы берет на себя заботу обо всех гражданах, а фактически отстраняет народ от выполнения властных функций. Такая “забота” охватывает не только сферу социальной защиты населения, но и политическую, и духовную, и иные сферы. В результате практически вся общественная жизнь ставится под жесткий государственный контроль, складывается тоталитарный режим. В то же время государственный патернализм порождает еще одну проблему – социальное иждивенчество, выражающееся в том, что определенные слои общества полностью полагаются на вспомоществование со стороны государства и теряют чувство ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу своей страны (Есть опасность, что в условиях нынешнего финансового кризиса, когда государство вынуждено оказывать финансовую помощь и банкам, и иным субъектам рынка, чувство патернализма может укрепиться в сознании не только рядовых граждан, но и предпринимателей. Ведь в докризисный период, когда биржевые спекуляции приносили колоссальные прибыли, мало кто из них делился с государством или оказывал помощь бедным.).

7. Признание самостоятельности местного самоуправления или отрицание всякой самостоятельности в решении вопросов местного значения, подчиненность местных интересов общенациональным. Принцип самостоятельности местного самоуправления следует рассматривать в тесной связи с принципами демократизма, политического плюрализма. Взятые в совокупности, названные принципы позволяют обеспечить гармоничное сочетание общенациональных интересов с интересами территориальных коллективов, провести разумное разграничение предметов ведения и полномочий между центральной, региональной и местной властью.

В то же время положенный в основу устройства системы государственной власти принцип приоритета общенациональных интересов произволен от принципа приоритета идеи или воли и лишь подчеркивает авторитаризм власти.

Следует отметить, что рассмотренные принципы представляют собой конституционное оформление определенного набора социальных ценностей, лежащих в основе той или иной модели современного общества. С определенной долей условности их можно разделить на либеральные (или ценности Запада) и нелиберальные (или ценности традиционного общества). Сами эти ценности относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества, но прежде всего к политической системе, поскольку находят выражение именно в конституции – важнейшем политико-правовом документе современного общества.

Сочетание тех или иных принципов из числа рассмотренных образует основные модели государственности в современном мире. С одной стороны, это демократическая республика или парламентарная монархия, основанные на народном суверенитете, народовластии, уважении прав человека, законности и правопорядке. С другой стороны, это монархии с абсолютистским режимом или республики с авторитарной властью, попирающие права человека.

Рассмотрим несколько примеров.

Конституция Норвегии (1814): “Норвежское Королевство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления – ограниченная и наследственная монархия” (§ 1).

Конституция Ирландии (1937): “Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством” (ст. 5).

Конституция Франции (1958): “Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания” (ст. 1).

Конституция Испании (1978): “Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм” (ст. 1).

Обобщая положения, содержащиеся в различных конституциях, можно сказать, что конституционная формула выражает, прежде всего:

форму правления – государство объявляется республикой или монархией;

форму политико-территориальной организации государства – унитарное или федеративное государство;

политический (государственный) режим.

Конституционные основы политической системы общества, выраженные в рассмотренных принципах, в определенной степени воздействуют на экономические и социально-духовные начала и в значительной степени предопределяют характер всей социальной системы.

В политической системе выделяют институциональный, нормативный, функциональный и идеологический элементы. Институциональный элемент политической системы представляет собой совокупность социальных институтов, участвующих в осуществлении власти. Нормативный элемент представляет собой совокупность норм, регулирующих политические отношения, прежде всего правовые нормы. Функциональный элемент выражается в политическом режиме. Идеологический элемент выражен в политической идеологии.

Можно выделить и еще одну разновидность политического режима – либеральный или либерально-демократический режим (В научной литературе данный режим именуется полудемократическим. Представляется, что термин “либерально-демократический” в данном случае более отчетливо подчеркивает его суть как режима свободы, обеспечивающего интересы большинства.). Он является своего рода промежуточной стадией между авторитарным и демократическим режимами и характеризуется наличием свойств того и другого. Такой режим устанавливается в период перехода от недемократического к демократическому. Он характеризуется тем, что закрепляются широкий круг прав и демократических свобод, демократические принципы формирования органов государственной власти с одновременным закреплением достаточно широкого круга оснований для применения правового принуждения посредством введения прямого президентского правления, использования вооруженных сил для обеспечения публичного порядка, применение иных насильственных мер (Подробнее об этом см.: Кашкин С.Ю. Политический режим и политические партии в Индии. М., 1994. С. 31-35.). Данный режим возникает на основе конституции или конституционных законов и фиксируется в них, но, как правило, без непосредственного упоминания самого названия. Исключением может считаться Конституция Камбоджи, которая устанавливает: “Королевство Камбоджа осуществляет политику либеральной демократии и плюрализма” (ст. 51). К числу стран с либерально-демократическим режимом традиционно относят Индию. Признаками либерального режима характеризуется ЮАР. Наметились тенденции либерализации режима в Сирийской Арабской Республике, где с приходом к власти Б. Асада, провозгласившего проведение политических и экономических реформ, предпринят ряд мер в этом направлении, в частности освобождены несколько сотен политзаключенных, открыта независимая газета; в Королевстве Марокко – с восшествием на престол Мохаммеда VI, хотя эти процессы сопряжены с большими трудностями.

 

Date: 2016-07-25; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию