Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Между Волгой и Уралом. Таловская степь





СТЕПНАЯ ПОЭМА

Татьяна Морозова

Апрель 1997 г.

 

Оренбуржье… Что представится вам при звуке этого имени? Мягкий пуховый платок, согревающий в зимнюю стужу, знаменитый пшеничный каравай и не менее знаменитый природный газ, добываемый из подземных кладовых? Может быть… Но в первую очередь возникнут перед мысленным взором бескрайние, ковыльные оренбургские степи, уже потом давая начало и хлебу, и газу, и тончайшему козьему пуху, так похожему на цветущий ковыль…

И как же, к сожалению, прав был наш земляк Сергей Тимофеевич Аксаков, когда 150 лет назад в своих «Записках оружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.) писал: «Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерным планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины».

И сколько понадобится лет и усилий ученых, чтобы доказать необходимость восстановления преданий, сохранения малейших участков этого действительно чудного края, чтобы не только по «рассказам старины» могли наши отдаленные потомки представить себе, что же такое – бескрайняя, ковыльная, раздольная оренбургская степь…

 

I. В сердце Евразии

 

Степь… Ее бескрайние просторы протянулись полосой по всей Евразии – от Венгрии через Украину, Россию, Казахстан и Монголию до Китая.

«Раскосые и жадные» очи скифов, набеги половцев, орды Чингиз-Хана… – все помнит степь. Всем давала она приют и прокорм. Казалось, не будет истощения тучным ее черноземам, не поредеют стада сайгаков, также тысячами в небо будут подниматься с озер утки… И седой ковыль вечно будет стелиться-волноваться под иссушающими ветрами.

Но пришел на смену «шелковому» пути железнодорожный, лошади и сохе – мощный трактор, разумному и бережному хозяину степи – кочевнику и земледельцу – «покоритель природы», не ждущий от нее милостей. К середине 70-х годов XX века от тысячелетнего величия степей остались только воспоминания старожилов, первоцелинников да небольшие островки целинных земель, нетронутых рукой «преобразователей природы». Именно в это время член-корреспондент АН СССР Александр Степанович Хоментовский и начал работы по поиску степных участков Оренбургской области, пригодных к заповеданию. Идеи были подхвачены и реализованы уже после смерти А.С. Хоментовского его учеником, ныне членом-корреспондентом РАН, директором Института степи, Александром Александровичем Чиби­левым. В 1975 году найдены и описаны два участка будущего заповедника – «Айтуарская степь» в Кувандыкском районе и «Буртинская степь» в Беляевском. Теперь вместе с «Ащисайской степью» в Светлинском районе и «Таловской степью» в Первомайском они и составляют государственный природный заповедник «Оренбургский». Но для этого потребовалось еще почти 15 лет экспедиций, исследований и настоящей борьбы за сохранение природного наследия.

Впервые о необходимости заповедания степной природы заговорил великий русский почвовед Василий Васильевич Докучаев, ценивший главное богатство степи – чернозем дороже «всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд». Об опасности потери девственной степи в начале нашего века писал известный русский ботаник Иван Петрович Бородин. И вот в самом центре, в сердце Евразийской степи, на стыке Европы и Азии осуществились идеи многих поколений ученых – степоведов. В мае 1989 года официально начал свое существование первый в России и самый большой в мире степной заповедник «Оренбургский». Его площадь сейчас составляет 21653 гектара почти нетронутых человеком эталонных степей Заволжья, Предуралья, Южного Урала и Зауралья.

Благодаря строгому заповедному режиму за недолгие десять лет практически восстановлена экосистема степных участков. Природа живо отзывается на заботу о ней. Во флоре заповедника к 1998 году насчитывалось 1393 вида растений, из них 15 занесено в «Красную Книгу редких и исчезающих растений» России и Оренбургской области, около 40 эндемиков и реликтов. Фауна представлена 45 видами млекопитающих, 154 видами птиц, 10 видами земноводных и пресмыкающихся, 5 видами рыб, около 600 видами насекомых. 39 видов животных – «краснокнижные».

В описываемое время государственный природный заповедник «Оренбургский» – единственная природная территория Оренбургской области, имеющая этот, самый высокий по степени охраны, статус. Такие жемчужины Оренбуржья, как, например, Бузулукский бор или урочище Шайтан-Тау в Кувандыкском районе не имеют пока даже статуса «заказников», что не способствует сохранению их экосистем в первозданном виде. Возможно, и эти чудесные уголки когда-то станут заповедными. Не было бы поздно, как это почти случилось со степью…

Кто бывал в степи весной или летом, видел ее расцвеченное всеми цветами радуги разнотравье, вдыхал целебный живительный воздух, следил за пролетом уток, видел, как переваливает через горный хребет лосиха со своим малышом, как вспархивают из травы на каждом шагу жаворонки, тот непременно попадет под очарование степи, и будет она звать его к себе снова и снова, одаривая новыми красками, звуками, плодами своих кладовых.

И мы надеемся и верим – наступит время истинного возрождения Оренбургской степи, когда не только на охраняемой заповедной территории, но и на многих других участках можно будет встретить косулю и сайгака, стрепета и дрофу, сурка и журавля-красавку, увидеть волны ковыльного моря и затеряться в степных травах… Для того, чтобы все это когда-то стало явью, и работают сотрудники государственного заповедника «Оренбургский». Кроме охранных и противопожарных мероприятий они ведут наблюдения за погодными и природными явлениями, все события – важные и, на первый взгляд, незначительные, заносят в Летопись природы. По ней можно восстановить любой из дней каждого месяца всех лет существования заповедника. Вместе с вами мы полистаем эту Летопись, и оживут остановленные рукой натуралиста и фотографа прекрасные мгновения жизни степи…

 

II. Между Волгой и Уралом. Таловская степь

 

«Таловская степь» – один из наиболее близких к общепринятому понятию «степи» участков. Юго-восточная окраина Великой Русской Равнины – это степная равнина, широкие лощины и балки, небольшие и довольно редко встречающиеся березовые и осиновые рощицы – «колкѝ», – вот основной пейзаж этого края. А на самом западе Первомайского района, где расположен участок заповедника, редко встретишь и отдельное дерево. Территория находится в зоне сухих степей с преобладанием засоленных почв. Но и в этой сухой степи есть своя прелесть. В растительном покрове преобладают злаки – ковыль Лессинга и ковыль красивейший, типчак, мятлики. А по балкам и низинам радует глаз разнотравье: подмаренник русский, лабазник шестилепестный, люцерна румынская, шалфей степной и другие. Здесь, на водоразделе Волги и Урала, больших рек нет. Нет и постоянных малых речек. Лишь весной дружным потоком несут в Урал свои воды реки Таловая и Малая Садомна, берущие начало на участке заповедника. Богатое разнотравье и заросли кустарников яркими зелеными островками отмечают путь воды.

Симфония весеннего цветения начинается на типичных участках сухой степи, где особенно хорошо видна смена красочных аспектов в течение лета. Здесь весну открывают тюльпаны Биберштейна и Шренка. Их желто-красный ковер устилает степь местами с плотностью до двадцати тюльпанов на один квадратный метр площади.

Усыхают речки, отступает вода с возвышенных участков на дно лощин и балок, и, словно по мановению палочки невидимого дирижера, вступают в пору цветения кустарники – миндаль низкий, спирея городчатая, карагана, больше известная под названием «чилига». В это время все балки покрываются бело-желтой пеленой цветущих кустарников.

Степная симфония немыслима без жаворонков. Их звонкие арии раздаются повсюду с начала апреля до середины июля. В кустарнике порхают каменки и овсянки, а выше всех парят в безоблачном небе, выискивая добычу – многочисленных грызунов – степные орлы. Неумеренная распашка земель в прошлом привела к снижению численности популяции этих красивых и гордых птиц. Заповедный режим помогает восстановлению природного равновесия, и один из добрых признаков этого – появление на участке в последние два года легендарной «краснокнижной» дрофы. Самые старые особи ее могут достигать в весе четырнадцати килограммов. Эти удивительно крупные трехпалые птицы из отряда журавлеобразных, обычные в наших степях до пятидесятых годов XX столетия, в последнее время катастрофически быстро исчезают. Возможно, участки государственного заповедника «Оренбургский», где никто не нарушает покой дрофы – это последний шанс на выживание дрофы…

«Таловская степь» отличается и наибольшей плотностью обитания близкого родича дрофы – стрепета, также занесенного в Красную книгу России и Оренбургской области. Особенно часты встречи со стрепетом весной, когда самки сидят на гнездах, а самцы пытаются отвести подальше от гнезда непрошенного гостя. В самом названии этой птицы чуткий слух любителя природы уловит и трепет крыльев, и свист полета. Действительно, стрепет так часто машет крыльями при полете, что их будто и не видно, и дребезжащий свист, производимый его пестрыми, зеленовато-серыми крыльями, вносит свою гармоничную ноту в величественную симфонию степи.

К середине лета реки Таловая и Малая Садомна пересыхают, но остающиеся почти до конца лета небольшие озерца дают приют водоплавающим и околоводным птицам – крачкам, чайкам, уткам, цаплям; сюда приходят утолить жажду и косули. В «Таловской степи» выводит и воспитывает свое потомство журавль-красавка, красная земляная утка – огарь, которая научилась селиться в брошенных норах сурков и барсуков.

Еще в июне зацветают аборигены степей ковыли. Цветут они долго, и долго волнуется под ветрами степное «седое море». В отличие от водяной морской глади, ковыльные волны кажутся мягкими и пушистыми, перламутрово-серебристыми. Бог знает, какие мысли приходят на ум при взгляде на эти седые волны… Не покажутся ли из-за холма острые шапки кочевников? Не вздрогнет ли ковыльная степь под копытами конницы гуннов?.. Но появившийся из своей норки-сурчины толстенький байбак спокойно усядется прямо у входа, свесив жирные бочка, и всем своим видом будет выражать такое спокойствие, что эти странные мысли тут же улетят вместе с перышком ковыля…

Сурков-байбаков в «Таловской степи» с каждым годом все больше. Их поселения постепенно расширяются от границ к центру участка. Обилие растительной пищи дает возможность сурку запасать такое количество жира на зиму, что он, действительно, «спит, как сурок» семь-восемь месяцев в году. Спячка у сурков начинается в середине июля – начале августа, и длится почти до конца марта.

В июле степь выгорает, приобретая пятнистую бурую окраску. На этом фоне отчетливо выделяются яркие куртины цветущего василька и шалфея. Под пологом трав и кустарников находят себе приют животные. В особенно сухие годы почва в степи сильно растрескивается, и путнику, идущему по целине, приходится на каждом шагу смотреть под ноги, чтобы не угодить в широкую трещину или в чью-нибудь норку. Самые распространенные млекопитающие в «Таловской степи» – грызуны: малый суслик, сурок-байбак, европейский подвид которого занесен в Красную книгу России и Оренбургской области, полевки, степная пеструшка. Обычны здесь заяц-русак, лиса, хомяк, еж, барсук. В глубоких балках Малой Садомны скрываются от посторонних глаз косули, а с сопредельной территории наведываются кабаны и волки, нередким гостем тут бывает и красавец-лось.

Осень добавляет фиолетовые тона в симфонию красок – это зацветают заросли кермеков. А под желтыми стеблями засыхающего ковыля и цветущей грудницы пробиваются алые пятна ягод «степной малины» – эфедры двухколосковой из одноименного семейства. Ее плоды, по вкусу напоминающие малину, но гораздо слаще, без малейшей кислинки, – ценное лекарственное сырье. Алкалоид эфедрин, содержащийся в ягодах, служит основой для приготовления различных сердечных капель. Усталому путнику достаточно горсти такой «степной малины» для восстановления сил. Больше съесть опасно – сердце может не выдержать. Подкрепившись сочными алыми дарами степи, легко подняться на высшую точку участка, чтобы полюбоваться открывающимся видом степного раздолья с водораздела Волги и Урала.

 

Date: 2016-07-22; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию