Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация электронных образовательных ресурсов





В данном разделе мы использовали классификацию ЭОР Лобачев С.Л. (Лобачев, 2014). С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются:

· тип электронного издания (ресурса);

· предметная образовательная область;

· рекомендуемый уровень образования;

· рекомендуемая форма образовательного процесса;

· специфика аудитории.

С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации, используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты.

Потипу можно выделить следующие основные группы ЭОР:

· компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);

· электронный справочник;

· компьютерный задачник;

· компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);

· компьютерная тестирующая система.

Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна – ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д. Обычно в электронный справочник можно войти из любого раздела курса.

Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.

По функциональному признаку можно выделить следующие основные группы ЭОР:

· программно-методические (учебные планы и учебные программы);

· учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

· обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

· вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);

· компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.

В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, по организации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник – несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения – в виде сборников. Учебные планы, учебные программы, методические указания (руководства) и задания для практических занятий выпускают преимущественно в виде моноизданий.

Похарактеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий:

•учебный план;

•учебная программа;

•методические указания;

•методические руководства;

•программы практик;

•задания для практических занятий;

•учебное пособие;

•конспект лекций;

•курс лекций;

•практикум;

•хрестоматия и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

· конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

· программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;

· проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

· комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:

· общее среднее;

· среднее специальное;

· высшее (с разделением по уровням – бакалавр, специалист, магистр);

· специалисты (для дополнительного образования).

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

· электронный аналог печатного учебного издания – электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

· самостоятельное электронное средство учебного назначения – электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:

· текстовой – электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;

· графический – электронное издание, содержащее преимущественно графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

· звуковой – электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

· программный – автономный программный продукт, представляющий собой публикацию текста в некоторой автономной программной среде;

· мультимедийный – электронное издание, в котором информация различной природы присутствует взаимосвязано для достижения заданных разработчиком дидактических целей.

По технологии распространения можно выделить:

· локальный ЭОР – электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

· сетевой ЭОР – электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через Интернет или локальную сеть;

· ЭОР комбинированного распространения – электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:

· детерминированный тип – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

· недетерминированный тип – электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами и целями использования на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем (разработчиком).

Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя [17].

Таким образом, разработанный нами ЭОР классифицируется как:

· по типу;

· по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;

· по характеру представляемой информации;

· по форме изложения;

· по целевому назначению;

· по наличию печатного эквивалента;

· по формату (природе) основной информации;

· по технологии распространения;

· по характеру взаимодействия с пользователем.

 

Требования к ЭОР

При разработке ЭОР «Биология клетки», мы придерживались требований к электронным образовательным ресурсам изложенных в Положении «О электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях в ТувГУ», утвержденным ректором 29 февраля 2016 года:

1. УМК, пособия и иные учебные методические материалы для реализации ООП с использованием ДОТ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедр университета, а также иными ведущими учеными и специалистами различных отраслей в соответствии с планом подготовки УМК или приобретаются через издательства, торговые организации и другие учреждения в установленном порядке.

2. Учебники, учебные пособия, методические указания, другие учебно-методические и контрольно-измерительные материалы могут разрабатываться и распространяться в различной форме (печатных изданий, электронных образовательных ресурсов, таких как электронные версии печатных изданий, электронные издания, не имеющие печатного аналога и др).

3. Электронные версии печатных изданий разрабатываются преподавателями кафедр. Электронные учебные материалы, не имеющие печатного аналога разрабатываются преподавателями кафедр совместно с сотрудниками других подразделений университета. Вопросы, связанные с возмещением затрат на разработку, тестирование и сопровождение электронных учебных, методических, КИМ и другого обеспечения ДОТ, регулируются действующими положениями и другими локальными нормативными документами.

Учебная нагрузка, связанная с разработкой учебных, методических и контрольно-измерительных материалов для ДОТ, включается в общую учебную нагрузку штатных преподавателей на учебный год либо регулируется в соответствии с условиями дополнительного соглашения к трудовому договору.

4. Ответственность за несвоевременную и некачественную подготовку учебно-методических материалов, используемых при реализации ООП с использованием ДОТ, несут заведующие кафедрами университета.

5. УМК и иные учебные, методические контрольно—измерительные материалы, подготовленные и оформленные авторами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к электронным изданиям, поступают в электронную библиотеку ТувГУ.

6. Тираж учебной, методической и научной литературы, издаваемой университетом, определяется в зависимости от потребностей в обеспечении учебного процесса по согласованию с руководством ТувГУ.

7. Изданная учебная, методическая и научная литература передается в научную библиотеку ТувГУ, которая организует ее соответствующий учет и использование, а также обеспечивает ее обязательную рассылку в соответствии с установленными требованиями.

8. Обеспечение обучающихся учебными, методическими и контрольными материалами осуществляется специалистами факультетов, институтов), ИДО и ИППК совместно с кафедрами и научной библиотекой ТувГУ.

9. Права и обязанности Обучающихся, осваивающих программу с использованием ДОТ, определяются Уставом ТувГУ, правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с той формой обучения на которую они зачислены.

10. Обучающиеся в ТувГУ должны подтвердить согласие на обучение с применением ДОТ в письменной форме.

11. Обучающиеся в ТувГУ должны подтвердить согласие на обучение с применением ДОТ, сформированное в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ.

12. При получении образования обучающийся имеет право на получение доступа к учебным и методическим ресурсам, как посредством компьютерной базы ТувГУ, так и посредством личных персональных технических средств.

13. Перед применением ДОТ обучающийся получает первоначальные навыки работы в образовательной среде с применением ДОТ.

14. При обучении с применением ДОТ обучающийся может самостоятельно определять глубину проработки содержания изучаемого материала, а также определить необходимость изучения дополнительных иных методических пособий, разработок сверх предложенных преподавателем.

15. Обучающийся может использовать дополнительные формы самоконтроля результатов работы, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно [43].

Руководствуясь Положением размещенным по ссылке http://tuvsu.ru/upload/osnovnoy/OOUP2/dok_umu/polojen_DO.pdf и вышеизложенными требованиями мы приступили к составлению ЭОР и работе в системе «MOODLE»

 

 

Глава II. Характеристика ЭОР «Биология клетки»

Для создания данного ЭОР мы проанализировали в целом 43 литературных источников. Для составления учебного материала по разделам трех модулей мы использовали 20 учебной и учебно-методической литературы.

Структура ЭОР

Электронный образовательный ресурс создан под операционную систему WindowsXP и использует при своей работе программу Internet Explorer версии 6 и выше, а также программы Chrome, Opera, Firefox, и другие. Также может работать под WindowsVista Windows 7.

Архитектурную структуру ЭОР по каждому разделу включает себя: аннотация, лекция, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа, тестовое задание и список рекомендуемой литературы. (Рис.1.)

 

 

Тестовые задания
Содержание

Аннотация
Модуль 1. Клеточная теория
Модуль 2. Органоиды клетки
Самостоятельные работы
Модуль 3. Деление клетки
Тема 1. Введение. История открытия клетки.
Тема 4. Цитоплазма. Вакуолярная система клетки
Тема 8. Механизмы деления эукариотических клеток
Лаб. занятие №4 Вакуолярная система клетки
Лаб. занятие №7 Деление клетки
Тема 5. Органеллы энергетического обмена
Лаб. занятие № 1. Строение микроскопа и его важнейшие характеристики  
Тема 2. Клеточная теория.    
Лаб. занятие №5. Двумембранные органоиды клетки
Тема 9. Патология клетки
Тема 6.Опорно-двигательная система клетки. Цитоскелет клетки
Лаб. занятие №2 Общая хар.ка строения клеток.
Тема 3. Плазматическая мембрана. Субмембранная система гиалоплазмы
Лаб. занятие №6 Ядро  
Тема №7. Ядерный аппарат  
Лаб. занятие №3. Мембраны. Межклеточные контакты.
Список литературы

 

 


 

 

 


Рис 1. Структура ЭОР

 

 

Аннотация ЭОР

Данный ЭОР «Биология клетки» составлен для дисциплины «Цитология»

Дисциплина «Цитология» входит в базовую часть структуры образовательной программы раздела «Биология клетки» (Б1.Б.16.1); трудоемкость дисциплины – 2 ЗЕ (72 часа). Учебным планом по курсу «Цитология» предусмотрены лекции, лабораторные занятия, самостоятельные и тестовые задания. Дисциплина «Цитология» изучается во 2 семестре, форма промежуточной аттестации – зачет.

Дисциплина/ модуль базируется на итогах изучения следующих дисциплин/ модулей учебного плана: физика, химия, общая биология, в результате которых должны быть сформированы следующие компетенции:

- способностью использовать базовые знания в области физики, химии, биологии в жизненных ситуациях, прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

- способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии (ОПК-14).

Цель: формирование системы знаний по основным разделам биологии клетки, об общих закономерностях клеточного уровня организации живой материи, о процессах межклеточного взаимодействия.

Задачи:

1) сформировать у студентов понимание значимости цитологии в научном образовании будущего учителя биологии;

2) обеспечить усвоение теоретических положений цитологии, сформировать навыки и умения работы с цитологическими препаратами, активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

3) сформировать навыки и умения использования в будущей профессиональной деятельности знаний по данной дисциплине.

Дисциплина «Цитология» как основа необходима для последующего изучения других дисциплин ООП: «Гистология», «Микробиология», «Физиология человека и животных», «Генетика», «Биохимия», «Молекулярная биология». (Прил. 2)

Date: 2016-07-22; view: 1183; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию