Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паракатегории нон-классики





Лабиринт - символ запутанности, сложности, многоаспектности культуры и бытия человеческого;

Симулякр – одна из значимых философских и эстетических категорий. Главный смысл его сводится к тому, что симулякр – это муляж, видимость, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой обозначаемой действительности, пустая скорлупа, манифестирующая принципиальное присутствие отсутствия реальности. (Бодрийяр ушка наш придумал);

Интертекстуальность – понятие постмодернизма, феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой;

Деконструкция - направленная на «смещение» традиционных ценностей.


14. Русская эстетика, основные направления, проблемы. Об одном из направлений – более подробно.

Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX - начале XX вв. Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком. Древнерусская эстетическая мысль имела два главных источника: материально-художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику, проникшую на Русь в связи с принятием христианства в его православной разновидности.

Характерные особенности раннего эстетического периода являются:

1) повышенная эмоциональность,

2) наделение прекрасного осязательной предметностью,

3) особенное внимание к чувственному восприятию духовной красоты.

В русской эстетике (XIV-XVII вв.) появляется проблема нравственная красота. А до этого была духовная. В литературе и искусстве складываются идеальные образы народного героя и духовного пастыря.

! Русская эстетика испытала влияние западноевропейской эстетики. Но в 19 веке мы обособились, главная проблема русской эстетики XIX века - отношение искусства к действительности - получила развитие у Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), заявившего об особом, эстетико-материалистическом подходе к прекрасному в природе, обществе и искусстве.

Чернышевский исходит из следующих положений: искусство возникает не только из потребности человека в прекрасном, а из совокупности потребностей. Другими словами, стремление к прекрасному не существует в человеке автономно от других его стремлений и потребностей.

Прекрасное, красота у Добролюбова носит ярко выраженный антропологический характер, она зависит от образа жизни человека, его отношения к труду, от всего того, что определяет «органическое развитие человека».

Философия Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) дала толчок развитию русской эстетики конца XIX - начала XX вв. Соловьев дает философское обоснование категории прекрасного в единстве с истиной и добром, пытается осмыслить проблему символа.


15. Эстетические категории. Проблемы систематизации. Оформление метакатегории – «эстетическое» в эстетической мысли XX века.

По Лосеву: эстетическое – метакатегория – выражение, запечатленное в определенную форму, самодовлеющая ценность, всегда исторически контекстуально.

Построение системы категорий – задача любой науки, в том числе и эстетики. Попытки систематизировать эстетические категории начинаются только в философии Канта, в «Критике способности суждения».

Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетизмом ( особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок.

Наиболее емкое определение эстетического ввел тогда А.Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений».


16. Эстетическое сознание: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.

Для достижения катарсиса необходим эстетически развитый субъект, объект и специфические условия. Одна из частей нашего сознания ориентирована на эстетическое отношение. 2 уровня сознания:

- социально-психологический

- профессиональный

На их стыке эстетическое сознание: чувство, вкус, идеал.

Эстетическое чувство – способность обнаружения эстетического в окружающей реальности. Это и начальная ступень, и конечная одновременно. Интимное, субъективное, индивидуализированное «особое» чувство. Реакция на форму предметов, которые оцениваются с точки зрения ее содержания. Соотнесение реальных предметов с идеализированным представлением их.

По канту 2 типа:

1) эстетическое переживание

2) соотнесение с идеалом

Эстетический идеал формируется в процессе социализации и инкультурации. Идеал – непостижимое то, чего не существует, но то, к чему стремятся.

По канту: идеал – прообраз всех вещей для разума.

Идеал отражает ту или иную картину мира, является критерием оценки.

Реальное измеряется нереальным, но желаемым.

Идеал формирует вкус. Эстетический вкус – категория, ставшая основной в период Просвещения. Вкус – развитая чувствительность человека, рациональное заключение, интуитивное.

! Вкус между чувством и идеалом. Вкус отыскивает в окружающем мире нечто, похожее на идеал.

 

17. Прекрасное как эстетическая категория.

Варианты определений «носителя прекрасного»: гармония, мера, совершенство, целесообразность и т.д. Помним, что в Античности, целесообразность (Сократ), самоценность (Аристотель), красота в мире идей (Платон) – это составляющая Прекрасного. В Средневековье – эстетика пропорций и света.

Прекрасное – то, что привлекает на чувственном уровне. Высока роль чувственного восприятия, интуиции, вкуса, идеала в эстетическом переживании красоты.

В эстетике аскетизма формируется эстетизация безобразного. Теодор Адорно «Эстетическая теория».

Далее смотри на ответ 4.


18. Возвышенное как эстетическая категория.

Возвышенное – лучшая часть прекрасного. Возвышенное – момент перехода от душевного к духовному. Возвышенное сложнее прекрасного. Бёрг в 18 веке рассматривал понятие возвышенного.!Труды Канта легли в основу понимая возвышенного.

Категория «возвышенное» возникла в античную эпоху. Так, автор трактата «О возвышенном» Псевдо Лонгин полагал, что источник возвышенного находится в самом человеке, считая возвышенное «отзвуком величия души».

Математическое возвышенное – звездное небо, египетские пирамиды, зиккураты и т.д.

Динамическое возвышенное – сила, ураган, мощь.

Возвышенное понимается через оппозиции:

1) Прекрасное(форма гармонии)

Возвышенное(душевное к духовному)

2) Возвышенное/низменное

Возвышенное(то, что приближается к идеалу)

Низменное(аморальное, вызывающее презрение)

3)Возвышенное/ужасное

Возвышенное(преодоление дисгармонии)

Ужасное(дисгармония между миром и человеком)

4) Возвышенное/комическое

Возвышенное(серьезное)

Комическое(смешное)

Возвышенное – одна из модификаций эстетического, сложное чувство восторга и напряжения. Субъект переживает глубинную онтологическую связь с объектом.


19. Трагическое как эстетическая категория.

Трагическое неразрывно связано с возвышенным. Эстетическим в искусстве может быть только трагическое. Не любая смерть трагична. Не всякая трагедия есть смерть. Кроме смерти, трагедией может быть, например, утрата смысла жизни. «Анкор, еще, анкор» - картина о бессмысленности жизни.

Трагедия появилась в 6 веке до н.э. (греч. – песнь козла), т.к. ходили в шкурах козлов на праздники Дионисия). В древнегреческом театре ведущее место занимала трагедия. Трагедия – подражание лучшим. Комедия – подражание худшим.

Трагическая проблема: взаимоотношение человека и государства.

В Средневековье трагедия уходит на второй план. В религии трагедия не работает. Но в Возрождение снова обращается к трагедии – Шекспир. В 19-20 веках появляется трагикомедия.

Трагическое:

- оптимистическое (катарсис)

- пессимистическая (ужасное)

Трагический герой всегда бьется за высокую цель.

 

20. Комическое как эстетическая категория.

Одна из основных эстетических категорий. В комическом отображаются социальные явления, образ жизни, деятельности, поведения людей и т. д., которые находятся в противоречии с объективным ходом истории, с передовыми общественными идеалами, поэтому они оцениваются отрицательно и достойны осмеяния.

Две крайности комического: юмор и сатира.

Комическое – специфическая система, в которой есть элемент безопасности. В комическом могут высмеиваться недостатки, вплоть до слез, но ты всегда знаешь, что это безопасно. Безопасность – грань с трагедией. Повторить трагедию нельзя, второй раз – это фарс, комедия.

В комическом есть противоречие содержания и формы/желаемого и реального.

Среда комического:

- обыденная

- человеческая

Комическое стало популярно в эпоху Средневековья.

Высоко ценили комическое – Кант, Гегель

Кант: комическое – ситуация противоположностей, серьезное превращается в ничто.

Гегель: комическое выше трагического, т.к. смех выше пафоса.

Комический герой часто не понимает комизм ситуации или явления, в отличие от трагического героя. Смех всегда национально окрашен, смех всегда в культуре. Некоторые философы рассматривают смех как метафизическое явле

е. Гротеск – один из распространенных приемов комического.


21. Художественный образ как эстетическая категория. Генезис и структура художественного образа. Проблема формы и содержания.

Художественный образ - обобщённое, художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления.

Познание: чувственное/рациональное

Чувственное: ощущение, восприятие, представление

Рациональное: понятие, суждение, умозаключение

Образное немыслимо без чувственного и без рационального.

Бычков: Образ вообще – это некая субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром – в первую очередь, хотя существуют, естественно, и образы фантазии, воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. В самом широком общефилософском плане образ – субъективная копия объективной реальности.

Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписаным) законам субъектом искусства – художником.

Гегель ввел понятие «художественный образ». «Искусство – умение мыслить в образах».

! Образ может отражать, дополнять или вообще быть вместо реальности. Но образ не может быть объектом понимания.

Характеристики художественного образа:

1) Образ является синкретической целостностью, не может быть частичным;

2) Важна идея зрительной формы;

3) Автономность: образ сам себя являет;

4) Образ через чувственность, через форму отсылает к смыслу (сознание, интеллект);

5) Образ – форма идеального бытия (онтология);

6) Образ – знак (семиотика), использует элементы символики, метафору, принципы, типизации, идеализации;

7) Через художественные образы можно познать реальность (гносеология)

8) Условность. Художник может нарушать реальность.

Образ – единство общего и особенного.


22. Художественное творчество как эстетическая категория. Психология художественного творчества.

Художественное творчество - процесс создания новых эстетических ценностей художественного творчества составляет элемент всех видов общественно-производственной деятельности человека, однако в полном своем качестве оно находит выражение в создании и исполнении произведений искусства.

Художественное творчество неотрывно от освоения культурного наследия, из которого художник стихийно или осознанно — отбирает традиции, имеющие прогрессивный смысл и соответствующие его индивидуальности.

Здесь искусство как непрограммируемая, обновляющая бытие свободная деятельность, атрибут человека.

В 20 веке происходит процесс деантропологизации творчества.

Психология: Чем больше канонов, тем больше творческой энергии. Всегда нужно «разгадывать» художественное творчество.

Платон: поэт пишет в состоянии исступления, он не ведает, что творит.

4 этапа творческого процесса

- постановка задачи

- инкубация (подсознательная рекомбинация мыслей, симулированных сознательной работой над проблемой)

- озарение

- оформление.


23. Проблема определения искусства. Основные принципы искусства.

Искусство является одной из культурных универсалий (то, что было присуще человеческому обществу всегда). Себе на заметку: помимо искусства есть еще язык, нормы, ритуалы.

Искусство – одна из форм общественного сознания, часть духовной жизни.

Уже в Античности стали задумываться о том, что такое искусство. Ремесло, искусство, наука = ИСКУССТВО в Античности (в том смысле, в котором мы понимаем). Были мусические и технические искусства.

Но до сих пор нет единого определения:

1) Античность: искусство как мимесис, (Шарль Батё: в искусствах главный принцип «подражания», Гадамер: даже в абстрактной живописи есть мимесис.

2) Искусство как символизация (иконы)

3) Искусство как игра. Игровой принцип заложен Кантом, получил развитие у Шиллера.

4) Искусство неопределимо (экзистенциализм)


24. Происхождение искусства и художественной деятельности.

Искусство рождено общественной потребностью в совершенствовании средств общения людей, передачи от человека к человеку, от поколения к поколению чувств, интересов, воли, представлений и взглядов о мире.
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Вторая теория возникновения искусства — художественная: наскальная живопись животных, песни и гимны.

Третья - психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве.


25. Искусство в универсуме культуры. Связь искусства с другими формами общественного сознания.

Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания: философией, религией, наукой и моралью. Искусство и философия. Своеобразие художественного и философского постижения мира. Значимость эстетического начала в искусстве и философии. Поэтико-художественные формы в философской рефлексии. Философская проблематика в художественном произведении. Искусство и наука. Специфика познания в науке и искусстве. Проблема истинности знания в науке и искусстве. Диалектика объективного и субъективного в научном творчестве и искусстве. Рефлексивное (научно-рефлексивное) и валюативное (ценностно-нормативное) знание. Искусство и религия. Синкретизм мифологического сознания. Мифолого-обрядовое единство. Роль искусства в развитии религиозных вероучений. Храмовое искусство и религиозное искусство. Конфессиональные особенности взаимодействия различных религий и искусства. Искусство и мораль. Эстетическое и этическое. Этика творчества и проблема ответственности художника. Особая роль негативных образов в искусстве. Эстетизация зла, аморализм и искусство. Искусство и политика: точки соприкосновения. Роль искусства в политической жизни общества. Государственная политика в области культуры и ее значение для развития искусства.


26. Социальные функции искусства. Элитарное и массовое в искусстве.

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность): искусство преобразует реальность;

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека);

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Искусство — средство познания мира, самопознания личности;

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). Художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая художественную концепцию.

5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание). Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, что проявляется в фантастических, утопических, антиутопических, социально прогнозирующих произведениях искусства.

6. Коммуникативная функция (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы.

7. Информационная функция (искусство как сообщение).Искусство несет информацию, оно — специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта.

8. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения.

Массовое искусство рассчитано на самый широкий круг зрителей, общедоступное, простое по форме, не требующее специальной подготовки для понимания. Элитарное искусство - искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски-модернистского искусства.

Основные элементы эстетической теории элитарного искусства содержатся в философии Шопенгауэра и Ницше. Антропологическое разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гении».

Первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью, предопределяющей их к философски-художественному творчеству (А. Шопенгауэр); идея «сверхчеловека», наделенного помимо «воли к власти» уникальной эстетической восприимчивостью (Ф. Ницше).


27. Морфология искусства. Виды искусства и принципы их классификации.

Искусство рождено общественной потребностью в совершенствовании средств общения людей, передачи от человека к человеку, от поколения к поколению чувств, интересов, воли, представлений и взглядов о мире.

Морфология искусства: родовая, видовая.

Родовая:

- внутриродовая (эпос, лирика, драма в литературе; документальный и художественный кинематограф; станковая и декоративная живопись и т. д.);

- межродовая (живопись, графика, скульптура в изобразительном искусстве; театр, цирк, эстрада в зрелищном искусстве и т. д.).

Видовая: Дифференциация искусств на пространственные и временные, изобразительные и выразительные, зрительные и слуховые, автономные и прикладные, динамические и статические, предметные и беспредметные, вербальные и невербальные, исполнительские и неисполнительские, простые и сложные (основанные на синтезе - полифонические, режиссерские, игровые, зрелищные), индивидуальные и коллективные, массовые, технические.


28. Проблемы художественного восприятия. Природа и психология художественного восприятия. Диалогичность художественного восприятия (М. Бахтин).

Лотман: Язык искусства не отстранен от его содержания. Художественный текст непереводим.

!Но не все сводится к восприятию языка.

Диалектика психологической и экспериментальной эстетики: разные формы на зрителя действуют по-разному – осязательное и оптическое зрение; взгляд сверху (герои), взгляд снизу (события отделились).

Юнг, Фрейд: процесс восприятия тоже творчество.

Шлейермахер: отец герменевтики; герменевтика – искусство толкования текстов. Герменевтический круг – целое через частное, частное через целое.

Типы художественного восприятия по Гете:

1) Наслаждаться не рассуждая

2) Судить не наслаждаясь

Зритель может быть ориентирован: гедонистически, эстетически, проблемно.

Бахтин: философ, диалог субъекта творчества и субъекта восприятия. Психофизическое восприятие знака - видим, узнаем, понимаем в контекста, активное идеологическое восприятие культуры.


29. Семиотика искусства. Искусство как текст. Художественный текст и его особенности.

Шлейермахер: отец герменевтики; герменевтика – искусство толкования текстов. Герменевтический круг – целое через частное, частное через целое.

Дильтей: познающий субъект познает себя через другого, а другого через себя. В искусстве тоже.

Необходимо понимать историческо-культурный контекст.

Трактовки произведения:

1) Произведение = самому себе. Автор придумал смысл, реципиент должен его понять – классическая эстетика.

2) 20 век: Изер, Яуз. Произведение не = самому себе во все моменты существования.

Бахтин: философ, диалог субъекта творчества и субъекта восприятия. Психофизическое восприятие знака - видим, узнаем, понимаем в контекста, активное идеологическое восприятие культуры.


30. Феноменология современного искусства: авангард, модернизм, постмодернизм.

феноменология искусства – это особый эстетический дискурс, формирующийся в процессе:

1) целостного эстетического созерцания феномена искусства в сознании исследователя,

2) последующей процедуры обработки результатов этого созерцания сущностно, или ноуменально, ориентированным аналитическим разумом

3) вербальной фиксации актуализовавшегося аналитического опыта.

Произведение искусства существует как некая видимость. Художественное произведение тогда произведение, когда кто-то его может воспринять.

Авангард как совокупность новаторских, эпатажных движений в художественной культуре 20 века, как реакция на глобальный культурно-цивилизационный перелом. Вызов времени и историческая миссия художественная авангарда начала века.

Там преодоление форм классического мимесиса; полистилизм. Основные направления и мастера авангарда: абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, футуризм, дадаизм.

Модернизм как трансформация и академизация художественных приемов и принципов искусства авангарда и его логическое завершение. Основные направления и мастера модернизма: поп-арт, оп-арт, минимализм, концептуализм.

Постмодерниз м как игровое, ностальгически-ироническое переосмысление художественно-эстетических принципов предшествующих эпох.

Date: 2016-07-25; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию