Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бихевиористские концепции обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Классическое кондиционирование (обусловливание). (Ассоциативно-рефлекторная теория обучения И.П.Павлова); Оперантное инструментальное кондиционирование (обусловливание) (Б.Скиннер). 29. Суть когнитивистских представлений об обучении – Поведение определяется не только реакцией на стимул, но и мыслительными процессами 30. Конструктивистские концепции обучения – Исходит из предпосылки, что все мы строим наш собственный взгляд на мир на основе индивидуального опыта и схем. Конструктивизм сосредоточен на подготовке ученика решать проблемы в неоднозначных ситуациях. Исследование; Познание: поиск, понимание, критический взгляд, логическое структурирование Знание строится на опыте; Обучение - это личная интерпретация мира; Обучение является активным процессом, в котором смысл вырабатывается на основе опыта; 31. Функции обучения – Развитие; Воспитание; Образование; Социализация. 32. Современные цели образования – Компетентность; Компетенции; Конкурентоспособность. 33. На чём строилась педагогическая технология С.Н.Лысенковой - Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (специфика); Образовательная технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (общая характеристика). Цель технологии – успешное обучение всех
34. В чём суть опережения в педагогической технологии С.Н.Лысенковой - Постепенное введение материала в виде задач задолго до срока изучения темы; Ученики решают задачи скорее на интуитивном уровне: сначала наиболее сильные, а затем и остальные; К моменту изучения темы учащиеся владеют материалом на эмпирическом уровне; При завершающем изучении темы происходит теоретические обобщение материала; Решение задач повышенного уровня сложности; Использование идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития
35. Что такое опорная схема в педагогической технологии обучения С.Н.Лысенковой – представление материала в сжатом наглядном виде (кодирование в виде схемы) для лучшего усвоения и запоминания основных понятий учебной теме в их взаимосвязи и иерархии. 36. Как осуществлялось комментированное управление в педагогической технологии С.Н.Лысенковой – Ученик выполняет и проговаривает последовательность учебных действий. Последовательность – «думаю, говорю, записываю». Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля. 37. Опережение – anticipation, die Antizipation, anticipation; 38. Опорная схема – supporting scheme (pattern), Unterstützungsschema, schéma de soutien; 39. Комментированное управление - commented conducting, kommentierte Leitung, la conduite à commenté 40. Принципы обучения - условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика. Основные требования к проектированию и реализации процесса обучения и его компонентов. 41. Классические принципы обучения - научности обучения, сознательности и активности обучаемых, систематичности, последовательности и преемственности обучении, наглядности, доступности учебной информации, прочности сформированных знаний, навыков и умений, связи теории с практикой. 42. Принцип природосообразности – Универсальный педагогический принцип, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов. Этот принцип может рассматриваться как экологическая защита учащихся от негативных последствий учебно-воспитательного процесса. 43. Правила обучения - конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения положение вытекающее из принципа обучения и конкретизирующее его проявление (действие) 44. Подходы к обучению – системный, личностный, деятельностный, культурологический, этнопедагогический, глобализационный, компетентностный, аксиологический. 45. Ключевые компетентности (ЮНЕСКО) -научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). 46. Ведущая идея педагогической технологии В.Ф.Шаталова– Учить всех, учить каждого Все дети талантливы 47. Порядок изучения нового материала по В.Ф.Шаталову – Подача нового материала крупными блоками Сжатое изложение нового материала по опорным сигналам Изучение опорных сигналов Дома: изучение учебника и листа опорных сигналов 48. Закрепление нового материала по В.Ф.Шаталову – Письменное воспроизведение опорных сигналов Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т. д.) Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи - "педагогический десант" - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами) 49. Лист опорных сигналов (ЛОС) у Шаталова – Сжатая кодированная информация из опорных сигналов: схем, знаков, символов, ключевых слов и т.д. 50. Применение знаний на практике и контроль у Шаталова – Изучение образца решения типовых задач Выполнение типовых задач с вариативными условиями Релейные контрольные работы Открытый учёт знаний Формирующее оценивание 51. Уроки открытых мыслей у Шаталова– Предлагаются абсолютно нестандартные задания проблемного характера Обсуждение решений задания на уроке открытых мыслей Поощрение школьников, предложивших наиболее точные и оригинальные решения 52. Принципы обучения В.Ф.Шаталова – Щадящая педагогика Открытые перспективы Обучение на высоком уровне трудности Быстрое продвижение вперёд Баланс репродуктивного и продуктивного Систематическая обратная связь 53. Специфика педагогической технологии В.Ф.Шаталова – Универсальность Экономичность Эффективность Воспроизводимость 54. Личностные качества педагога - Умение вести за собой; Эрудиция, широкий кругозор; Эмпатия; Общая культура; Речевая культура; Наблюдательность; Саморегуляция; Самоотдача; Социально значимая гражданская позиция. 55. Новые компетенции учителя по ПСП - Работа с одарёнными детьми Работа в условиях инклюзивного образования Работа с детьми с девиантным поведением Работа с детьми, для которых русский язык не является родным Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии 56. Проблемное (проблемно-деятельностное) обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учащийся учится мыслить, творчески усваивать знания. 57. Программированное обучение – управление индивидуальным обучением на основе заданного алгоритма с использованием отлаженной обратной связи с помощью технических средств обучения (компьютера). 58. Контекстное обучение – учебный материал содержит задачи, решаемые в будущей профессиональной деятельности (создают контекст будущей профессиональной деятельности – А.А.Вербицкий). 59. Суггестопедическое обучение – обучение с использованием элементов эмоционального внушения веры в успех. В обучении иностранным языкам по методике болгарского проф. Георгия Лозанова это давало существенное ускорение языковой подготовки. 60. Образование через всю жизнь (lifelong education) - концепция непрерывного образования как ответа индивида на постоянно меняющиеся условия жизни и профессиональной деятельности. Основывается на самообразовании и использовании образовательных ресурсов повышения квалификации и переквалификации. 61. Послевузовское образование ( post-graduate education) – система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование (магистратура, докторантура) и предполагающее научно-исследовательскую работу и получение учёной степени. 62. Компетентность – способность и готовность личности выступать в качестве созидающего субъекта в системе «человек – мир» (А.В.Хуторской). 63. Проект Юнеско DeSeCo – Definition and Selection of Competences (Определение и выбор компетенций) – концепция отбора компетенций для непрерывного образования, необходимых для жизни в демократическом обществе в условиях экономики знаний и информационного сообщества. 64. "Витагенный опыт в системе педагогического знания означает процесс самопознания, самосозидания человеком своей личности. В витагенном опыте воплощаются такие компоненты: - знания и понимание сущности своего "Я"; - эмоционально-ценностное отношение к своей персоне; - способы и приемы личностной рефлексии; "Я-концепция" как образ, а не социальный образец; - понимание и представление о смысле жизни как проект и стратегия саморазвития; - система духовно-нравственных ценностей; - знаковые и вербальные формы общения. 65. Обучение по системе свободных наук и искусств – концепция высшего личностно ориентированного образования, основанная на фундаментальной и всесторонней подготовке студентов и являющаяся альтернативой узкопрофессиональной подготовке. Разрабатывается и внедряется в систему университетского образования в США и других странах. 66. Пять ключевых компетенций в подготовке учителей иностранных языков в США (Five Cs) – Общение - организация межличностной коммуникации (Communication), Культура – усвоение иноязычной культуры (Culture), Связи – метапредментные знания (Connections), Сравнения – воспитание толерантности на основе сравнения культур (Comparisons) и Сообщества – интеграция в языковую среду (Communities) (Д.Р.Сабирова, А.С.Акмаева). 67. Содержание образования - Система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. 68. Содержание образования – content of education der Inhalt der Вildung le contenu de l'éducation 69. Образовательный стандарт - Система основных параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. 70. Стандарт образования – standard of education Bildungsstandard standard de l`éducation. 71. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (Закон об обр.). 72. Содержание образовательных стандартов – содержание образования (состав учебных предметов; объем и структура содержания, определяемая списком дидактических единиц – понятий, теорий, законов, технологий); уровень подготовки выпускников (степень достижения результатов обучения); технологии контроля (измерительные материалы, средства диагностики и аттестации учащихся, педагогов); учебно-программное и учебно-методическое обеспечение (наличие программ, учебных и методических пособий); финансовое и материально-техническое обеспечение учебного процесса; информационное обеспечение (разработка, введение, организация, структурирование данных о качестве образования). 73. Компоненты образовательного стандарта – Федеральный; Национально-региональный; Школьный. 74. Учебный план - Нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; структуру и продолжительность учебного года 75. Учебный план – сurriculum das Curriculum (der Lehrplan) programme d'études 76. Учебно-методический комплекс (УМК) - Совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления учебного процесса. 77. Основные компоненты УМК – Учебник; Учебное пособие; Учебно-методическое пособие; Банк тестовых заданий; Учебный модуль; Дидактическая единица; Зачётная единица 78. Основатели педагогики сотрудничества – Амонашвили Шалва Александрович; Шаталов Виктор Федорович; Лысенкова Софья Николаевна; Волков Игорь Павлович; Ильин Евгений Николаевич; Щетинин Михаил Петрович и др. 79. Педагогика сотрудничества – Направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки») 80. Основные постулаты педагогики сотрудничества – отношения сотрудничества с учениками, учения без принуждения, идея трудной цели, идея опоры, опорные сигналы (схемы), щадящая педагогика, идея свободного выбора, идея опережения, идея крупных блоков 81. Интеллектуальный фон класса - Сила и эффективность учебно-воспитательного воздействия на учеников определяются во многом качествами учебного коллектива: его идейно-нравственным уровнем, интеллектуальным фоном, развитостью коллективистских отношений. 82. Кто является участниками сотрудничества – учителя, ученики, родители. 83. Куррикулум – нормативный документ, содержащий перечень целей (таксономия), определяющих отбор содержания образования, соответствующие образовательные технологии и результаты обучения 84. Виды куррикулума: Национальный (базовый - core); Региональный; Школьный; Закрытый (close) – открытый(open); Скрытый (hidden). 85. Подходы к формированию куррикулума: Социоцентричный – ориентированный на общество, его ценности, традиции и культуру; Научно-рационалистический (позитивистский) – наука и рациональное знание как приоритет; Личностно ориентированный (демократический) - развитие свободной и созидающей гражданской личности. 86. Скрытый куррикулум - Содержание образования, детерминированное традициями и негласными установками образовательного учреждения, мировоззрением отдельных преподавателей
87. Структурные элементы куррикулума: Цели; Время обучения; Основополагающие ценности; Содержание образования; Обучаемые, обучающие; Образовательные технологии; Средства обучения; Диагностика; Оценка; Корректировка. 88. Современные образовательные технологии как составляющая куррикулума: Метод проектов; Практическое обучение; Деятельностное обучение; Исследовательское обучение; Проблемное обучение; Личностно ориентированное образование; Коммуникативное обучение иноязычной культуре; Игровые технологии; Диалог культур; Коллективный способ обучения (КСО); Развивающее обучения; Мастерские. 89. Философия куррикулума: Учебный процесс сосредоточен на ученике; Ученик - субъект учебного процесса; Обучение рассматривается как процесс; Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь; Ориентирует на внутреннюю мотивацию 90. Формулировка целей куррикулума: Носят конкретный характер; Акцент на компетенциях. 91. Диагностика и оценивание в куррикулуме: Система диагностики; Оценка компетенций; Оценка направлена на констатацию успеха; Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер; Стимулирует усилия учеников к самооценке; Направлена на мотивацию учащихся. 92. Обучение в контексте образовательной программы отличается следующими чертами: Учебный процесс сосредоточен на учителе; Ученик - объект учебного процесса; Обучение рассматривается как результат; Способствует духу соревновательности; Ориентирует на внешнюю мотивацию. 93. Обучение в контексте куррикулума характеризуется следующими чертами: Учебный процесс сосредоточен на ученике; Ученик - субъект учебного процесса; Обучение рассматривается как процесс; Стимулирует сотрудничество и взаимопомощь; Ориентирует на внутреннюю мотивацию. 94. Содержание образования по программе имеет следующие особенности: Имеет строго очерченный объем; Проявляется в виде конечных целей обучения; Содержание определено строго по предметам. 95. Содержание образование по куррикулуму имеет следующие особенности: Содержание отличается гибкостью; Содержание - средство достижения целей; Определено на внутри-, меж – и метапредметном уровнях. 96. Процесс обучения по программе: Не выделяется технология; Акцент на репродуктивных методах обучения; Индивидуальные или коллективные формы обучения. 97. Процесс обучения по куррикулуму: Определены технологические основы; Акцент на обучении творчеству; Деятельность в малых группах, взаимообучение. 98. Диагностика и оценивание в контексте программы: Компонент «диагностика» отсутствует; Оценка основывается на воспроизведённой информации; Оценка ориентирована, прежде всего, на констатацию удач – неудач; Контроль осуществляется время от времени. 99. Диагностика и оценивание в контексте куррикулума: Система диагностики; Оценка компетенций; Оценка направлена на констатацию успеха; Оценка носит непрерывный и кумулятивный характер; Стимулирует усилия учеников к самооценке; Направлена на мотивацию учащихся. 100. Основы гуманной педагогики - Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию. Полный отказ от авторитарной педагогики 101. Концептуальные положения гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили - Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения. Воспитание должно опережать обучение знаниям. Сердечное общение. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. 102. Трактовка личности ребёнка у Амонашвили - Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе. 103. Педагогические принципы Ш.А.Амонашвили - Любить ребенка Очеловечить среду, в которой живет ребенок Прожить в ребенке свое детство. 104. Специфика педагогической технологии Ш.А.Амонашвили - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера; мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики; культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; резервы семейной педагогики: родительские субботы, культ родителей. 105. Представление об уроке у Амонашвили - урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь. 106. Личностные качества учителя в трактовке Ш.А.Амонашвили - Доброта Откровенность Искренность Преданность «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции». 107. Заповеди Ш.А.Амонашвили - Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах. 108. Основные характеристики развивающего обучения – Обучение опережает, стимулирует и ускоряет развитии Учащийся – субъект учебной деятельности; Обучение происходит в зоне ближайшего развития. 109. Принципы развивающего обучения по Л.В.Занкову – Учёт закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей; Обучение на высоком уровне трудности; Ведущей роли теоретических знаний; Продвижения в изучении материала быстрым темпом; Осознания школьниками процесса учения; Проблематизации содержания образования; Вариативности процесса обучения; Развития всех учащихся. 110. Основные положения концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова – Знания абстрактного характера предшествуют знаниям частного характера; Усвоение генезиса знаний; Выявление генетически исходного, общего, существенного; Конкретизация генетически исходного, от общего к частному; Воспроизведение знаний в виде моделей и схем; Переходы от выполнения действий в умственном плане к действиям во внешнем плане и наоборот. 111. Авторская школа – Экспериментальное общеобразовательное учреждение, деятельность которого строится на основе психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом; Термин «авторская школа» используется в РФ с конца 1980-х годов 112. Признаки авторской школы – Создаётся на основе оригинального и эффективного концептуального проекта; Создатели школ – педагоги-теоретики или практики. 113. Специфика авторской школы (по Г.К.Селевко) – инновационность - наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса; альтернативность - отличие вновь предлагаемого содержания образования, подходов, технологий от традиционных, принятых в массовой школе; концептуалъностъ - осмысление и использование философских, технологических, социально-педагогических подходов, их последовательное воплощение в идеях преобразований, в конкретных моделях и решениях. 114. Предпосылки создания авторских школ – Децентрализация управления образованием; Диверсификация образования; Принцип автономности школ; Инновационные педагогические технологии; Влияние педагогики сотрудничества; Конкуренция в сфере образования. 115. Название авторской школы М.П.Щетинина – Лицей комплексного формирования личности. 116. Специфика школы Щетинина - Школа интернатного типа; Полное самообслуживание; Метод «погружения» в обучении; В программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также различные учения эзотерического толка. 117. Концепция школы Щетинина - Личностное развитие на основе гармонизации рационального и эмоционального в познавательной деятельности. 118. Структура школы Щетинина – Общеобразовательная школа художественная спортивная хореографическая музыкальная школы учебно-производственный комбинат. 119. Как организовано обучение в школе Щетинина - Разновозрастные группы учащихся. Отсутствие системы классов. Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков. Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их. Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Отсутствие балловой системы оценок. 120. Основные формы организации обучения – урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр. 121. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. Проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин). 122. Типы уроков – Уроки изучения нового материала; Уроки совершенствования знаний, умений и навыков; Уроки обобщения и систематизации; Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков; Комбинированные уроки. 123. Уроки изучения нового материала – урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; интегрированный урок. 124. Урок совершенствования знаний, умений и навыков – урок-практикум; урок–лабораторная работа; урок-сочинение; урок-диалог; урок защиты проектов; урок - деловая или ролевая игра. 125. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков -повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-прессконференция; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа. 126. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков – урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование. 127. Структура комбинированного урока – Организационный момент; Проверка домашнего задания; Изучение нового материала; Закрепление изученного материала; Объяснение домашнего задания. 128. Родоначальник липецкого опыта – К.А.Москаленко 129. Исходные идеи Липецкого опыта рациональной организации урока – Обучение должно в основном проходить на уроке; Не терять на уроке впустую ни минутки; Смена видов деятельности как профилактика утомляемости и основа активности учащихся; Обстановка доброжелательности и деловитости. 130. На чём строится липецкий опыт – Совмещение опроса и изучения нового материала; Акцент на фронтальной организации обучения; Комментирование; Поурочный балл 131. Педагогический эффект липецкого опыта – Резкое повышение успеваемости, учёба без второгодничества; Реальная экономия времени, школьная пятидневка с резервным днём; Радость обучения. 132. За что критиковали липецкий опыт – Фронтальная работа доминирует и сводит к минимуму индивидуальную работу; Связные развёрнутые ответы вызывают у учащихся затруднения; Поурочный балл не отражает объективно результаты обучения. 133. Педагогическая диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки 134. Цель педагогической диагностики - выявление причин отклонения от планируемых результатов обучения и определение путей и средств коррекции. 135. Функции педагогической диагностики – Контролирующая; Обучающая; Воспитывающая; Стимулирующая. 136. Критерии качества педагогической диагностики – Объективность; Надежность; Валидность. 137. Обученность - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами. 138. Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности) 139. Оценка - процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме на основе соотнесения реальных результатов обучения с заданными целями. 140. Отметка - количественная оценка результатов обучения учащегося, выраженная в баллах. 141. Диагностика обучаемости – Потенциальные возможности обучаемого; Фонд действенных знаний (тезаурус); Обобщенность мышления; Темпы продвижения в обучении (усвоения знаний). 142. Диагностика обученности – Различение; Запоминание; Понимание; Умения (репродуктивные); Перенос (творческие умения). 143. Виды контроля обучения – Текущий; Периодический; Рубежный; Итоговый; Аттестационный. 144. Методы контроля – Устный; Письменный; Графический; Практический; Программированный; Тестовый. 145. Формы контроля – Индивидуальная; Групповая; Фронтальная; Комбинированная; Взаимоконтроль; Самоконтроль. 146. Портфолио - в педагогике и практике образования -способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в различных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.д.) 147. Учебный контракт - договор (соглашение) в образовательном процессе относительно того, что должен освоить и выполнить обучающийся и как это должно быть оценено. 148. Дневник учёбы - дневник, где обучаемый фиксирует свои наблюдения, мысли и чувства о процессе обучения 149. Презентация достижений - представление в виде выставки, в том числе и виртуальной, достижений учащихся класса, школы в различных видах деятельности – учебной, спортивной, социальной, художественной и т.д. 150. Анкета обратной связи - перечень требований и показателей, согласно которому учитель оценивает письменные работы учащихся (формулировка проблемы, постановка цели и определение задач, структура, аргументация, качество формулировок, логичность выводов, корректность использование источников и т.д.) 151. Сертификат – в образовании свидетельство о наличии у учащихся знаний, умений, навыков, компетенций. 152. Качество образования - Степень соответствия образовательных результатов и условий их получения существующим в обществе потребностям и ожиданиям 153. Качество образования в трактовке ЮНЕСКО - Гарантированная реализация минимальных стандартов образования Способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными Способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон Стремление к самосовершенствованию 154. ОСОКОО (расшифровать) – общероссийская система оценки качества общего образования 155. Перечень основных оценочных процедур качества образования в России - государственные (национальные) экзамены национальные и международные исследования и мониторинги внутриклассное (внутришкольное) оценивание. 156. Результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС) -Личностные Метапредметные Предметные 157. Современные тенденции в оценках качества образования - переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества 158. Факторы качества образования - Индивидуальные особенности учащихся (способности, социальный и семейный контекст) Социально-экономический и культурный контекст Ресурсное обеспечение (финансы, материальная база, кадровый состав, система управления) Образовательный процесс (образовательные технологии) Образовательные результаты (ключевые и предметные компетенции, эмоционально-ценностное развитие, социальный опыт). 159. Внеучебные достижения учащихся в оценках качества образования - участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня победа в конкурсах, выставках, соревнованиях участие в научно-практических конференциях, форумах авторские публикации в изданиях выше школьного уровня авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение успешное прохождение социальной и профессиональной практики плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград лидирование в рейтингах 160. Рособрнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 161. PISA (расшифровать) - Programme for International Student Assessment 162. TIMSS (расшифровать) - Trends in International Mathematics and Science Study) 163. PIRLS (расшифровать) - Progress in International Reading Literacy Study 164. ICCS (расшифровать) - International Civic and Citizenship Study 165. TALIS (расшифровать) - Teaching and Learning International Survey 166. Что оценивается в программе PISA - «Грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования); «Естественнонаучная грамотность»; «Математическая грамотность». 167. Что оценивается в программе TIMSS – исследование качества математического и естественнонаучного образования 168. Что оценивается в программе PIRLS - Изучение качества чтения и понимания текста 169. Другие варианты названия «образовательной технологии» в русском языке - Педагогическая технология; Технология обучения. 170. Образовательная технология – Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология – это набор процедур, оптимизирующих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов); Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). ¢ Способ системного планирования, применения и оценивания всего процесса обучения (M.Gillet); ¢ Теория и практика организации процесса обучения и планирования воспроизводимых образовательных результатов (P.D.Mitchell). ¢ Educational technology is the use of technology to improve education. It is a systematic, iterative process for designing instruction or training used to improve performance. Educational technology is sometimes also known as instructional technology or learning technology Образовательная технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) 171. Компоненты образовательной технологии – Чёткое определение целей обучения (почему и для чего); Отбор и структура содержания образования (что); Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); Реальный уровень квалификации учителя (кто); Уровень обученности учащихся (кто); Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
172. Свойства образовательной технологии – Алгоритмизация; Управляемость; Визуализация; Эргономия; Результативность; Диагностичность; Корректируемость. 173. Структура образовательной технологии – Концептуальная основа; Содержательная часть (цели, содержание обучения); Средства обучения; Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса). 174. Проблемное обучение – Получение новых знаний через решение теоретических и практических проблем, задач и создающихся для этого проблемных ситуациях (В.А.Ситаров) Это эвристический, исследовательский, развивающий тип обучения 175. Этапы проблемного обучения – Осознание общей проблемной ситуации Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы Решение проблемы (выдвижение гипотез, их проверка и т.д.) Проверка правильности решения проблемы 176. Основные понятия проблемного обучения – Проблемная ситуация – способ создания проблемности Проблемная задача – средство проблемного обучения Проблема – единица проблемного обучения Проблемность (уровни проблемности, принципы проблемности) – условие проблемного обучения Проблематизация – механизм проблемного обучения 177. Способы создания проблемных ситуаций – Столкновение с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения Использование учебных и жизненных ситуаций Поиск путей практического применения знаний Выявление противоречий Выдвижение гипотез Сравнение, сопоставление, противопоставление 178. Уровни проблемности – Учитель сам формулирует проблему (задачу) и сам её решает при участии школьников Учитель формулирует проблему, ученики находят решение под руководством учителя Ученик формулирует проблему, а учитель помогает её решить Ученик сам формулирует и сам решает проблему 179. Виды проблемного обучения (по М.И.Махмутову) – Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество 180. Методы проблемного обучения - Проблемное изложение – учитель формулирует проблему и даёт варианты ответов Частично-поисковый (эвристический) метод - поиск ответов через выделение подпроблем, задач, вопросов Исследовательски метод – все этапы, начиная с формулировки проблемы 181. Формируемые умения в проблемном обучении – Анализ условий проблемной ситуации Выявление состава проблемной задачи (что известно и что неизвестно) Формулировка задачи Формулировка гипотезы Умение обобщать, делать выводы
182. Преимущества проблемного обучения – Учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески Делает учебный материал более доказательным (знания переходят в убеждения) Эмоциональный отклик и позитивный настрой, радость открытия Знания присваиваются 183. Недостатки проблемного обучения – Затратно по времени и силам как для учащихся, так и для учителей 184. Имена теоретиков концепций формирования умственных действий (ФУД) - П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина 185. Этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину – Вводно-мотивационный; Ориентировочный; Формирование действий в материальной форме; Речевое действие; Речевое действие про себя; Умственное действие. 186. Внутренняя и внешняя мотивация в ФУД: l Внутренняя мотивация базируется на познавательном интересе и познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться. l Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне. 187. Ориентировочная снова действий (ООД) - это описание выполнения действия, модель действия, которая может быть представлена в текстовом или графическом виде, а также система условий правильного выполнения действия 188. Материализованный этап ФУД – Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами. В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами и т.д. 189. Задача проговаривания в ФУД – добиться понимания и умения чёткого объяснения 190. Цель внутреннего умственного действия - умение, навык, компетенция 191. Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата. 192. Цель проектного обучения - Создание условий, при которых школьники: приобретают навыки общения, работая в разных группах; развивают исследовательские умения (наблюдения, проведение анализа, обобщение, построение гипотез); научаются пользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогают в решении практических и познавательных задач; самостоятельно получают дополнительные знания из различных источников 193. Развитие компетенций и качеств в проектном обучении - Способность брать на себя ответственность Работать в коллективе; Умение общаться в кооперативной деятельности; Умение решать и преодолевать конфликты; Применять знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни; Ориентация на учение в течение всей жизни 194. Формирование исследовательских умений в проектном обучении - Выявление проблем; Анализ; Сбор и обработка информации; Формулировка гипотез; Эксперимент; Обобщение результатов; Представление результатов 195. Преимущества проектного обучения - Высокий уровень мотивации; Развитие компетенций (исследовательских, коммуникативных и др.); Умение применять знания в практической деятельности; Самостоятельность и ответственность; Навыки сотрудничества и кооперации 196. Недостатки проектного обучения - Большие затраты времени; ПО плохо вписывается в традиционное обучение 197. Коллективный способ обучения (КСО) - обучение в динамических парах, когда каждый учит каждого 198. Разработчики КСО - Ривин Александр Григорьевич (1877 – 1944) – педагог-новатор, создатель КСО («диалогические сочетания», «организованный диалог»); Дьяченко Виталий Кузьмич (1923 -2008) 199. Принципы КСО - Непрерывная передача знаний друг другу; Сотрудничество и взаимопомощь между учениками; Разноуровевость (разновозрастность) участников педагогического процесса; Учёт индивидуальных способностей 200. Технологии КСО - Поабзацная доработка текста; Обратная методика; Обмен заданиями; Мурманская методика 201. Школа диалога культур (ШДК) - Концепция школьного образования, основанная на понимании культуры как диалога различных культур, что способствует самодетерминации личности и выбору ценностных ориентаций, формированию человека культуры 202. Создатель учения о диалоге культур и руководитель проекта ШДК – Библер Владимир Соломонович (1918 -2000) 203. Миссия ШДК – формирование человека культуры; Наряду с идеей роста, взросления, прогрессивного развития очень важна идея сохранения и удержания возраста как неснимаемого субъекта, который, как и культура, обнаруживает свои новые возможности в общении, столкновении с другими возрастами. 204. Основа учебной деятельности в ШДК – диалог по поводу события 205. Концептуальные идеи ШДК - Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности; Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру; Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний; Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры. 206. Содержание образования в ШДК - 1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох: - античное мышление - эйдетическое; - средневековое - причащающее мышление; - новое время - рационалистическое мышление, разум - все; - современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам. 2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры. 3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века. 207. Специфика обучения в ШДК - Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах нашей школы; Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры; Результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. 208. Составляющие технологии ШДК - 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.
|