Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы экономического поведения личности ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Познание психологии поведения другого человека предполагает не только стремление увидеть все детали его эмоционального, душевного настроя, направленность мыслей, предугадать его возможное поведение, но и суметь обобщить, сгруппировать свои наблюдения, провести их классификацию, а также активно использовать уже разработанные наукой варианты типологии человеческой психики. Прежде чем рассмотреть сложившиеся варианты типологии, обратимся к одной важной психологической детали самого процесса познания. Замечено, что человеку легче воспринимать новую информацию, если она систематизирована, имеет форму смысловых блоков. При этом чем проще структура классификации, тем легче она воспринимается. (Конечно, немало при этом зависит от степени образования человека). Одновременно в процессе жизни человек стремится к определенным обобщениям и систематизации, которые чаще всего происходят на бытовом, упрощенном уровне. Кроме того, наблюдения показывают, что к ряду обобщенных выводов человек приходит подсознательно. Высшая же форма систематизации реализуется в ходе научного подхода к явлениям. Итак, можно сделать вывод о том, что систематизация близка внутреннему настрою человека, его природе. Он как бы инстинктивно стремится к определенной упорядоченности, что обусловлено самой жизнью, являющейся высокоорганизованной системой, имеющей весьма четкую внутреннюю структуру. В жизненных процессах все разбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. К тому же существуют устойчивые сочетания разных компонентов, вариантов. Помимо упорядоченности процессов в живой природе человек склонен к системности, потому что воспринимать новую информацию ему намного легче, если она разбита на четкие блоки. Известно, что мозг сам пытается систематизировать (на уровне сознания и подсознания) воспринимаемые сигналы. Своего рода «сортировка» и «обработка» первых полученных сведений дает возможность нашей нервной системе легче реагировать на окружающие события, находить более эффективные варианты ответных действий. Какова же причина подсознательной систематизации поступающей информации? Это связано с обилием сигналов извне. Реагировать на каждый из них, «обрабатывать» его полностью, «индивидуально» невозможно. Именно в поисках сохранения сил и энергии природа создала способность к обобщению и отбрасыванию частностей. По сути уже на уровне подсознания у нас срабатывает «система прецедентов». Мозг классифицирует информацию на определенные типы, виды, случаи и запоминает. Получаемая новая информация автоматически направляется на сравнительную экспертизу в «базу данных». Там она сопоставляется с имеющимися «файлами», которые представляют собой определенные типы. После процесса сравнения подается обратный сигнал в высшую нервную систему, и на его базе человек начинает действовать. Отметим также, что на более простом уровне данные процессы происходят у всех видов животных. Систематизация далеко не всегда требует мыслительной деятельности. Она осуществляется и на уровне относительно простых форм нервной системы. Однако у человека по сравнению с другими живыми существами имеются явные преимущества. Он подключает к систематизации свое сознание. Именно это позволило человеку создать древо науки. Цивилизация, к которой пришло человечество, является в известном смысле результатом того, что индивид овладел систематизированным мышлением и поведением, научился шаг за шагом все больше понимать сложную структуру окружающего мира. Применительно к теме наша задача состоит в необходимости развивать познание относительно системности экономического поведения людей. По аналогии с макромиром определенные закономерности имеются и в той совокупности живой природы, которая представлена окружающими нас людьми. Живая природа (как элемент общего мира материи) строится на упорядоченных, систематизированных основах. Это полностью относится и к институту человека. Несмотря на то, что на земле несколько миллиардов человек, все они объединяются природой в определенные группы, слои, виды (по характеру, Следовательно, возникает вопрос: с какой целью природа выработала определенную систематизацию в человеческом роде? Или еще более конкретно: для чего сложилась система типов человеческого поведения? Причина заключается в том, что природа - своего рода единый организм, в котором все составляющие элементы прямо или косвенно взаимосвязаны. Совершаемая природой группировка внешних (и внутренних) Приведем небольшой пример (по принципу «от обратного»), И последнее десятилетие в городе нередко можно встретить молодых людей, имеющих малопонятные внешние параметры (одежда, стиль фигуры, черты лица и вид прически). Порой весьма сложно идентифицировать такого человека с определенным полом. Замечено, что в реакции наблюдающего человека наступает чувство растерянности, неопределенности. Увиденная информация не находит соответствующего идентичного «файла» в арсенале памяти, мозг не может сравнить новую информацию с готовым вариантом, а ведь казалось бы он должен быть! Ведь речь идет о человеке, а не о иноземном пришельце. Сознанию не выдается сигнал, что объект опознан. Таким образом, если мозг не справляется с обработкой сигнала, появляется чувство неудобства, недовольства или даже разочарования в своих возможностях. Итак, наличие типичных черт у взаимодействующих людей дает каждому из них возможность быстрее получить информацию о предполагаемом поведении другой стороны. Каждый человек становится для другого более предсказуемым. Рассмотрев исходные основы систематизации, выясним типы экономического поведения человека. Единой, общепринятой классификации в психологической науке пока не существует. Вопрос о типах поведения оказался весьма сложным. У разных авторов имеются различные мнения. Кроме того, в современной психологической науке принято разрабатывать классификацию типов характера, темперамента, а не типов поведения. Правда, не будет ошибкой считать, что стиль поведения в значительной степени определяется видом характера и темперамента. Четкого разграничения между двумя последними понятиями психологическая наука не проводит. Первая попытка классификации была сделана еще в античный период. Гиппократ (IV в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, основываясь на физиологических представлениях того времени, когда считалось, что в организме человека имеется четыре основные жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temheramentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sangus — кровь), холерический (от греч. chole желчь), флегматический (от греч. phlegma — слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole — черная желчь). В более поздние времена появились психологические описания, «портреты» различных темпераментов. Наиболее интересно это было сделано в конце XVIII в. И. Кантом. И.П. Павлов, взяв за основу эту классификацию, развил ее, стремясь определить физиологическую базу каждого вида темперамента. Свою систему градации он обозначил как совокупность типов нервной системы (рис. 2.1). Эта схема была весьма полезна на определенном этапе развития психологических знаний. Однако со временем стало очевидным, что разделение всех видов темпераментного поведения лишь на два контрастных типа (сильный и слабый) -- упрощение. Дальнейшие исследования психологов привели к выводу, что стойких сочетаний основных видов нервной системы гораздо больше, чем четыре. Кроме того, возникла целесообразность введения нескольких параметров, через призму которых следует анализировать характер поведения человека. В частности, были обозначены такие аспекты поведения, как общая активность и эмоциональность. В итоге сложилось убеждение, что темперамент - это совокупность различных свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде. Рис. 2.1. Типы высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову) Отметим еще один интересный вариант типологизации характеpa человека, сделанный К. Юнгом. Он выделил два основных типа: экстравертный и интровертный. Данная классификация, хотя и не охватывает всего разнообразия человеческих натур, удачно помогает в психологическом анализе другого человека. Пожалуй, более приемлемой в современной реальной жизни пишется классификация характеров, предложенная французским психологом Ле Сенном. По этой классификации характер представляет собой совокупность трех основных психологических параметров. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ показывает, с какой легкостью та или иная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние. У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие peaгируют на все это менее быстро и бесстрастно. Правда, часть людей активно переживает события внутри себя, стремясь не показывать эмоции внешне. Внимательный человек однако может судить об этом по некоторым признакам (тональность лица, бледность, молчание, дрожь и т.д.). Степень этого состояния принято обозначать условными знаками: Э+ или Э— АКТИВНОСТЬ выражает потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть постоянно чем-то занятыми. Они, как правило, быстро принимают решения. Их не очень пугают трудности, а оптимизм является типичной чертой. В противоположность им есть люди, которым необходимо долго думать, прежде чем они начинают действовать, однако это не означает, что такие люди — ленивы. Данное свойство обозначается: А+ или А-. ПЕРВИЧНОСТЬ И ВТОРИЧНОСТЬ показывают, насколько долго мы способны ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. Принято разделять людей на две группы. Одна группа получила название «первичной». Люди данного склада недолго сохраняют впечатления от пережитого. Они больше живут настоящим, не погружены в прошлое или будущее, без труда приспосабливаются к обстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, то быстро отказываются от своей цели или идеи. Проявляют способности на большие усилия, но не в течение длительного времени. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину. Другими словами, эта группа людей тяготеет к сиюминутному восприятию жизни. Другую группу условно можно назвать «вторичной». Люди этой группы долго остаются под впечатлением прожитого и пережитого. Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, не часто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но, когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Они верны своим принципам и привычкам, мало меняются, им трудно навязать новую точку зрения, могут упорно и терпеливо работать ради достижения отдельных целей. Комбинация трех изложенных параметров обеспечивает в итоге (по мнению исследователей) наличие восьми вариантов характера (а значит, и типов поведения) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Формирование типов характера В литературе по психологии дается достаточно обстоятельное описание черт, присущих каждому из названных восьми типов характера. Безусловно следует учесть, что наиболее обстоятельно разработанные классификации были сделаны в рамках общей психологии, а не экономической. Они создавались не для анализа хозяйственных процессов. Но тем не менее, оценивая деловых партнеров, можно опираться на знание указанных вариантов, предлагаемых характерологией (новым подвидом психологической науки). Отметим, что существуют и некоторые варианты классификаций характеров, которые изначально разработаны для целей экономики. Правда, эти выводы сделаны специалистами в области менеджмента и относятся лишь к управленческому персоналу. Тем не менее, в связи с тем, что роль руководителя в производственном коллективе очень важна, весьма целесообразно знать общепринятые в науке и практике подходы. Наиболее заметное место в теории менеджмента занимает системы классификаций, разработанные американскими экономистами. В частности, самая первая градация стилей была предложена Куртом Левиным [3]. Согласно его подходу стили руководстваможно разделить на три варианта: автократичный; демократичный; либеральный. Альтернативный по отношению к данной системе вариант разработал Рэнсис Лайкерт |4]. Он предложил выделять два типа руководства, или стиля лидерства(рис. 2.3).
Сосредоточенный Сосредоточенный на работе на человеке
Рис. 2.3. Стили лидерства Завершая разговор о классификации типов поведения, связанных с управленческими функциями, обратимся снова к более общим аспектам. В вышедшей в 1997 г. коллективной монографии «Психология успеха» дается весьма интересная характеристика такого явления, как модель поведения [5]. По словам авторов, модель поведения включает в себя как минимум сочетание двух уровней: внутреннего (в виде установки либо на напряжение, либо на расслабление) и внешнего (в виде активного и пассивного поведения). Исходя из сочетания этих двух компонентов, можно выделить четыре основных модели поведенческой активности: 1. Установка на напряжение, в результате поведение будет пассивным. Следуя данной модели поведения, человек внутренне напряжен. Он склонен к внутреннему «взрыву». Однако внешне — пассивен, ограничен в эмоциях. На работе такие люди часто начинают волноваться по поводу поставленной перед ними цели еще до того, как приступили к ее выполнению. 2. Установка на расслабление, в результате поведение — пассивное. Эта модель характеризует человека спокойного, не озабоченного как внутренне, так и внешне. 3. Установка на напряжение, в результате поведение — активное. Это люди, которые включены как бы в вечную гонку жизни. Они стремятся всегда быть достойными в любой жизненной ситуации. Часто они осознают тот факт, что действуют эффективно лишь в силу имеющегося напряжения, а не от его отсутствия. 4. Установка на расслабление, в результате поведение — активное. Как утверждают психологи, это самая наилучшая модель поведения, ибо предполагает поведение скорее разумно мотивированное, нежели ведомое внешними силами. Эта модель сочетает высокое устремление с низким уровнем тревожности. Такие люди способны сделать много не изнуряя себя. Любая проблема для них — это не тяжелая ноша, а некий кроссворд, требующий сосредоточенности, игры и особого спортивного азарта [6]. Резюмируя обзор типов поведения, рассмотрим одну гипотетическую идею. Было бы весьма заманчиво научиться считывать наше подсознание, чтобы иметь возможность увидеть сложившиеся в нем (по воле самой природы) типажи, определить принципы, по которым они там отражаются и фиксируются. Крайне интересно было бы сравнить эти варианты с вырабатываемыми нами сознательно и обозначенными в стилистической форме. Подводя итог, следует сказать, знание законов поведения человека необходимо не только, чтобы предугадывать действия деловых партнеров. Своя собственная психологическая линия для каждого человека содержит немало секретов, а порой - странностей и алогичностей. Овладеть мудростью о возможных неожиданностях собственного поведения, а также об их причинах — желательно каждому деловому человеку. Не только для достижения конкретной материальной пользы, но и ради удовольствия от философского самопостижения.
|