Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к изучению религии.





Вторая сложность связана с походами к изучению религии. К сожалению это сфера в которой нельзя остаться беспристрастными. Религиозная вера так же как и нравственность не поддается нарративу и непосредственному измерению. Нет инструмента позволяющего ответить на вопрос насколько один человек нравственнее другого. Религия – та сфера, в которой свой собственный религиозный опыт имеет важнейшее значение, и оказывает серьезное влияние на процесс изучения. Не смотря на громкие заявления современных религиоведов не существует религиоведения свободного от мировоззренческих позиций автора, а значит нейтрального по отношению к предмету исследования. И это хорошо, поскольку человек свободный от философского опыта осмысления действительности, простите, умственно неполноценен. Таким образом изучать религию можно с религиозных и атеистических позиций. Либо как объективную истину, либо как заведомую ложь и заблуждение. В качестве характерного примера естественного подхода можно привести теорию «прамонотеизма», принадлежащую В. Шмидту (1868-1954). Согласно этой теории вера во многих богов, легенды и мифы – всего лишь искажения веры в единого бога возникшие под влиянием различных исторических обстоятельств. Доказательством является то, что в большинстве языческих культов присутствует идея бога-создателя мира, впоследствии «удалившегося от дел», уступившего власть другим божествам. А. Б. Зубов уже упоминавшийся ранее, профессор МГИМО, А. Кураев, так же профессор МГИМО являются наиболее заметными представителями данного похода. В качестве негативного примера следует привести труды по истории религии созданные Абачивым С.К. Например, «Православное введение в религиоведение» этот курс лекций написан с подчеркнуто «православных» позиций, мечтами переходящих в черносотенные. Каждая религия анализуется с точки зрения ее заблуждений и несовершенства по сравнению с православием. Возможность же светского изучения религии, равно как и преподавания религиоведения отрицается.

В качестве второй позиции выступает светский подход отстаивающий искусственное происхождение религии как свойства человеческой культуры. Его зарождение можно проследить еще в античной культуре, но расцвет наступает в 17-18 в. Уже тогда сначала, деисты, затем Вольтер, Руссо, Гольбах высказывали отдельные мысли о природе религии и веры, основанные на отстраненном отношении к предмету исследования. Но подлинного расцвета светское религиоведение достигает в к.19 – н.20-го веков. Наивышую точку ее расцвета представляет советское религиоведение. Сегодня позиции советского религиоведческой школы унаследовала кафедра релииоведения МГУ, возглавляемая проф. Яблоковым. Не следует думать, что атеизм там является явно поощряемым, но методологический инструментарий прямо указывает на его характеристику.

Существует возможность, что автор исследования осознает важность и значимость своих религиозных убеждений и стремится минимизировать их влияние, не отрицая возможность существования принципиально иных мировоззренческих оснований. В этом случае, возможно, использовать третий подход феноменологический. Первоначально исследовательским предметом феноменологии религии выступают такие специфические религиозные феномены, как «священное»,«абсолют», «трансцендентальное» и т.п., которые, с точки зрения феноменологов религии, нуждаются в глубинном постижении онтологической сущности, а не в фиксации визуального существования, что в свою очередь и составляет ее задачу Различные взгляды на теоретические основания феноменологии религии, обусловило формирование двух ее направлений в современном религиоведении:

1) дескриптивная или описательная феноменология религии, опирающаяся на наследие Э. Гуссерля, видит свою цель в типологизации, классификации и описании усматриваемых феноменов религии как они есть;

2) интерпретативная или классическая феноменология религии видит свою цель в постижении внутренних смыслов религиозных феноменов, на которые направленно сознание, и в определении их качественных характеристик.

Именно интерпретативная феноменология религии будет составлять существо нашего похода к изучению религии в рамках данного предмета. Наиболее известным религиоведом феноменологического толка считатеся М. Элиаде, а в России феноменология религии наиболее ярко представлена питерской школой религиоведения М. А. Шахнович. Уверенность в действенности феноменологического похода можно получить рассматривая вопрос о предмете и объекте религиоведения.

Структуру современного религиоведения образуют история, философия, психология, социология, география религии и история религиоведения. История религии рассматривает отдельные исторические формы исповедания религии и взаимовлияние и взаимодействие, роль в мировом культурно-историческом процессе, возникновение религии и ее функционирование в виде общественных подсистем.

Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов. В широком смысле понятие “философия религии” означает осмысление сущности и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В узком смысле это - автономное философское рассуждение о Боге и религии в рамках конкретной конфессии. Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, влияние их на нерелигиозные сферы жизнедеятельности человека и общества. Социология религии изучает социальные условия возникновения религии, ее место и роль в жизни и развитии социума, социальные закономерности функционирования и развития религии, влияние религии на другие элементы социальной системы и обратное влияние данной системы на религию. География религии изучает распространение исторических форм религии, их зависимость от местных условий, восстанавливает естественные условия жизни религиозных общин, составляет современные и исторические карты. История религиоведения пока что не оформилась как отдельная отрасль религиоведческой науки по сравнению, скажем, с историей философии, но, тем не менее, имеет важное значение для изучения религии. Здесь рассматриваются религиоведческие концепции различных исторических периодов, причины их формирования и результаты их применения.

Date: 2016-07-20; view: 619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию