Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Стратегтя экономического развития предприятия





ЛЕКЦИЯ №31

СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производства на предприятии.

Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и планирования шагов, ведущих к цели.

На уровне хозяйствующего объекта осуществляется как стратегическое планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержаться расчёты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия. План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, её перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причём план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Таким образом, планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование – это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата сфер деятельности:

- общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

- частное планирование, т.е. планирование определённых сфер деятельности.

2. По содержанию (видам) планирования:

- технико-экономическое: поиск новых взаимоотношений, создание определённых предпосылок;

- оперативно – производственное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

3. По объектам функционирования:

- планирование производства;

- планирование сбыта;

- планирование финансов;

- планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени):

- текущее технико-экономическое планирование, охватывающее отрезок времени свыше года (с разбивкой на среднесрочное – на срок до 5 лет и долгосрочное планирование на срок более 5 лет.)

В качестве оценки эффективности планирование используют несколько критериев:

- полнота планирования, т.е. степень охвата планирования всех подразделений предприятия;

- непрерывность планирования;

- гибкость планирования, т.е. возможность оперативной корректировки планов;

- возможность контроля за выполнением плана.

В странах с развитой рыночной экономикой выделяют следующие фазы планирования.

- выработка глобальных целей (стратегий) фирмы;

- выработка локальных целей (стратегий) фирмы;

- анализ внутренней и внешней среды фирмы;

- поиск альтернатив и оценка наилучшей альтернативы;

- прогнозирование;

- принятие решения, постановка планового задания;

- разработка производственного (внутреннего) плана.

 

ЛЕКЦИЯ №32

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес­печивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

 

Основные этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования состоит из взаимодействующих этапов:

– определения задачи организаций;

– создание хозяйственных стратегических подразделений;

– установления цели маркетинга;

– ситуационный анализ;

– разработка стратегии маркетинга;

– реализация тактики;

– слежение за результатом.

 

32.2. Стратегическое планирование как средство достижения цели

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является ин­струментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде:

- внутренняя координация:

- организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограни­ченных организационных ресурсов, таких, как фонды, дефи­цитные управленческие таланты и технологический опыт. На­пример, в 1994 г. компания "Московская сотовая связь" приняла решение несколько реорганизовать свою структуру, а именно услугой фиксированной сотовой связи, которая пере­росла из дополнительной в одну из основных услуг, стала за­ниматься отделение МСС фирма "Фаркоп". Это решение по­зволило несколько сократить персонал МСС, что, естественно, сократило издержки, и в то же время полноценно представлять на рынке услугу фиксированной сотовой связи, ведь фирма "Фаркоп" была основана в результате распределения организационных ресурсов и полностью отвечала необходимым требованиям (прежде всего, квалифицированный персонал и технологический опыт).

Адаптация к внешней среде. Адаптация охватывает все действия стратегического ха­рактера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. В качестве примера рассмотрим деятельность российского производителя компьютерной техники компании "Stins Comman". Около трех лет назад эта фирма вышла на рынок компьютеров, а именно, на тот сегмент, который представлен мощными рабочими станциями. На заре своей деятельности эта фирма не смогла составить конкуренцию на данном сегменте рынка более опытным российским и западным фирмам, поэтому, не видя особых перспектив, руководство фирмы приняло решение о резком освоении новой рыночной ниши – домашний компьютер (HomePC & Half Office), основу которого составляла невысокая цена, наличие разнообразных базовых конфигураций, оснащение перспективными периферийными устройствами, дополнительный технический и, прежде всего программный сервис (а именно то, что компьютеры Amata одни из немногих были оснащены целым пакетом обучающих достаточно редких программ). То есть в данном случае мы видим, что фирма успешно адаптировалась к условиям внешней среды, а именно, вовремя переместилась из бесперспективного сегмента в более перспективный.

Внутренняя координация. Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних опера­ций. Обеспечение эффективных внутренних операций на пред­приятии является неотъемлемой частью управленческой дея­тельности.

Осознание организационных стратегий. Это деятельность предусматривает осуществление систе­матического развития мышления менеджеров путем формиро­вания организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректи­ровать свое стратегическое направление и повысить профес­сионализм в области стратегического управления. Роль руко­водителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Стратегический план. Слово «стратегия» произошло от греческого «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно стратегия позволила А.Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

 

ЛЕКЦИЯ №33

БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЕ

Бизнес-план – это специфический плановый документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого проекта и представляющий эту информацию для заинтересованных лиц вне предприятия – банкиров, инвесторов и т.п.

В бизнес-плане излагаются основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, (предприятия), анализируются проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяются способы решения этих проблем.

 

Структура бизнес- плана

Часть 1. Резюме. Составляется в самом конце работы над бизнес – планом. На 3–4 страницах необходимо сконцентрировать основное содержание последующего бизнес-плана и объяснить все преимущества данного проекта.

Основные моменты резюме:

- суть проекта;

- имеющиеся средства и возможности для осуществления проекта;

- почему проект будет успешным;

- финансовые результаты проекта (выручка, прибыль, срок окупаемости)

Часть 2. Основная часть:

1. Описание вида деятельности. Если бизнес-план готовится для получения кредита или привлечения инвестиций в рамках уже существующего предприятия, то в этом пункте даётся краткая характеристика фирмы:

- основные сферы деятельности (торговля, промышленность, сфера услуг);

- стадия развития (становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой, выделение из состава более крупной фирмы, образование в результате приватизации, создаваемое совместное предприятие);

- краткая история фирмы;

- учредители;

- репутация;

- анализ SWOT.

Если речь идет о составлении бизнес-плана для новой компании или для совершенно нового коммерческого предприятия, то в данном разделе необходимо представлять следующую информацию:

- сведения о частных лицах или предпринимателях, открывающих новое дело;

для частных лиц – опыт работы, опыт предпринимательской деятельности, образование.

2.Описание товара (услуги.). Здесь описываются товары (услуги), ради производства которых и задуман проект:

- характеристика товаров (услуг);

- какие потребности призван удовлетворять товар;

- особенности товара, чем отличается товар от продукции конкурентов;

- сколько времени этот товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учётом ранее сложившихся тенденций);

- какими потенциалами или авторскими свидетельствами защищён данный продукт;

- организация сервиса товара (для технических изделий).

3. Оценка отрасли. Раздел даёт информацию о внешней среде деятельности фирмы, об основных тенденциях, существующих в данной отрасли, о возможных конкурентах:

- описание отрасли;

- темпы развития и основные факторы роста (снижения) объёмов продаж за последние 5 лет, а также прогнозы развития;

- жизненный цикл продуктов данной отрасли;

- количество фирм, действующих в этой отрасли;

- новые виды продукции отрасли, изменения в технике и технологии;

- конкуренты: их товары, качество продукции, уровень цен;

- методы конкретной борьбы в отрасли.

4.Рынок. Основные моменты анализа таковы:

- определение целевого рынка;

- ёмкость рынка (текущее состояние и прогнозы);

- доля предприятия на рынке (текущее состояние и прогнозы);

- ниша на рынке, которую занимает (планирует занимать) предприятие;

- основные клиенты и их характеристики.

5. Стратегия маркетинга. В этом разделе основной части бизнес-плана надо продумать и объяснить потенциальным партнёрам, кредиторам и инвесторам основные элементы плана маркетинга:

- каналы сбыта товаров;

- ценообразование;

- реклама;

- методы стимулирования продаж;

- организация послепродажного обслуживания;

- формирование общественного мнения о фирме и её товарах.

6. Планирование производства. Здесь производится полное описание производственного процесса. Главная задача – доказать, что фирма в состоянии производить нужное количество товаров в нужные сроки, может организовывать производство и иметь необходимые для этого ресурсы.

Вопросы, которые нужно раскрыть:

- технология производства товара;

- какое оборудование потребуется, где намечается его произвести, на каких условиях, в какие сроки;

- где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырьё, материалы и комплектующие;

- какова репутация поставщиков и имеется ли уже опыт работы с ними;

- субподрядчики;

- себестоимость производимого продукта;

- контроль качества.

7. Организационный план. Раскрываются организационные и кадровые вопросы:

- организационная схема управления предприятием;

- потребности в персонале (количество, профиль, квалификация);

- система заработной платы и материального стимулирования;

- характеристика управляющего персонала (биографические справки об основных сотрудниках с указание квалификации и прежнего опыта);

- необходимость привлечения внешних экспертов.

8. Юридический план. Указывается:

- форма собственности и правовой статус предприятия (хозяйственное товарищество, акционерное общество, производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие, некоммерческая организация);

- основные совладельцы предприятия, их доли в уставном капитале.

9. Анализ рисков. Требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись.

10. Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана призван обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Здесь необходимо подготовить сразу несколько документов:

- прогноз объёмов реализации;

- баланс денежных расходов и поступлений;

- таблицу доходов и затрат;

- прогнозируемый баланс предприятия;

- график достижения безубыточности.

Часть 3. Стратегия финансирования. Здесь излагается план получения средств для создания и развития предприятия:

- Сколько вообще нужно средств для реализации данного проекта?

- Откуда намечается получить эти деньги? В какой форме?

- Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них?

Date: 2016-07-25; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию