Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и свойства темперамента, его основные типы, проявление свойств темперамента в поведении человека.





Темперамент— это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

свойства темперамента:

Сенситивность– наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения псих.реакции человека, и скорость развития этой реакции.

Реактивность– степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, угроза, обидное слово).

Активность– степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет целенаправленность, настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длит. работе и т.д.

Темп реакций – скорость протекания разл.психич. реакций и процессов (скорость движения, темп речи, быстрота ума т.д.).

Пластичность – легкость, гибкость, быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).

Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия – поведение, реакция человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен во вне.

Интроверсия– преимущественная обусловленность поведения и реакции человека образами, представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек направлен во внутрь.

Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Основные типы темперамента

а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента;

б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика;

в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту;

г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.

19.Характер:определение, основные свойства характера, их влияние на поведение человека, выбор их ведущих форм деятельности.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к Окружающим людям, к самому себе, к деятельности, другим различным обстоятельствам бытия и т.п.

Свойства характера.

Свойства характера, в которых отражается отношение чело­века к другим людям (к родным, близким, знакомым и незнакомым, к лицам противоположного пола, к людям, которые к нему относятся хоро­шо или настроены враждебно).Эти отношения помогают выявлять такие свойства характера, как доброжелательность, отзывчивость, об­щительность, коллективизм либо, напротив, высокомерие, зависть, аг­рессивность, жестокость, эгоцентризм, конфликтность, авторитарность и властолюбие, аутизм (замкнутость), индивидуализм.

Свойства характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности, собственному здоровью и т.п.). К ним относятся: скромность, отзывчивость, альтруизм и, напротив, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, повышенная обидчивость и т.д., которые проявляются в самооценке личности.

Свойства характера, выражающие отношение к работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

Свойства характера, в которых отражается отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

В характере человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить, что именно доминирует в структуре ценностей человека: духовные или материальные, узкокорыстные потребности, интересы; имеют ли общественно-полезную направленность его убеждения, мировоззрение или в их основе лежат стяжательство, стремление к обогащению любыми средствами вплоть до нарушения нравственно-этических или уголовно-правовых норм.

20. Акцентуации свойств характера, их разновидности: криминологическое значение основных видов акцентуации характера

Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация типов акцентуации:

- Эпилептоидно-возбудимый: склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с чувством внутреннего раздражения, аффективная взрывчатость, любовь почти всегда окрашена ревностью, алкогольные опьянения протекают с гневом и агрессией, лидерство = стремление властвовать над сверстниками. Более 46%-злостные нарушители режима содержания ИК;

- Шизоидный: неуклонное стремление к лидерству, склонность подавлять слабых, замкнутость;

- Гипертимный: оптимист даже в условиях изоляции, легко приспосабливается, активен, общителен, плохо переносит одиночество;

- Циклоидный: цикличное изменение эмоцоциональных состояний;

- Лабильный: быстрая смена настроения, на роль лидера не претендуют, дружелюбны, трудно переносят ссоры и утраты;

- Астено-невротический: повышенная утомляемость, раздражительность, не склонны к нарушениям, при утомлении аффективные вспышки возникают по любому поводу;

- Сенситивный: большая впечатлительность, чувство собственной неполноценности, пугливость, боязливость, любят в заключении заниматься творчеством, замкнутость, робость, застенчивость;

- Психастенический: нерешительность, тревожность, склонность к рассуждательству, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей;

- Истероидный: эгоцентризм, требуют к себе внимания окружающих, лживость, фантазирование, театральность переживаний, склонности к рисовке и позерству;

- Неустойчивый: слабоволие, отсутствие целеустремлённости, легко попадают под чужое влияние, нежелание трудиться;

-Конформный: постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде, живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех".

Совершают умышленные убийства и причиняют телесные повреждения чаще всего эмоционально неустойчивые(импульсивные убийства) и эпилептоиды (изощренные убийства: с расчленением трупа, истязанием жертвы, заказные) + хулиганские проявления. Дерзкие кражи, н-р, из помещений гос. и общ-ых орг-ий - гипертимный тип и эмоционально неустойчивый. Подготовленные и продуманные кражи из квартир граждан – чаще астеники и эпилептоиды. Угоны авто. совершаются всеми типами преступников. Для астеников нехар-ны нападения на женщин по секс. мотивам. Эпилептоиды длит. время выслеживают жертву, вынашивая умысел на ее изнасилование. Гипертимному, истероидному и эмоционально неустойчивому типу свойственны импульсивные нападения. Астеники, чаще, не явл. организаторами преступлений:чаще-соучастники. Для астеников хар-но длит. вынашивание преступ. умысла, тщательное продумывание всех деталей своих будущих действий, чтобы избежать неожиданностей для себя. И т.д.

21. Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения.

Психологические установки играют положительную роль, так как они:

§ определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

§ освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

§ выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

§ затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

В зависимости от направленности выделяют три типа установок:

1. Операциональные установки проявляются в ходе решения задач, когда человек воспринимает условия новой задачи как аналогичные, уже имеющиеся в его прошлом опыте. И в соответствии с этим он использует готовый, известный ему способ решения.

 

2. Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. Если действие, то есть стремление к цели, по какой-то причине прерывается, то целевые психологические установки проявляются в стремлении к завершению прерванного действия, достижения намеченной цели во что бы то ни стало.

3. Смысловая установка содержит несколько компонентов:

§ информационный - взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится;

§ эмоционально-оценочный - симпатии и антипатии по отношению к тому, что для человека значимо;

§ поведенческий - готовность действовать соответствующим образом по отношению к тому, что имеет для человека личностный смысл.

 

22. Процесс адаптации к условиям нормального существования в нор­мальной социальной среде после длительного срока лишения свобо­ды - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравствен­ность, этика, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: на­личие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удов­летворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребыва­ния, учеба, воспитательное воздействие администрации и т. п.

Процесс адаптации освобожденных завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процес­сом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

23в. Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывают искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной. В соответствии с жизненным опытом, полученным воспитанием, интеллектом, характерологическими особенностями личности эта ситуация в сознании правонарушителя либо вовсе не отражается как криминогенная, либо оценивается им таковой частично или в полной мере. В последних двух случаях она может послужить «провоцирующим» фактором, влияющим на процесс мотивообразования.

Весьма важное место в процессе формирования мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивами всегда более предметна, более обнажена и осязаема. В ней как бы кумулируются в сознании человека и его потребности, и его стремления, интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.

Таким образом, в формировании мотивации личности правонарушителя важное значение приобретают процессы, обусловленные взаимодействием ряда факторов — его потребностей, их субъективной значимости для данного лица, криминогенной ситуации и оценки субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной ситуации позволяет удовлетворить значимую для него потребность.

24. Система мотивов, находящихся в тесной связи с психическими свойствами и состоянием личности, образует ее мотивационную сферу, или мотивацию, как высшую психическую, социально детерминированную функцию. Мотивационная сфера (мотивация) личности находится в постоянном развитии под воздействием внешней среды, сознания человека.

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

 

· органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);

· материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

· социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);

· духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

В деятельности юриста большое значение имеют профессиональные интересы, которые побуждают его овладевать необходимыми знаниями, приобретать опыт, успешно применять их на практике. Особое место среди профессиональных интересов следователя, судьи, прокурора, адвоката занимают познавательные интересы, столь необходимые для качественного расследования (рассмотрения) уголовных дел, разрешения гражданско-правовых споров. Познавательные интересы являются одним из факторов профессиональной активности юриста, постоянных поисков им истины в работе.

 

25. Экспертиза судебно-психологическая — это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля и потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Судебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами.

Предметом СПЭ является психика, а также задачи, которые решаются в ходе процессуальной деятельности.

Поводы:

1. Устойчивые личностные особенности обвиняемого (подозреваемого),

потерпевшего или свидетеля. Например, отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями.

2. Возрастные психологические особенности. Например, наличие

сомнений, что возрастные психологические особенности искажают правдивость показаний.

3. Психическое состояние лица во время совершения преступления. Например, физиологический аффект, тревога, разочарование, обида и т.д.

4. Необычное поведение лица в период расследования преступления. Например, манера защищать свои интересы, активное фантазирование и др.

5. Способствовавшие или располагавшие к совершению самоубийства.

 

Основания:

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.

5. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.

 

26. Комплексная СПЭ – это судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей.

Вопросы при назначении комплексной СПЭ:

1. Какова способность несовершеннолетнего подэкспертного, у которого есть отклонения в психическом развитии, верно, воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Имеется ли у подэкспертного склонность к фантазированию, повышенной внушаемости, таких личностных черт как агрессивность, жестокость, пассивная подчиненность и т.д.

3. Какова способность взрослого подэкспертного правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточности умственного развития.

4. Какое психическое состояние было у лица совершившего самоубийство в период предшествовавший его смерти.

Вопросы, стоящие перед экспертом-психологом:

1. Могла ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых с ней действий с учетом её психического состояния и психологических особенностей.

2. в каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления.

3. Не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости с учетом ей психического развития.

 

27. Комплексная Судебная Психолого-психиатрическая Экспертиза — это одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и оценке результатов скоординированного применения для исследования психической деятельности обвиняемых (подозреваемых), потерпевших и свидетелей специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью достоверного, наиболее полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов.

Специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта (результата) взаимодействия болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного) психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица (подэкспертного) в интересующий следователя (суд) период.

Основания:

1. правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психиатра и медицинского психолога в каждом конкретном случае.

2. установление необходимости применения специальных знаний психолога и психиатра именно в форме экспертизы.

3. адекватное решение вопроса о необходимости одновременного совместного обсуждения и интегративной оценки результатов применения специальных психологических и психиатрических знаний.

Поводами назначения КСППЭ являются следующие особенности поведения обвиняемого в момент совершения преступлений:

1. эксплозивный (взрывной) характер поступков и проявление других признаков психической аномалии;

2. проявление особой жестокости;

3. кажущаяся безмотивность действий;

4. алкоголизм.

28. Качество и результативность СПЭ во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя следующие действия.

1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы. Следователь (суд), предвидя возможность проведения СПЭ, направляет усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.

Информация о личности испытуемого. В ходе изучения личности индивида собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.

Информация о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. В ходе расследования выявляются ситуационно обусловленные признаки: субъективно воспринимаемая в качестве реальной угроза жизни, здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.

2. Выбор эксперта. К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить, в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, каковы его профессиональные, научные возможности.

В постановлении следователя, определении суда о назначении СПЭ в описательной части излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической (общей, инженерной и т. п.) психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении СПЭ по делу.

Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, обращая внимание на то, насколько оно соответствует полученному заданию. Также оцениваются научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, то, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная ими работа, какие методы исследования применялись.

В уголовном процессе заключение СПЭ используется следователем (судом) в следующих случаях:

– при доказывании и квалификации содеянного. Заключение СПЭ является одним из доказательств фактических обстоятельств, имеющих значение по делу;

– при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда лицом, которое хотя и предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям, в которых оно оказалось;

– для установления обстоятельств, смягчающих наказание.

– в целях применения справедливых мер уголовно-правового характера в отношении виновных в совершении преступлений с учетом их личности;

В гражданском судопроизводстве возможности СПЭ пока еще используются недостаточно. Однако и здесь ее заключения могут оказать существенную пользу при разрешении споров о признании сделок недействительными, компенсации морального вреда, праве на воспитание детей и т. п.

 

29. Понятие личности преступника, т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.

Структура личности преступника включает в себя 2 большие группы:

1. Социологические (социально-демографические) - пол возраст уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи и т.д.

2. Правовые – характер, степень совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, формы вины и т.д.

Классификация:

По объекту посягательства, характеру преступных действий:

• корыстные;

• насильственные;

• корыстно-насильственные.

По характеру, степени общественной опасности преступные:

• случайный тип, объединяющий лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств при общей социально-положительной направленности личности;

• ситуационный тип личности преступников, совершивших преступление под воздействием неблагоприятных условий формирования их личности, однако в целом характеризуемых больше положительно, чем отрицательно;

• неустойчивый тип, к которому относятся лица, также совершившие преступление впервые, но допускавшие ранее различного рода правонарушения, аморальные поступки;

• злостный тип, включающий лиц, совершивших два и более умышленных преступления;

• особо опасный тип личности преступников, признанных опасными либо особо опасными рецидивистами за совершенные тяжкие преступления и т. п. (полнее об этом в ст. 18 УК РФ).

По социально-демографическим признакам:

· Пол - мужчины, женщины;

· Возраст - несовершеннолетние (14-15 лет и 16-17 лет), лица молодого возраста (19-24 года и 25-29), лица зрелого возраста (30 лет и старше).

По признакам социального положения и по роду занятий:

· Рабочие, служащие, учащиеся, частные предпринимателя, фермеры, пенсионеры;

· Трудоспособные, но не работающие и не учащиеся;

· Безработные.

 

Date: 2016-07-22; view: 1589; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию