Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сельской школы как образовательной организации, имеющей потенциал для организации волонтерской деятельности





В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени более 70 % всех школ расположены в сельской местности, из них около 60 % являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.

Школа представляет собой важную часть сельского социума и не может развиваться в отрыве от него. Перспективы МКШ, прежде всего, зависят от развития сельскохозяйственного производства и социокультурной сферы села.

Е. В. Щербакова в работе «Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития» пишет: «с начала 90-х гг. ХХ в. российская сельская школа функционирует в новых экономических условиях развития общества, характеризующихся переходом к рыночной экономике, созданием правового и демократического государства. Кардинальные изменения, происходившие в нашем обществе, не могли не затронуть школу».

После распада СССР в России было закрыто более 19 тыс. сельских школ. По данным Минобрнауки РФ, в 1995 году их насчитывалось почти 69 тыс., в 2000 году — около 67 тыс., в 2010-2011 годах – менее 49 тысяч. Почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет. И в наши дни процесс закрытия школ происходит достаточно активно.

В Законе «Об образовании в РФ» декларировалось, что СМКШ финансируется независимо от числа учащихся. Однако после введения подушевого финансирования и «новой системы оплаты труда» учителям процесс ликвидации школ активизировался. Ведь если финансирование зависит только от численности детей, сельская школа себя окупить не сможет. Сегодня в России на смену малокомплектным школам приходят крупные школы, в которые детей из разных деревень возят на специальных школьных автобусах или устраивают в школы-интернаты [21, с. 88].

Г.В. Бочарова в работе «Стратегия модернизации сельского образовательного социума» пишет: «сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а следовательно, и сельская школа будет существовать и развиваться на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические черты в рамках единой национальной культуры и того поля, которое называют единым образовательным пространством. Поэтому проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Поэтому программа развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в национальной доктрине образования. Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села» [15].

Одним из факторов, способных решить эти задачи, на наш взгляд, является волонтерство – идея социального служения. Это и привело нас к организации волонтёрского движения в сельской школе. По сути волонтёрским движением школа занималась и ранее. Но теперь эта деятельность приняла системный и организованный характер. Прежде всего мы определились в ведущей ценностью волонтерства как для общества так и для детства – общественно полезное служение. Это «горючее» движения – идея служения. Причем, это не поворот рек вспять, а самые простые вещи – обогреть, утешить, поддержать в трудной ситуации, помочь оступившемуся и т. д. При этом, надо понимать, что любое детское движение, в том числе и волонтерское, в силу своей специфики – не вполне детское по организующим и движущим его силам. Это даже скорее движение взрослых, выступающих в интересах детей. Поэтому, прежде всего мы определились с основными условиями организации волонтёрского движения в нашей школе.

Во-первых, это забота о самих детях. Дети должны понимать, что взрослые понимают их потребности, характер, уважают их ценности.

Во-вторых, добровольность участия в тех или иных акциях. Если это условие будет отсутствовать, то это уже не служение, а обязанность.

Третье условие – выбор формы. Они должны быть посильными, близкими, увлекательными. Ребенок должен выбрать то, к чему он захочет приложить усилия.

Четвертое условие – организация социального служения. Это то, ради чего создаются добровольческие сообщества.

Пятое условие – учет собственных интересов детей. Это значит, не забывать, что мы находимся на его территории, не навязывать своих взглядов, нащепать ту точку, где его мир пытается расшириться.

Какова же основная цель организации такого движения. Нам она видится в создании условий для формирования ценностей в детской культуре, направленных на воспитание самодостаточной и социально активной личности на неприятие социально опасных привычек, на здоровый образ жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: повысить гражданскую активность учащихся; способствовать вовлечению школьников в общественно-активную жизнь; организовать жизнь школьника по правилам и законам, которые он принимает; предоставить возможность для развития и самореализации; содействовать через волонтерское движение воспитанию семейственности, честности, добра, милосердия, созидательности, терпимости, добра и трудолюбия; привлекать к участию в проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских мероприятий.

В основу добровольческого движения в сельской школе легли следующие идеи, созвучные, с идеями любого детского движения: служение Родине; патриотизм; общественное взаимодействие; социальная ответственность; общение; развитие личностных и компетентностных качеств; развитие коммуникативных качеств; общественно полезное служение; формирование нравственных ценностей; организация свободного времени с пользой для развития.

Для практической деятельности можно выбрать несколько направлений, наиболее значимых актуальных. Эти направления часто называют орбитами.

I орбита. Память. Сотрудничество ребят с участником ВОВ В. И. Панковым позволит принять участие в областных конкурсах «Архивная страничка» и собрать огромный материал о старшем поколении нашего поселка, систематически идет выпуск поселковой газеты и проводятся классные часы патриотического содержания (запись воспоминаний, сбор реликвий).

II орбита. Забота. Это сбор вещей для ребенка из неблагополучной семьи или сбор книг для детского сада. Например, постановка спектакля для детей детского сада по пожарной безопасности.

III орбита. Спорт. Это направление деятельности, позволяющее не только пропагандировать здоровый образ жизни, но и активно самим волонтером укреплять своё здоровье и самосовершенствоваться.

IV орбита. Знания. Это направление для тех, кому доставляет удовольствие думать, исследовать, открывать новое не только для себя, но и для других. Чтобы бороться или противостоять, надо знать. Это бесспорно. Поэтому это направление нацелено на информационно-просветительскую деятельность. Ребята выступают в роли лекторов, проводят тематические дискуссии, классные часы, организуют конкурсы плакатов антинаркотической направленности.

V орбита. Творчество. Это развитие креативных качеств личности. Наиболее яркой страницей данного направления является деятельность школьной агитбригады.

VI орбита. Общение. В этом направлении самые яркие и положительные эмоции вызывают праздники.

Итак, волонтерское движение на селе вместе с государством способно противостоять негативным процессам, таким, как «вымирание» деревни, «старение» сельских жителей, недостаточное количество рабочих мест, отсутствие широких возможностей для раскрытия творческого потенциала селян, рост наркомании и алкоголизма, общее ухудшение здоровья населения, увеличение оттока молодежи в города и т. д. Сельская молодежь готова сохранить лучшие традиции наших предков, уклад и особенности быта сельской местности. Именно от неё, сельской молодежи, зависит будущее малой родины. И несомненно, тот позитив, которые приобретет ребенок, участвуя в благородном деле волонтерства, он пронесет через свою жизненную дорогу.

Глава 2. Организационные основы разработки и использования программы волонтерской деятельности на базе образовательной организации общего среднего образования как средство профилактики пожаров на селе

Date: 2016-07-22; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию