Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет эстетики. Место эстетики в системе гуманитарного знания. Эстетическое и художественное. Периодизация истории эстетической мысли. Эстетика имплицитная и эксплицитная.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эстетика – философия искусства, т.е. философско-теоретическое постижение, философско-теоретическое истолкование художественного. От греч. «эстезис» - чувственный. В сер. 18 века ввел понятие «эстетика» немец. философ Баумгартен. Нужно помнить, что существует традиционное понимание предмета эстетики как науки о прекрасном. Эстетика, по Баумгартену, наука о совершенстве чувственного познания. Эстетика, по Канту, наука о правилах чувственности вообще. Он сформулировал принципы в 3 критиках: 1) «Критика чистого разума»; 2) «Критика практического разума»; 3) «Критика способности суждения» (царство свободы + царство морали). Неутилитарность эстетического чувства.
Разум – логика Воля – этика Философия Чувства – эстетика
Эстетика, по Гегелю, как философия изящного искусства. Красота искусства выше красоты естественной. Эстетика, по В.Соловьеву, как философская теория красоты и искусства. Условия возникновения эстетической ситуации: 1) Прямой чувственный контакт человека с предметом; 2) Неутилитарность, т.е. человек должен быть свободен от практических потребностей; 3) Невербальность, т.е. освобождение от вербализации, чувства и переживания, которые невозможно вербализировать. Катарсис – предельное эстетическое переживание; высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта. Эстетический опыт – опыт соприкосновения с окружающим миром. Лосев: эстетическое и художественное не тождественны. Художественное – это то, что складывается вокруг искусства. Объектом эстетического переживания является не только предмет искусства. ! Для эстетического воспитания необходимо создавать условия для приобретения эстетического опыта. Эстетика как наука о совершенстве. Совершенство – полнота многообразия. Эстетика как сфера ценностей. Аксиология исследует категорию «ценность». Ценность – это отношение к каким-либо вещам(влияют инкультурация и социализация). Инкультурация – это этнокультурный опыт, специфический для данной локально-исторической культуры. Эстетическое есть выражение той или иной предметности данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений. 2 подхода существования эстетического в мире: 1) Объективистский подход: эстетическое существует в реальном мире, объективно, вне нас; 2) Субъективистский подход: источник понимания эстетического находится в субъекте. Чем богаче эстетический мир личности, тем активнее он реагирует на эстетически нейтральный окружающий мир. Сравнение объективистского и субъективистского подходов к эстетическому восприятию произведений искусства привело к понимаю, что необходим баланс двух подходов – субъективно-объективистский подход. ! Специфика эстетической чувственности: эстетическое чувство контекстуально. Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим. Во втором - о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Особого ценителя изящного обычно называют эстетом. А когда человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия. Эстетизм – чрезмерное увлечение внешними формами в искусстве. Можно выделить две формы эстетического знания: 1) Имплицитная – запутанная, неясная; существовала на протяжении всей истории эстетики; 2) Эксплицитная – определенная, открытая; с сер. 18 века и до наших дней. Так, формула красоты всегда была разной: - золотое сечение(для эстетики это основа идеальной красоты): У Августина Блаженного – это «идеальный квадрат»; У Леонардо да Винчи – это Витрувианский человек; У Уильяма Хогарта – это волнообразность, многообразие; - природническая: Чернышевский: «прекрасное есть жизнь, жизнь во всем ее многообразии»; Ефремов «Лезвие бритвы»: «прекрасное то, что способно жить, существовать». - общественно-историческая (наше восприятие красоты социокультурно обусловлено): Например, Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей – калокагатия. Периодизация истории эстетической мысли: 1) доклассический период – до 18 в. (Эстетика рождается имплицитно. В Античности развивается внутри философии, в Средние века в теологии, в Возрождении в трудах художников (в широком смысле) 2) Классический период – Кант, Гегель, Шиллер. Имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. (Бычков) Зарождается эксплицитная форма эстетического знания. 3) Неклассический (нонклассический) период – с сер. 19 века. «Трактат о безобразном»; Къеркегор, Шопенгауэр, Ницше; Экзистенциализм – Сартр, Камю.
2. Художественно-эстетический мир античности. Основные эстетические принципы и категории. Античность – детство человечества (Энгельс). Любая культура синтез двух начал бытия: аполлонистическое и дионисийское. Аполлон (в древнегреческой мифологии - покровитель искусств): порядок, чувство меры, гармоническая красота, разумное познание с помощью логики. Дионис (в древнегреческой мифологии – покровитель виноделия): хаос, избыток, чувственный экстаз, познание через интуицию, движение, изменчивость. Агонистика – состязательное начало греческой культуры. Мусические искусства – театр, лирика, астрономия, история, танец. (!Дар Богов). Триединая хорея (похоже на хоровод) – музыка, слово, движение. Технические искусства – ремесло, навыки. Художественная культура греков была каноничной. Три типа канонов: 1) Дорический (мужской, архаический): мужественная красота, воин, физическая развитость, здоровое тело, хоровая музыка; 2) Ионический (с 7 в до н.э.): женственность, украшения, стройность, чувственность, эпоха Перикла, мягкий шелк, лирика о чувствах,; 3) Коринфский (с 5 в. до н.э.): девичий тип, драматизм, экспрессия, утонченность, движение, растительные орнаменты. Особенности античной эстетики: Татаркевич Вл. «Античная эстетика» 1) Космологическая концепция – теория построения Вселенной. Космос – часть природы, он развивается. Необходимо изучать и человека, и Космос. Мера, гармония, пропорция. 2) Психологическая концепция – отклик души на окружающий мир. 3) Теория создания прекрасного – риторика. Основные категории эстетики Античности: Пифагорейцы: мера - категория, отражающая значимость качественно-количественной определенности и целостности предметов, явлений и процессов объективного мира; Гармония – категория, обозначающая совершенный эстетический объект. В древнегреческой мифологии богиня согласия, дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты. Порождение двух начал: красоты и борьбы, любви и войны. Катарсис - предельное эстетическое переживание; высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта. Например, пифагорейцы: теория очищения души от страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Аристотель: очищение при помощи музыки, т.е. возникают сильные аффекты(жалость, страх и т.п.) Мимесис – подражание гармонии Космоса, природы. Человеку свойственно подражать и получать от этого радость. Платон был против мимесиса. Прекрасное - одна из центральных эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. Определяя область прекрасного, следует отметить, что, во-первых, прекрасное не совпадает с эстетическим; эстетическое шире прекрасного. Во-вторых, прекрасное не адекватно художественному. Прекрасное не всегда есть художественное, но художественное, как правило, есть прекрасное. В-третьих, прекрасное не следует отождествлять с красивым. Данная категория эстетики служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в деятельности людей и в искусстве. В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Трагическое – это категория эстетики, которая описывает эстетическое отношение к противоречиям в реальной действительности. Трагическое характеризует общественно-исторический конфликт, который разворачивается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием или гибелью. Трагическое соответствует идеалу, в котором сопоставляются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие. Калокагатия. Калос – красота, агатос – доброта. Гармоническое сочетание внешнего и внутреннего составляющего человека. Присуще только эпохе Античности. Возвышенное. Категория «возвышенное» возникла в античную эпоху. Так, автор трактата «О возвышенном» Псевдо Лонгин полагал, что источник возвышенного находится в самом человеке, считая возвышенное «отзвуком величия души».
3. Искусство в жизни греческого полиса. Социальные статус и функции искусства, цели и принципы эстетического воспитания. Теория искусства в античной эстетической мысли. Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов. Центром публичной жизни греков была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов. Агора — пульсирующее сердце полиса, большая сцена политической и культурной жизни. Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. В Греции не делали из человека специалиста или профессионала в какой-то определенной отрасли. Его делали человеком гармонично развитым, хранящим традиции и передающим их следующим поколениям. Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Общество Спарты: Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система Воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с внешним миром. Немыслим был взгляд на чистое искусство как на нечто ценное и даже просто возможное. У греков существовал один термин для понятия "искусства" и «ремесла». Сократ: утилитарный взглядом на искусство, Платон со своим подчинением художественного творчества религиозным и общественным задачам и т.д. Теория искусства в античной эстетической мысли: Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или отношениями чисел. Искусство – это «гармония сфер». Гераклит учил об иерархии красоты. Красота богов, красота человека и красота животных являлись твердо установленными ступенями красоты, не подверженными переходу одна в другую. Им же был введена важная эстетическая категория — мера. Софисты — переход от объективного космологизма натурфилософов к субъективному антропологизму. Софисты учили, что в природе нет никакого порядка и никаких законов. Искусство есть насквозь субъективная деятельность. Сократ учил, что прекрасное то, что разумно, что имеет смысл. Учение о том, что красота и благо есть целесообразность. Прекрасное целесообразно. Для эстетики Платона, как и для его философии вообще, основополагающим является учение об идеях. Самое главное в учении Платона об искусстве — это теория воплощения максимально идеального, то есть божественных, диалектически сконструированных идей, в максимально реальном, то есть в космосе. Подлинное и первичное искусство — это есть воздействие идей или эйдосов на первоматерию и функционирование этой первоматерии как “восприемницы“ идей. В этом смысле искусство есть, прежде всего, самое обыкновенное ремесло, но только максимально точное, методически организованное и потому прекрасное.
4. Прекрасное как базовая категория античной эстетики: основные концепции. Прекрасное – одна из центральных эстетических категорий. Эстетика издавна определялась как наука о прекрасном, а искусство рассматривалось как мир прекрасного. И сегодня понятие «прекрасное» в эстетике имеет такое же значение, как понятие добро – в этике, «истина» – в теории познания. Определяя область прекрасного, следует отметить, что, во-первых, прекрасное не совпадает с эстетическим; эстетическое шире прекрасного. Во-вторых, прекрасное не адекватно художественному. Прекрасное не всегда есть художественное, но художественное, как правило, есть прекрасное. В-третьих, прекрасное не следует отождествлять с красивым. Прекрасное и его антипод – безобразное – обнаруживаются повсеместно. Эта пара категорий наиболее универсальна по охвату явлений и эстетических характеристик жизни. Поэтому определение прекрасного носит лишь самый общий характер. Данная категория эстетики служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, в деятельности людей и в искусстве. В категории «прекрасное» отражены наиболее существенные и позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Представления о прекрасном, о красоте зародились в недрах античной философии. Так, пифагорейцы считали, что прекрасное – это гармония. Софисты признавали относительный характер красоты и связывали ее проявление с условиями места, времени и цели. Сократ связывал прекрасное с пригодным и целесообразным. Платон сконструировал ступени прекрасного, раскрывая движение человеческого знания от низшей, телесной красоты к красоте высшей, абсолютной. Прекрасное выступало центром эстетики Аристотеля, который полагал, что красота заключается в величине и порядке. Анализ категории прекрасного требует соотнесения ее с собственным антиподом – категорией безобразного и такими ее эстетическими модификациями, как уродливое, вульгарное, пошлое, ужасное. Безобразное выражает отсутствие совершенства, противостоит позитивности прекрасного, эстетическому идеалу. В истории эстетики безобразное оценивалось как отрицание красоты, как необходимый контрастный фон для прекрасного, как его противоположность. В приведенной ниже таблице обозначены основные свойства, доминанты прекрасного и характеристики безобразного по онтологическим и гносеологическим основаниям.
5. Средневековая христианская эстетика: основные этапы развития, направления, категории и проблематика. Хронологические границы: раннесредневековый (V — X века) и позднесредневековый (XI — XIV века). Западная Европа, Византия. Основная тема средневековой эстетики — красота от Бога. Дионисий Ареопагит — V в., Иоанн Дамаскин — VIII в. разрабатывают учение о красоте сверхсущего, основанное на платоническом учении об идеях-образах. Христиане нарушили запрет на изображение Бога, ангелов и т.д. В 9-11 веках в Византии иконоборчество. Идеи иконо- почитателей разрабатывали византийские ученые-богослов Феодор Студит (VIII в.) – теория изображения Бога. Изображение как способ понять Библию - «Азбука для неграмотных». Бог наделил человека желанием познать Бога. Когда-то посредником был Христос, теперь икона. Икона – особый символ. Все в иконе символ: чаша – дары Христа, книга – учение, золото – вечный, божественный свет (свет – некая замена прекрасного в эстетике, красота ассоциируется со светом). Центральная категория средневекой эстетики – возвышенность и свет. Специфика средневекой культуры: 1) Дуализм (и пространственный, и временной): верх (небо, высокие идеалы) лучше, чем низ (земля, низкие идеалы).!Запомни: в Античности - пространство замкнуто, время циклично. В средневековье – время линейное. Оно исчисляется Ветхим и Новым Заветом. Первое - от сотворения мира до Рождества Христова, Второе - от Рождества Христова до настоящего времени (мы живем в христианской эре). Эта эра закончится вторым пришествием. До и после - Вечность. 2) Теоцентризм: Бог – абсолют, всемогущ. Бог – вечная субстанция. Бог сотворил людей (мы тварное создание). 3) Символизм 4) Каноничность (плоскостность изображения, статичность фигур и т.д.) 5) Аскетизм На западноевропейскую средневековую эстетику оказал большое влияние христианский мыслитель Аврелий Августин Блаженный. Красоту Августин отождествлял с формой, отсутствие формы — с безобразным. Он полагал, что абсолютно безобразное не существует, но есть предметы, которым по сравнению с более совершенно организованными и симметричными не хватает формы. Безобразное — это только относительное несовершенство, самая низкая степень прекрасного. Только чистая душа может постичь красоту вселенной. Эта красота есть отражение “божественной красоты“. Бог — наивысшая красота, первообраз красоты материальной и духовной. Фома Аквинский: Аквинский определял прекрасное как то, что доставляет удовольствие своим видом. «Свет» выступал важной категорией всей средневековой эстетики. Активно разрабатывалась световая символика. Учение о красоте стоилась на категории. Красота для Августина — сияние истины. Для Аквинского свет прекрасного означает «сияние формы вещи». Францисканец Бонавентура, исходя из высказывания Августина о «красоте/форме Христа», создает целую «христологическую эстетику». Согласно Бонавентуре, «красота» (= «форма») Христа является посредником между Богом и человеком воплощенного Сына.
6. Эстетика эпохи Возрождения как новый этап в развитии эстетической мысли. Место искусства в обществе, в познании мира. Возрождение. С 1265г. по нач. 17 века. Три периода: проторенессанс, высокий ренессанс, поздний. В Италии Возрождение – это возрождение античных традиций. В других странах – логичное продолжение/развитие пламенеющей готики. Это переходный тип культуры (еще не новое время, но уже не средневековье). Мир и человек приобретают подчеркнуто-обожествленные черты. Человек – сотворец бога. Секуляризация культуры: освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация культурного творчества. Основные принципы эстетики Возрождения: 1) Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. 2) Гуманизм и антропоцентризм возрожденческого мировоззрения. 3) Пантеизм – тождество Бога и природы. Бог во всем. Мир - и есть Бог. Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании. По сути, у него речь идет о переходе от единого к множественности, от бесконечности к конечному, от Бога к миру. Бог есть все в свернутом виде. Это все, будучи развернуто, - есть мир. 4) Искусство как наиболее совершенный способ познания мира. Культура Ренессанса обратила внимание человека на земной мир и его прелести, открывая глаза на его красоту и формируя потребность активного взаимодействия в познании тайн, а также в творческом переформировании его образа художественно-эстетическими средствами. Красота мира стала эстетической моделью деятельности художников (в широком смысле). Альберти: Красота присуща человеку имманентно, но она возможна только при присутствии разума. Красота – воплощение закона гармонии. Леонардо да Винчи: Искусство есть наука. Идеал искусства – математика. ! Трагедия Возрождения в том, что имманентность красоты мира - несостоятельная идея. Когда искусство сосредотачивается на самом себе, то оно быстро погибнет. ! Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии. Дюрер: Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения сохранилось значительно больше черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, она более условна по форме, более архаична и меньше знакома с античностью. ! Философской основой Северного Возрождения были: пантеизм (обожествление вселенной, природы); экспрессивность искусства. Главные категории: Гармония, грация, симметрия. ГРАЦИЯ (лат. gratia — приятность, прямота) — эстетический термин, обозначающий особый, внутренний вид красоты, проявляющийся с помощью движения. СИММЕТРИЯ — соразмерность частей художественного целого как в отношении друг с другом, так и в соответствии с целым.
В Италии XVI век Во Франции XVII век В перв пол 18 века – везде барокко, в Европе и России Рационализм становится философской основой эстетики классицизма. Теоретики классицизма: Декарт, Н. Буало, Корнель. Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве: художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума; художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру; а главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм; а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. Особенность эстетики классицизма: Проблема правды и правдоподобия. (Буало). Он исследует основные эстетические проблемы. Важнейшая среди них - соотношение реального факта и художественного вымысла. Для Буало критерием правдоподобного служит не творческая одаренность, а соответствие универсальным законам логики и разума. Именно в эстетике классицизма возникает иерархия жанров, высокое и низкое в искусстве. Доминирующие виды искусств: 1) Классицизм устанавливает четкую иерархию жанров литературы, которые делятся на «высокие» (ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня). 2) Эпоха классицизма характеризуется расцветом театра, которой ориентировался на античные образцы трагедий и комедий. Это «золотой век» европейского театра. 3) Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. 4) Живопись эпохи классицизма характеризуется простотой, симметричностью и монументальностью форм.
Еще одной творческой тенденцией, представленной в эстетической мысли XVII в., стала концепция барокко. Барокко в переводе с итальянского означает «причудливый». Барокко нельзя представить без: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Стиль барокко отмечен вычурным усложненным художественно-образным мышлением. Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложному метафоризму и аллегории. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Основными признаками барокко в архитектуре были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений. Использование стилевых особенностей барокко способствовало взаимодействию различных видов и жанров искусства, а также развитию новых - оперы и балета. Эстетические концепции барокко наиболее успешно разрабатывали итальянец Тезауро (1591-1675) и испанец Грассиан (1601-1658). Правда, крупных идеологических деклараций они не создали, но успешно развивали великие идеи Ренессанса. Тезауро и Грассиан в своих сочинениях обострили интерес к человеческой личности, метущейся в тисках неразрешимых религиозных и этических противоречий, что говорит о «трагическом гуманизме» барокко.
Деизм. Деос. Бог – творец, но не властитель. Действуют законы природы. Бог не вмешивается. Бог – часовщик. Завел механизм. Сейчас, в эпоху плюрализма критики теряют своё значение. Вкус = чувственная + эмоциональная составляющая + разум. Однако Руссо считал, что мир несовершенен, и, если искусство будет ему подражать, то оно лишь размножит несовершенства => не будет воспитывать.
Основные принципы классической эстетики: 1) Эстетика – неотъемлемая часть философии; 2) Эстетические переживания невербализованы; 3) Эстетическая реакция специфична, неутилитарная игра душевных сил, оценка; 4) Классическая эстетика возвела искусство на пьедестал; 5) Сформулирован мир искусства. Искусство – та материя, где работает гений. Гений умеет делать то, чему нельзя научить или научиться. Это может быть только в искусстве, но не в науке. Такие представления сохранились в эстетической мысле до Ницше; 6) Творчество – беспредельная человеческая свобода. Немецкая классическая эстетика - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Немецкая классическая эстетика (конец 18 – начало 19 в.) представлена Иммануилом Кантом, Иоганном Готлибом Фихте, Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом, Георгом Гегелем. Их главной заслугой является понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы. Эстетические взгляды И.Кант изложил в «Критике способности суждения», где рассмотрел эстетику как часть философии. Он подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства. Философ выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели. Одним из первых Кант дал классификацию видов искусства. Он разделяет искусства на словесные (искусство красноречия и поэзия), изобразительные (скульптура, архитектура, живопись) и искусства изящной игры ощущений (музыка). ГЕГЕЛЬ: Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике (изданы в 1835–1836). Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия.
- Первая треть 19 века; - Развивал идею о гении; - Обращение к чувству, а не к разуму; - Обостренный лиризм; - Идея двоемирия: идея реального мира не нравится романтикам; - Поиск смысла нашего мира; - Прекрасное как «бесконечное, выраженное в конечном»; - Искусство как посредник между двумя мирами и высшая ценность; - Искусство как высший продукт духовной деятельности, выражающий мир и человека целостно, в единстве объективного и субъективного, воспроизводящий совершенство абсолюта в конкретных формах; - Романтическое искусство метафорично, ассоциативно, многозначно, оно тяготеет к синтезу, к взаимодействию жанров, видов искусства, к соединению с философией и религией. Шеллинг был одним из главных теоретиков эстетики романтизма. Опираясь на философско-эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг. Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в Боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть «гений», который позволяет индивиду овеществить идеальный мир. Главные теоретики и практики романтизма: Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Жан Поль (Рихтер), Э.Т.А. Гофман. В эстетике романтиков художественный образ – уникальный феномен в единстве формы и содержания, которые не могут быть разделены, не существуют порознь. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества.
12. Неклассическая эстетика: основные направления. Дискредитация классических представлений об искусстве, разрушение устоявшейся системы эстетических категорий. Характерные особенности: 1) Кризис классического рационализма. 2) Разрушение устоявшейся системы эстетических категорий, вытеснение на периферию категории «прекрасное». 3) Разочарование в возможностях «эстетики сверху» и формирование «эстетики снизу». 4) Возникновение многообразия методов исследования эстетической сферы: экспериментальная или психологическая эстетика (А. Цейзинг, Г. Фехтер, Г. Спенсер, З. Фрейд: обращение к проблемам бессознательного, ассоциативного, воображаемого ), социологическая (опросы): социальная обусловленность художественного творчества и эстетического восприятия, искусствоведческая, культурологическая (О. Шпенглер, А. Тойнби: виды искусства рассматривались в комплексе) парадигмы исследования. Все эти типы эстетики стали называться «эстетикой снизу» (Г.Фехнер). «Эстетика сверху» - для элиты. «Эстетика снизу» - искусство для всех. 5) Рационализм и интуитивизм в эстетике. 6) Базовая эстетическая категория прекрасное, уже не основа художественных теорий и не синоним искусства (как в античности, Возрождении, немецкой эстетике). Вместо прекрасного используют: выразительное, занимательное, интересное. 7) Разрушается каноничность жанров и стилей, они становятся подвластны индивидуальной творческой воле и фантазии. Крупные философы, оказавшие влияние на такой поворот в эстетической науке: 2) Сёрен Кьеркегор: Основополагающая категория его философии – «существование». Нет вопросов более важных, более значительных, чем вопрос о том, как жить, чем быть, к чему стремиться. Кьеркегор выделяет три стадии человеческого бытия, которые он противопоставляет друг другу: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическое существование: устремлен в идеальный мир. 3) Фридрих Ницше: Ницше автор теории аполлоновского и дионисийскогоискусства. Аполлон (в древнегреческой мифологии - покровитель искусств): порядок, чувство меры, гармоническая красота, разумное познание с помощью логики. В основе аполлоновского искусства стремление упорядочить мир, сделать его понятнее, приручить его, и ощутить себя теми, кто владеет миром, повелевает им. Дионис (в древнегреческой мифологии – покровитель виноделия): хаос, избыток, чувственный экстаз, познание через интуицию, движение, изменчивость. Дионисийское творчество – это не создание новых иллюзий и нового порядка, а искусство живой стихии, чрезмерности, спонтанной радости.!!!Эстетика Ницше - утверждение многомерности бытия, не растворявшегося в логических пределах.
Теоретики: Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, У. Эко (интертекстуальность), Бодрийяр. Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится, прежде всего, к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики. Характеристика постмодернистской эстетики: - несистематична, - адогматична, - чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы — лабиринт, симулякр.
|