Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосоциальные реакции на болезнь. Д. Липовский.





-болезнь как угроза и вызов, тип реакции противодействие (посещения больницы, анализы, врачи); Тревога; Уход, изоляция;паронойальная борьба

-болезнь как утрата. Типы реакций: ипохондрия, депрессия, растерянность, печаль, грусть, горевание, привлечение внимания.

-болезнь как выигрыш. Враждебность к врачу, безразличие, жизнерадостность;

-болезнь как наказание. Вина, стыд, тревожность, гнев, агрессия.

 

Тышлыков рассматривает ВКБ как систему психологической адаптации человека к своему заболеванию, имеющей в своей основе механизмы психологической защиты и стратегии совладания.

Защитные механизмы - психологические особенности, направленные на редукцию патогенного эмоционально напряжения с целью пред охранение от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развитие психологических и физиологических нарушений.

Эго механизмы обладают 2 общими характеристиками: а) бессознательны; б) искажают или отрицают реальность.

Психологические защитные механизмы защиты, связные с внутриличностным уровнем о психологич проблеме:

- вытеснение или подавление (попытка сознания забыть фрустрирующие мысли или события, таким образом как бы избавиться от травматического опыта

- отрицание (попытка игнорировать очевидные факты)

- рационализация (попытка найти утешительное логическое объяснение проишедшим событиям)

- реактивное образование (попытка человека противостоять обстоятельствам совершая поступки прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его вынуждают)

Психологические защитные механизмы, связанные с меж личностными отношениями:

-проекция

-отождествление/идентификация. (Игра в более сильного, принятие на себя чужой роли)

-замещение (вымещение своего недовольства на более слабом)

Связанные с возрастным личностным развитием:

-фантазирование (детский примитивный вариант защиты)

-регрессия (временный переход к псевдодетской логике и поведению)

-фиксация (преостановка псих развития на одной из детских стадий)

Связанные с адаптивной деятельностью:

-отреагирование (трансформация неприемлемых для сознания подсознательных импульсов или событий в более приемлемые)

-сублимация (наиболее совершенный механизм защиты, процесс активной деятельности, одобряемая обществом)

-интроекция (некритичное усвоение человеком чужих взглядов, мнений, установок)

-слияние/конфлюэнция (человек в своих установках сливается с другой личностью, в плоть до того что теряет собственное Я)

-дефлексия (уклонение, уход от общения)

-ретрофлексия (человек связывается с невозможностью удовлетворения своих потребностей, направляет реализацию на самого себя)

6. Факторы риска

Факторы, способствующие развитию психосоматической патологии у различных возрастных групп.

Психосоматическим расстройствам подвержены, хотя и в разной степени, все возрастные группы популяции, включая детский и подростковый возраст. В формировании психосоматических реакций у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, детская невропатия и неблагоприятные микросоциальные условия воспитания (неполная семья и др.). В последние годы выявляется все больше данных, согласно которым профилактикой психосоматических расстройств у детей являются нормальные роды и адекватные условия воспитания в первые годы жизни.

Прежде всего остановимся на той почве, которая оказывается благоприятной для возникновения психосоматических расстройств. Чаще речь идет о последствиях совсем нелеченных или недостаточно леченных соматических и органических заболеваний, в совокупности дающих картину “невропатической конституции”. Особенно часто отмечается отсутствие должного внимания к последствиям черепно-мозговой травмы: этим больным (особенно детям) не дают “вылежаться” — их трудно удержать в постели в связи с появлением посттравматической эйфории, но на практике ее нетрудно снять транквилизаторами или парентеральным введением сульфата магния.

Как правило, они не получают всего комплекса необходимых медикаментозных средств — снижающих внутричерепное давление, вегетотропных, рассасывающих. В последующем не проводятся динамическое наблюдение, поддерживающие курсы вегетотропного лечения и другие профилактические мероприятия. Следствием этого являются головные боли, головокружения, снижение памяти, отставание в учебе, плохая переносимость жары, духоты, езды в транспорте, утомляемость, вазо-вегетативные расстройства, плохая переносимость резких запахов и тяжелых физических нагрузок, особенно в согнутом положении, — т. е. те или иные проявления психоорганического синдрома.

Уже начиная с колыбели выявляется особое значение материнской заботы, лишение ее в раннем возрасте значимо как в плане формирования депрессии, так и психопатий. Условия неадекватного домашнего воспитания (особенно если оно по своей направленности совпадает с таковым же школьным) могут способствовать формированию психопатических личностных особенностей и явиться неиссякаемым источником невротизации ребенка и подростка.

У детей психосоматическая патология выражается главным образом отдельными симптомами в виде разнообразных психосоматических реакций. Эти реакции порой неотличимы от невротических, обычно непродолжительны и исчезают при ликвидации психотравмирующей для ребенка ситуации. Из всех психосоматических расстройств у детей чаще всего отмечаются функциональные расстройства пищеварительной системы (анорексия, тошнота, рвота, психогенные запоры и поносы и др.). Среди перечисленных расстройств отмечается выраженное доминирование рвотной реакции, являющейся соматическим проявлением отчетливого отвращения к чему-либо. Рвота часто отмечается у детей при изменении стереотипа жизни: при первом посещении детского сада, школы и т. д. Реже отмечаются психосоматические реакции в виде невротического кашля, псевдоларингоспазма, энуреза и др.

В подростковом возрасте психосоматическая патология практически не отличается от соответствующих расстройств у взрослых, здесь превалируют проявления эндокринных пертурбаций, а в возрасте обратного развития — нажитые сосудисто-органические поражения.

7. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Снижение распространения инфекционных заболеваний и усиление роли психосоциальных факторов в нарушении здоровья, а также рост числа болезней адаптации (психосоматических расстройств) усилили интерес к этой патологии. Первоначально это привело к выделению психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связывалось с психологическими трудностями (гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, астма, язвенная болезнь желудка, язвенный колит). В дальнейшем однолинейная жесткая модель была отвергнута в связи с тем, что в возникновении каждого психосоматического расстройства принимают участие эмоционально-личностные, социально-психологические, генетические и другие биологические факторы. Такая открытая многофакторная модель фактически привела к необходимости считать, что в происхождении всех соматических заболеваний участвуют (в разных соотношениях) все перечисленные факторы. В настоящее время психосоматическими расстройствами можно условно называть такие соматические заболевания, в происхождении, симптоматике, течении и исходе которых больше, чем при других болезнях, участвуют психосоциальные вредности.

Распространенность этих психосоматических расстройств в детском возрасте значительно и постоянно увеличивается. В амбулаторной практике от 9,3 до 40% детей обнаруживают «психосоматические расстройства» (Brautigam W, 1984). До 40% детей, наблюдаемых педиатрами, не имеют никакой органической патологии, хотя и страдают соматическими расстройствами. У1 из 7 встречаются головные боли, у 1 из 9 — боли в животе, у 1 из 25 — боли в конечностях. Эти величины варьируются в зависимости от уровня культуры, социального окружения, семейной структуры и особенностей воспитания (Apley J., 1979). При этом не все педиатры хорошо знакомы с описываемыми расстройствами, хотя и тратят на них до четверти своего рабочего времени (Yamashita E, 1986).

 

8. Негативные эмоции как фактор психосоматических заболеваний. (Елисеев. Психосоматические заболевания, полный справочник)

 

Сильные эмоциональные разряды, аффекты могут непосредственно вызывать невротические состояния. Следы отрицательных эмоций, повторных и длительных, накапливаясь и суммируясь в клетках ГМ, достигают таких степеней, когда количественные изменения переходят в качественные, возникает срыв, невротическое состояние. Любые эмоциональные состояния, особенно длительные, затяжные отрицательные эмоции сопровождаются изменениями функциональных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, и неотделимы от них. Физиологические системы организма включаются автоматически, помимо воли человека. Это включение осуществляется как безусловный рефлекс.

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы при воздействии стрессовых факторов

Многие эмоции, иногда положительные, чаще же отрицательные, сопровождаются усилением, учащением сердечных и сосудистых сокращений до 100—120 и более в минуту. Чем больше эмоций, чем они чаще и продолжительнее, тем больше изнашивается сердечно-сосудистая система, тем больше создается условий для развития атеросклероза, особенно если эмоции сопровождаются повышением кровяного давления в артериях.

Сердечно-сосудистая система — наиболее чувствительный прибор, отражающий через подкорку, ее нервно-вегетативные узлы и вегетативную нервную систему наши чувствования и переживания. травматизация и эмоциональное перенапряжение сферы ВНД — главные причины гипертонической болезни.

Различают управляемые и неуправляемые вегетативные проявления эмоций. К управляемым относятся поведение человека, речь, мимика, дыхание, слезоотделение, к неуправляемым — деятельность сердечно-сосудистой системы, пищеварительных органов, мочевыделение, потоотделение.

Причины отрицательных эмоций Многочисленны и разнообразны. К ним можно отнести: проблемы взаимоотношений между людьми, большие перегрузки, беспорядочная работа, не соответствующая физиологическим темпам и ритмам организма человека, неправильное, беспорядочное чередование труда и отдыха, перегрузка, перенапряжение без необходимого отдыха, повторные затяжные отрицательные эмоции опасны, они могут вызвать патологические состояния — неврозы, психопатии, заболевания внутренних органов, поэтому с ними нужно бороться.

9. Роль эмоций в функционировании организма человека. Основные теории эмоций.

Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, также она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом. В мышцах лица во время эмоций происходят элекрофизиологические изменения. Изменения происходят в электрической активности мозга, в кровеносной и дыхательной системах. (Например, при сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40-60 ударов в минуту. То есть во время сильной эмоции включаются нейрофизиологические системы и подсистемы тела. Такие изменения влияют на восприятие, мысли и действия субъекта. Также эмоция активирует автономную нервную систему => изменяется работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Если же эмоции блокируются => появляются психосоматические симптомы. Обрадованный субъект воспринимает мир сквозь «розовые очки». Страдающий или опечаленный человек интерпретирует замечания других как критические. Испуганный – видит лишь пугающий объект. Испуганный человек с трудом проверяет различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь «сердитые мысли». В состоянии повышенного интереса/возбуждения субъект не способен к обучению и исследованию. Если человек в чем-то заинтересован, то он это глубоко изучает. Если испытывает отвращение – избегает данной деятельности. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости. Томкинс считает, что эмоция интереса так же важна для интеллектуального развития. Сексуальное влечение, взаимодействуя с гневом и презрением может привести к садизму/насилию. Взаимодействуя с чувством вины – к импотенции/мазохизму. В любви – чувственное и эмоциональное удовольствие. Субъект либо выбирает товарища, чьи эмоциональные переживания и экспрессия дополняют его собственные, либо подбирает партнера, который имеет сходные переживания. Также играют важную роль в реакциях на интерес ребенка, его радость, отвращение или страх.

Теории. Теория П.К. Анохина. Эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Положительные эмоции возникают, когда результат поведенческого акта совпадает или превышает полезный результат. И недостаток результата ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствует сохранению, как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению. А повторные неудачи ведут к торможению неэффективной деятельности и поиску новой.

Теория П.В. Симонова. (основана на Павловской теории). 1)Отражательно-оценочна функция (эмоция возникает при рассогласовании потребности и её удовлетворения). 2)Переключающая функция эмоций. Обнаруживается при конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между страхом и чувством долга). И при оценке вероятности её удовлетворения (лучше синица в руках, чем журавль в небе). 3)Подкрепляющая функция эмоций (получение желательных или устранение нежелательных стимулов). 4)Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. (Эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Теория С.Л. Рубинштейна. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею. Сам характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.

Теория Джеймса-Ланге. Вначале возникает реакция организма на ситуацию, которая затем переживается как определенная эмоция (мы грустим потому что плачем).

Теория Кэннона-Барда. Многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит как он растолкует это состояние.

 

10. роль семьи в формировании психосоматических заболеваний

Date: 2016-07-22; view: 776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию