Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы экономического поведения личности





Лекция 2.

Личность в экономике

1.1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи

Основы психологического поведения человека в сфере экономики

Типы экономического поведения личности

1.1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи

Анализ экономики может осуществляться различными пу­тями на основе дифференцированных позиций. В работах клас­сика английской политической экономии А. Смита, например, значительную роль играл подход, показывающий роль челове­ческой личности, ее психологической ориентации. Он считал, что эгоизм каждого - благодаря рынку - приводит к росту общего блага. Этот вариант анализа не получил, к сожалению, должного развития в нашей стране. Отклонив английскую кон­цепцию и выбрав немецкую (теоретическую модель К. Маркса), отечественная наука стала оперировать преимущественно ка­тегориями социально-экономического и классового порядка. Интерес был обращен не к личности, а к рабочей силе, которая рассматривалась в обобщенном, кумулированном виде. Теория социализма строилась на демонстрации роли масс, а не отдель­ного человека. В марксистской политической экономии категория «производительные силы» (как единение совокупной рабочей силы и средств производства) стоит неизмеримо выше катего­рии «личности». Психологические аспекты анализа проблемы считались малозначащими, искажающими реальную картину и потому практически не принимались в расчет.

В научном плане роль субъективного фактора целесообраз­но рассматривать разносторонне, не ограничиваясь анализом его роли в совокупной рабочей силе. При изучении взаимодействия экономики и личности разумно обратить внимание на психологию человека. А это, в свою очередь, неизбежно выво­дит нас на биологическую природу его жизнедеятельности. Следует признать, что такой подход в экономическом анализе прежде вызывал у наших исследователей чувство неудобства (порой даже стыда). Сказывались традиции нашего воспитания, образования. Преобладала привычка больше думать о роли объ­ективных обстоятельств, правил, норм. Однако ситуация на­стойчиво требует: пора подключать к экономическому анализу и фактор природной основы существования человека.

Будем исходить из того, что человек вышел на авансцену, отделившись от мира животных. Его прародители обладали лишь совокупностью инстинктов и рефлексов. Формирование человеческого разума привело к качественному изменению в системе живой материи. Оказалось, что соединение мышления с природными функциями высшей нервной системы сделало человека резко отличным от других представителей живого ми­ра. Для homo sapiens стала характерна не только повышенная гибкость и приспособляемость, но и экстремальность (т.е. кон­трастность) его поведения, которая проявляется в ориентации на предельно противоположные, крайние варианты самовыра­жения. По своему психическому настрою животные (в рамках одного вида) тоже бывают разными: более спокойными, кон­тактными, а порой и весьма агрессивными. Однако в случае с человеком палитра психологического поведения сложилась в неизмеримо более обширном виде. Различия между крайними полюсами эмоциональных реакций несопоставимы с тем, что мы можем видеть у животных.

Например, мягкие, контактные, приветливые стороны пси­хики животных получили (благодаря разуму) воплощение в тяге человека к красивому, к искусству. Уже в первобытном сущест­ве возникло желание к изображению природы в виде наскаль­ных рисунков. Позднее пришло разукрашивание своего тела, религиозных идолов. Спустя тысячелетия сложились школы искусства, появились величайшие творения. В данном случае интересно уточнить, какие природные основы усиливаются ра­зумом при этом? Очевидно, сказываются заложенные природой инстинкты любви к своему потомству, встречная тяга сексуальных партнеров (выраженная, например, в ласковом, а порой и весьма красивом взаимном обхождении).

Одновременно способности разума резко усилили проявле­ние других, противоположных инстинктов. Прежде всего агрес­сии. Желание нападать связано в основном с борьбой за сущест­вование. Речь идет либо о захвате добычи, либо о защите своей жизни от нападения противника. Агрессия, в свою очередь, имеет разные формы. Захват тигром антилопы или поедание коровой мягкой травы — разновидности одной и той же реакции.

Подходя к вопросу с философской позиции, следует при­знать: живая жизнь есть динамическое равновесие, выраженное во взаимном поглощении одной формы живого мира другою. В этом плане интересно взглянуть на одну из сфер экономики. Речь идет о сельском хозяйстве. Все растениеводство и живот­новодство представляет собой сферу рационально организован­ного поглощения человечеством другой части живого мира. В глубинном смысле слова население реализует этим свой ин­стинкт агрессии. При этом процесс ведется весьма разумно: происходит уничтожение не всего природного массива, а лишь того количества, которое человек может сознательно воспроиз­вести. Такой подход — своего рода мудрая эксплуатация жи­вого мира. К сожалению, далеко не во всем человек смог при­дать инстинкту агрессии рациональные формы реализации. Кроме того, сама степень этого инстинкта стала чрезмерно за­вышенной по сравнению с реакциями тех животных, от кото­рых ушел в свое время человек. Например, хорошо известно, что жизнь диких животных в стаях предусматривает заметные барьеры в проявлении инстинкта уничтожения.

Отметим еще одну, более прискорбную закономерность, существующую в человеческом роде. Гипертрофированный (благодаря разуму) инстинкт уничтожения (агрессии) проявля­ется нередко сильнее осмысленного инстинкта любви. При­чина данного несоответствия заключается в том, что исход­ные, первородные инстинкты тоже стоят не на равном уров­не. В их иерархической структуре потребность в утолении голода (как правило, за счет уничтожения других форм живой жизни) стоит выше потребности в сексуальной и родительской любви. Поэтому проявляемые у человека потребности, как об этом хорошо свидетельствует знаменитая пирамида американского социального психолога А. Маслоу, не находятся на одной линии.

Опасная форма гипертрофии инстинкта агрессии возникла не только из-за простого наложения на него сознания. Сказа­лось и другое, о чем удивительно достоверно и шокирующе убедительно поведал человечеству выдающийся австрийский психолог Конрад Лоренц, один из основоположников этологии (науки о поведении животных). В своих исследованиях (в частности, в книге «Агрессия») Лоренц показал, что челове­чество сформировалось, отделившись от одной из групп жи­вотных. В природном комплексе существует несколько диф­ференцированных групп - в зависимости от стиля поведе­ния. У хорошо вооруженных животных (зубы, когти, рога, масса тела, мощные лапы, быстрая скорость движения) при­рода заложила не только инстинкт агрессии, но и реакцию контроля за проявлением этого инстинкта. Цель — избежать ненужной опасности для жизни (при внутривидовых конфлик­тах) и сохранить род. (Вспомним пословицу: «Ворон ворону глаз не выклюет!»).

К сожалению, изначально плохо вооруженного и относи­тельно слабого физически человека природа наделила очень слабой реакцией на сдерживание внутривидовой агрессии. Для самовыживания человека его зубы и руки не представляли большой опасности. Появление же мышления, общественного образа жизни очень быстро и радикально вооружили челове­ка (сначала камнем, луком и ножом, а позже — напалмом, ракетами и ядерными бомбами). Соотношение усиленных ра­зумом инстинктов обусловило печальные последствия: борь­ба между представителями человеческого рода, группами, слоями, нациями стала типичным явлением. Историки под­считали, что на 1 день мира в истории человечества приходит­ся 4—5 дней войны.

Итак, возникнув, человеческое общество приобрело доста­точно агрессивные ориентиры. Усилив контрасты, человече­ский разум создал таким образом опасную ситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событий показывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться и проявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу генную память его зало­жила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не на уровне отдельного человеческого создания, а в мас­штабах всего нашего природного вида. Приведем небольшую иллюстрацию. В человеческом обществе мужчины и женщи­ны рождаются в оптимальном соотношении, что никак не связано с инстинктами и поведением отдельных людей. Это говорит о вложенной в человеческий род программе на са­мосохранение.

Основываясь на идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезу о закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни, определен­ных институтов, задача которых состоит в спасении человече­ства как рода. Данные институты не являются застывшими ка­тегориями, они могут меняться, количественно расти. К ним относятся: рыночная система, религия, культура, наука, воен­ная сила. В совокупности все они составляют более общее по­нятие «цивилизация». Каждый институт является по существу методом самоспасения. При этом у любого варианта имеются определенные границы возможного. Кроме того, следует при­знать, что всякий метод, кроме пользы, несет и определенные издержки (благо всегда имеет цену).

В рамках рассматриваемой темы нас интересует роль ры­ночной системы, которая является экономическим и психоло­гическим взаимодействием людей. Обратимся к ней. Развитие исторических процессов показало, что рынок помогает сбалан­сировать агрессивный перевес в природе человека. Безусловно, зтот механизм далеко не всегда действует с полной гарантией. Как и в любом явлении здесь возможны отклонения. Войны не исчезли. Гипертрофированная агрессивность человеческой пси­хики продолжает периодически выплескиваться наружу, глав­ным образом из-за появления экстремистски настроенных ли­деров, умеющих увлечь массы бредовой идеей покорения, ос­вобождения, завоевания и т.д., а затем навязать диктат своей ноли всему обществу. Однако ясно одно: отсутствие системы рыночного кооперирования привело бы нации в состояние тотальной схватки между собой.

Достаточно вспомнить историю: улучшение отношений ме­жду странами непременно вело к оживленному взаимному то­варообмену, от которого выигрывали все. О многом говорит конкретный опыт Западной Европы. Настрадавшись в течение столетий от постоянных военных конфликтов, в середине XX в. европейцы пришли к окончательному выводу: нужно создавать единый рынок, всю направленность развития сосредоточить на интенсивнейшей торговой кооперации. Только это может пога­сить психологические реакции противостояния наций.

Каков механизм данных явлений? Почему рыночный про­цесс «усмиряет» экстремизм человеческой натуры? Ответ зало­жен в самом принципе обменных операций. Для того чтобы удовлетворить свою потребность, человек должен прежде удов­летворить потребность другого. Приобретение благ требует средств, которые человек получает лишь после предоставления своего труда другому.

Конечно, рыночные операции — не форма выражения или проявления каких-либо готовых инстинктов или реакций при­роды. (Сравним: даже высокоразвитые животные в процессе общения так и не пришли к обменным операциям, поскольку им этого не требовалось, у них не сформировалось сознание и не возникло дисбаланса психики). Однако товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах чело­веческой психики (в частности, на таких инстинктах, как хватание, инстинкт к еде и продолжению рода). Рыночный вари­ант общения - находка, к которой постепенно пришел чело­век, подстраивая свои интересы к интересам других. Обменные операции - компромисс между целями разных людей. Посте­пенно человечество поняло, что компромисс (т.е. достижение баланса между противостоящими устремлениями) - лучший метод решения большинства человеческих проблем, будь то в сфере экономики или политики. Таким образом, рынок научил человека компромиссу -азбуке взаимных уступок (что позже было уже воспринято и развито системой цивилизационных знаний, которые, к сожалению, длительное время не разреше­но было «распространять» в нашем обществе).

Следовательно, формирование рыночной системы принад­лежит к величайшим открытиям человечества, позволившим найти одно из эффективных средств нейтрализации дисбаланса человеческой психики. Уместен даже определенный афоризм: человек обеспечивает функционирование рыночной экономи­ки, а она — его самосохранение.

Date: 2016-07-25; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию