Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы влияющие на психосоматическое развитие ребенка





Опыт прародительской семьи – ребенок присваивает характерные для этой семьи способы выражения эмоций, особенности пластики, мимики, пантомимики, навыки совладания с критической ситуацией и навыки регулирования эмоций.

Эмоциональный, собственный, личностный и телесный опыт матери – определение особенностей, которые могут создать риск возникновения психосоматического симптома у ребенка.

- повышенная личностная тревожность матери (внутриличностный конфликт – невроз)

- преобладание у матери чувства вины с противоречивым отношением к своим близким (невростеническая вина (мнимая), экзистенциальная вина)

- сильное эмоциональное реагирование матери на проблемц ц ребенка при слабой активности

- собственные телесные проявления матери

Подражание, импритинг, суггестии (внушение матери ребенку)

3. особенности взаимодействия ребенка с матерью, особенно на ранних этапах онтогенеза

- длительный симбиоз

- симбиоз с одной стороны и депривация с другой

- авторитарное отношение матери со скрытым отвержением ребенка

4. Влияние всей семьи в целом

-эмоциональный климат семьи не поощряющий свободу выражения эмоций

- неспособность родителей к раннему распознаванию телесных проявлений ребенка и приданию им смысла

- неспособность семьи к вербальным разрешениям конфликтов

- соматизация как стиль семейной адаптации когда симптом используется для извлечения выгоды и избегания ответственности

- хроническая соматическая болезнь у кого нибудь из взрослых членов семьи

Подражание, реактивное образование, возникновение симптомов заболевания умершего человека

11. Саморегуляция

Методики психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации, что способствует мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановлению полноценного функционирования.

Применение методик психической саморегуляции позволяет редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление; нормализовать сон и вегетативные дисфункции; увеличить эффективность профессиональной деятельности; обучить приемам самостоятельного формирования позитивных эмоциональных состояний. Учитывая выраженную изначальную пассивность пациентов и их достаточно высокую внушаемость, наиболее эффективными являются методики психической саморегуляции с использованием в начале обучения гетеротренинга и последующим постепенным увеличением роли самого пациента (аутотренинга) в процессе их освоения.

Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса, оперирование чувственными образами и вербальными формулами, что позволяет осуществлять целенаправленное программирование своего состояния и поведения. Это достигается посредством обучения пациента вхождению в особое состояние "аутогенного погружения" различной степени. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственно ощущение тепла, тяжести во всем теле, отвлечение от внешних раздражителей, переживание состояние покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятие тревоги, беспокойства и нормализация вегетативных дисфункций.

На основе релаксации достигаются более глубокие стадии "аутогенного погружения", сопровождающиеся ощущениями легкости, невесомости тела, внутренней свободы, что создает предпосылки для формирования состояний с высокой активностью, работоспособностью и деятельного изменение сознания с целенаправленным волевым программированием своего функционального состояния и поведения.

Нельзя переходить к освоению новых ощущений раньше, чем больной научился легко вызывать у себя ощущения, обучение которым проводилось на предыдущих сеансах.

Метод открывает широкие возможности тренировки вегетативной нервной системы для овладения регуляцией и работой внутренних органов. Кроме того, возникающие в коре головного мозга фазовые состояния, позволяют успешно использовать различные суггестивные формулы.1 Все изложенное говорит об эффективности аутогенной тренировки.

 

12.Психосоматические расстройства и заболевания. По МКБ-10

«Соматоформное расстройство» (F45), включающая такие варианты, как соматизация, соматоформная вегетативная дисфункция, соматоформное болевое расстройство, ипохондрическое расстройство. Главным признаком соматоформного расстройства является постоянное возникновение физических симптомов, наряду с постоянным требованием медицинских обследований (вопреки их отрицательным результатам). «Соматизированное расстройство» (F45.0) – характеризуется множественными, постоянно возникающими и в то же время изменчивыми соматическими симптомами, длящимися не менее двух лет. Жалобы могут относиться к различным органам и системам организма. Ипохондрия (F45.2). Больные постоянно озабочены возможностью появления/наличия тяжелого недуга; часто они интерпретируют свои нормальные ощущения как патологические симптомы. Ипохондрик боится заболевания и его последствий. Соматоформная вегетативная дисфункция (F45. 3) – характеризуется жалобами на симптомы вегетативного возбуждения, локализованные в каком-либо определенном месте (чаще всего – в области сердца, желудочно-кишечного тракта и системы дыхания), в сочетании с другими признаками вегетативного возбуждения. При этом симптомы имеют хронический характер, и больной обеспокоен неприятными ощущениями, исходящими от какого-либо органа. Хроническое соматоформное болевое расстройство (F45.4) – характеризуется упорной, тяжелой и угнетающей болью, которая связана с психологическими причинами, стрессом и т.п.

Физические симптомы могут наблюдаться и при тревожных расстройств (F41), например, при паническом (F41.0) и генерализованном тревожном (F41.1). В этом случае больной склонен фиксироваться на своем эмоциональном состоянии, обычно готов обсуждать психологические проблемы. Соматические симптомы относительно кратковременны и могут быть достаточно успешно устранены при помощи транквилизаторов; они исчезают при отвлечении внимания больного, в процессе релаксации. Если соматические симптомы наблюдаются в рамках депрессивного расстройства, то оно (это расстройство) кодируется как «депрессивный эпизод с соматическими симптомами»: F32.01, F32.11). Соматические симптомы при депрессии, скорее всего, являются эквивалентом аффективной патологии. Их периодичность соответствует циклическим сменам настроения (в частности, можно отмечать суточные и сезонные колебания), они исчезают во время ремиссии. «Диссоциативные (конверсионные) расстройства» (F44). Термин «диссоциация» означает дезинтеграцию памяти на прошлое, осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также нарушение контроля над движениями. Такого рода симптомы, видимо, могут быть вызваны травматическими для личности событиями, неразрешимыми проблемами, нарушением межличностных отношений.

13. Психосоматические концепции в рамках бихевиоризма.

Теории научения, бихевиоризм и психосоматика

 

Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принципах и методах научающе-бихевиоральной теории. Предпосылка, лежащая в основе применения этой терапии на практике, включая и в психосоматике, такова – расстройства приобретены в результате ошибочного прошлого научения. Саморазрушительное и патологическое поведение есть результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его. Следовательно, задача, которая стоит перед бихевиоральным терапевтом – точное определение симптома (неподходящего поведения), от которого нужно избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы подкрепления, требующиеся для формирования нового поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия есть логическое расширение принципов классического и оперантного обусловливания.

 

Можно отметить также метод биологической обратной связи. В его основе лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем внешней обратной связи. Метод пришёл из бихевиорального направления и применяется, например, при лечении различных видов головной боли, при лечении больных эпилепсией и т.д. Однако, терапевтический эффект метода считается довольно скромным. Вероятные механизмы воздействия таковы: эффект плацебо, эффект общей релаксации, познавательный эффект переживания, самовнушение, повышение самооценки пациентов. Его рекомендуют применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами.

В конце 60-х годов Мартин Селигман описал странную особенность поведения человека в ситуации, когда достаточно продолжительное время окружающая его действительность меняется вне всякой зависимости от его поведения. Если поощрение и наказание происходят как бы сами собой, вне зависимости от действий человека, то тот перестает предпринимать какие-либо попытки избежать неприятностей, или же добиться успеха. Достаточно непродолжительной истории безрезультативных попыток избавиться от неприятностей или что-либо изменить в окружающей действительности, как "выученная беспомощность" начинает жить как бы своей собственной жизнью и сама управлять поведением.

Селигман сделал вывод о том, что опыт неконтролируемых последствий приводит к снижению желания и стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими. Причем ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости. Селигман доказал, что человек учится этой беспомощности и возможно от беспомощности отучить.

 

14. Концепции истерической конверсии и эквивалентов приступа тревоги Фрейда

Конверсионная модель З. Фрейда

Под конверсией понимается - смещение внутриличностного конфликта и попытку его разрешения через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Благодаря такому «переносу» либидонозного заполнения из области психической в область телесного, патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт. Его природа идипальная или генитально-сексуальная (ребенок - мать -отец)

Механизмы диссоциации - активный процесс психологической защиты, феномена вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которая не могла быть выражена, оказывалась превращенной в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом возможных последствий. Симптомы позволяли не только маскировать нежелательные эмоции, но и представляли собой своеобразное налагаемое на себя индивидуумом наказание на запрещенное желание или удаление себя из устрашающей ситуации. Эти же симптомы обуславливали и получение вторичных выгод от принятия роли больного (как средство коммуникации). Таким образом, органическая симптоматика рассматривается Фрейдом, не как простое нарушение физиологических функциональных связей, а как следствие переживаний поведения.

Фрейд выявил что такие расстройства как сердечной деятельности, дыхания, потливости, дрожь, озноб, голов окружение, диарея, учащенное мочеиспускание и тд, часто являются соматическим эквивалентом чувства тревоги и страха.

Истерия как психопатологический синдром вызывается, по мнению З. Фрейда, неразрешенным эмоциональным конфликтом (психической травмой), осознание которого не поощряется социальными нормами. Другими словами, вместо того чтобы быть отреагированными в спонтанном выражении, испытываемые человеком отрицательные эмоции, возникающие при травмирующем событии, подавляются. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и обращается в болезненный симптом.

для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента.

 

15. Ранние психосоматические концепции в рамках психоанализа. Гипотеза психосоматической специфичности. Основные вопросы психосоматической медицины

В эпоху раннего психоанализа и неофрейдизма доминировало положение Зигмунда Фрейда о конверсии эмоционального конфликта на соматические функции организма. Основным представителем этого направления был Ф. Александер. Им было впервые показано, что симптомы соматических заболеваний могут иметь значение символическое и представлять собой бессознательное выражение пациентом внутриличностного конфликта.

Эпохальные открытия Фрейда в области глубинной психологии привлекли группу блестящих мыслителей и исследователей, но из-за сложности и новизны предмета, а также из-за независимости суждений лучших учеников Фрейда в психоаналитическом движении появилось множество разногласий. Один из самых известных «отступников» – австрийский психиатр Вильгельм Райх. Вклад его в психотерапию имеет огромное значение для психосоматики. Его система с самого начала подразумевала лечение неврозов с биофизических позиций и содержала физиологические элементы. Лучший из неорайхианских подходов – биоэнергетика Александра Лоуэна, сочетающая в себе психотерапию, прямое мануальное вмешательство и большое количество упражнений. Терапевтические задачи Лоуэна были шире, чем поставленные Райхом. В числе других неорайхианских подходов – например, «корневое напряжение» Келли. Для этой группы методик характерен ярко выраженный психотерапевтический компонент.
Идеи Альфреда Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, оказали мощное влияние на исследования в клинической и индивидуальной психологии. Главная посылка его психологии – представление о том, что человек есть единый и самосогласующийся организм. Ещё в самом начале своей карьеры, сотрудничая с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации». В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее других. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, что делает его более восприимчивым к заболеваниям данного рода. Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и был «неполноценным» от рождения. А люди с выраженной органической слабостью стремятся компенсировать их путём тренировки и упражнений. Идея Адлера состояла в том, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере – не только компенсация недостаточности органа, но и появление субъективного чувства неполноценности, развивающегося из ощущения психологического или социального бессилия.
Ф. Александер в 1950 г. предложил теорию психосоматической специфичности. Гипотеза о специфичности как основном механизме психосоматического расстройства возникла из клинического опыта.
Гипотеза о специфичности, выдвинутая Ф. Александером, опиралась на три базовых положения.
1. Психологический конфликт сочетается с физиологическими и биохимическими факторами, предрасполагающими к заболеванию.
2. Бессознательный конфликт активизируется под влиянием особо значимых жизненных событий.
3. Сопровождающие внутриличностный конфликт негативные эмоции выражаются на физиологическом уровне, что и приводит в конечном итоге к развитию болезни.
Основное содержание теории психосоматической специфичности.
1. Психологические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу: ведущий симптом болезни прямо связан с одним из двух психологических факторов: эмоционально конфликтное неосознаваемое (т. е. вытесненное) отношение личности к самой себе или к окружающей среде.
2. Психические процессы, протекающие на осознаваемом уровне, играют только подчиненную роль в развитии и динамике заболевания, маскируя истинную причину соматического расстройства. Осознанно проявляемые пациентом негативные эмоции страха, гнева, агрессии, как правило, имеют острый реактивный характер, они непродолжительны по времени, проявляются спонтанно, поскольку не вступают в конфликт с требованиями Супер-Эго, а потому такие эмоции не могут вызывать изменений в органической структуре. Другое дело, когда эти же эмоции подавляются из-за их несовместимости с представлениями о собственной личности и не находят спонтанного выражения. Тогда они ведут к хронической иннервации — установлению длительных по времени кортиковисцеральных динамических связей, вызывая длительные нарушения функционирования внутренних органов.
3. Ситуативные жизненные переживания, как правило, также оказывают скоротечное влияние на организм пациента. Поэтому для установления психосоматического характера заболевания необходимо обращать внимание не на текущие эмоциональные проблемы, а учитывать весь жизненный путь пациента, поскольку только предшествующий опыт отношений со значимыми людьми может объяснить болезненную реакцию этого человека на конкретную травмирующую ситуацию.
Психоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо не только в какой-то одной медицинской специальности, но и во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.

16. Психосоматическая концепция Гроддека

Г. Гроддек может считаться наиболее крайним представителем псиоаналитического направления. Он считал, что подсознание («Оно») есть формирующий принцип всех нормальных и патологических процессов организма (Фрейд заимствовал термин «Ид» — «Оно» — у Гроддека). Соответственно органические заболевания в конечном счете имеют психическую природу, ибо они суть выражение конфликтов подсознательного.

В то время как Фрейд и большинство психоаналитиков ограничивались истерией в применении конверсионной модели, Г. Гроддек не остановился перед распространением её на болезни органов и вообще на все заболевания. Соматические симптомы, по Гроддеку, выражают нечто символическое, они вытекают из силы «Оно», которая может проявиться в любом органе. Это «Оно», в толковании Гроддека бессознательное, которое содержит представительство влечений и охватывает естественные силы, является также источником прямого воздействия на орган. Таким путём понятие конверсии распространяется и на внутренние органы, которые управляются вегетативной нервной системой. Тем самым Гроддек впервые высказал мысль о значении и влиянии неосознанных процессов на возникновение соматических заболеваний. Последовавшее за этим распространение психотерапии на лечение всех соматических заболеваний принесло очевидную пользу, но за неё приходится платить почти беспредельным расширением теоретических понятий, которые Гроддек определяет блестяще, но нечётко. Поэтому ясно, что выраженная спекулятивность его понимания патогенеза может оказать опасное влияние при некритичном и ненаучном внедрении его в лечебную практику. Поэтому его схема имеет теперь лишь историческое значение не только в силу её теоретических недостатков, но и в связи с сильной экспансией её в область психосоматической трактовки всех заболеваний.

 

17. Концепция потока конверсий Феликса Дейча. По учебнику Карвасарского (Клин. Псих)

Дойч (Deutsch F.) разработал концепцию органных неврозов, в которой важное значение придает слабости органа, обусловленной предшествующим болезненным процессом. Эта концепция близка к идее Адлера о миэлодисплазии, или неполноценности органа как выражении его конституциональной слабости.
Для объяснения самой возможности подобного феномена Ф. Дойч заявил о символическом значении органической патологии для личности больного, приведя в пример полученные от пациента во время аналитической сессии ассоциации между легочным кровотечением и фантазией о розах.


Согласно концепции конверсионного потока, процессы конверсии не ограничиваются неврозами и органические симптомы предстают выражением невротических конфликтов так же, как и другие формы психогенных заболеваний. В каждой органической болезни в малом масштабе разыгрывается невроз, а переход в соматику происходит потому, что обеспечивает менее значительный расход психической энергии, чем при формировании невротических симптомов. Ф. Дойч утверждал, что если бы не существовало органической патологии, то неврозы стали бы угрожать людям в большей степени.

 

 

(Простое объяснение) Дойч считает, что конверсия - норма и необходимое явление. Человек постоянно вынужден подавлять свои эмоции и влечения, конфликты и т.д. Если это будет постоянно накапливаться и переполниться психика, то произойдет психич. заболевание ->накопленную энергию нужно сбросить (канализировать).Конверсия - способ избавления от лишней энергии. Пример норм. конверсии: дрожь, сердцебиение, покраснение лица, лекг. головокружение, легк. потливость. Если вытесняется сильн.конфликт, то через орган сбрасывается слишком много либидиозной энергии и орган начинает работать неправильно->функциональное расстройство. Если вытесняется оч сильн.кофликт, то происходит органическое поражение. Конфликты выражают себя на языке тела (врождённый язык тела, язык инстинкта). В норме язык тела осознается, в патологии - перестает осознаваться.

18. Теория двухэшелонной обороны Мичерлиха.

Вытеснение работает в 2 этапа. 1) Вытеснение конфликта в бессознательное. Возникает невротическое состояние, возможны телесные расстройства. Симптомы не четкие, не всегда осознаются. 2) Вытеснение в соматическую сферу. Происходит потому что конфликт очень сильный, и если он будет осознанным, то может возникнуть психоз. Чтобы этого не возникло второй эшелон (этап) занимается обороной (фаза поствытеснения). То есть, конфликт из бессознательного вытесняется в телесную сферу. Здесь появляются тяжелые органические психосоматические заболевания.

​Психосоматическая болезнь – форма психологической защиты. Психоанализ для лечения не подходит, т.к. конфликт в соматике => медиком. помощь.

19. Теория де- и ресоматизации Шура. (1955г)

Для человека на оральных стадиях характерно проявление соматических симптомов. Головные боли, наследственные предрасположенности.

(почему то в лекции у меня всего 2 эти строчки)

В ее основе лежит понятие «регрессия» — возврат с высшей на низшую стадию развития. Развитие здорового ребенка Шур характеризует как про­цесс «десоматизации». Он исходит из наблюдения, что грудные дети в силу их недоразвитых, недифференцированных психических и сома­тических структур на внешние воздействия реагируют диффузно, прежде всего, соматически и бессознательно (первичные психичес­кие процессы, по Фрейду).

Психический и соматический элементы в реакциях у них еще нерасторжимо связаны друг с другом. По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше, и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха (вторичные пси­хические процессы, по Фрейду), т.е. он реагирует преимущественно через состояния психического возбуждения.
Шур рассматривал психосоматическую регрессию (ресоматизация) как шаг назад к первоначальному уровню, на котором душа и тело еще реагировали как единое целое, соматически разряжая на­пряжение. Ресоматизация возможна при «слабости» и нестабильно­сти «Я», когда в отягощающих ситуациях активизируются бессозна­тельные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, фи­зиологические формы реагирования. Предполагается, что привыч­ная фиксация таких форм реагирования удовлетворяет постулату специфичности.

 

20. Теория психодинамического конфликта Александера. Психосоматическая специфичность с точки зрения Александера. Типы психосоматических заболеваний и их специфика.

Теории вегетативного невроза Франса Александера.1950г

Соматические симптомы это не попытка выразить подавленые чувства, а определенное физиологическое сопровождение эмоционального состояния.

Им постулировалось, что возникновение и течение болезней управляется тремя группами переменных. Одна из этих групп представляет собой личностную диспозицию (это черта личности, проявляющуюся однотипным или сходным реагированием в определённых ситуациях.)(«психодинамическую конфигурацию с соответствующими процессами психологической защиты»), которая складывается с детства. Вторая группа переменных включает провоцирующую эмоциогенную жизненную ситуацию, когда какие-либо переживания и события могли предшествовать болезни, оживляя центральный бессознательный конфликт. в третью груп­пу Александер включает все соматические условия, составляющие определенную конституцию, «соматическую подверженность» (по Фрейду 3.) или «неполноценность органа» (по Адлеру А.). Эту «уязви­мость» органа иногда именуют «конституциональным фактором X», определяющим «выбор симптоматики».

В 1934 г. Александер сформулировал принципы, которые легли в основу концепции специфичности:

1. Психические факторы, вызывающие соматические расстройства, имеют специфическую природу и включают определенное эмоциональное отношение пациента к окружению или к собственной личности. Правильное знание этих причинных факторов может быть приобретено в ходе психоаналитического лечения.

2. Сознательные психологические процессы пациента играют подчиненную роль в причинах соматических симптомов, пока такие сознательные эмоции и тенденции могут быть свободно выражены. Подавление эмоций и потребностей вызывает хроническую дисфункцию внутренних органов.

3. Актуальные жизненные ситуации пациента обычно оказывают только ускоряющее воздействие на расстройства. Понимание причинных психологических факторов может основываться лишь на знании развития личности пациента, так как только оно может объяснить реакцию на острую травмирующую ситуацию.

Исследования школы Александера подтвердили, что те формы переживания и поведения, которые можно проследить вплоть до внутрипсихических ядерных конфликтов, проявляются чаще, чем это было бы при простом совпадении.

Александер большое значение придавал «вегетативному сопровождению» эмоций в возникновении патологии органа. Он направил особое внимание исследователей на соотнесение специфических конфликтных констелляций с определенными физиологическими типами реакций. Психосоматическая специфичность усматривается им в определенном соответствии преобладания у человека тех или иных эмоций и их вегетативного сопровождения. Если эмоция не отреагирована в действиях или в символической форме (конверсия), то это приводит к хроническим вегетативным сдвигам и в конечном итоге к деструкции органа. Чаще всего не могут свободно выражаться и реализовываться враждебные, эротические импульсы, чувство вины и неполноценности. Их бессознательное подавление и приводит к хронической дисфункции органов. Поскольку специфичность ищется Александером в конфликтной ситуации, его модель часто обозначают как «теорию специфических для болезни психодинамических конфликтов» или более кратко — «теория психосоматической специфичности».

Выделены следующие типы психосоматических заболеваний:

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

3. Психосоматозы — психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их — первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа.

Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз. Позже этот список расширился — к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.

 

21. Теория психодинамического конфликта Александера. Факторы определяющие возникновение и развитие психосоматических заболеваний.

Франц Александер предложил обширную и связанную теорию объяснения психосоматических связей. Он был сторонником многофакторного подхода в психосоматической медицине. Им постулировалось, что возникновение и течение болезней управляется тремя группами переменных.

Одна из этих групп представляет собой личностную диспозицию («психодинамическую конфигурацию с соответствующими процессами психологической защиты»), которая складывается с детства.

Вторая группа переменных включает провоцирующую эмоциогенную жизненную ситуацию, когда какие-либо переживания и события могли предшествовать болезни, оживляя центральный бессознательный конфликт.

И, наконец, в третью группу Александер включает все соматические условия, составляющие определенную конституцию, «соматическую подверженность» (по Фрейду 3.) или «неполноценность органа» (по Адлеру А.).

Психосоматическая специфичность усматривается в определенном соответствии преобладания у человека тех или иных эмоций и их вегетативного сопровождения. Если эмоция не отреагирована в действиях или в символической форме (конверсия), то это приводит к хроническим вегетативным сдвигам и в конечном итоге к деструкции органа. Чаще всего не могут свободно выражаться и реализовываться враждебные, эротические импульсы, чувство вины и неполноценности. Их бессознательное подавление и приводит к хронической дисфункции органов. Поскольку специфичность ищется Александером в конфликтной ситуации, его модель часто обозначают как «теорию специфических для болезни психодинамических конфликтов» или более кратко — «теория психосоматической специфичности».

22. концепции профилей личности Данбар.

Теория личностных профилей связана с именем Ф. X. Данбар (F. H. Dunbar). В 1935 г. ею были опубликованы результаты исследования о связи соматических расстройств с определенными типами эмоциональных реакций, к которым предпочитают прибегать люди с теми или иными характерологическими чертами. Она обратила внимание на укорененную в личности предрасположенность к реагированию на психологический конфликт конкретным соматическим расстройством.

В 1948 г. Ф. Данбар закончила разработку концепции личностных профилей, в которой эта исследовательница утверждала, что эмоциональные реакции на проблемные жизненные ситуации являются производными от структуры личности больного. Из этого тезиса вытекало предположение, что каждое соматическое заболевание, развившееся вследствие непроработанного психологического конфликта, связано с вполне определенным набором характерологических черт и паттернов межличностного взаимодействия. Ею были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности.

Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у них сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Ведущей причиной сердечных расстройств у «коронарной» личности Ф. Данбар считала подавление в силу социального или эмоционального запрета эмоции гнева. В 1974 г. американские кардиологи Роузенманн и Фридман назвали поведение коронарной личности «поведением типа А».

Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно — авторитетных или руководящих лиц.

В структуре аллергического типа личности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремления к зависимости и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма мастурбации).

В социальном психоанализе Франкфуртской школы концепция Ф. Данбар была модифицирована в теорию «больного общества» (Э. Фромм, Дж. Холлидей).

В исследованиях Ф. Данбар была продемонстрирована роль психологических факторов развития психосоматических расстройств, однако ее теория не давала ответа на основной вопрос: каким образом бессознательный внутриличностный конфликт запускает или поддерживает заболевание

 

23. Концепции типов поведения Фридмана и Розенмана.

М. Фридман и С. Розенман исследовали причины заболеваний, связанные с атеросклерозом коронарных артерии. Целью исследования было найти ответ на два вопроса: могут ли чувства и мысли человека влиять на развитие этой болезни, и, если такая связь существует, то каковы механизмы её развития?

На первом этапе эти кардиологи исследовали пациентов с заболеваниями сердца, чтобы определить, какие черты отличают их от остальных людей.

Характерным для них было напряжение челюстей и мышц губ, что сопутствовало напряжению в осанке, постукивание пальцами или подпрыгивание колен, стискивание кулаков во время обычного разговора, стискивание зубов, резкие движения, эксплозивная речь и нетерпимость по отношению к говорящему собеседнику, временами проскальзывающая гримаса в уголках губ, при которой частично обнажались зубы. Эти люди реагировали следующим образом на события повседневной жизни: имели сильные тенденции к соперничеству и постоянную потребность выигрывать, легко раздражались, если кто-то им перечил, пылко защищали свои устоявшиеся мнения, были очень нетерпеливы в уличных пробках, очередях, имели компульсивную потребность побыстрее заканчивать любое дело, быстро ели и быстро ходили, не могли выносить бездеятельности.

Фридман и Розенман классифицировали людей, имеющих указанные особенности или часть их, как имеющих паттерн поведения типа А, а людей с противоположными чертами — как тип Б. Они описали личностей типа А как очень напряжённых, страдающих от постоянной нехватки времени, имеющих общую враждебность, которую они не осознавали, и борющихся с низкой самооценкой, которая компенсировалась их достижениями.

Эти учёные в течение восьми с половиной лет наблюдали 1500 человек, не имеющих заболеваний сердца. В конце исследования они пришли к выводу, что люди типа А в семь раз более податливы заболеваниям сердца, чем люди типа Б. Они больше курят, имеют более высокий уровень холестерина в крови и в три раза большее количество сердечных приступов. Результаты были столь очевидными, что развеяли последние сомнения о непосредственной связи между установками и поведением человека и заболеваниями сердца. Исследования, проведенные другими учёными, дали подобные результаты.

24. Алекситимия, основные феномены, формы. Поведенческие, когнитивные коммуникативные характеристики алекситимиков

Термин «алекситимия» (от греческого а – отсутствие,lexis – слово, tyymos – чувство) предложил P. Sifnoes в 70-х годах прошлого столетия для обозначения группы когнитивных и аффективных особенностей характерных для больных различными психосоматическими заболеваниями.
Основу дефекта составляет невозможность дифференцировать эмоции и вербализовать их. Алекситимики наиболее плохо вербализуют именно эмоционально насыщенный материал.

Трудность идентификации и вербализации эмоций приводит к недостаточному отграничению их от соматических (телесных) составляющих эмоциональных состояний. Результатом этого является развитие психосоматических кожных, псевдоневрологических, сердечно-сосудистых, респираторных (у больных бронхиальной астмой), абдоминальных, урологических и сексуальных расстройств, которые могут рассматриваться как своеобразные «маски» депрессии и деструкции. То есть болезнь в данном случае выступает в качестве языка «сомы».
Алекситимия характеризуется четырьмя типичными признаками с разной степенью их выраженности в каждом отдельном случае:
1. Своеобразная ограниченность способности фантазировать. Пациент затрудняется или оказывается просто не способным пользоваться символами, результатом чего является своеобразный тип мышления, который можно определить как «механический», «утилитарный», «конкретный». Речь идёт о связанном с текущим моментом, ориентированном на конкретные реальные вещи мышлении, которое почти не затрагивает внутренние объекты, лишено колоритности, в разговоре утомляет собеседника и часто производит впечатление настоящей тупости. Оно организовано прагматически-технично и направлено на механическую функциональную сторону описываемого.
2. Типичная неспособность выражать переживаемые чувства. Пациент не в состоянии связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Чувства испытываются, если они вообще имеются, как нечто глухонеструктурированное, во всяком случае непередаваемое словами. Они часто описываются через окружающих (моя жена сказала… врач сказал…) либо вместо чувств описывается соматическая реакция.
3. Примечательно, что психосоматические пациенты очень приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как «гипернормальность». Их связи с конкретным партнёром характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, то остаются на уровне конкретного «предметного» использования объектов.
4. Из-за задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недостатка дифференцировки субъект – объект вытекает неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью и благодаря наличию другого человека (его «ключевой фигуры»). Отсюда становится понятным, почему потеря (вымышленная или реальная) этой «ключевой фигуры» («потеря объекта») так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале (или при ухудшении) болезни.
Для лиц, страдающих алекситимией, характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений.
Когнитивная сфера алекситимиков отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функции символизации и категоризации в мышлении.
На уровне личности отмечается примитивность жизненной направленности, инфантильность и, что особенно существенно, недостаточность функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностями и конфликтами в межничностных отношениях. Последнее усугубляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифференцированности у алекситимиков с легкостью возникают кратковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых плохо осознаются ими.
Личностные особенности страдающих алекситимией влияют на возникновение и течение соматических расстройств. Снижение ответственности за то, что человек делает (повышение экстернальности) может привести к эмоциональному дистрессу – фактору риска психосоматических расстройств. Затруднение способности переживания чувств и телесных ощущений в сознании и языке может вылиться в своеобразие протекания физиологических реакций на стрессовые ситуации, создавая условия, ведущие к развитию психосоматических расстройств.

24,25. Алекситимия, основные феномены, формы. Особенности эмоционально-личностной сферы, самосознания алекситимиков

Алекситимия (греч. а — отсутствие, lexis — слово, thymos — эмоции). Предполагают, что особенно предрасположены к психосоматическим заболеваниям алекситимические субъекты (Sifheos P.E., 1973). Они отличаются бедным жизненным воображением и недостаточной эмоциональной включенностью в объективную ситуацию, ослаблением сопереживания. Лица с выраженным алекситимическим личностным радикалом обычно не способны описать тонкие нюансы своих чувств и часто вообще не находят слов для самовыражения. Они не осознают своих эмоциональных конфликтов, не могут их вербализировать, так что психосоматические расстройства могут быть результатом накопления эмоционального раздражения. В психологической практике созданы специальные опросники (шкалы) для измерения выраженности алекситимического личностного радикала.

Алекситимия характеризуется четырьмя типичными признаками с разной степенью их выраженности в каждом отдельном случае:

1. Своеобразная ограниченность способности фантазировать. Пациент затрудняется или оказывается просто не способным пользоваться символами, результатом чего является своеобразный тип мышления, который можно определить как «механический», «утилитарный», «конкретный». Речь идёт о связанном с текущим моментом, ориентированном на конкретные реальные вещи мышлении, которое почти не затрагивает внутренние объекты, лишено колоритности, в разговоре утомляет собеседника и часто производит впечатление настоящей тупости. Оно организовано прагматически-технично и направлено на механическую функциональную сторону описываемого.

2. Типичная неспособность выражать переживаемые чувства. Пациент не в состоянии связывать вербальные или жестовые символы с чувствами. Чувства испытываются, если они вообще имеются, как нечто глухонеструктурированное, во всяком случае непередаваемое словами. Они часто описываются через окружающих (моя жена сказала… врач сказал…) либо вместо чувств описывается соматическая реакция.

3. Примечательно, что психосоматические пациенты очень приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как «гипернормальность». Их связи с конкретным партнёром характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, то остаются на уровне конкретного «предметного» использования объектов.

4. Из-за задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недостатка дифференцировки субъект – объект вытекает неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью и благодаря наличию другого человека (его «ключевой фигуры»). Отсюда становится понятным, почему потеря (вымышленная или реальная) этой «ключевой фигуры» («потеря объекта») так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале (или при ухудшении) болезни.

Для лиц, страдающих алекситимией, характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений.

Эмоциональная сфера этих людей отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. На уровне личности отмечается примитивность жизненной направленности, инфантильность и, что особенно существенно, недостаточность функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств, приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностями и конфликтами в межничностных отношениях. Последнее усугубляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифференцированности у алекситимиков с легкостью возникают кратковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении аффективные срывы, причины которых плохо осознаются ими.

26. Гипотезы происхождения алекситимии

Для объяснения феномена алекситимии было выдвинуто пять различных этиологических гипотез.

Гипотеза дефицита. В её основу положено мнение J. Ruesch о том, будто у этих больных имеет место «первично-застревающее» на более ранней стадии развитие, а не фиксация с присоединяющейся регрессией, как это происходит при неврозах. Эта гипотеза имеет важное значение и для терапии, которая включает аспект развития.

Гипотеза регрессии вследствие травмирования подразумевает психосоматическое симптомообразование аналогично трактовке невротических симптомов как следствия фиксации на травмирующем факторе с присоединяющейся регрессией на более раннюю стадию развития. Эта модель не может, однако, объяснить, почему возникает соматический, а не психический симптом.

Гипотеза наследования пока не может обсуждаться, поскольку для её обоснования слишком мало достоверных данных.

Гипотеза нейроанатомически-нейрофизиологинеского нарушения. Имеются скорее спекулятивные предположения («функциональная комиссуротомия»), которые представляются невероятными. То же относится и к следующей гипотезе.

Гипотеза социально-психологического формирования реакции. В свете этой гипотезы алекситимия интерпретируется как феномен типичного приспособления к западному индустриальному обществу, в котором требуется конкретно-реалистическое, эмоционально малоокрашенное приспособительное поведение.

Хотя «алекситимия» как проявление человеческого образа действий – явление бесспорное и наблюдается постоянно у многих пациентов, гипотеза о том, что это типичная психосоматическая структура, наталкивается на контраргументы и до сих пор вызывает дебаты. Самое важное возражение вызывает её неспецифичность: несмотря на то что алекситимию находят у многих (хотя и не у всех) психосоматически больных, она обнаруживается у не меньшего числа больных с неврозами и здоровых людей. Поэтому сегодня лучше говорить о том, что алекситимическое поведение представляет собой неспецифический фактор риска, который может быть связан с другими (специфическими и неспецифическими) факторами.

27. Неспецифические психологические концепции. Теории Кеннона, Селье.

Теория вегетативного сопровождения эмоций Кеннона (он физиолог). Обнаружил, что экстрем. ситуации готовят организм к борьбе или бегству. Такая же подготовка и в эмоц. событиях. (Например, у запасных игроков футбольной команды и даже у азартных зрителей примерно одинаковые вегетативные реакции => Кеннон соединяет реакцию на экстремальную ситуацию (эмоции) с их телесным сопровождением. Г.Селье расширяет данные Кеннона понятием адаптационного синдрома (в стрессе участвует эндокринная система). Адаптация – динамический процесс, благодаря которому системы организма несмотря на изменчивость условий поддерживает устойчивость, необходимую для существования. На стадии истощения нарушается адаптационные процессы => может быть психосоматическое заболевание.

28. Концепция психологического стресса Лазаруса. (интернет)

Американский ученый Р.Лазарус предложил различать физиологический и психологический виды стресса. По мнению Лазаруса, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции.

Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными; при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так. на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой — страхом и т.п.

29. Типы реакций личности на болезнь

ТИПЫ Внутренняя картина болезни(Кабанов, Личко, Смирнов) 1. Гармоничный тип ВКБ. Трезвая оценка своего состояния, без склонности к преуменьшению или преувеличению заболевания. Ориентирован на активные содействия процессу лечения. Особенностью является нежелание обременять других тяготами ухода за собой 2. Тревожный тип ВКБ. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного прогноза заболевания. Возможных осложнений лечения Характерен поиск новых способов лечения, поиск "авторитетов", ищут как можно больше информации. 3. Ипохондрический тип ВКБ. Фиксация внимания на субъективно болезненных или иных ощущениях, аггравация.(преувеличение симптоматики). Стремление постоянно рассказывать окружающим о своих болезнях. Лежит в основе навязчивый страх Существуют однодневные ипохондрии здоровых людей. Есть желание лечится и неверие в успех 4. Меланхолический тип. Характерен пессимистический взгляд, удручённость болезнью, неверие в выздоровление, эффект лечения. Нарушение сна.Деприссивный синдромокомплекс Три вида депрессии: 1) эндогенная. Обусловлена конституционально биологическими или глубинно личностными особенностями. Встречается в маниакально депрессивном психозе(бифокальное), при инволюционной патологии(климакс), шизофрения 2) экзогенная. Вызвана внешними причинами, психотравмирующими ситуациями 3) экзогенно-эндогенная. Депрессивная симптоматика. -Сниженный фон настроения(гипотемия) - снижение интересов и способностей испытывать удовольствие - нарушение сна - изменение массы тела - психомоторное возбуждение или заторможенность (дисфория) - повышенная утомляемость -замедление темпа психической деятельности (ВПФ) - появление суицидальных мыслей и тенденций - аменорея (отсутствие менструации) При меланхолическом типе может появиться маскированная депрессия или депрессия без депрессии. Симптоматика депрессии очень мало выражена а на первый план выходят соматические симптомы. Вернуться на полтора назад и там искать ситуацию, причину. Маскируемая депрессия чаще всего характерна для подростков и женщин. Для подростков характерен делинквентный тип девиатного поведения. 5. Апатический тип. Безразличие к своей жизни. Пассивно подчиняются процедурам. В основе лежит полное игнорирование своих возможностей. Выученная беспомощность- состояние возникающее у человека после более или менее длительного аверсивного воздействия(серия нерешаемых задач, одна ситуация накладывается на другую). Человек малоподвижен, при общении не смотрит в глаза, может молчать и не отвечать на вопросы, есть нарушения психической деятельности 6. Невростинический. Ведущий симптом - поведение по типу поведения раздражительной слабости. ПР появлении каких то болезненных ощущений или при неудачах лечения отмечаются вспышки раздражения, вспышки агрессии. После идёт раскаяние и плаксивость. Нетерпеливость 7. Обсессивно фобический тип. Тревожная мнительность, касается опасения нереальных, а маловероятных или невероятных вообще, воображаемые опасности волнуют больше чем реальные. 8. Сенситивный тип. На первом месте впечатления о том какое впечатление на окружающих производит известие о заболевании. 9. Эгоцентрический, истерический (уход в болезнь) тип. Выставление на показ близким и окружающим свои страдания и переживания с целью завладеть их вниманием 10. Эйфорический тип. Необоснованное повышение настроения, пренебрежительное легкомысленное отношение к заболеванию 11. Анозогнозический. Активно отбрасывают мысли заболевания и его последствия. 12. Эргопатический. Уход от болезни в работу Сублимация страха Мазахистическая ориентация личности и постоянное ощущение вины 13. Паранояльный- уверенность что болезнь это результат чего то умысла.    

 

Д. Липовский Реакция на болезнь 1. Болезнь как угроза или вызов. Противодействие - Высокий уровень тревоги -Изоляция как реакция -Паранойяльная борьба 2.Болезнь как утрата -ипохондрия -депрессия -растерянность -печаль -грусть -горевание 3. Болезнь как выигрыш Враждебности (агрессивное поведение -безразличие -жизнерадостность 4.Болезнь как наказание - вина - стыд - тревожность - гнев - агрессия 5. Эмоциональное влияние на болезнь - тревога - печаль - депрессия - чувство вины - стыд   30.Психосоматические расстройства детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, "раздраженный кишечник", боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др. Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются: - срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения); - неправильное построение режима для ребенка; - неправильные воспитательные приемы; - отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности; - создание односторонней аффективной привязанности; - отсутствие единого подхода к ребенку.    

31. Психосоматические расстройства у младших школьников

Переход из дошкольного возраста в младший школьный нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: 1) утрата детской непосредственности; 2) манерничанье, капризы, в поведении — нарочитость, нелепость, вертлявость, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута; 3) начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка; 4) объектом анализа становятся субъективные переживания: «Я радуюсь», «Я огорчаюсь»; 5) формирование аффективного обобщения, логика чувств.

К возрасту 6-7 лет одной из основ изменения психологической деятельности ребенка, его личностных особенностей является формирование новой деятельности — учебной, которая становится ведущей. Сущность учебной деятельности заключается в усвоении научных знаний через обогащение и перестройку личности ребенка, что проявляется в изменениях уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и в особенностях личности. Однако переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную через. правильное сочетание реально действующих и понимаемых мотивов.

Развитие личности младшего школьника может нарушаться вследствие двух причин: 1) неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения; 2) недостаточного развития функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность. В свою очередь, учебная деятельность связана с формированием самооценки личности. Для детей получаемые отметки важны не только как способ оценивания их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, у плохо успевающих — заниженная. Коррекция самооценки — важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание — наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально человека, а отдельных сторон его личности или отдельных операций; учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств — чувства товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств — любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

Из типичных для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста психопатологических синдромов можно назвать синдром ухода и бродяжничества, синдромы патологического фантазирования.

Синдром ухода и бродяжничества характеризуется повторяющимися уходами ребенка из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пункты, стремлением бродяжничать и путешествовать. Нередко от обусловлен микросоциальной средой и реакцией ребенка на психотравмирующую ситуацию в семье или в школе.

Синдромы патологического фантазирования включают живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Часто первым признаком синдрома патологического фантазирования выступает своеобразие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет. Возможны различные пути формирования данного синдрома — от психогенно-личностного, связанного с формированием и преобладанием шизоидного или истерического радикала в характере ребенка, до эндогенного (шизофренического), обусловленного нарушениями коммуникативных способностей.

Из психосоматических расстройств, главенствующую роль играют цефалгии (головные боли) и боли в животе, лихорадки неясного генеза, психогенная рвота, запоры или поносы (диарея) и энкопрез.

 

 

32. Психосоматические расстройства у подростков

Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую многими реальными недостатками, от которых необходимо избавляться.

Подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей.

Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собой негативистическую реакцию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Этот возраст также характеризуется началом установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих отношениях, включая материальное, финансовое само обеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.

 

Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни.

Психический стресс может способствовать возникновению различных психосоматических заболеваний или изменять их течение.

У человека под влиянием психических факторов возможно снижение кожной гиперчувствительности замедленного типа. Действие психосоциальных стрессов, провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, под маской соматических расстройств, симптоматика которых схожа с симптоматикой органических заболеваний.

Причины и механизмы формирования того или иного психосоматического симптома в ответ на психосоциальный стресс могут прослеживаться достаточно отчетливо. Например, тревога прямо связана с адренергическими феноменами: тахикардией, потоотделением и другими. Однако механизмы развития психогенных симптомов часто остаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью, проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и в конверсионной форме.

Конверсия – это неосознаваемый процесс трансформации психических конфликтов и тревоги в соматические симптомы. Понятие конверсии традиционно связывается с истерическим поведением.

Тревогу и депрессию принято считать выражением психического стресса, проявляющегося нередко в форме соматических расстройств. Чаще подростки могут жаловаться на расстройства одной определенной системы, это так же подтверждается из слов родителей, отвечая на вопрос: «Ваш ребенок хорошо себя чувствует? Были ли какие-нибудь жалобы на самочувствие?». Редко, когда дети сообщают родителям об эмоциональном дискомфорте. Этим и осложняется диагностика.

Подобные случаи выглядят как маскированные депрессии, хотя все более подходящим было бы название маскированная тревога.

В этих случаях могут выявляться дисфория и такие симптомы депрессии, как инсомния, идеи самоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистический взгляд на жизнь. И даже при этом подростки могут отрицать снижение настроения.

В других случаях тревога и депрессия осознаются, но воспринимаются как нечто вторичное, т.е. реакция на физическое недомогание, утомление.

Понятия и принципы нашей культуры воспитания, общения, взаимодействия друг с другом формирует личность в строго заданном направлении, которое характеризуется определенным, конкретным психическим состоянием, в рамках которого происходят характерные психические процессы.

При изменении психического состояния личность выходит за рамки конкретной культуры социума. Это глобальное психическое состояние, определяемое социумом, называется типом психики или социальной акцентуацией личности.

 

Следствием этого является то, что любая личность, любой характер обязательно акцентуированы в той или иной степени, т.е. развиты неравномерно сильно в одной области в ущерб другим (негармонично).

 

33. Диагностика психосоматики.

При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психолога имеются 2 основные методики. Диагностическая беседа. И психологическое тестирование.
Диагностическая беседа. Даёт возможность собрать психосоматический анамнез для того чтобы помочь клиенту перевести неосмысленные им соматические симптомы. В понятную для него смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни. При психосоматическом расстройстве диагностическая беседа направлена в первую очередь на определение нынешнего внешнего и внутреннего состояния клиента. Вопросы:
что знает клиент о своём заболевании или о своём расстройстве.
Какое значение имеет расстройство для него сейчас и для его жизни в целом.
Имеется. Ли у него свой взгляд в соответствии с которым он сам его родные или кто то ещё ответственный за это заболевание.
Были ли в прошлом другие заболевания.
Имеется ли неблагоприятная наследственность.
Как справлялся до сих пор с предыдущими заболеваниями и как справляется с нынешним.
Может ли он поделиться с другим своими мыслями. Страхами и чувствами которые возникают у него когда он остаётся.

Вопрос о жалобах которые дали повод для обращения подробное описание
Уточняется время проявления болезненных переживаний.
Периоды ухудшения и улучшения. Светлые и тёмные промежутки.
Понимание наличия внутриличностных конфликтов и внешних психосоциальных связей с жизненной ситуацией к моменту начала психосоматического расстройства.
Создаётся картина личности Клиента в целом. Учитывается ситуация заболевания данные анамнеза значения симптоматики. Особенности душевных переживаний особенности поведения.
Жалобы -основные проявления симптоматики
Время проявления жалоб.
Жизненная ситуация к началу жалоб.
Анамнез
Картина личности.
Беседа носит характер провокации. Техника конфронтации. Наталкиваем клиента на ответы при этом не фиксируем его внимание на них. Давая направление для размышления. Внимание на затыки клиента.

В процессе консультирования психолог должен учитывать вербальные и невербальные выражения клиента обращая Внимание на следующие особенности
1. Отношение клиента к договорённости консультации
2. Сбор психологического анамнеза.
3. Сообщение избыточной информации персоналу или психологу.
4. Вступительные комментарии (деловая ориентация адекватная. Искренне заявляет о том что желает исправить ситуацию) неадекватная-готов двигаться в том направлении которое укажет психолог) рантье- человек живущий на проценты. Жалостливый рантье- клиент считает что страдания и переживания помогают ему. Требовательный рантье - клиент считает что само посещение консультации и та сумма является капиталом который получит дивиденды. Игровая позиция - чаще всего характерны три позиции -игра в дурачка. Экзаменатор. Решения нет.
5. Приход клиента в сопровождении членов семьи или без них.

Date: 2016-07-22; view: 2118; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию