Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиористские концепции обучения





Классическое кондиционирование (обусловливание). (Ассоциативно-рефлекторная теория обучения И.П.Павлова);

Оперантное инструментальное кондиционирование (обусловливание) (Б.Скиннер).

29. Суть когнитивистских представлений об обучении –

Поведение определяется не только реакцией на стимул, но и мыслительными процессами

30. Конструктивистские концепции обучения –

Исходит из предпосылки, что все мы строим наш собственный взгляд на мир на основе индивидуального опыта и схем. Конструктивизм сосредоточен на подготовке ученика решать проблемы в неоднозначных ситуациях.

— Исследование;

— Познание: поиск, понимание, критический взгляд, логическое структурирование

— Знание строится на опыте;

— Обучение - это личная интерпретация мира;

— Обучение является активным процессом, в котором смысл вырабатывается на основе опыта;

31. Функции обучения –

Развитие;

Воспитание;

Образование;

Социализация.

32. Современные цели образования –

Компетентность;

Компетенции;

Конкурентоспособность.

33. На чём строилась педагогическая технология С.Н.Лысенковой - Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (специфика);

Образовательная технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (общая характеристика).

Цель технологии – успешное обучение всех

 

34. В чём суть опережения в педагогической технологии С.Н.Лысенковой - Постепенное введение материала в виде задач задолго до срока изучения темы;

Ученики решают задачи скорее на интуитивном уровне: сначала наиболее сильные, а затем и остальные;

К моменту изучения темы учащиеся владеют материалом на эмпирическом уровне;

При завершающем изучении темы происходит теоретические обобщение материала;

Решение задач повышенного уровня сложности;

Использование идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития

 

35. Что такое опорная схема в педагогической технологии обучения С.Н.Лысенковой – представление материала в сжатом наглядном виде (кодирование в виде схемы) для лучшего усвоения и запоминания основных понятий учебной теме в их взаимосвязи и иерархии.

36. Как осуществлялось комментированное управление в педагогической технологии С.Н.Лысенковой – Ученик выполняет и проговаривает последовательность учебных действий. Последовательность – «думаю, говорю, записываю». Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.

37. Опережение – anticipation, die Antizipation, anticipation;

38. Опорная схема – supporting scheme (pattern), Unterstützungsschema, schéma de soutien;

39. Комментированное управление - commented conducting, kommentierte Leitung, la conduite à commenté

40. Принципы обучения - условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Основные требования к проектированию и реализации процесса обучения и его компонентов.

41. Классические принципы обучения - научности обучения,

сознательности и активности обучаемых,

систематичности,

последовательности и преемственности обучении,

наглядности,

доступности учебной информации,

прочности сформированных знаний, навыков и умений,

связи теории с практикой.

42. Принцип природосообразности – Универсальный педагогический принцип, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психи­ческое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов.

Этот принцип может рассматриваться как экологическая за­щита учащихся от негативных последствий учебно-воспитательного процесса.

43. Правила обучения - конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения

положение вытекающее из принципа обучения и конкретизирующее его проявление (действие)

44. Подходы к обучению – системный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, глобализационный, компетентностный, аксиологический.

45. Ключевые компетентности (ЮНЕСКО) -научить получать знания (учить учиться);

научить работать и зарабатывать (учение для труда);

научить жить (учение для бытия);

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

46. Ведущая идея педагогической технологии В.Ф.Шаталова–

Учить всех, учить каждого

Все дети талантливы

47. Порядок изучения нового материала по В.Ф.Шаталову

Подача нового материала крупными блоками

Сжатое изложение нового материала по опорным сигналам

Изучение опорных сигналов

Дома: изучение учебника и листа опорных сигналов

48. Закрепление нового материала по В.Ф.Шаталову –

Письменное воспроизведение опорных сигналов

Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д.)

Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи - "педагогический десант" - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами)

49. Лист опорных сигналов (ЛОС) у Шаталова – Сжатая кодированная информация из опорных сигналов: схем, знаков, символов, ключевых слов и т.д.

50. Применение знаний на практике и контроль у Шаталова

Изучение образца решения типовых задач

Выполнение типовых задач с вариативными условиями

Релейные контрольные работы

Открытый учёт знаний

Формирующее оценивание

51. Уроки открытых мыслей у Шаталова–

Предлагаются абсолютно нестандартные задания проблемного характера

Обсуждение решений задания на уроке открытых мыслей

Поощрение школьников, предложивших наиболее точные и оригинальные решения

52. Принципы обучения В.Ф.Шаталова –

Щадящая педагогика

Открытые перспективы

Обучение на высоком уровне трудности

Быстрое продвижение вперёд

Баланс репродуктивного и продуктивного

Систематическая обратная связь

53. Специфика педагогической технологии В.Ф.Шаталова –

Универсальность

Экономичность

Эффективность

Воспроизводимость

54. Личностные качества педагога - Умение вести за собой;

Эрудиция, широкий кругозор;

Эмпатия;

Общая культура;

Речевая культура;

Наблюдательность;

Саморегуляция;

Самоотдача;

Социально значимая гражданская позиция.

55. Новые компетенции учителя по ПСП - Работа с одарёнными детьми

Работа в условиях инклюзивного образования

Работа с детьми с девиантным поведением

Работа с детьми, для которых русский язык не является родным

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии

56. Проблемное (проблемно-деятельностное) обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учащийся учится мыслить, творчески усваивать знания.

57. Программированное обучение – управление индивидуальным обучением на основе заданного алгоритма с использованием отлаженной обратной связи с помощью технических средств обучения (компьютера).

58. Контекстное обучение – учебный материал содержит задачи, решаемые в будущей профессиональной деятельности (создают контекст будущей профессиональной деятельности – А.А.Вербицкий).

59. Суггестопедическое обучение – обучение с использованием элементов эмоционального внушения веры в успех. В обучении иностранным языкам по методике болгарского проф. Георгия Лозанова это давало существенное ускорение языковой подготовки.

60. Образование через всю жизнь (lifelong education) - концепция непрерывного образования как ответа индивида на постоянно меняющиеся условия жизни и профессиональной деятельности. Основывается на самообразовании и использовании образовательных ресурсов повышения квалификации и переквалификации.

61. Послевузовское образование ( post-graduate education) – система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование (магистратура, докторантура) и предполагающее научно-исследовательскую работу и получение учёной степени.

62. Компетентность – способность и готовность личности выступать в качестве созидающего субъекта в системе «человек – мир» (А.В.Хуторской).

63. Проект Юнеско DeSeCo – Definition and Selection of Competences (Определение и выбор компетенций) – концепция отбора компетенций для непрерывного образования, необходимых для жизни в демократическом обществе в условиях экономики знаний и информационного сообщества.

64. "Витагенный опыт в системе педагогического знания означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. В витагенном опыте воплощаются такие компоненты: - знания и понимание сущности своего "Я"; - эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; - способы и приемы личностной рефлексии; "Я-концепция" как образ, а не социальный образец; - понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; - система духовно-нравственных ценностей; - знаковые и вербальные формы общения.

65. Обучение по системе свободных наук и искусств – концепция высшего личностно ориентированного образования, основанная на фундаментальной и всесторонней подготовке студентов и являющаяся альтернативой узкопрофессиональной подготовке. Разрабатывается и внедряется в систему университетского образования в США и других странах.

66. Пять ключевых компетенций в подготовке учителей иностранных языков в США (Five Cs)Общение - организация межличностной коммуникации (Communication), Культура – усвоение иноязычной культуры (Culture), Связи – метапредментные знания (Connections), Сравнения – воспитание толерантности на основе сравнения культур (Comparisons) и Сообщества – интеграция в языковую среду (Communities) (Д.Р.Сабирова, А.С.Акмаева).

67. Содержание образования - Система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта.

68. Содержание образования

content of education

der Inhalt der Вildung

le contenu de l'éducation

69. Образовательный стандарт - Система основных параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

70. Стандарт образования

standard of education

Bildungsstandard

standard de l`éducation.

71. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (Закон об обр.).

72. Содержание образовательных стандартов –

содержание образования (состав учебных предметов; объем и структура содержания, определяемая списком дидактических единиц – понятий, теорий, законов, технологий);

уровень подготовки выпускников (степень достижения результатов обучения);

технологии контроля (измерительные материалы, средства диагностики и аттестации учащихся, педагогов);

учебно-программное и учебно-методическое обеспечение (наличие программ, учебных и методических пособий);

финансовое и материально-техническое обеспечение учебного процесса;

информационное обеспечение (разработка, введение, организация, структурирование данных о качестве образования).

73. Компоненты образовательного стандарта

Федеральный;

Национально-региональный;

Школьный.

74. Учебный план - Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; структуру и продолжительность учебного года

75. Учебный план

сurriculum

das Curriculum (der Lehrplan)

programme d'études

76. Учебно-методический комплекс (УМК) - Совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления учебного процесса.

77. Основные компоненты УМК

Учебник;

Учебное пособие;

Учебно-методическое пособие;

Банк тестовых заданий;

Учебный модуль;

Дидактическая единица;

Зачётная единица

78. Основатели педагогики сотрудничества

Амонашвили Шалва Александрович;

Шаталов Виктор Федорович;

Лысенкова Софья Николаевна;

Волков Игорь Павлович;

Ильин Евгений Николаевич;

Щетинин Михаил Петрович и др.

79. Педагогика сотрудничества

Направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»)

80. Основные постулаты педагогики сотрудничества – отношения сотрудничества с учениками, учения без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, опорные сигналы (схемы), щадящая педагогика, идея свободного выбора, идея опережения, идея крупных блоков

81. Интеллектуальный фон класса - Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений.

82. Кто является участниками сотрудничества – учителя, ученики, родители.

83. Куррикулум – нормативный документ, содержащий перечень целей (таксономия), определяющих отбор содержания образования, соответствующие образовательные технологии и результаты обучения

84. Виды куррикулума: Национальный (базовый - core);

Региональный;

Школьный;

Закрытый (close) – открытый(open);

Скрытый (hidden).

85. Подходы к формированию куррикулума:

Социоцентричный – ориентированный на общество, его ценности, традиции и культуру;

Научно-рационалистический (позитивистский) – наука и рациональное знание как приоритет;

Личностно ориентированный (демократический) - развитие свободной и созидающей гражданской личности.

86. Скрытый куррикулум - Содержание образования, детерминированное традициями и негласными установками образовательного учреждения, мировоззрением отдельных преподавателей

 

87. Структурные элементы куррикулума:

Цели;

Время обучения;

Основополагающие ценности;

Содержание образования;

Обучаемые, обучающие;

Образовательные технологии;

Средства обучения;

Диагностика;

Оценка;

Корректировка.

88. Современные образовательные технологии как составляющая куррикулума:

Метод проектов;

Практическое обучение;

Деятельностное обучение;

Исследовательское обучение;

Проблемное обучение;

Личностно ориентированное образование;

Коммуникативное обучение иноязычной культуре;

Игровые технологии;

Диалог культур;

Коллективный способ обучения (КСО);

Развивающее обучения;

Мастерские.

89. Философия куррикулума:

Учебный процесс сосредоточен на ученике;

Ученик - субъект учебного процесса;

Обучение рассматривается как процесс;

Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь;

Ориентирует на внутреннюю мотивацию

90. Формулировка целей куррикулума:

Носят конкретный характер;

Акцент на компетенциях.

91. Диагностика и оценивание в куррикулуме:

Система диагностики;

Оценка компетенций;

Оценка направлена на констатацию успеха;

Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер;

Стимулирует усилия учеников к самооценке;

Направлена на мотивацию учащихся.

92. Обучение в контексте образовательной программы отличается следующими чертами:

Учебный процесс сосредоточен на учителе;

Ученик - объект учебного процесса;

Обучение рассматривается как результат;

Способствует духу соревновательности;

Ориентирует на внешнюю мотивацию.

93. Обучение в контексте куррикулума характеризуется следующими чертами:

Учебный процесс сосредоточен на ученике;

Ученик - субъект учебного процесса;

Обучение рассматривается как процесс;

Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь;

Ориентирует на внутреннюю мотивацию.

94. Содержание образования по программе имеет следующие особенности: Имеет строго очерченный объем;

Проявляется в виде конечных целей обучения;

Содержание определено строго по предметам.

95. Содержание образование по куррикулуму имеет следующие особенности: Содержание отличается гибкостью;

Содержание - средство достижения целей;

Определено на внутри-, меж – и метапредметном уровнях.

96. Процесс обучения по программе:

Не выделяется технология;

Акцент на репродуктивных методах обучения;

Индивидуальные или коллективные формы обучения.

97. Процесс обучения по куррикулуму:

Определены технологические основы;

Акцент на обучении творчеству;

Деятельность в малых группах, взаимообучение.

98. Диагностика и оценивание в контексте программы:

Компонент «диагностика» отсутствует;

Оценка основывается на воспроизведённой информации;

Оценка ориентирована, прежде всего, на констатацию удач – неудач;

Контроль осуществляется время от времени.

99. Диагностика и оценивание в контексте куррикулума:

Система диагностики;

Оценка компетенций;

Оценка направлена на констатацию успеха;

Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер;

Стимулирует усилия учеников к самооценке;

Направлена на мотивацию учащихся.

100. Основы гуманной педагогики - Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Полный отказ от авторитарной педагогики

101. Концептуальные положения гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили - Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.

Воспитание должно опережать обучение знаниям.

Сердечное общение.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

102. Трактовка личности ребёнка у Амонашвили -

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

103. Педагогические принципы Ш.А.Амонашвили - Любить ребенка

Очеловечить среду, в которой живет ребенок

Прожить в ребенке свое детство.

104. Специфика педагогической технологии Ш.А.Амонашвили - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;

культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников;

резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей.

105. Представление об уроке у Амонашвили - урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей.

Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

106. Личностные качества учителя в трактовке Ш.А.Амонашвили - Доброта

Откровенность

Искренность

Преданность

«Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть».

«Понимать детей — значит стать на их позиции».

107. Заповеди Ш.А.Амонашвили - Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.

108. Основные характеристики развивающего обучения

Обучение опережает, стимулирует и ускоряет развитии

Учащийся – субъект учебной деятельности;

Обучение происходит в зоне ближайшего развития.

109. Принципы развивающего обучения по Л.В.Занкову –

Учёт закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей;

Обучение на высоком уровне трудности;

Ведущей роли теоретических знаний;

Продвижения в изучении материала быстрым темпом;

Осознания школьниками процесса учения;

Проблематизации содержания образования;

Вариативности процесса обучения;

Развития всех учащихся.

110. Основные положения концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова –

Знания абстрактного характера предшествуют знаниям частного характера;

Усвоение генезиса знаний;

Выявление генетически исходного, общего, существенного;

Конкретизация генетически исходного, от общего к частному;

Воспроизведение знаний в виде моделей и схем;

Переходы от выполнения действий в умственном плане к действиям во внешнем плане и наоборот.

111. Авторская школа –

Экспериментальное общеобразовательное учреждение, деятельность которого строится на основе психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом;

Термин «авторская школа» используется в РФ с конца 1980-х годов

112. Признаки авторской школы –

Создаётся на основе оригинального и эффективного концептуального проекта;

Создатели школ – педагоги-теоретики или практики.

113. Специфика авторской школы (по Г.К.Селевко) –

инновационность - наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса;

альтернативность - отличие вновь предлагаемого содержания образования, подходов, технологий от традиционных, принятых в массовой школе;

концептуалъностъ - осмысление и использование философских, технологических, социально-педагогических подходов, их последовательное воплощение в идеях преобразований, в конкретных моделях и решениях.

114. Предпосылки создания авторских школ –

Децентрализация управления образованием;

Диверсификация образования;

Принцип автономности школ;

Инновационные педагогические технологии;

Влияние педагогики сотрудничества;

Конкуренция в сфере образования.

115. Название авторской школы М.П.Щетинина – Лицей комплексного формирования личности.

116. Специфика школы Щетинина - Школа интернатного типа;

Полное самообслуживание;

Метод «погружения» в обучении;

В программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка.

117. Концепция школы Щетинина - Личностное развитие на основе гармонизации рационального и эмоционального в познавательной деятельности.

118. Структура школы Щетинина – Общеобразовательная школа

художественная

спортивная

хореографическая

музыкальная школы

учебно-производственный комбинат.

119. Как организовано обучение в школе Щетинина - Разновозрастные группы учащихся.

Отсутствие системы классов.

Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.

Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.

Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.

Отсутствие балловой системы оценок.

120. Основные формы организации обучения –

урок,

лекция,

семинар,

зачет,

консультация,

практика и пр.

121. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения.

Проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин).

122. Типы уроков –

Уроки изучения нового материала;

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

Уроки обобщения и систематизации;

Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков;

Комбинированные уроки.

123. Уроки изучения нового материала –

урок-лекция;

урок-путешествие;

урок-экспедиция;

урок-исследование;

урок-инсценировка;

учебная конференция;

урок-экскурсия;

мультимедиа- урок;

интегрированный урок.

124. Урок совершенствования знаний, умений и навыков –

урок-практикум;

урок–лабораторная работа;

урок-сочинение;

урок-диалог;

урок защиты проектов;

урок - деловая или ролевая игра.

125. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков -повторительно-обобщающий урок;

диспут;

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

театрализованный урок (урок-суд);

урок-прессконференция;

заключительная конференция;

заключительная экскурсия;

урок-консультация;

урок-анализ контрольных работ;

обзорная лекция;

обзорная конференция;

урок-беседа.

126. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков –

урок-зачет;

викторина;

конкурсы;

смотр знаний;

защита творческих работ, проектов;

творческий отчет;

контрольная работа;

собеседование.

127. Структура комбинированного урока –

Организационный момент;

Проверка домашнего задания;

Изучение нового материала;

Закрепление изученного материала;

Объяснение домашнего задания.

128. Родоначальник липецкого опыта – К.А.Москаленко

129. Исходные идеи Липецкого опыта рациональной организации урока

Обучение должно в основном проходить на уроке;

Не терять на уроке впустую ни минутки;

Смена видов деятельности как профилактика утомляемости и основа активности учащихся;

Обстановка доброжелательности и деловитости.

130. На чём строится липецкий опыт

Совмещение опроса и изучения нового материала;

Акцент на фронтальной организации обучения;

Комментирование;

Поурочный балл

131. Педагогический эффект липецкого опыта –

Резкое повышение успеваемости, учёба без второгодничества;

Реальная экономия времени, школьная пятидневка с резервным днём;

Радость обучения.

132. За что критиковали липецкий опыт –

Фронтальная работа доминирует и сводит к минимуму индивидуальную работу;

Связные развёрнутые ответы вызывают у учащихся затруднения;

Поурочный балл не отражает объективно результаты обучения.

133. Педагогическая диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки

134. Цель педагогической диагностики - выявление причин отклонения от планируемых результатов обучения и определение путей и средств коррекции.

135. Функции педагогической диагностики –

Контролирующая;

Обучающая;

Воспитывающая;

Стимулирующая.

136. Критерии качества педагогической диагностики

Объективность;

Надежность;

Валидность.

137. Обученность - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

138. Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности)

139. Оценка - процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме на основе соотнесения реальных результатов обучения с заданными целями.

140. Отметка - количественная оценка результатов обучения учащегося, выраженная в баллах.

141. Диагностика обучаемости –

Потенциальные возможности обучаемого;

Фонд действенных знаний (тезаурус);

Обобщенность мышления;

Темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).

142. Диагностика обученности

Различение;

Запоминание;

Понимание;

Умения (репродуктивные);

Перенос (творческие умения).

143. Виды контроля обучения

Текущий;

Периодический;

Рубежный;

Итоговый;

Аттестационный.

144. Методы контроля

Устный;

Письменный;

Графический;

Практический;

Программированный;

Тестовый.

145. Формы контроля –

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная;

Комбинированная;

Взаимоконтроль;

Самоконтроль.

146. Портфолио - в педагогике и практике образования -способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в различных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.д.)

147. Учебный контракт - договор (соглашение) в образовательном процессе относительно того, что должен освоить и выполнить обучающийся и как это должно быть оценено.

148. Дневник учёбы - дневник, где обучаемый фиксирует свои наблюдения, мысли и чувства о процессе обучения

149. Презентация достижений - представление в виде выставки, в том числе и виртуальной, достижений учащихся класса, школы в различных видах деятельности – учебной, спортивной, социальной, художественной и т.д.

150. Анкета обратной связи - перечень требований и показателей, согласно которому учитель оценивает письменные работы учащихся (формулировка проблемы, постановка цели и определение задач, структура, аргументация, качество формулировок, логичность выводов, корректность использование источников и т.д.)

151. Сертификат – в образовании свидетельство о наличии у учащихся знаний, умений, навыков, компетенций.

152. Качество образования - Степень соответствия образовательных результатов и условий их получения существующим в обществе потребностям и ожиданиям

153. Качество образования в трактовке ЮНЕСКО - Гарантированная реализация минимальных стандартов образования

Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными

Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон

Стремление к самосовершенствованию

154. ОСОКОО (расшифровать) – общероссийская система оценки качества общего образования

155. Перечень основных оценочных процедур качества образования в России - государственные (национальные) экзамены

национальные и международные исследования и мониторинги

внутриклассное (внутришкольное) оценивание.

156. Результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС) -Личностные

Метапредметные

Предметные

157. Современные тенденции в оценках качества образования - переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества

158. Факторы качества образования - Индивидуальные особенности учащихся (способности, социальный и семейный контекст)

Социально-экономический и культурный контекст

Ресурсное обеспечение (финансы, материальная база, кадровый состав, система управления)

Образовательный процесс (образовательные технологии)

Образовательные результаты (ключевые и предметные компетенции, эмоционально-ценностное развитие, социальный опыт).

159. Внеучебные достижения учащихся в оценках качества образования - участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня

победа в конкурсах, выставках, соревнованиях

участие в научно-практических конференциях, форумах

авторские публикации в изданиях выше школьного уровня

авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение

успешное прохождение социальной и профессиональной практики

плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления

получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград

лидирование в рейтингах

160. Рособрнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

161. PISA (расшифровать) - Programme for International Student Assessment

162. TIMSS (расшифровать) - Trends in International Mathematics and Science Study)

163. PIRLS (расшифровать) - Progress in International Reading Literacy Study

164. ICCS (расшифровать) - International Civic and Citizenship Study

165. TALIS (расшифровать) - Teaching and Learning International Survey

166. Что оценивается в программе PISA - «Грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования);

«Естественнонаучная грамотность»;

«Математическая грамотность».

167. Что оценивается в программе TIMSS – исследование качества математического и естественнонаучного образования

168. Что оценивается в программе PIRLS - Изучение качества чтения и понимания текста

169. Другие варианты названия «образовательной технологии» в русском языке - Педагогическая технология;

Технология обучения.

170. Образовательная технология –

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология – это набор процедур, оптимизирующих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов);

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

¢ Способ системного планирования, применения и оценивания всего процесса обучения (M.Gillet);

¢ Теория и практика организации процесса обучения и планирования воспроизводимых образовательных результатов (P.D.Mitchell).

¢ Educational technology is the use of technology to improve education. It is a systematic, iterative process for designing instruction or training used to improve performance. Educational technology is sometimes also known as instructional technology or learning technology

Образовательная технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

171. Компоненты образовательной технологии –

Чёткое определение целей обучения (почему и для чего);

Отбор и структура содержания образования (что);

Оптимальная организация учебного процесса (как);

Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

Реальный уровень квалификации учителя (кто);

Уровень обученности учащихся (кто);

Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

 

172. Свойства образовательной технологии –

Алгоритмизация;

Управляемость;

Визуализация;

Эргономия;

Результативность;

Диагностичность;

Корректируемость.

173. Структура образовательной технологии –

Концептуальная основа;

Содержательная часть (цели, содержание обучения);

Средства обучения;

Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

174. Проблемное обучение –

Получение новых знаний через решение теоретических и практических проблем, задач и создающихся для этого проблемных ситуациях (В.А.Ситаров)

Это эвристический, исследовательский, развивающий тип обучения

175. Этапы проблемного обучения –

Осознание общей проблемной ситуации

Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы

Решение проблемы (выдвижение гипотез, их проверка и т.д.)

Проверка правильности решения проблемы

176. Основные понятия проблемного обучения –

Проблемная ситуация – способ создания проблемности

Проблемная задача – средство проблемного обучения

Проблема – единица проблемного обучения

Проблемность (уровни проблемности, принципы проблемности) – условие проблемного обучения

Проблематизация – механизм проблемного обучения

177. Способы создания проблемных ситуаций –

Столкновение с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения

Использование учебных и жизненных ситуаций

Поиск путей практического применения знаний

Выявление противоречий

Выдвижение гипотез

Сравнение, сопоставление, противопоставление

178. Уровни проблемности –

Учитель сам формулирует проблему (задачу) и сам её решает при участии школьников

Учитель формулирует проблему, ученики находят решение под руководством учителя

Ученик формулирует проблему, а учитель помогает её решить

Ученик сам формулирует и сам решает проблему

179. Виды проблемного обучения (по М.И.Махмутову) –

Научное творчество

Практическое творчество

Художественное творчество

180. Методы проблемного обучения - Проблемное изложение – учитель формулирует проблему и даёт варианты ответов

Частично-поисковый (эвристический) метод - поиск ответов через выделение подпроблем, задач, вопросов

Исследовательски метод – все этапы, начиная с формулировки проблемы

181. Формируемые умения в проблемном обучении

Анализ условий проблемной ситуации

Выявление состава проблемной задачи (что известно и что неизвестно)

Формулировка задачи

Формулировка гипотезы

Умение обобщать, делать выводы

 

 

182. Преимущества проблемного обучения –

Учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески

Делает учебный материал более доказательным (знания переходят в убеждения)

Эмоциональный отклик и позитивный настрой, радость открытия

Знания присваиваются

183. Недостатки проблемного обучения –

Затратно по времени и силам как для учащихся, так и для учителей

184. Имена теоретиков концепций формирования умственных действий (ФУД) - П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина

185. Этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину –

Вводно-мотивационный;

Ориентировочный;

Формирование действий в материальной форме;

Речевое действие;

Речевое действие про себя;

Умственное действие.

186. Внутренняя и внешняя мотивация в ФУД:

l Внутренняя мотивация базируется на познавательном интересе и познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться.

l Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.

187. Ориентировочная снова действий (ООД) - это описание выполнения действия, модель действия, которая может быть представлена в текстовом или графическом виде, а также система условий правильного выполнения действия

188. Материализованный этап ФУД –

Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами.

В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами и т.д.

189. Задача проговаривания в ФУД – добиться понимания и умения чёткого объяснения

190. Цель внутреннего умственного действия - умение, навык, компетенция

191. Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.

192. Цель проектного обучения - Создание условий, при которых школьники:

приобретают навыки общения, работая в разных группах;

развивают исследовательские умения (наблюдения, проведение анализа, обобщение, построение гипотез);

научаются пользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогают в решении практических и познавательных задач;

самостоятельно получают дополнительные знания из различных источников

193. Развитие компетенций и качеств в проектном обучении - Способность брать на себя ответственность

Работать в коллективе;

Умение общаться в кооперативной деятельности;

Умение решать и преодолевать конфликты;

Применять знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни;

Ориентация на учение в течение всей жизни

194. Формирование исследовательских умений в проектном обучении - Выявление проблем;

Анализ;

Сбор и обработка информации;

Формулировка гипотез;

Эксперимент;

Обобщение результатов;

Представление результатов

195. Преимущества проектного обучения - Высокий уровень мотивации;

Развитие компетенций (исследовательских, коммуникативных и др.);

Умение применять знания в практической деятельности;

Самостоятельность и ответственность;

Навыки сотрудничества и кооперации

196. Недостатки проектного обучения - Большие затраты времени;

ПО плохо вписывается в традиционное обучение

197. Коллективный способ обучения (КСО) - обучение в динамических парах, когда каждый учит каждого

198. Разработчики КСО - Ривин Александр Григорьевич (1877 – 1944) – педагог-новатор, создатель КСО («диалогические сочетания», «организованный диалог»);

Дьяченко Виталий Кузьмич (1923 -2008)

199. Принципы КСО - Непрерывная передача знаний друг другу;

Сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

Разноуровевость (разновозрастность) участников педагогического процесса;

Учёт индивидуальных способностей

200. Технологии КСО - Поабзацная доработка текста;

Обратная методика;

Обмен заданиями;

Мурманская методика

201. Школа диалога культур (ШДК) - Концепция школьного образования, основанная на понимании культуры как диалога различных культур, что способствует самодетерминации личности и выбору ценностных ориентаций, формированию человека культуры

202. Создатель учения о диалоге культур и руководитель проекта ШДК – Библер Владимир Соломонович (1918 -2000)

203. Миссия ШДК – формирование человека культуры;

Наряду с идеей роста, взросления, прогрессивного развития очень важна идея сохранения и удержания возраста как неснимаемого субъекта, который, как и культура, обнаруживает свои новые возможности в общении, столкновении с другими возрастами.

204. Основа учебной деятельности в ШДК – диалог по поводу события

205. Концептуальные идеи ШДК - Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;

Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;

Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру;

Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний;

Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.

206. Содержание образования в ШДК - 1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:

- античное мышление - эйдетическое;

- средневековое - причащающее мышление;

- новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

- современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры.

3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

207. Специфика обучения в ШДК - Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах нашей школы;

Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры;

Результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.

208. Составляющие технологии ШДК - 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала

3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога

5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

 

Date: 2016-07-22; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию