Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На пути к эколого-безопасному обществу:..





Несомненно ожидается, что и 21 век будет веком стремительного развития техники. Но будет ли он лучше? Но будет ли жизнь людей качественно лучше? Однозначно положительный ответ, исходя из состояния мира конца 20 века мы получить не можем.

Действительно, сохраняющиеся в последние десятки лет тенденции в разрушение природы, увеличение объемов отходов и выбросов газов (как следствие - изменяющие даже климат), энергетический кризис, продовольственный, демографический и социальные проблемы в ещё более обостренном виде переходят в 21 век. Прошедшие годы показали, как выявилось на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по устойчивому развитию в 1997г., мир двигался не к устойчивому развитию и равным экологическим правам и ответственности, а по пути наращивания неустойчивого потребления, что выгодно менее 1% населения держателей акций ТНК, а в международном плане происходит процесс сближения ООН и правительств с крупным бизнесом (ТНК(транс-нац. корпорации)).

И это неудивительно, ведь до сих пор в мире господствуют либеральные, буржуазные ценности технократической цивилизации -стран Запада. Предполагаемое ими будущее, это господство "золотого миллиарда" - т.е. населения этих стран. Отражение либерально технократических ценностей в экологии является, выдвинутая лидерами международной организации "Зеленый крест" идея "сегрегационной депопуляции" (т.е. выборочного уничтожения), из-за экологических проблем и ограниченности ресурсов на Земле должно остаться "примерно миллиард из числа людей с довольно приличным уровнем жиз-

ни". Развал Союза ССР как бы дал дополнительные аргументы Западу. Но взрывы атомных бомб в Индии и Пакистане говорят о том, что Третий мир не намерен терпеть господство "золотого миллиарда" и здесь перспектива всеобщий хаос и война.

Но есть альтернатива: переход к духовно экологической цивилизации с сохранением и развитием природного и национального многообразия планеты, подчинения экономики приоритетам развития традиционного общества т.е. духовным, национальным, идеи взаимопомощи.

Альтернативный, новоцивилизационный подход вырабатывает и новые требования к технике, выдвигается концепция оберегающего технического прогресса из 3-х принципов: принцип цели развития, принцип не повреди, принцип замкнутости, безотходности.

Таким образом неизбежен новый мир - духовно-экологическая цивилизация и будущее за теми технологиями которые смогут ответить на этот вызов.


71. «Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской нац-й культуры и государственности…

Наиболее глубоким и противоречивым феноменом развития человечества в начале XXI в. является стремительный процесс глобализации, трансформирующей все цивилизационное пространство. Впервые за всю историю под угрозой оказалась сама система цивилизационного устройства мира. Это требует осмысления как сути этого вызова, так и возможного ответа на него локальных цивилизаций.

Унифицирующие тенденции глобализации. Опасность уничтожения пестрой палитры локальных цивилизаций проистекает из самой сущности современной модели глобализации, реализуемой при лидерстве и в интересах западных цивилизаций и ТНК. Какие черты этой модели особенно опасны для судеб цивилизаций? Во-первых, при преобладающей ныне неолиберальной модели глобализации стандартизируется по западным образцам система ценностей, составляющая суть, наследственный генотип, уникальность каждой цивилизации. Во-вторых, локальные цивилизации лишаются экономической самостоятельности, возможности осуществлять хозяйственную деятельность исходя из собственных интересов. Хозяевами всей планеты становятся мощнейшие ТНК. Они определяют структуру производства и собственности, направления движения товаров, услуг, капиталов на всемирном рынке. В-третьих, современная глобализация ориентирована на однополюсный мир, на диктат единственной сверхдержавы, присвоившей себе право изменять геополитическое пространство по собственному желанию, насаждать во всем мире идеалы западной демократии. В-четвертых, нынешняя модель глобализации унифицирует порядок использования природных ресурсов и охраны окружающей среды опять-таки в интересах богатых цивилизаций и ТНК, лишая иные цивилизации возможности самостоятельно распоряжаться своими природными богатствами и сохранять их для будущих поколений.

Человечеству вполне по силам изменить вектор, характер глобализации, придать ей «человеческое лицо», поставить на службу своим интересам, сохранив цивилизационное разнообразие как непременное условие своего выживания и устойчивого развития Концепция устойчивого развития и решения глобальных проблем на основе диалога и партнерства цивилизаций. С. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций: западную, православную, исламскую, китайскую, индийскую, японскую, латиноамериканскую, африканскую (южнее Сахары).

Представляется правомерным говорить о формировании в начале XXI в. 5-го поколения локальных цивилизаций, которые условно можно разбить на три группы:

западные — западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская (США и Канада), латиноамериканская, океаническая.

Формирование 5-го поколения локальных цивилизаций обусловлено рядом факторов:

в системе международных отношений на первый план выходят проблемы взаимодействия цивилизаций, альтернатива их столкновения либо диалога и партнерства;

Однако процесс формирования нового поколения локальных цивилизаций еще не завершен; он может затянуться до середины XXI в., а в составе этого поколения, весьма вероятно, произойдут некоторые изменения. В первую очередь это относится к восточноевропейской цивилизации, которая не имеет четко выраженного ядра. В 50—80-е годы она находилась под сильным влиянием евразийской цивилизации (СССР), входила в состав мировой системы социализма. В 90-е годы эта цивилизация обрела самостоятельные очертания, но ненадолго. С начала XXI в. она постепенно включается в западноевропейскую, входя в состав Европейского союза и НАТО.

Экспансия западноевропейской цивилизации распространяется и на составные элементы некогда единой евразийской цивилизации. Это прежде всего коснулось стран Балтии, на очереди Украина, Молдавия, Грузия. В отдаленном будущем могут возникнуть претензии на азиатскую часть России, если речь пойдет о фактическом разделе российской цивилизации. Это не означает, что Россия сойдет с исторической сцены, что ей не найдется места среди цивилизаций 5-го поколения. Более вероятно ее сохранение, но уже не как евразийской, а как российской или восточнославянской цивилизации. Но для этого она должна обрести второе дыхание, выработать и последовательно провести в жизнь стратегию прорыва в цивилизационное пространство XXI века.

Окончательный состав 5-го поколения локальных цивилизаций определится, вероятно, лишь к концу XXI в.; он может оказаться иным, чем в начале этого столетия.

Каждое государство занимает определенное место в географическом пространстве. Это означает, что развитие любого государства может быть в определенной степени обусловлено природными, климатическими и географическими факторами. Однако государство, как таковое — это результат не только природной деятельности, но в большей степени — продукт существования и исторического развития самого человеческого сообщества. Но сама природа не является единственным внешним фактором, влияющим на существование и развитие государства и общества. Другим таким фактором может быть деятельность соседних государств и обществ.

Можно утверждать, что географическое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего и внешнего развития государства, его силу и вес на международной арене.

На сегодняшний день Беларусь претендует на выполнение тех общецивилизационных задач, которые некогда выполняли Российская империя, СССР и должна была выполнять нынешняя Россия, а именно: сохранение православной религиозной традиции, всеславянского единства и противостояние Западной цивилизации в лице НАТО и ЕС. Беларусь, как славянское, православное государство, единственное из всех, кому удалось сохранить духовное и политическое наследие Советского Союза, обязана принять на себя миссию спасения восточнославянской цивилизации. Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации».

Таким образом, на современном этапе развития Беларуси политическая элита страны выработала следующие геополитические и политические принципы:

1. В силу сложившихся исторических традиций и имперских амбиций сегодня Запад объективно представляет угрозу для Востока, в том числе и для Беларуси и делает политическую изоляцию Беларуси вынужденной мерой.

2. Зависимость России от Запада ставит под угрозу отношения между двумя братскими государствами, что оправдывает действия белорусского руководства по свертыванию процессов интеграции и сводит отношения между Беларусью и Россией до уровня «холодного сотрудничества».


72. Смысл и предназначение истории…

История чел-ва - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций. Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса (которым м.б. либо личность либо целая структура); движущие силы определяются либо субъектами либо законами (НТР возникла из потребности общества).

Что мы понимаем под всемирно-исторической точкой зрения? Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека.

Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека. Сложившееся в нашем сознании (картина исторического развития) становится фактором наших стремлений. В зависимости от того, как мы мыслим историю, устанавливаются границы наших возможностей, открывается перед нами содержание вещей или возникает искушение, которое уводит нас от действительности.

Можно по-разному относиться к нашему историческому прошлому: в одном случае мы созерцаем в нем близкое нашему сердцу величие. Мы черпаем силы в том, что было, что определило наше становление, что является для нас образцом. Совершенно безразлично, когда жил великий человек. Все располагается как бы на одной, вневременной плоскости значимого. Исторические данные воспринимаются тогда нами как нечто не историческое, а непосредственно присутствующее в нашей жизни.

Но можно и сознательно воспринимать величие прошлого исторически, во временной последовательности событий. В значении прошлого были свои вершины и спады. Бывают эпохи покоя, которые как будто создают то, что будет существовать вечно, эпохи, которые сами ощущают себя как некое завершение. Но бывают и эпохи больших перемен, переворотов, которые в своем крайнем выражении проникают едва ли не в самую глубину человеческого бытия.

Поэтому вместе с историей меняется и историческое мышление. В наше время оно определяется осознанием кризиса, которое в течение последних ста лет или более постепенно углублялось и теперь характеризует мышление почти всех людей.

Уже Гегель видел закат европейского мира. Однако у него это было сознанием не гибели, а завершения. Понять, ощущая эту близость кризиса, себя и нашу современную ситуацию должно помочь нам знание истории.

Одно, как мы полагаем, должно устоять во всех катаклизмах: человек, как таковой, и его самоосмысление в философствовании. Ведь и в периоды упадка - существовало высокое философское мышление.

Воля к самопониманию с универсально-исторических позиций и является выражением подобного непоколебимого стремления к философствованию, которое в поисках своей основы взирает на будущее, не пророчествуя, но веря, не приводя в уныние, но ободряя. Нашему воспоминанию истории не должно быть пределов вширь и вглубь. Значение истории как целого мы, пожалуй, лучше всего поймем, достигнув ее границ.

На вопрос о значении исторического целого мы, однако, окончательного ответа не получаем. Между тем уже самый этот вопрос и критически углубляемые попытки получить на него ответ помогают нам преодолеть скоропалительные выводы, сделанные на основе мнимого знания, которое сразу же исчезает; преодолеть склонность к неоправданным нападкам на свое время, критиковать которое так легко.

То, что составляет в истории лишь физическую основу, что возвращается, сохраняя свою идентичность, что есть регулярно повторяющаяся каузальность,- все это неисторическое в истории.

В потоке того, что только происходит, историчность выступает как нечто своеобразное и неповторимое. Она являет собой традицию, сохраняющую свою авторитетность. Историчность - это преобразование явления в сознательно проведенных смысловых связях.

В историческом сознании присутствует нечто исконно свое, индивидуальное, значение которого не может быть убедительно обосновано какой-либо общей ценностью. Историческое подвержено разрушению, но во времени оно вечно. Отличительная черта этого бытия состоит в том, что оно есть история и не обладает длительностью на все времена. Ибо в отличие от того, что просто происходит, служит только материалом для простого повторения общих форм и законов, история есть то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным.

Почему вообще существует история? Именно потому, что человек конечен, незавершен и не может быть завершен, он должен в своем преобразовании во времени познать вечное, и он может познать его только на этом пути. Незавершенность человека и его историчность - одно и то же. Границы человеческой природы исключают ряд возможностей. На Земле не может быть идеального состояния. Не существует правильного мирового устройства. Нет совершенного человека. Постоянно повторяющиеся конечные состояния возможны только как возврат к естественному ходу событий. Из-за того, что в истории постоянно действует незавершенность, все должно беспрерывно меняться. История сама по себе не может быть завершена. Она может кончиться лишь в результате внутренней несостоятельности или космической катастрофы.

История - это одновременно происходящее и его самосознание, история и знание истории. Такая история как бы со всех сторон граничит с бездной. Если она окажется низвергнутой в нее, она перестанет быть историей. В нашем сознании она должна быть объединена и вычленена следующими основными свойствами: Во-первых, история обладает границами, которые отделяют ее от других реальностей - от природы и космоса. Историю со всех сторон окружает безграничное пространство сущего вообще.

Во-вторых, в истории есть внутренние структуры, формирующиеся посредством превращения простой реальности индивидуального и неизбежно погибающего. История становится таковой лишь посредством единения всеобщего и индивидуального, но таким образом, что она показывает индивидуальность неповторимого значения, единично-всеобщее. Она есть переход как выражение бытия.

В-третьих, история становится идеей целого.


Date: 2016-07-05; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию