Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы и их классификация. Характеристика больших и малых групп.





" Социальная группа относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исто­рически определенного общества" (141, с. 346). Различают большие, средние и малые социальные группы.

Большие группы включают: общественные классы (рабочие, крестьяне, бур­жуазия, помещики, интеллигенция); социальные слои (предприниматели, ферме­ры, священнослужители, служащие); профессиональные группы (машиностроите­ли, педагоги, строители, шахтеры и т. д.); этнические общности (нация, народ­ность, племя); возрастные группы (молодежь, средний возраст, пенсионеры).

Средние социальные группы включают в себя трудовые коллективы предпри­ятий, организаций и учреждений (юридических лиц), а также граждан, характери­зующихся территориальной общностью проживания (город, район, поселок). v Малая социальная группа характеризуется дополнительной специфической особенностью — непосредственным контактом ее членов и совместным обменом информацией. К малым группам относятся семья, школьный класс, производст­венная бригада, отдел и служба предприятия, дружеская компания и пр.

Классификация социальных групп показана на рис. 2.6.1.

 

 

В сфере бизнеса мы имеем место со средними и малыми социальными группа­ми. Для их идентификации дадим определения.

Коллектив - средняя социальная группа, объединяющая людей, занятых реше­нием конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничест­ва, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающая на одном предприятии или в одной организации.

Группа — малая социальная группа, объединяющая людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и соче­тания индивидуальных и групповых интересов. В последующем изложении будем считать, что группа является частью коллектива.

Характерные особенности группы:

члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Че­ловек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения "мы", "у нас", "наши", "нам";

взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных кон­тактов, личных разговоров, взаимопомощи. В группе люди непосредственно общают­ся друг с другом, придавая формальным взаимодействиям "человеческую" форму;

в группе наряду с формальным распределением ролей обязательно склады­вается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой;

в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для то­го, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к груп­повым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих об­щественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

1) устойчивым взаимо­действием, которое способствует прочности и стабильности их су­ществования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, вхо­дящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в каче­стве структурных элементов.

В зависи­мости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первич­ные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого ин­дивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоцио­нальной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы яв­ляются:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость чле­нов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценнос­тей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в груп­пу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

Отличительным признаком этих групп, являются непосред­ственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Примером первичных социаль­ных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д.

Вторичная социальная группа — социальная общность, со­циальная связь» и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель. Основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели.

Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мас­теров», профессиональные объединения спортсменов (в данном слу­чае футболистов), объединенных в команду для получения опреде­ленных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Ос­новным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых социаль­ных групп.

Малая социальная группа — это малочисленная по со­ставу социальная общность, члены которой объединены общей де­ятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность ма­лой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максималь­ная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков чело­век.

В малой социальной группе выделяются три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Малые группы чаще всего зто те же первичные группы — се­мья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т.д. Для них характерны близкие, эмоци­онально окрашенные,неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в вы­работке группового мнения и контролировать поведение его членов. Однако возможно формирование малых групп для решения каких-либо специфических задач с определенным целевым назначением: производственная бригада, творческий коллектив для решения ка­кой-либо задачи, спецгруппа военных — «коммандос» для осуществ­ления какой-либо диверсии и т.д. В таких группах сохраняются все принципы взаимодействия малых групп, но значительно ослаблены принципы взаимодействия первичных групп.

Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества лю­дей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьша­ется возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляет­ся групповая самоидентификация. Люди непосредственно не осознают своей принадлежности к единой общности.

Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с по­нятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших социальных групп.

Большие социальные группы — это ус­тойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. Большие группы вклю­чают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, соци­альные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т.д. В силу их много­численности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности со­циально-значимых признаков. Большая соци­альная группа может быть только вторичной.

В зависимости от наличия или отсутствия официального соци­ально-юридического статуса и связанного с этим характера отноше­ний социальные группы подразделяются на формальные и нефор­мальные.

Формальная групп а — это социальная общность, положе­ние и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастаю­щего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятель­ность и отношения ее членов регламентируются специальными пра­вилами. Формальные группы имеют строгую структуру, упорядо­ченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности.

Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформаль­ные группы представляют собой разновидность малых групп.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее члена­ми. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разде­лении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рам­ках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки — «клики». Во втором случае она не за­висит от формальной и образуется по разным основаниям: на основа­нии пространственной близости (соседи), общности интересов (рыбо­ловы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпа­тий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок ос­нован на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и тради­ции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются рефе­рентные группы. Референтная группа — реальная или воображае­мая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ори­ентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, чле­ном которой он хотел бы быть или был раньше.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и срав­нительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Срав­нительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оцени­вать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная.

По факту членства различают группы присутствия и идеаль­ные группы. Группа присутствия — это референтная группа, чле­ном которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентиру­ется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъек­тивных отношениях с другими людьми, но в состав которой он не вхо­дит. Идеальная референтная группа может быть как реально суще­ствующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой. Воображаемая референтная группа — это существующие в созна­нии индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жиз­ненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных этало­нов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи» — стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

Date: 2016-07-20; view: 6431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию