Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исламские банковские продукты





В неисламских странах Европы и мира исторически зародилась и господствует банковская система, возникшая из средневекового ростовщичества. Покупать (брать на депозит) деньги и продавать (размещать в кредит) деньги с выгодой – эта банковская схема воспринимается как традиционная. Исламский же банкинг построен на принципах, запрещающих ростовщичество.

Мудараба (доверительное финансирование) – финансирование на основе долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Мудараба представляет собой специальное финансовое соглашение, по которому один или одновременно несколько частных владельцев капитала – раб-аль-маль – наделяют правами на его использование управляющего – мудариба – для ведения конкретного дела. По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает владельцу капитала основную сумму заемного капитала и оговоренную заранее долю прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Оставшаяся часть прибыли идет полностью мударибу. Принцип мударабы обычно используется для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами. Использование чистой мударабы лишает владельца капитала права вмешиваться в управление проектом. Поэтому в практике исламских банков получила распространение так называемая двухслойная мудараба, в которой банк выступает одновременно как мудариб, привлекая деньги клиентов, и как раб-аль-маль, инвестируя привлеченные средства в различные операции, разрешенные шариатом. При этом клиентам так же, как и в случае с чистой мударабой, гарантируется не фиксированный доход, а доля прибыли, полученной от реализации проекта.

В практике исламских банков принято разделять мударабу на ограниченную и неограниченную. В первом случае предусматривается самостоятельный выбор клиентом объекта инвестирования, а во втором банк сам определяет направление инвестирования средств вкладчика. Кроме того, мудараба может быть специализированной и общей. В том случае, если клиент предпочитает, чтобы его средства инвестировались и управлялись отдельно от средств других клиентов, такие отношения регулируются на основе специальной мударабы. В противном случае применяется договор общей мударабы. Стандартное распределение долей между поставщиком капитала и инвестором составляет 60:40. Доли и пропорции раздела прибыли зависят от срока вклада. Существенным является то, что в случае убытка владелец капитала несет на себе финансовые потери в полном объеме, а мудариб не получает вознаграждения за свои усилия. Наибольшее распространение договор мударабы получил в строительной сфере.

Мушарака (товарищество) – договор товарищества между банком и клиентом, на основании которого вся прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях. Убытки также подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. В отличие от мударабы, мушарака представляет механизм, в котором управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и одной из сторон. Это позволяет преодолеть информационную ассиметрию и сопутствующие моральные риски, характерные для договора мударабы. В практике исламских банков применяются два вида мушараки в зависимости от объема прав сторон по договору: партнерство на равенстве (муфавада) и партнерство на коммерции – айнан. При использовании такой разновидности мушараки, как муфавада, партнеры вносят равные доли в капитал и имеют равные права распоряжения имуществом. В партнерстве типа айнан стороны равны ни в капитале, ни в полномочиях по управлению имуществом. Как правило, один из участников имеет большую долю в капитале и управляет делами компании, а другой, хотя формально и может участвовать в управлении, но фактически не оказывает влияние на принятие решений.

Договор мушараки получил распространение в различных отраслях экономики – в ипотечном кредитовании, финансировании экспортно-импортных операций, организации проектного финансирования и др. Наибольшее распространение мушарака получила в странах с сельскохозяйственным укладом экономики. По условиям такого договора банк предоставляет фермеру сельскохозяйственную технику и удобрения, а вкладом фермера в товарищество становится земля и его труд.

Мурабаха – договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. При данном контракте предприниматель обращается к банку с просьбой закупить для него определенный товар, который банк покупает за свой счет и на свое имя, становясь владельцем этого товара. Затем банк продает предпринимателю этот товар по заранее оговоренной цене, включающей в себя премию для банка и затраты, связанные с осуществлением покупки. Оплата товара предпринимателем осуществляется или сразу после получения товара, или с определенной отсрочкой. Размер наценки зависит от рыночной конъюнктуры и, как правило, привязан к лондонской средневзвешенной процентной ставке по межбанковским кредитам – LIBOR. В отличие от традиционных банков, в случае с мурабахой, исламские банки участвуют не только в чисто финансовой, но и в торговой деятельности. Процесс финансирования становится одним из звеньев торговой транзакции, целью которой становится не процент, а прибыль, размер которой не является фиксированным, так как определяется в зависимости от величины ставки LIBOR. По сравнению с механизмами, основанными на принципе разделения убытков и прибылей (мушарака и мудараба), для мурабахи характерен невысокий риск, поскольку этот способ финансирования отличается краткосрочностью. Однако, несмотря на это, определенный риск все же существует и связан он с возможностью отказа покупателя от приобретения товара. По исламскому праву, покупатель вправе отказаться от покупки, и банк не вправе наложить на него штрафные санкции. В последнее время исламские банки начали использовать дополнительные соглашения, обязывающие покупателя приобрести товар.

Механизм финансирования на основе мубарахи в настоящее время преобладает в структуре портфелей исламских банков во всех регионах. Так, 62,3 % операций Исламского банка развития в начале 2000 г. осуществлялось на основе контракта мурабаха. Механизм мурабаха использовался также и российскими банками. Так, в 2006 году банк «Глобэкс» объявил о привлечении средств на основе контракта мурабаха на сумму 20 млн. дол. от одного из исламских банков.

Принцип финансирования на основе мурабахи достаточно широко используется многими исламскими банками для удовлетворения растущих потребностей в заемных ресурсах в различных отраслях национальной экономики мусульманских стран. На базе этого принципа финансирования банки часто покупают сырье, оборудование, здания, землю, а также другие активы у третьих лиц и перепродают их клиенту, но уже по более высокой цене, ранее оговоренной в договоре.

Салам или бай ас-салам представляет собой договор купли продажи товаров с отсроченной поставкой, по условиям которого цена товара уплачивается вперед, а сам товар предоставляется через оговоренный продавцом и покупателем промежуток времени. Договор салам представляет собой, по сути, авансовое финансирование и по своей правовой природе близок к договору контрактации. Предметом договора является движимое и недвижимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду. Таким образом, одна сторона (банк) выступает заказчиком, а другая сторона – исполнителем (подрядчиком). На основе договора бай ас-салам банк кредитует исполнителя, и на него налагается долговое обязательство, считающееся выполненным после сдачи банку изготовленного товара. Как уже было упомянуто, по этому контракту финансируется только движимое имущество, то есть оборотный капитал, а не основные средства предприятия. Например, завод по изготовлению ткани может использовать контракт бай ас-салам для покупки сырья, но не для приобретения станков для производства ткани. Покупка станков должна финансироваться через контракт мушарака. В соответствии с исламским правом в рамках договора бай ас-салам возможны только срочные сделки без риска. Для аргументации исламские авторы ссылаются на пример из Сунны, когда владелец фигового дерева хотел продавать еще не собранный урожай. Заключение этой сделки зимой запрещено, поскольку дерево до весны может погибнуть. Сделка станет возможной только тогда, когда плоды уже созрели и готовы к уборке, то есть прибыль можно определить со стопроцентной вероятностью.

Интерес банка в заключении договора салам состоит в том, что он получает товар по цене ниже той, по которой можно приобрести данный товар на рынке. Банк в этом случае несет риск удешевления товара на рынке к моменту выполнения подрядчиком обязательств по договору. Другая сторона (исполнитель), напротив, оказывается более защищенной. Мусульманское право запрещает заказчику (банку) требовать от исполнителя предоставления обеспечения или залога. Проблема несоблюдения договорных обязательств по контракту бай ас-салам решается следующим образом. В случае неисполнения условий договора подрядчиком в оговоренный срок заказчик может потребовать замены предмета договора на товар того же рода или на совершенно другой товар. Выплата денег в качестве замены по исламскому праву запрещена. В случае если по истечении срока контракта подрядчик не может поставить товар заказчику, то последний может или дожидаться момента, когда исполнитель сможет снова произвести поставку, или требовать расторжения договора и возвращения представленных подрядчику средств.

Наконец, если исполнитель заказа оказался неплатежеспособным, исламское право рекомендует дождаться благоприятных для должника обстоятельств для выплаты долга. Разумеется, запрещается устанавливать неустойку или иные штрафные санкции за задержку выполнения договора, так как согласно положениям мусульманского права увеличение размера долга рассматривается как взимание рибы, то есть ссудного процента.

Истисна – договор, который можно отнести к разновидности договора салам. Основное отличие контракта истисна от контракта салам в банковской практике состоит в том, что поставщиком товара является уже не клиент, а непосредственно банк, а плата за товар предоставляется не в виде единовременной выплаты до получения покупателем товара, а поэтапно, по мере выполнения работы производителем товара. Обязательство же подрядчика (исполнителя) по договору истисна не рассматривается как долговое обязательство. Преимущество договора истисна заключается в том, что данный механизм позволяет перераспределять риск от того, кто не желает его на себя брать (клиент) на того, кто хочет это сделать, рассчитывая на получение прибыли.

По своей сути договор истисна предполагает заключение сразу двух договоров при наличии трех договаривающихся сторон – заказчика (клиента), банка и подрядчика, осуществляющего выполнение заказа. Получив заказ от клиента, банк заключает договор субподряда с организацией-субподрядчиком (производителем товаров, услуг и т.п.) и осуществляет плату за свой счет. Прибыль банка возникает из-за разницы между ценой, согласованной в первом договоре, и ценой, уплачиваемой по второму договору (договору субподряда). Сегодня договор истисна широко применяется для финансирования крупных промышленных проектов, покупки дорогостоящего оборудования (кораблей, самолетов и др.), а также применяется в жилищном строительстве.

Иджара (лизинг). По условиям данного договора одна сторона – банк (лизингодатель) – приобретает и сдает в аренду имущество другой стороне (лизингополучателю) на определенный срок, в течение которого лизингополучатель выплачивает банку вознаграждение в виде платежей, размер которых согласовывается заранее. В результате применения этого договора реализуется механизм перехода имущества от лизингодателя в полную собственность лизингополучателя после окончания действия срока договора. Основным отличием между традиционным договором лизинга и договором лизинга на основе мусульманской иджары является то, что традиционный лизинговый договор – это консенсуальный договор, то есть он считается вступившим в действие с момента подписания, а исламский лизинг – иджара – относится к числу реальных договоров и считается заключенным с момента передачи имущества, которое является предметом лизинга. На исламский банк при заключении договора иджара возлагается обязанность застраховать объект лизинга и уплачивать страховые взносы, тогда как размер лизинговых платежей остается неизменным на протяжении всего срока действия контракта.

В качестве разновидности контракта иджара исламские банки используют контракт иджара ва иктина, основное отличие которого от первого состоит в том, что со стороны клиента банка существует обязательство выкупить имущество к концу арендного периода, когда сумма выплат достигнет уровня, соответствующего согласованной между сторонами после продажи. Такой вид лизинга часто используется для приобретения дорогостоящего оборудования и финансирования жилищного строительства.

Кардхасан (беспроцентный заем). В практике исламских банков финансирование по типу кард хасан является выражением солидарности мусульманской умме – общине мусульман. Поэтому кард хасан в операциях исламских банков выполняет скорее идеологическую, чем экономическую функцию. Предоставление беспроцентных ссуд тем, кто в них нуждается, способствует благосостоянию в обществе, сокращает пропасть между богатыми и бедными, и, как следствие, повышает доверие населения к исламским банкам. На практике беспроцентные займы для частных лиц используются для оказания малоимущим слоям населения финансовой поддержки, в которой возникает необходимость после неурожая, несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п. Кроме того, эта форма финансирования используется также для предоставления возможности малообеспеченным слоям самозанятого населения (торговцам, ремесленникам) открыть свое дело. Конечно, подобная форма финансирования не может быть выгодной банку в краткосрочной перспективе, но она приобретает несомненные преимущества при систематическом увеличении числа постоянных клиентов, в том числе тех, которых банк поддерживал в трудные времена. Они считаются клиентами банка и тогда, когда дела их развиваются успешно. Для получения беспроцентного кредита заемщик должен соответствовать определенным критериям: быть постоянным клиентом банка, обладать хорошей репутацией и проживать в той местности, где находится банк.

Система беспроцентного кредитования распространяется так же и на предприятия, которым банки выдают краткосрочные кредиты, что предотвращает уход клиентов к обычным банкам. Исламский банк предоставляет кредиты кард хасан с учетом их рентабельности и только тем, которые в течение длительного периода времени и в больших объемах осуществляли операции через этот банк. В отличие от финансирования по принципу разделение прибыли, при беспроцентном кредитовании банк вправе потребовать возврат суммы долга, не принимая во внимание финансовое состояние клиента, а в целях предотвращения невыполнения платежных обязательств банк может потребовать обеспечение.

Чтобы понять суть продуктов исламского банкинга, попробуем установить некое соответствие между ними и продуктами традиционного банкинга (табл.). Подобный подход уже предпринимался[6].

Date: 2016-07-22; view: 914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию