Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии развития коллектива





Коллектив- средняя соц. Группа, обьединяющая людей,занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или одной организации.

По мере развития коллективы обычно проходят через определенный ряд по­следовательных этапов.

1. Притирка. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и органи­зованным, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется во все вникнуть. Подлинные чувства часто скрыва­ются, кто-то один повышает авторитет, а взаимодействие происходит в привыч­ных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди часто не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, а творче­ская коллективная работа фактически отсутствует.

2. "Дворцовый" переворот. Многие коллективы проходят через период перево­
рота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы, группировки, разногла­
сия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают значение,
сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив на­
чинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения.
Иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может
произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство
фирмы, дележка вкладов). Лидер должен подтвердить свои полномочия или усту­
пить место более сильному.

3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает
вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот
коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как
можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание
экспериментировать, и принимаются меры но повышению производительности.
Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении про­
блем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование
времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлеж­
ностью к "команде-победительнице". На проблемы смотрят реалистически и ре­
шают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного со­
трудника к другому в зависимости от конкретной задачи.

5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его
членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. От­
ношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные
разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную
ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать
превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать
над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени.
Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы
не меняются. Коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства "дер­
жаться на плаву", но по результативности он уже проигрывает более активным
группам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют формаль­
ные взаимоотношения и оглядка на лидера.

7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная
ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди тру­
доустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причи­
не ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно
другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результа­
тивность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до ми­
нимума ("быстрая кончина").

Индивид и группа

Взаимодействие — человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решениюгрупповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека,помогая ему удовлетворять его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранениябеспокойства и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями,с активной внутригрупповои жизнью люди имеют лучшеездоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействийи работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированномсостоянии либо в больных группах, пораженных неразрешимымиконфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида,поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормами правилам поведения в группе.Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствоватьсвои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делаячеловека зачастую существенно отличным от того, каким он был,когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеютмного проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения вповедении человека, происходящие под влиянием группы. Во-первых, под общественным влиянием происходят изменениятаких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания,система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего вниманияза счет усиления внимания к интересам других членов группы. Егожизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенноменяет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный вес. Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный вес в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего я. Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека мозговой атаки существенно повышает творческий потенциал человека.

В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один.

Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте. В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает задачи группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои цели исходя из задач группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам группы и идентифицирует себя с группой. Группа, в свою очередь, также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного группе человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем. В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:

• организационными факторами;

• эмоциональными факторами.

Сила и конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляются в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинения интересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступать конформистом. Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это. Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы. В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлено баланса во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть группу. Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и,для группы в целом, и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемы, если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы. Степень конформизма зависит также от того, выдавал ли член группы публичные обязательства по поводу решаемой задачи или нет, а также от того, на какой стадии решения он заявил о своих обязательствах. Публичное и раннее заявления делают человека более подверженным общественному влиянию. Конформизм в поведении человека развивает оплату по результатам групповой работы.

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, если кто-еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние численность группы. Если в группе пять человек, то единодушие начинает оказывать сильное влияние на индивида. Дальнейший рост численности группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека. Степень конформизма в поведении человека в группе зависит также от близости руководства в групповых действиях и частоты контактов с руководством. Если начальник часто присутствует и участвует при принятии решений членом группы, то это приводит к повышению конформизма в поведении подчиненного. Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

 

Date: 2016-07-20; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию