Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт использования программы волонтерской деятельности как средства профилактики пожаров в образовательной организации общего образования





Добровольчество признается и как общественная ценность и как уникальная система знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов, выступает важным инструментом мобилизации общественной инициативы и повышения эффективности государственной социальной политики. В городах и регионах России разработано и реализовано значительное количество методик и технологий в области управления добровольческой деятельностью и использования добровольческих программ, наглядно показывающих огромную пользу добровольчества для общества.

Главным спектром волонтерской деятельности являются катаклизмы, аварии разного типа или одним общим словом это ЧС.

В работе В.Г. Лапиной «Альтруизм. Социологическая энциклопедия» трактуется: «чрезвычайная ситуация, выступая угрозой нанесения ущерба в первую очередь жизнедеятельности людей, а также инфраструктуре, экономике, производству и окружающей природной среде, требует новых, эффективных методов устранения последствий и их предупреждения. В настоящее время, в обеспечении безопасности, распространение приобретает добровольческое движение, выступающее рабочим механизмом оказания организованной помощи представителями гражданского общества на ровне с государственными мероприятиями ликвидации последствий ЧС. При этом привлечение части социально-активного населения в процесс оказания помощи своим согражданам, пострадавшим вследствие ЧС, имеет законодательное закрепление» [19].

Так, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: «общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами» [16].

М.В. Фирсов в издании «Теория социальной работы» пишет: «с другой стороны добровольческое движение, реализуя главную цель своей деятельности - «оказание помощи детям, инвалидам, пожилым людям и другим, социально уязвимым слоям населения», нашло для себя новую сферу реализации своего потенциала» [57].

Социальная защита населения при ЧС представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение пострадавшим соответствующей компенсации за понесенный ими физический, материальный и социальный ущерб. Важнейшей частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются её силы и средства. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований РФ. Помимо отрядов спасателей, МЧС России задействует силы, находящиеся в ведении государства: военные, дорожно-транспортные и т. д. [58]

Чрезвычайные ситуации не редко становятся мотивом для участия в волонтерском движении. Первое на что мы обратим внимание в нашей работе это формирование представления о добровольческом движении в российском обществе. Для этого необходимо представить определенный понятийный аппарат. Федеральный Закон от 11 августа 1995 г. (ред. от 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет добровольчество как «добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [17].

В соответствии с данным законом, добровольцы ― это «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)» [17].

На наш взгляд, добровольчество можно охарактеризовать как добровольческое движение, функционирующего с целью улучшения жизни и построения гуманного общества, а добровольца ― как человека, безвозмездно оказывающего помощь нуждающимся в ней людям. При этом сфера деятельности добровольца достаточно широка.

В положении о всероссийском волонтёрском корпусе 70-летия победы в великой отечественной войне 1941–1945 годов трактуется: «в настоящее время, в России, социальная активность добровольческого движения реализуется в таких направлениях, как:

1) профилактика и помощь в решении социальных проблем;

2) активное участие в поддержке, защите и развитии в сфере культурных ценностей, образования и науки, здравоохранения и ЗОЖ, экологии и окружающей среды;

3) защита прав и законных интересов своих сограждан, в частности детей, пожилых граждан, инвалидов и молодежи» [11].

Не смотря на то, что волонтером (добровольцем) может стать гражданин любого возраста «в соответствии с принципами добровольности и безвозмездности труда, добросовестного отношения к делу, соблюдения законов Российской Федерации, равенства и самосовершенствования, высокой нравственной культуры», приоритетным направлением развития добровольчества в России неизменно остается «вовлечение максимального количества молодёжи в волонтёрскую практику» [11].

В Федеральном законе от 1.01.2014. № 300 326-6 ФЗ «О добровольчестве (волонтерство)» трактуется: «к основным направлениям деятельности добровольческих организаций в процессе оказания помощи при ЧС можно отнести: содействие государственным службам спасения в эвакуации населения из зоны ЧС; оказание первой медицинской помощи и психологической поддержки; наблюдение за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС; помощь в предоставлении временного крова, организация питания и гуманитарной помощи; содействие в поиске пропавших родственников и членов семьи, потерявших связь при ЧС; предоставление социальных услуг (помощь детям, оставшимся без родителей, уход за больными и инвалидами) и т.д. Добровольческие отряды формируются на базе высших и средних профессиональных учебных заведений, школах, центрах развития добровольчества при поддержке федеральных, региональных и муниципальных органов власти» [18].

В Федеральном законе о добровольчестве (волонтерство) используются следующие основные понятия:

«Добровольная деятельность (волонтерство) – объединение общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца. Добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).

Доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат)» [18].

Целями добровольческой деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе [18].

А.А. Шлихтер в работе «Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом» “пишет: заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, но и благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорские деньги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец, 13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях он называется «налог на тарелку супа». Этот обязательный платеж стараются избегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов” [22, с. 35].

Г.П. Бондренкова в статье на электьронном носителе «Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы» пишет: “в благотворительных фондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизнь многим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починок говорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительности в России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородные порывы состоятельных россиян” [23].

Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекает определенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счет какого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот - не липа. Добропорядочные НКО присылают своим «вкладчикам» отчеты о том, на что были потрачены их деньги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе. Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом, на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерства у нас:

Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.) [23].

Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах [23].

Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов [23].

Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия [ 23].

Проблемой является то, что в России всё ещё нет, по крайней мере, как официальных участников социально-экономических отношений, общественных единиц, подобных западным «коммьюнити», сообществам. В рамках нового порядка жизни это явление только формируется, а традиционные формы волонтерства национальных или религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начального этапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрство в современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольца и нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немало тех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло. Хорошо, что пока не видно столкновений молодогвардейцев и юных «правозащитников» вокруг одного и того же нуждающегося в инвалидной коляске. Уровень жизни большинства россиян, а также характер стоящих перед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождению сохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепенно с отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, плате за своё благополучие и будет формироваться новое сильное российское общество [23].

Итак, сегодня волонтерство - это некая модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно, спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по ряду причин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальные институты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ. Необходимо устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждается в ней. В сельском социуме местом организованного досуга молодежи наряду с клубом, является школа. Школа – это центр культурной жизни на селе, она располагает необходимыми ресурсами для организации волонтерской деятельности. В следующем параграфе будет дана характеристика особенностей сельской школы как образовательной организации, имеющей ресурс для организации волонтерской деятельности.

Date: 2016-07-22; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию