Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интегративные тенденции в развитии современной науки ее меж- и трансдисциплинарный характер.





основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в.:1. Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации и увеличение роста научной продукции, что затрудняет обмен научными идеями (большую часть времени учёные тратят на поиск информации, нежели на творческое решение проблем, поэтому быстрее решить проблему, чем найти информацию о том, как это делают другие учёные, учащаются случаи дубляжа научных открытий и технических изобретений). Отсюда возрастает необходимость создания масштабных справочных трудов, энциклопедий, словарей, а также разработки «метанаук» для разработки различных знаний, формализованных языков для обработки опытных данных. 2. Дифференциация и интеграция научного знания, когда на рубеже XVI-XVII в. из философии начали выделяться новые научные дисциплины и превращаться в самостоятельные науки и внутринаучные «разветвления». В свою очередь, философия также начинает члениться на ряд философских дисциплин: онтологию, гносеологию, этику и т.д. Следствием дифференциации наук становятся «пограничные» и «стыковые» науки. Одновременно с дифференциацией происходит процесс интеграции, т.е. синтез наук и научных дисциплин, объединение их методов, стирание грани между ними и формирование таких междисциплинарных направлений, как кибернетика, синергетика, на основе которых формируются интегрированные картины мира, объединяющие естественнонаучные, философские и общенаучные знания. Возникают научные дисциплины, находящиеся на стыках трёх и более наук (биогеохимия). Таким образом, развитие современной науки характеризуется диалектическим взаимодействием противоположных процессов – дифференциации и интеграции.3. Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена внаучном сообществе. О роли математики в развитии науки говорили Эвклид,Демокрит, Пифагор. Особое значение ей придавал Галилей, утверждавший, что«книга Вселенной написана на языке математики», но прочитать её сможет только тот, кто знаком с этим языком. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания и необходимости их количественного анализа, что говорит об уровне зрелости науки. Этот процесс в каждой частной науке начинается на зрелом этапе её развития. Применение математических методов расширяет возможности концентрации научной информации, увеличивает её ёмкость и расширяет поле формализации, но одновременно отрывает её от наглядности и практической проверки полученных результатов. 4. Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Если метод – это совокупность правил и приёмов получения новых знаний, а методология – это учение о методах получения знания и принципов создания новых методов, то метатеория– это выход на новый уровень логических возможностей, когнитивно-ценностных установок, который возможен только на рефлексивном уровне развития самойнауки, поэтому её основными методами являются рефлексия, конструирование и трансцендентальный анализ. 5.Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». Наука стала предопределять практику и многие производственные процессы рождаются в научных лабораториях. Наука становится предпосылкой технической революции.

Частными проявлениями интегративной тенденции в 19 - 20 столетиях стали:

в области сближения науки и религии: (появление внутри католической конфессии Папской Академии наук и сходных академий на почве других религий, конфессий и церквей;выдвижение идеи синтеза науки и религии на пути построения принципиально нового мировоззрения, частными случаями которого являются религия, наука, философия, искусство, эзотеризм;); в области сближения науки с искусством, эзотеризмом следует отметить активное проникновение науки в искусство - появление новых научных понятий, методов, которые нашли успешное применение в искусстве и буквально преобразовали формы художественного выражения наших переживаний - это фотография, кино, телевидение, лазеры, информационные технологии, фракталы, когнитивная компьютерная графика и компьютерная музыка, стихосложение и многие другие - как в сфере искусств, основанных на зрении, так и в сфере искусств, базирующихся на слухе. Кроме того, активизировалось проникновение искусства и эзотеризма в науку, в частности, в виде попыток реанимации полузабытых альтернативных программ развития науки - например, оптики, герметизма, алхимии. Существуют и обратные попытки перенести типично художественные приемы в научное творчество - у Мориса Эшера, при использовании компьютеров в геометрии (в работе топологов с целью выработки интуиции, предчувствия свойств многомерных объектов) и т.п.

Внутринаучной стала интегративная тенденция к сближению математики, естественных и гуманитарных наук. Происходит активный перенос естественнонаучных понятий и методов в историю, филологию, юриспруденцию, психологию, искусствознание (что было и сотни лет назад). Также и науки о человеке и обществе начали влиять на физику, биологию, технические дисциплины. Появились и новые "естественно-гуманитарные" направления, например, экология, также комплекс проблем, условно называемых "психо-физикой".


Date: 2016-07-05; view: 716; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию