Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выживание - это не столько стремление жить, сколько стремление не умереть





2. Чтобы избежать смерти особь вынуждена быть со смертью

в совместном сопряжении образуют то, что я обозначил как 1-й парадокс животного существования.

В чем же парадоксальность парадокса? Сопоставив имеющиеся составляющие нашего уравнения, получаем: если жизнь есть отсутствие борьбы, а выживание – непременно борьба, то жизнь и выживание совсем не одно и тоже. Иными словами, выживающий не живет, живущий не озабочен выживанием. Но постольку поскольку выживание – это избегание смерти, и в то же время выживание не есть жизнь, то выходит, что жизнь – это смерть. Получается, что как только особь перестает выживать, она начинает жить, и как только она начинает жить, она… умирает. Чтобы стать бессмертным, следует умереть. Такова логика, таков парадокс. (И, возможно, такова расплата за некогда предпочтенное познание добра и зла взамен имеющейся жизни).

Существует ли разрешение парадокса? Основываясь на очевидных данных, свидетельствующих о наличии определенного количества людей живущих, именно живущих, а не выживающих, мы можем на поставленный вопрос ответить утвердительно. Если же проявить интерес к практической стороне вопроса, то соответственно возможно познать и принцип перехода от состояния выживания к непосредственной и живой жизни.

Для решения предложенной задачи проясним конкретную суть явлений с тем, чтобы интересующие нас понятия даже в самой малой степени перестали быть умозрительными абстракциями. С этой целью, во-первых, определим элементарную разницу между выживанием и жизнью (Зона Живая, Зона Мертвая), а во-вторых, изучим механизм, реализующий выживание особи.

Посему вернемся к истокам ее личной эволюции и осознаем, что изначально выживание вовсе не подразумевает под собой никакого негативного контекста, а напротив, оно призвано гарантировать необходимое жизнеобеспечение особи, ее эффективное приспособление к среде, предоставить возможности для поступательного и продуктивного индивидуального развития. Тогда можно говорить о смысле и цели выживания. Смысл и цель выживания особи заключается в ее переходе от выживания к жизни.

Если цель достигается, то таким образом постигается и смысл (вот он где раскрывается, этот пресловутый смысл жизни) и обретается самодостаточная целостность. Возможности для полной самореализации открыты. «Эго» уступает свои позиции «Я», личность становится индивидуумом, творческие потенции максимально актуализируются. Тогда можно говорить о полноценной жизни, свободе и переживании счастья.

В том случае, если цель не достигается, мы созерцаем картину прямо противоположную: не постигнутый смыл, обрастая заурядной рутиной, становится банальной бессмыслицей, вместо целостной индивидуальности присутствует расколотое, расщепленное, подчиненное обстоятельствам существо с подавленным, глубоко запрятанным, потерянным и растерянным Я, вместо которого диктаторствует психофизический робот, называемый Эго.

В первом случае имеем Человека Разумного, во втором – человекообразного робота.

Человек живет, робот озабочен выживанием. Все мы рождаемся роботами, но при этом каждый имеет шанс стать человеком. Кто-то им становится, кто-то нет.

Разница между выживанием и жизнью в явном воплощении проявляется в тех признаках, которые отличают человека и робота.

 

При исследовании механизма выживания особи следует иметь в виду два его рабочих состояния. Одно естественное, нормальное, когда он исполняет присущую ему служебную функцию бесперебойного жизнеобеспечения. Второе – извращенное, при котором происходит нарушение изначально заданных функций.

С позиции психодинамической подобным механизмом является ум. Теперь определимся в понятиях. Ум – это виртуальная алгоритмическая машина, которая определенным образом организует информацию в опыт.

Ум – это пишущая машина. Ум записывает события, сортирует их, делает выводы, доказывает, составляет сценарии.

Нормальная работа механизма: «Ум - Особь».

Цель ума и его базовая функция – обеспечение выживания особи.

Адаптация особи к миру начинается с ее идентификации с кем-либо или чем-либо, иными словами, только посредством подражания, отождествления особь способна развиваться и приспосабливаться к окружающей среде (см. Закон Подражания).

Следовательно, целью ума является выживание особи и того, чем или кем особь себя считает, с чем или с кем себя отождествляет.

Ум работает для выживания того, с чем себя особь отождествляет, как будто это необходимо для самой особи.

Извращенная работа механизма: «Ум – Эго».

Извращение начинается тогда, когда особь отождествляет себя с умом. Такое состояние есть Эго.

Когда особь начинает отождествлять себя с умом, а целью ума является выживание особи, то получается, что целью ума становится собственное выживание. И тогда он становится индифферентен к интересам и запросам особи.

Ум постоянно ищет подтверждения того, что он жив, и что ничего не угрожает его выживанию.

Это подтверждение постоянно присутствует на трех уровнях: Физическом, Эмоциональном, ментальном.

Физический уровень: угрозу для выживания ума представляют боль, травмы, состояние шока, бессознательности. Подтверждением того, что ум жив на физическом уровне являются телесное удовольствие, ощущение комфорта, стремление к двигательной активности.

Эмоциональный уровень: угрозу для выживания ума представляют ситуации отвергания, отказа, отверженности, отсутствие любви и гарантии длительных отношений. Подтверждением того, что ум жив на эмоциональном уровне и способом его борьбы за собственное выживание в данном случае являются скрытность, манипулятивность, лживость, принятие ролей.

Ментальный уровень: угрозу для выживания ума представляет его неправота. Подтверждением того, что ум жив на ментальном уровне и его борьбой за выживание является чувство собственной правоты и стремление к спорам. Таким образом ум всегда ищет подтверждения своей правоты, а также оправдания и согласия.

Извращенные стратегии выживания ума на социальном уровне:

«Больше. Лучше. По-другому». – Особь полагает, что ее жизнь станет удовлетворительной и счастливой, когда у нее окажется чего-то (как правило, речь идет о деньгах, имуществе, отношениях) «больше», «лучше» или «по-другому».

«Недостаточность». – Особь исповедует убежденность в том, что у нее не хватает чего-то для того, чтобы быть счастливой. Обычно это установки типа – «не хватает времени… денег… сил… энергии… обаяния…» и т.п.

«Поиск врага». – Особь воспринимает иную систему ценностей как враждебную.

«Так положено». – Особь считает моральные предписания той среды, в которой обитает абсолютными и неоспоримыми ценностями.

Извращение механизма работы ума приводит к двум основным ошибочным установкам субъекта: 1 – представление о том, что он есть то, на что он похож, 2 – представление о том, что он есть то, с кем или с чем он себя отождествляет.

Чтобы начать жить, вовсе не требуется особых усилий. Для этого во-первых, достаточно усвоить стратегии поведения, характерные для Живой Зоны, отказавшись от стереотипов Мертвой зоны, и во-вторых, разотождествить себя со своим Эго, перестав быть его покорным рабом.

 

 

Закон спасения

Любой поступок человеческого существа обусловлен мотивом личного спасения.

Иными словами, чтобы мы не делали, мы постоянно заняты собственным спасением.

Данный закон логически и диалектически согласуется с законом выживания. Выжить – значит спасти себя. Теперь, когда известны механизмы деятельности ума, мы можем говорить о спасении на физическом, эмоциональном, ментальном уровнях. Кроме того, в силу имеющейся информации, мы получаем возможность определения способов спасения, используемых субъектом. Последние вытекают из функционального состояния машины ума и разделяются на продуктивные – такие, которые действительно приводят к спасению-счастью и извращенные – создающие лишь иллюзию такового.

Критерии спасения-счастья представлены признаками и свойствами Живой Зоны. Соответственно Мертвая Зона не предоставляет никаких шансов для того, чтобы спастись, и потому здесь возникают ложные, извращенные формы спасения, такие, например как алкоголизация, употребление наркотиков, искусственная стимуляция собственной жизнедеятельности. Нет надобности лишний раз говорить о том, что подобные склонности являются по существу своему деструктивными и представляют собой тенденцию к скрытому суициду.

Сказанное, однако, может вызвать в общем-то резонный вопрос, улавливающий некую противоречивость в предоставленной информации: «Как согласовать то, что с одной стороны главным стремлением особи является выживание, а с другой мы являемся свидетелями весьма многочисленных случаев, когда эта особь сама лишает себя жизни путем явного или замаскированного самоубийства в таких его формах как алкоголизм, наркомания, несчастные случаи и т.п.? О каком спасении приходится говорить, когда особь предпочитает смерть»?

На самом деле никакого противоречия тут нет, если учесть то, что самоубийство представляет собой одну из форм выживания. Ведь что такое самоубийство как не символическое убийство другого, на которого направлена агрессия? Этот Другой представляет собой несомненную опасность с точки зрения извращенного ума особи, и для того, чтобы защитить себя, остается один выход, а именно – избавиться от угрожающего объекта. Однако, в силу моральных табу или из страха перед наказанием подобный вариант представляется весьма проблематичным, и потому особь придумывает иной способ освобождения от угрозы – если нельзя устранить досадно мешающего Другого путем его прямой ликвидации, то можно ликвидировать себя и тем самым уничтожить Другого. Таким образом ум жертвует телом особи, которую призван охранять, ради своего спасения – выживания на эмоциональном уровне.

Приведенный пример иллюстрирует психологическую достоверность Закона спасения даже в случае нарушения механизмов адекватной адаптации.

 

 

Закон выбора

Все происходящее с особью является результатом ее собственного выбора.

Мы постоянно и на каждом шагу вынуждены делать свой выбор. И даже, когда кажется, что никакого выбора нет, тем не менее, он присутствует. Отсутствие выбора, естественно, такой же выбор. Другое дело, что выборы наши далеко не всегда осознанны, и потому мы просто-напросто не отдаем себе отчета в них. Однако, если с нами случилось некое событие, то ему предшествовал наш выбор. Потому оно и случилось.

Логика данного принципа легко выстраивается в виде цепочки простых соотношений.

1. Целью особи является выживание.

2. Поэтому любой поступок особи обусловлен соображениями ее личного спасения – выживания.

3. Всякий выбор задается целью. Например, если особь чувствует голод, то ее целью в данном случае является насыщение, в соответствии с этим она выбирает поиск пищи. Если особь не голодна, то цель насыщения у нее отсутствует, и она не выбирает поиск пищи.

4. Постольку поскольку среда предоставляет особи множество вариантов реагирования на те или иные стимулы, а особь ориентирована на глобальную цель – выжить, то из всего этого множества она предпочтет, то есть - выберет только тот вариант реакции, который с точки зрения ее ума соответствует цели.

5. Следовательно, все то, что с нами случается, есть результат нашего собственного выбора.

В этом месте напрашивается одно существенное уточнение относительно позиции особи в контексте связанных с ней событий. Дело касается активного или пассивного проявления субъекта. Представим ситуацию с неким прохожим, который почему-то разозлился и в сердцах пнул лежащий возле кирпич, в результате чего больно ударил ногу. В данном случае именно он, а не кто-то за него, выполнил действие и получил обратную связь. Проявление Закона выбора очевидно. В это же самое время, но в другом месте на другого прохожего свалился такой же злополучный кирпич и больно ударил по ноге. Оба получили травму, с той лишь разницей, что первый явно сам напросился на нее, а второй пострадал невинно. Тем не менее Закон выбора срабатывает равно в обеих ситуациях. Ведь второй прохожий сам – как активно действующий субъект – оказался в данном месте в данное время. Потому что он выбрал быть в данном месте в данное время. Стало быть он интуитивно знал о том, что произойдет, и это знание направило его сюда, постольку поскольку ум его, вероятно, посчитал, что надежным гарантом его спасения может послужить ушибленное тело. И как бы это непривычно на первый взгляд не звучало, но и про второго прохожего вполне обоснованно можно сказать, что он сам выбрал ситуацию, в которой на него свалился кирпич.

Наши выборы не зависят от того, в активном ли мы состоянии пребываем или же находимся в формальном бездействии.

Закон поглощения

Одним из первых факторов выживания является питание. Стало быть, наиболее ранние впечатления младенца касаются съедобности или несъедобности объекта. Соответственно следует заглатывание или выплевывание.

Все то, что способно доставить наслаждение, заглатывается – поглощается. Не доставляющее удовольствие, выплевывается – отвращается.

Питаясь от материнской груди, ребенок как бы впитывает в себя мать. Вышедший изнутри матери, он теперь вводит ее внутрь себя – через питание, поглощение. При этом грудь, являясь источником питания, представляется самой жизнью.

Механизм поглощения значимого объекта, называемый еще интроекцией, становится основой для следующего этапа развития, который управляется Законом подражания.

Закон подражания

"Адаптация особи к миру возможна только при ее идентификации с кем-либо или чем-либо, иными словами, только посредством подражания, отождествления особь способна развиваться и приспосабливаться к окружающей среде".

Выживание и развитие первоначально осуществляются через подражание.

1. Младенец, имитируя взрослого, приобретает знания.

Младенец, имитируя взрослого, формирует опыт ориентирования в мире.

Младенец, имитируя взрослого, вырабатывает навыки и умения, необходимые для приспособления к среде.

2. Через подражание ребенок усваивает опыт поколений.

3. Через подражание реализуется родовая преемственность и таким образом поддерживается линия жизни отдельной особи.

Закон подражания органически связан с законом поглощения и в своем роде дублирует его.

Подражая объекту, мы усваиваем его, то есть делаем своим, то есть в конечном итоге поглощаем его, вводим внутрь себя его полномочия, которые становятся нашими полномочиями. Именно с этой целью дикари поедали органы своих умерших кумиров, или сильных врагов – дабы приобрести их мощь и влияние.

Мальчик вводит внутрь себя отца, и благодаря этому становится мужчиной. Отождествляя себя с отцом, он символически им становится, бессознательно применяя формулу идентификации Я=Он. Соответственно, девочка через отождествление с матерью, становится женщиной.

Это явление тотально распространяется на весь живой мир, начиная от человека и кончая насекомыми. Действительно, младенец, имитируя поведение взрослых особей, тем самым получает возможность элементарным образом поддерживать свою жизнедеятельность, укреплять ее и развиваться дальше. Он таким способом приобретает знания. Вообще же любое поведение основано на подражании.

"Подражание вообще глубоко коренится в органической природе и может быть обнаружено даже у низших организмов". (В. М. Бехтерев)

"Подражание делает ребенка способным к восприятию того, что было достигнуто прежними поколениями путем упражнений".

В данном случае нам представлены свидетельства, подтверждающие положительное значение подражания как способа адаптации к среде, формирование и развитие навыков и умений.

Но с другой стороны, которая седержит в себе известную двойственность, подражание также лежит и в основе всякого внушения.

По Бехтереву "к подражанию примыкает внушаемость, под которой мы понимаем оживление действия или следов протекших впечатлений не путем модели, как в подражании, а путем словесного символа, соответствующего данному действию или протекшим впечатлением. В этом случае словесный символ как бы заменяет образец для подражания, вследствие чего внушение прививает путем слова другому лицу определенные действия или даже впечатления и их следы".

Таким образом, исходя из наблюдений и здравых размышлений, мы понимаем, что отождествление помимо своего заданного значения, которое необходимо для жизни, способно также и причинить ущерб. Последнее происходит в случае уподобления тому, что несет в себе отрицательную информацию и оказывает разрушительное влияние.

 

Закон проекции

Склонность субъекта выводить вовне свои внутренние отвергаемые качества и наделять ими окружающий мир.

Не желая признавать какое-либо свойство за собственное, мы переносим его на другого.

Подобный процесс протекает неосознанно, и зачастую мы не отдаем себе отчета в происходящем. Именно поэтому мы не хотим признать, или делаем это крайне неохотно, что больше всего нас раздражают или представляются совершенно неприемлемыми качества, присущие прежде всего нам самим.

Если интроекция – это заглатывание, то проекция – выплевывание.

То есть проекция изначально представляет собой способ избавления от неприятного содержимого посредством приписывания его внешнему миру с соответствующим перекладыванием ответственности на последний.

Date: 2016-07-20; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию