Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2: Основы военной службы.

РАЗДЕЛ 1: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Урок 1,2

Здоровый образ жизни и его составляющие

Учебные вопросы.

1. Составляющие здорового образа жизни.

2. Основные элементы жизнедеятельности челове­ка и их рациональное сочетание.

3. Значение режима труда и отдыха для здоровья человека, развития его физических и духовных ка­честв.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о здоровом образе жиз­ни и его составляющих.

Основное содержание урока.

Понятие о здоровом образе жизни. Потребность че­ловека в здоровом образе жизни. Составляющие здо­рового образа жизни. Личная заинтересованность каждого человека в здоровом образе жизни.

Основные элементы жизнедеятельности человека. Рациональное питание. Умственная и физическая на­грузка. Умственное утомление и переутомление. При­чины и признаки переутомления.

Понятие о режиме. Принципы режима труда и от­дыха. Элементы режима труда и отдыха. Периодич­ность труда и отдыха. Активный отдых дома и на при­роде. Влияние активного отдыха на здоровье.

Сон как элемент жизнедеятельности человека. Оп­тимальная продолжительность сна. Факторы, влияю­щие на спокойный глубокий сон. Режим сна. Правила ' подготовки ко сну.

Заключение. Повторите основные моменты и про­верьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

1. Дайте свое определение здорового образа жизни.

2. Назовите составляющие здорового образа жизни.

3. Что является основой здорового образа жизни?

4. Какие функции выполняет питание в жизнедеятель­ности человека? 5. В каком случае достигают полно­ценного, разнообразного и сбалансированного пита­ния? 6. Что такое режим питания и каким он должен быть? 7. Что входит в физическую и умственную на­грузку для школьников старших классов? 8. В чем проявляется умственное утомление человека? 9. Когда утомление может перейти в переутомление? Каковы причины переутомления? 10. Какое время суток наи­более благоприятно для любой работы? 11. В какие ча­сы у человека отмечается наиболее высокий уровень работоспособности? 12. Почему необходимо беречь свой сон? 13. Какое значение для здоровья имеет сон? 14. Что способствует быстрому засыпанию и глубоко­му сну?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.1, задания 50, 51, 52, 53.

 

 

Урок 3,4

Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека

Цель: познакомить учеников с общими понятиями о биоритмах, их влиянии на уровень деятельности человека.

Учебно-наглядный комплекс: таблица биоритмов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Рассказы учащихся.

Учащиеся рассказывают о долгожителях своей семьи и правилах, которым те следуют. Учитель комментирует ответы учащихся, оценивает их.

2. Анализ и сравнение рационов питания, представленных учащимися.

III. Изучение новой темы.

1.Рассказ учителя.

Биоритмы - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам - суточным (например, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (например, биологические процессы у I организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным * (изменение численности и активности животных, роста и развития

и др.). Наука о биологических ритмах - хронобиология. Существует сходное понятие «биологические часы». Это - способность животного и человека ориентироваться во времени; основана на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках - биологических ритмах.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий -с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

В недельном цикле биоритмов тоже есть период подъема эмоциональных и физических сил. Он приходится на вторник-четверг. Эти три дня наиболее благоприятны для выполнения ответствен-ных и сложных заданий. Воскресенье тоже можно отнести к периоду подъема, но его показатели соответствуют примерно 80 % от предыдущего периода.

Существуют такие же периоды в течение годового цикла. Оказывается, в первый месяц от даты рождения число лучших показателей по физической и эмоциональной направленности намного выше, чем в остальные. Кроме того, значительно выделялись из среднемесячных данных и 9, 10, 11-й месяцы от даты рождения. У спортсменов высокие результаты наблюдались в день рождения.

Есть основания предположить, что в годовом цикле существуют периоды максимальной и минимальной надежности организма (как биологической системы).

По наилучшему иммунному состоянию организма отмечается 1-й месяц от даты рождения, наихудший показатель - в 12-й месяц. Заболевания ОРЗ в первые 6 месяцев от даты рождения значительно реже, чем с 7-го по 12-й месяцы. Причем, наиболее выраженными были 7, 8-й и особенно 12-й месяц. Четко проявляются эти негативные месяцы при сопоставлении случаев летального исхода при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Обобщая материалы многих авторов, можно установить физическое и эмоциональное развитие определенными скачками у мальчиков: в 6-7, 9-10, 12-13, 15-18 лет. У девочек: в 7, 9, 11, 13, 15, 17 лет. Однако не все дети растут скачками, немало таких, у которых рост проходит монотонно, вяло, без выраженных рывков.

Существуют периоды повышенной утомляемости и раздражительности, ослабления общей иммунологии и снижения работоспособности: возраст 7,5-8, 13,5-14, 16,5-17 лет.

2. Т е с т «Кто рано встает...» «Сова» или «жаворонок» Утренние часы для работы и других занятий предпочитают люди, которых называют «жаворонки». «Совы» же деятельны по вечерам. Предлагаемый тест, напечатанный во французском журнале «Суар», позволит вам определить свою принадлежность к одной из двух категорий пернатых и понять, в какое время вы наиболее работоспособны.

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда 3

б) иногда 2

в) редко 1

г) крайне редко 0

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

а) после часа ночи 3

б) от половины двенадцатого до часа 2

в) от десяти до половины двенадцатого 1

г) до десяти часов 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый час после пробуждения?

а) солидный 3

б) обильный, но не очень калорийный 2

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда 1

г) хватит чашки чая или кофе 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) в первой половине дня 1

б) во второй половине дня 0

5. От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе 2

б) от вечернего чая 0

6. Легко ли вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приемом пищи?

а) очень легко 0

б) достаточно легко 1

в)трудно 2

г) привычек не меняю 3

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа 3

б) на час-два 2

в) менее чем на час 1

г) как обычно 0

8. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой

проверке.

а) отрезок оказался меньше минуты 0

б) отрезок оказался больше минуты 2

А теперь результаты Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы -«жаворонок». Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределенности типа. Вы аритмии, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность. От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остается добавить, что у каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.

IV. Итог урока.

Терминологический диктант.

На доске:

1. Психогигиена - это...

2. Суточный бюджет времени - это...

3. Биоритмы - это...

Домашнее задание: по приведенным данным определить, к какой группе вы относитесь. Проверить свои биологические часы.

 

 

Урок 5,6

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности.

Учебные вопросы.

1. Двигательная активность.

2. Закаливание организма.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:

а) иметь представление о значении двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека;

б) владеть навыками в выполнении физических упражнений для развития выносливости, ловкости, силы, быстроты, устойчивости к гипоксии.

Основное содержание урока.

Понятие о двигательной активности. Влияние физических упражнений на организм человека. Основные составляющие тренированности организма человека. Сердечно-дыхательная выносливость. Мышечная сила и выносливость. Средства развития силы мышц. Скоростные качества человека. Основные средства развития быстроты. Развитие гибкости. Упражнения, направленные на развитие гибкости.

Понятия о закаливании организма. Влияние регулярного закаливания на организм человека. Основные принципы закаливания. Закаливание как профилактика простудных заболеваний.

Закаливание воздухом. Воздушные ванны и процедуры. Порядок приема воздушных ванн.

Солнечные ванны. Правила приема солнечных ванн и их эффективность.

Закаливание водой. Наиболее распространенные и доступные методы закаливания водой.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

1. Что вы понимаете под двигательной активностью? 2. Какие физические качества надо иметь для обеспечения хорошего здоровья? Каковы пути их формирования? 3. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств. 4. В чем заключаются принципы закаливания? 5. Какие виды закаливания вы знаете?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.2, задания 54, 55, 56, 57, 58, 59.

 

 

Урок 7,8,9,10,11,12,13,14

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Профилактика наркомании.

Учебные вопросы.

1. Употребление табака и его влияние на организм человека.

2. Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека.

3. Наркомания и токсикомания.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о факторах, разрушающих здоровье человека.

Основное содержание уроков.

 

Понятие о табакокурении. Опасность табачного дыма для здоровья человека. Никотин и его опасность. Признаки отравления никотином. Вредное влияние угарного газа. Три стадии никотиновой зависимости. Воздействие табачного дыма на легочную и сердечно-сосудистую системы, на детородную функцию женского организма. Понятие о пассивном курении. Последствия пассивного курения. Рекомендации тем, кто хочет бросить курить..

Понятие об алкоголе. Злоупотребление алкоголем как социальная проблема. Разрушающее действие алкоголя на системы и органы человека. Разрушающее действие алкоголя (этилового спирта) на ткани. Влияние этилового спирта на печень. Влияние алкоголя на железы внут-ренней секреции. Воздействие алкоголя на головной мозг. Систематическое употребление алкоголя и социальная деградация личности. Развитие алкоголизма. Алкогольное отравление и его признаки. Первая медицинская помощь при алкогольном отравлении.

Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической зависимости от наркотика. Развитие физической зависимости от наркотика. Признаки наркоти-ческого отравления и оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Признаки отравления лекарственными препаратами и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы по теме.

1. Назовите и охарактеризуйте вредные привычки, разрушающие здоровье человека. 2. Какие компоненты содержит табачный дым? Как они воздействуют на организм? 3. Назовите три стадии никотиновой зависимости и коротко охарактеризуйте каждую из них. 4. Какое влияние оказывает табачный дым на организм девушки (женщины)? 5. Кто такие пассивные курильщики? Какому риску они подвергаются? 6. На какие органы человека воздействует алкоголь и как это происходит? 7. Назовите степени алкогольного опьянения и охарактеризуйте их. 8. В чем различие между пьянством и алкоголизмом? 9. Какие признаки характерны для алкогольной болезни? 10. Расскажите о наркомании и токсикомании. Что между ними общего и какие различия? Назовите их признаки.11. С чем связано развитие психической зависимости от наркотика?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.3, задание 60, 61, 62, 63.

 

Использованная литература.

1. Экспериментальная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности"

(авторы В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов)

2. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ. Книга для учителя. Москва

"Просвещение" 2001.

3. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. АСТ Астрель Москва 2002.

4. Основы военной службы. Примерная региональная программа ОБЖ для средних общеобразовательных учебных заведений Татарстана. Школа. Казань. 2002г

5. Общевоинские Уставы ВС РФ. - М., 1994.

6. Основы военной службы. Программа углубленного изучения курса ОВС для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан. Школа. Казань. 1998г.

7. Основы безопасности жизнедеятельности Поурочные планы 10 класс по учебнику А.Т. Смирнова Издательство «Учитель» Волгоград

8. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс Методическое пособие. Издательство «Дрофа» Москва 2004

9 Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке Под общей редакцией Ф.Е. Штыкало.

 

Раздел 2: Основы военной службы.

Урок 15,16

Автомат Калашникова.

Цель. Изучить с учащимися назначение и устройство частей и механизмов автомата, различных видов боевых патронов. Воспитывать любовь к стрелковому оружию, добиваться бережного об-ращения с автоматом, боевыми и учебными патронами.

Учебные вопросы. 1. Назначение и устройство частей и механизмов автомата. 2. Назначение и устройство боевого патрона.

Место. Военный кабинет.

Метод. Рассказ с показом, упражнения.

Материальное обеспечение. Автомат Калашникова, плакат «Автомат Калашникова», учебные патроны, плакат (рисунок) боевого патрона.

Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть —5 мин.

1-й учебный вопрос — 28 мин. При отработке вопроса следует проверить знания учащихся, полученные ими на предыдущих занятиях» Необходимо разобраться в том, как учащиеся усвоили названия основных частей автомата. Затем, пользуясь методами рассказа с показом, восстановить в памяти обучаемых общее устройство автомата.

Далее в порядке последовательности объяснить назначение частей и механизмов автомата. При этом необходимо, чтобы имеющиеся автоматы поочередно находились в руках учащихся, которые повторяли бы все действия военного руководителя. Полученные знания необходимо закрепить.

Вопросы для закрепления. 1. Для чего служит ствол автомата? 2. Расскажите об устройстве ствола. 3. Для чего служит ствольная коробка? 4. Каково предназначение прицельного приспособления? 5. Каково предназначение затворной рамы с газовым поршнем? 6. Каково предназначение ударно-спускового механизма?

2-й учебный вопрос—7 мин. Назвав и показав в натуре и на плакате (рисунке) боевой (учебный) патрон к автомату Калашникова и малокалиберной винтовке, военный руководитель должен рассказать обучаемым о назначении и устройстве боевого и учебного патронов. Затем пояснить назначение и разновидность пуль.

Для повторения изученного рекомендуется опросить четырех-пятерых учащихся.

Вопросы для закрепления. 1. Каково назначение боевого патрона? 2. Назовите основные части боевого патрона. 3. В чем назначение пули и каковы разновидности ее? 4. Для чего служат гильза, пороховой заряд, капсюль?

Заключительная часть—5 мин.

 

Урок 17

История создания и развития Вооруженных Сил России

Учебные вопросы.

1. История создания Вооруженных Сил России.

2. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века.

3. Военная реформа Петра I

4. Военные реформы в России в 1905—1912 годах и их особенности.

5. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение

6. Создание Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 году.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о развитии Вооруженных Сил Российской Федерации и их роли в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Основное содержание уроков.

Урок по первому учебному вопросу (1 час). Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I в первой четверти XVIII века, создание регулярной армии и флота. Военные реформы 1860—1870 годов под руководством военного министра Д. А. Милютина, их особенности. Военные реформы в России в 1905—1912 годах и их особенности.

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Создание Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 году.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы по первому учебному вопросу темы.

1. Назовите наиболее известные военные реформы, проведенные в России. 2. В чем заключалась военная реформа Ивана Грозного? 3. С какой целью была проведена реформа армии при Петре I? 4. Какими причинами были вызваны военные реформы в России во второй половине XIX века?

Домашнее задание. Раздел III, глава 1, тема 1.1, задание 64.

 

Урок 18

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

 

 

Урок 19,20

Организационная структура Вооруженных Сил России, виды Вооруженных Сил и рода войск

Учебные вопросы.

1. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение.

2. Сухопутные войска.

3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).

4. Военно-Морской Флот (ВМФ).

5. Ракетные войска стратегического назначения.

Основное содержание урока.

Понятие о Вооруженных Силах. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска. История их создания, предназначение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Мотострелковые войска — их структура и назначение. Танковые войска — главная ударная сила Сухопутных войск, их назначение и оснащение. Ракетные войска и артиллерия, их назначение и вооружение. Войска противовоздушной обороны, их назначение. Армейская авиация и ее предназначение.

Военно-Воздушные Силы (ВВС). История их создания и предназначение. Классификация авиации в соответствии с боевыми задачами и характером действий. Вооружение ВВС.

Военно-Морской Флот (ВМФ). История его создания и предназначение. Рода сил, входящие в ВМФ (надводные, подводные, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска, морская пехота). Состав ВМФ (флоты, флотилия, военно-морская база).

Ракетные войска стратегического назначения. История их создания, предназначение, уровень боеготовности, вооружение.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Основные боевые свойства ВДВ.

Тыл Вооруженных Сил. История создания, предназначение и задачи. Состав Тыла Вооруженных Сил. Специальные войска Тыла Вооруженных Сил.

Специальные войска, их предназначение и подчинение. Состав специальных войск Вооруженных Сил. Инженерные войска, их предназначение и задачи. Войска связи и их предназначение. Войска радиационной, химической и биологической защиты, их состав и предназначение.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение Вооруженных Сил, назовите их состав и предназначение. 2. Какие качества характерны для Ракетных войск стратегического назначения? 3. Дайте определение Сухопутных войск и назовите их состав. 4. Коротко охарактеризуйте рода войск, входящие в Сухопутные войска. 5. Какие задачи возлагают на Военно-Воздушные Силы? 6. Расскажите о предназначении и составе Военно-Морского Флота. 7. Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил? Какие звенья входят в его систему? 8. Назовите состав специальных войск и охарактеризуйте их основные составляющие.

Домашнее задание. Раздел III, глава 1, тема 1.2, задание 65.

 

Урок 21

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Учебные вопросы.

  1. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их со­здания и предназначение.
  2. Сухопутные войска.
  3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).
  4. Военно-Морской Флот (ВМФ).
  5. Ракетные войска стратегического назначения.

Основное содержание урока.

Поня­тие о Вооруженных Силах. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Организационная структура Вооружен­ных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска. История их создания, предназ­начение и задачи. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Мотострелковые войска — их структура и на­значение. Танковые войска — главная ударная сила Сухопутных войск, их назначение и оснащение. Ра­кетные войска и артиллерия, их назначение и воору­жение. Войска противовоздушной обороны, их назна­чение. Армейская авиация и ее предназначение.

Военно-Воздушные Силы (ВВС). История их созда­ния и предназначение. Классификация авиации в со­ответствии с боевыми задачами и характером дейст­вий. Вооружение ВВС.

Военно-Морской Флот (ВМФ). История его созда­ния и предназначение. Рода сил, входящие в ВМФ (надводные, подводные, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска, морская пехота). Со­став ВМФ (флоты, флотилия, военно-морская база).

Ракетные войска стратегического назначения. Ис­тория их создания, предназначение, уровень боеготов­ности, вооружение.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) как род войск, их предназначение, состав и вооружение. Основные боевые свойства ВДВ.

Тыл Вооруженных Сил. История создания, пред­назначение и задачи. Состав Тыла Вооруженных Сил. Специальные войска Тыла Вооруженных Сил.

Специальные войска, их предназначение и подчи­нение. Состав специальных войск Вооруженных Сил. Инженерные войска, их предназначение и задачи. Войска связи и их предназначение. Войска радиаци­онной, химической и биологической защиты, их со­став и предназначение.

Заключение. Повторите основные моменты и про­верьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение Вооруженных Сил, назовите их состав и предназначение. 2. Какие качества харак­терны для Ракетных войск стратегического назначе­ния? 3. Дайте определение Сухопутных войск и назо­вите их состав. 4. Коротко охарактеризуйте рода войск, входящие в Сухопутные войска. 5. Какие задачи воз­лагают на Военно-Воздушные Силы? 6. Расскажите о предназначении и составе Военно-Морского Флота. 7. Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил? Какие звенья входят в его систему? 8. Назовите состав специальных войск и охарактеризуйте их ос­новные составляющие.

Домашнее задание. Раздел III, глава 1, тема 1.2, задание 65.

 

 

Урок 22 Прохождение военной службы по контракту.

 

Урок 23. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Урок 24.

История создания Вооруженных Сил России.

 

Цели урока:

познакомить учащихся с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке;

научить учащихся пользоваться исторической литературой

продолжить патриотическое воспитание учащихся

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

определить уровень усвоения темы “История создания Вооруженных сил России в дореволюционной России”;

осуществить первичный контроль усвоения нового материала. (тестирование)

Оборудование:

учебное пособие “Основы безопасности жизнедеятельности”;

тесты по теме “ История создания Вооруженных сил России в дореволюционной России ”.

мультимедиа проектор для презентации по уроку.

презентация

План урока

Организационный момент.

Постановка цели.

Закрепление изученного материала.

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Организационный этап урока.

Проверить по списку учащихся.

Ознакомить учащихся с темой урока.

Цель урока. Сегодня на уроке вы узнаете об истории создания Вооруженных Сил России ХХ века, как одного из важнейших факторов обеспечения безопасности нашей страны и ее населения. Узнаете историю военных преобразований в России.

Закрепление изученного материала. Проверим ваши знания за предыдущие уроки, для чего пройдете тестирование. Я раздам вам, листочки с вопросами и вариантами ответов 1 и 2 варианту, подпишите на них свою фамилию. Время работы: 10 минут.

Критерии тестирования:

Менее 3 правильных ответов это оценка “2”

3 правильных ответов это оценка “3”

4–5 правильных ответов это оценка “4”

6 правильных ответов это оценка “5”

– Поднимите руки, кто получил за тест “5”? “4”? “3”?

Изучение нового материала.

Учебные вопросы:

История создания Вооруженных Сил России – один из важнейших факторов обеспечения безопасности нашей страны и ее населения.

Предназначение Вооруженных Сил РФ.

Реформирование Армии и Флота.

После Октябрьской революции 1917г. старая русская армия прекратила свое существование. Взамен нее была создана Красная Армия, в последующем Вооруженные Силы Советского Союза.

Октябрьская революция 1917 г. положила конец участию России в первой мировой войне.

В марте 1917 г. прекратило свое существование российское самодержавие, и страна встала перед историческим выбором государственно-политического устройства.

В России складывается особый тип государственности – советский. Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны.

В январе 1918 г. были изданы декреты "Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии "(РККА), и "О роспуске русского флота и организация Социалистического Рабоче-крестьянского красного флота (СРККФ) на добровольной основе". К началу 1918 г. в Красной гвардии (вооруженных отрядах рабочих) насчитывалось 460 тыс. человек.

И несмотря на то, что добровольный принцип комплектования Красной Армии просуществовал всего лишь с февраля по лето 1918 г., он обеспечил формирование ВС Советской России из наиболее преданных новой власти людей, одновременно оградив армию от проникновения в ее состав чуждых по тому времени классовых элементов.

Однако комплектование РККА только на добровольной основе не могло обеспечить растущие потребности новой армии в личном составе, затрудняло подготовку резервов, препятствовало плановому началу функционирования и развития системы безопасности страны. Поэтому 28 мая 1918 г. ВЦИК (высший законодательный орган страны в перерывах между съездами Советов) принял постановление об обязательной военной службе всех граждан Советской России.

Молодая Красная армия, красногвардейские отряды, моряки Балтийского флота героически отражали натиск германских войск. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную армию для защиты отечества и в честь мужественного сопротивления отрядов Красной армии германским захватчикам день 23 февраля 1919 г. был выбран как воинский праздник нашей страны.

После ряда реорганизаций в Красной армии были восстановлены единоначалие, обязательный, а не добровольный характер военной службы, а также введены новые воинские звания, боевые награды, строгая дисциплина. Боеспособность новой армии проверялась в ходе Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг., в районе реки Халхин-Гол летом 1939 г. Определенный опыт широкомасштабных боевых действий нашими вооруженным силам довелось получить и в неудачной советско-финской войне 1939-1940 гг. Одновременно предпринимались активные усилия по техническому переоснащению армии. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения (танки, самолеты, артиллерия и др.).

Начало второй мировой войны (01.09.1939), развязанной Германией, было ознаменовано принятием нового союзного Закона “О всеобщей воинской обязанности”, который снимал имевшиеся ранее классовые ограничения в военной службе и закреплял кадровый принцип строительства Вооруженных Сил СССР.

Всеобщая воинская обязанность стала законом, военная служба в рядах ВС – почетной обязанностью, а защита Отечества объявлялась, священны долгом каждого гражданина страны. Создав мощные вооруженные сипы, фашистская Германия поставила на колени всю Европу и вознамерилась двигаться по пути прежних рыцарских орденов – в сторону России.

В этих условиях Советское правительство начало принимать активные меры по укреплению обороноспособности страны. За пять лет (1935–1941 гг.) численность Вооруженных Сил возросла более чем в 5 раз. Были приняты дополнительные меры по ускорению разработки новых образцов боевой техники и вооружения. В войска стали поступать автоматические винтовки, пистолеты-пулеметы, ставшие легендарными средний танк Т-34 и штурмовик Ил-2, истребители Як-1, МиГ-3 и другие новые, передовые на тот период времени виды вооружения.

В ВМФ создаются подводный флот, легкие надводные корабли и морская авиация. Создается новый род войск – воздушно-десантные войска.

Однако события в мире развиваются трагически. Нарушив договор о ненападении, 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину.

В этот сложный для нашей страны период отечественная военная школа выдвинула ряд талантливых полководцев, к которым можно отнести: Г.К.Жукова, А.М.Василевского, К.К.Рокоссовского, И.Ф.Ватутина, И.С.Конева и др. военачальников, которые привели Советскую Армию к Победе.

В Великой Отечественной войне советские воины неопровержимо доказали свое превосходство над врагом, показав образцы ведения современного боя и блестяще осуществленные военные операции (под Сталинградом, Курском и Берлином).

В послевоенные годы открытия в науке привели к появлению принципиально новых видов оружия и средств его доставки. Прежде всего, это ракеты. В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР – ракетные войска стратегического назначения.

Ракетные войска стратегического назначения – это войска высокой боевой готовности. Конечно, постоянно совершенствуются и Военно-воздушные силы, и Военно-Морской Флот. Подлинный переворот в ВВС и ВМФ вызвало внедрение реактивных двигателей в авиации и атомных силовых установок на надводных кораблях и подводных лодках.

Довольно неожиданный распад огромного сводного государства СССР перед независимой Россией поставил вопрос о формировании своих национальных, российских Вооруженных Сил.7мая 1992 г. Президентом РФ был издан Указ “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”. Этот день, 7 мая, отмечается теперь как День Вооруженных Сил России.

Среди принципов, лежащих в основе строительства ВС РФ, в указе перечисляются такие:

– создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту;

– укрепление единоначалия и поддержание постоянной боеготовности войск;

– учет национально-исторических традиций и норм международного права, а также мирового опыта военного строительства в современных условиях.

В соответствии с данным указом был разработан и принят в 1993 г. российский Закон “О воинской обязанности и военной службе”, действие которого длилось всего 5 лет.

В 1998 г. был принят новый закон “О воинской обязанности и военной службе”.

В статье 10 Закона Российской Федерации “Об обороне” определено, что Вооруженные силы Российской Федерации – государственная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.

Исторический опыт свидетельствует: военная реформа является наиболее рациональным и испытанным способом приведения отставшей в своем развитии армии в соответствие с велением времени. Умелое проведение военной реформы в интересах национальной безопасности страны всегда способствовало повышению духовно-нравственного настроя на только в Вооруженных силах, но и во всем обществе.

Военные реформы в Вооруженных силах проводятся и сейчас, как вы наверняка знаете это сокращения срока срочной службы до 1 года.

И хотелось бы мне еще отметить два указа Президента РФ, подписанные в 2007 году это Указ “Об охране и круглосуточном патрулировании воздушных границ” и Указ “Об охране и круглосуточном патрулировании водных границ” которые не охранялись в России с 1992 года.

Нынешняя армия – наследница славных традиций и побед русской армии дореволюционного времени. В то же время Российская армия является прямой наследницей боевой славы и опыта Советских Вооруженных сил, одержавших блистательную победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)

Учитель рассказывает материал по презентации к уроку.

Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления, изученного материала.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Запишите в дневники домашнее задание параграф 5.2 страница 211.

 

Урок 25.

Воинская обязанность.

 

Цели урока:

Подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме.

Познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обязанности.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран;

лицензионный диск с конспектами уроков по ОБЖ для 11 кл. (серия «Кирилл и Мефодий»);

карточки для проверки домашнего задания, для игры «Обратись по воинскому званию».

План урока:

Организационный момент приветствие, сообщение целей урока.

Работа устно:

Самостоятельная работа.

Игра «Обратись по воинскому званию».

Изучение новой темы.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Ход урока

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными понятиями о воинской обязанности: познакомимся с нормативными документами, которые определяют обязанности граждан перед обществом, оговорим составляющие и основные направления воинской обязанности, история создания воинского учета и порядок постановки на воинский учет.

2. Однако, перед изучением нового материала повторим и проверим как вы усвоили воинские звания вооруженных сил РФ.

Каждому ученику раздаются карточки с изображением воинских званий на погонах (на каждой карточке 10 шт). В течение 4-5 мин. учащиеся должны подписать соответствующее воинское звание.

Игра «Обратись по воинскому званию». Каждому учащемуся выдается карточка с изображением воинского звания на погоне. Сидящие рядом учащиеся должны определить звания по старшинству и обратиться соответствующим образом к более старшему по званию.

 

3. Открыли тетради, запишем дату и тему урока.

1) Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществляется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ). Усвоение данного раздела будет способствовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (а может, флотской) среды. Кроме того, должен обеспечить вас достаточными правовыми знаниями в области воинской службы, о своих правах и обязанностях как воина Вооруженных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.

В процессе изучения раздела мы с вами познакомимся с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами ВС РФ, предназначением видов и родов войск, уясним роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данной темы позволит вам проникнуться чувством уважения к ВС РФ.

Многие из вас могут задать вопрос: «А зачем мне это нужно?». Обращаю ваше внимание на то, что данная обязанность прописана в ст. 49 Конституции РФ, определена законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в статье 11.

В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

- Какие основные виды деятельности человека вам известны?

(Основные виды деятельности: труд, учение, игра.)

На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, труженником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять за себя и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою родину.

- Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о назначении и составе ВС РФ на всех уровнях на современном этапе?

(Ответы учащихся.)

Действительно, несмотря на смягчение международной обстановки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.

- Приведите примеры, конкретные факты, события в мире.

(США, Грузия, НАТО, ПРО и т.д.)

- Для чего же созданы ВС РФ?

(Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосноввенности ее границ.)

Какие же основные задачи стоят перед ВС в различных условиях внутренней и международной обстановки? Отдельные формирования ВС могут привлекаться для ликвидациивооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локаплизации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.

Военная служба, как и любая денятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дислокации части, особенностями воинского коллектива. К сожалению, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления? Армия – часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране: она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо прежде всего морально, психически и физически.

Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба – это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флотееще и школа воспитани, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане, закаляется духовно и физически. Ещё А.В.Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.

Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого вооруженного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни. Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы. Военная служба – эффективное средство нравственного воспитания.

- Как, по вашему, проявляются нравственные отношения в условиях военной службы?

(Нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, далее к самому себе.)

Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Ещё Н.В.Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества». В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует жорошей эмоциональной подготовки, специальных знаний. Зачастую во время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.

Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Причем уволенные в запас военнослужащие до сих пор пользовались преимущественным правом при поступлении в ВУЗы, а рекомендация командира давала право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах. В настоящее время изменения условий поступления в ВУЗы и ССУЗы в связи с введением ЕГЭ возможно и изменение льгот для уволенных в запас.

Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют всю его последующую жизнь. Известный писатеь Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы ВОв. Будучи уже зрелым человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот ему дал профессию, а главное – воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.

(Примеры из современной жизни.)

2) Запишем в тетради основные составляющие воинской обязанности:

Воинский учет.

Обязательная подготовка к военной службе.

Призыв на военную службу.

Прохождение военной службы.

Пребывание в запасе.

Призыв на военные сборы и их прохождение.

Основополагающим документом для военнообязанных является Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года. Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие особенности военной службы, - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.

3) А сейчас мне хотелось бы остановится на истории создания воинского учета. История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования ВС личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению. Система комплектования складывалась постепенно:

В 1705 г Указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г по 5-7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру I к 1725 г иметь 220-тысячную регулярную армию.

В 1874 году в результате проведения военных реформ,автором которых был военный министр вооруженных сил России Д.А.Милютин, произошло дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск. Была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы, которая распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году. Общий срок службы устанавливался в – 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет – на пребывание в запасе. Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877-1878) всего за четыре недели провести мобилизацию русской армии.

В 1897-1917 гг комплектование русской армии осуществлялось в соответствии с Уставом о воинской повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно: молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск – в 17 лет, из них: 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе. Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, - в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

4. Вопрос классу:

Каковы основные понятия о воинской обязанности?

Какой личный вывод вы сделали о нужности изучения данной темы?

5. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Что включает в себя воинская обязанность?»

 

 

Урок 26,27

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное со-держание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с содержанием обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и требованиями по подготовке молодежи к военной службе через приобретение воинских специальностей.

2. Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.

Задачи урока:

1. Обучающие: изучить основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям, знакомство с дополнительными образовательными программами военной подготовки несовершеннолетних и подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

2.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

Планируемые результаты:

1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).

2.Формирование внутренней готовности к военной службе по призыву.

Вопросы урока:

Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Учебно - методическое сопровождение урока:

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе».

Слайд презентация по теме урока.

Схемы и таблицы для изучения нового материала.

Карточки для проверки пройденного материала закрепления нового.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

II. Проверка пройденного материала.

Повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель: Перед тем как мы начнем изучение новой темы урока проверим как вы усвоили обязанности граждан по воинскому учету.

Предлагает учащимся выполнить варианты самостоятельной проверочной работы по теме: «Воинский учет. Медицинское освидетельствование при первоначальной постановке на воинский учет».

Проверочная работа

Вариант 1

Вариант 2

1.В чём заключается воинский учёт и кем он ведётся?

1. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

2. Перечислите исключения, когда граждане освобождаются от воинского учета.

2. Какие виды воинского учета вам известны?

3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство?

3.Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывника?

 

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы, предложить учащимся отгадать загадки.

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было …

(Войны)

Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.

Есть такой же и в пехоте -

Дружим с рацией не зря!

(РАДИСТ)

Родина дала приказ,

И он сразу на Кавказ!

Прыгнул ночью с парашютом -

Дорога, порой минута!

(ДЕСАНТНИК)

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню».

(ТАНКИСТ)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)

Я современный «Бог войны»,

Защитник рубежей страны.

Ведь, прежде, чем пойти на бой,

Меня пускают на «разбой».

(АРТИЛЛЕРИСТ)

«Там, где мы, там — победа!» -

Девиз наш славный, боевой.

Мы с моря на берег из века,

Бежали «каменной» стеной!

(МОРСКОЙ ПЕХОТИНЕЦ)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

(ПОГРАНИЧНИК)

Вступительная часть.

Учитель: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для того чтобы освоить военные специальности о которых шла речь в загадках нужно изучать предмет ОБЖ и заниматься техническими и военно-прикладными видами спорта.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке определяемом Правительством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

IV. Изучение нового материала.

Сообщение нового материала в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с выводами).

1. Ознакомление с положением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Учитель: Исходя из стать 11 этого закона обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении;

- военно-патриотическое воспитание;

- подготовку к военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

- медицинское освидетельствование.

Используя схему №1 рассматриваем то, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе. (Приложение №1)

2. Объяснение понятия обязательной подготовке граждан к военной службе.

Обязательную подготовку граждан к военной службе условно можно разделить на два периода.

Запись в тетради определений.

Первый период- подготовка к военной службе граждан допризывного возраста. Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет. (Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет)

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет).

Более подробно рассмотрим подготовку в таблице. (Приложение № 2)

 

Учитель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.

3. Разъяснение основных требований к молодежи призывного возраста при подготовке их к воинским специальностям.

Следует обратить внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, познакомить их с воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.

Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качеств к ним.

Профессиональный психологический отбор проводят специалисты. В своей работе они используют методы социально-психологического изучения и психофизического обследования. Соответствие или несоответствие конкретного лица определенной должности, специальности и рода войск устанавливают при помощи специально разработанной классификации.

(Приложение № 3). Работа с таблицей.

По результатам профессионально психологического отбора выносят оценку профессиональной пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности.

4. Объяснение понятия «добровольная подготовка граждан к военной службе»

Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- занятия военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а так же по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. (Приложение 4)

Первое - граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности. (Приложение № 5)

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущество при поступлении в учебные заведения военного профиля, а так же право выбора вида и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Второе – добровольная подготовка к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов.

V. Закрепление материала.

Закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы: беседа, тест.

Беседа по итогам рассказа учителя.

Вопросы:

1. Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошел медицинскую комиссию, поставлен на воинский учет, но к службе в рядах Вооруженных Сил не успел приступить).

2. Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для учеников наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в группе, способности руководить и подчинятся. Каждому допризывнику необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определенной военной профессии.)

3. Как следует готовить себя к военной службе? (Для этого нужно читать книги о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своем будущем, готовиться к нему. А также ответственно относится к учебе, заботится о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, изучать я Родины и своего края. Идти служить в ряды Вооруженных Сил надо осознано, зная, что и от кого ты будишь защищать)

4. Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Призывники знакомятся с основами военной службы по призыву и, по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкомата в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществ))

Учитель предлагает учащимся закрепить материал урока с помощью теста.

Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

Занятие военно-прикладными видами спорта;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовка к военно-учетным специальностям.

Что предусматривает обязательная подготовка граждан к военной службе?

1.Обучение по программе офицеров запаса;

2. Получение начальных знаний в области обороны;

3. Занятия военно-прикладными видами спорта.

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учет осуществляется в период:

1. с 1 января по 1 апреля в год достижения ими возраста 17 лет;

2. с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет;

3. с 1 января по 31марта в год достижения ими возраста 16 лет.

Согласно психологической классификации воинских должностей на командные должности целесообразно готовить и назначать граждан, имеющих следующие гражданские специальности:

1. бригадир;

2. токарь;

3. радиооператор;

4. учитель;

5. пожарный;

6. воспитатель.

Перечислите наиболее массовые военно-прикладные виды спорта, культивируемые в Вооруженных силах Российской Федерации.

1. автомобильный (мотоциклетный);

2. гребно-парусный;

3. футбол;

4. плавание прикладное;

5. хоккей с мячом;

6. военно-спортивное ориентирование;

7. парашютный спорт;

8. стрельба пулевая;

9. стрельба из лука.

VI. Подведение итогов

Рефлексия урока.

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Выводы.

1.Сегодня мы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской армии. И все эти качества связаны с понятием патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Армия по- прежнему является «школой мужества» для большинства молодежи, пройти которую должен каждый мужчина.

2. В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно- учетным специальностям. Допризывники имеют право на занятия военно-прикладными видами спорта. Несовершеннолетние граждане занимаются по дополнительным программам, имеющим целью военную подготовку.

Вопросы на понимание изученного материала.

1. Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

2.Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

3. Для кого предусмотрена подготовка по военно-учетным специальностям?

4. Что предусматривает добровольная подготовка граждан к военной службе?

Домашнее задание.

Используя раздел «Дополнительные материалы», подготовьте сообщение «Порядок подготовки офицеров для прохождения службы по контракту на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования»

 

 

Урок 28

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

 

 

Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.

Задачи:

Образовательная задача: дать понятие, что такое воинский долг и патриотизм.

Развивающие задачи: познакомить с героическим прошлым нашего Отечества и развивать у учащихся чувство личной ответственности за его защиту.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории;

воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны и локальных войнах;

прививать уважение к военнослужащим.

Оборудование: компьютер, классная доска, фотографии, презентации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о качествах защитника Отечества, о военнослужащих и их обязанностях. О днях воинской славы.

Запишите тему урока и обратите внимание на ключевые вопросы урока:

Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.

Обязанности военнослужащего.

Духовные качества воинов.

Примеры беззаветного служения Родине защитников Отечества.

III. Бес


<== предыдущая | следующая ==>
Список источников и литературы, необходимый при прохождении практики | Этапы и структура урока.

Date: 2016-07-25; view: 681; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию