Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика городской литературы.





XIII век для большинства стран Западной Европы знаменует вершину развития средневековой культуры. Основной причиной этого расцвета является подъем городов. В эту пору начинается сосредоточение значительных богатств в руках буржуазии. Ремесло в городах получает цеховую организацию. Развивается внешняя торговля. Усиливается также и военная мощь городов.

Наряду с этим поднимается новая, городская литература. Ее поэтика характеризуется торжеством здравого смысла и трезвой рассудительности, склонностью к изображению обыденной жизни, нередко даже в ее низменных и уродливых проявлениях. К гротескной игре красок и образов, взятых из жизни всех без исключения слоев общества, в частности - крестьянства и городских низов. Все то, что в рыцарской литературе затушевывается, здесь вырывается наружу с вызывающей откровенностью. В то же время городской литературе чрезвычайно свойственно стремление к дидактизму, сатире и назидательности, соответствующим деловому, критическому складу ума горожан.

Городская литература осваивает целый ряд жанров рыцарской поэзии, существенно их видоизменяя. Возникают публицистическая, сатирическая или просто шуточная лирика, краткие стихотворные рассказы бытового содержания, большие сатирические романы, дидактическая литература.

Соответственно изменяется и стиль. Поэты сплошь и рядом стараются копировать действительность, выписывая все доступные их наблюдательности бытовые подробности. В противоположность изысканности и изяществу рыцарской поэзии стиль здесь максимально приближается к бытовой речи и в языке появляется множество слов и выражений ремесленного, народного, даже жаргонного происхождения.

 

Городская драма.

Значительный раздел городской литературы образует драма, получившая особенно интенсивное развитие лишь начиная с 13 в. в условиях роста городов. Церковь постепенно создала свой собственный культовый театр. Первым зародышем этой драмы явились так называемые антифоны, т. е. обмен репликами между хором. Потом начинают сочинять так называемые тропы. Вскоре затем к тексту тропов стали добавлять пантомимические действия. Такие небольшие сценки с течением времени стали соединяться между собой в более крупные представления. Это носит название литургической драмы, основные признаки которой в 12 вв. следующие: во-первых, весь текст извлеченный из библии, и притом целиком напевный; во-вторых, пьеса исполняется около алтаря, причем исполнителями являются только духовные лица.

Однако уже к концу 11 в. литургическая драма заметно обмирщается, наполняясь светскими литературно-театральными элементами. Латинский язык заменяется живым, национальным языком. Усилился интерес к зрелищности, т.е. расширению зрелищных элементов. Пьесы такого рода стало уже неудобно исполнять в церкви, поэтому они отделяются от обряда и вытесняются сначала на улицу перед церковью, наконец, на городскую площадь.

Мистерии – это жанр религиозного содержания на библейские сюжеты. В 15 в. во Франции и Англии мистерии получают наиболее развитую форму. Религиозная направленность мистерий ослабевает, все более уступая место художественным интересам светского порядка - обрисовке характеров, психологическому анализу, бытовому и комическому элементу. В общем религиозная тематика мистерий была лишь поводом для создания пышного и занимательного зрелища, серии эффектных картин с диалогом, которые больше развлекали зрителей, чем поучали их в морально-религиозном отношении.

Миракли - другой жанр религиозной драмы. Своими источниками миракли имели предания о чудесах богоматери или святых. Эти легенды носили менее строгий характер, допуская примесь элементов романически-авантюрных, бытовых и т. п. Выросшие из них пьесы, которые почти с самого начала ставились и исполнялись горожанами - не в церкви, а на городской площади с довольно пышной бутафорией. Например, миракль ранней поры - "Миракль о Теофиле" Рютбефа, восходящий к восточной легенде,- является первой известной нам литературной обработкой сказания о продаже человеком своей души дьяволу, позже представленного в немецкой народной книге 16 в. о докторе Фаусте.

В 15 в. происходит быстрое развитие комического театра. Актеров-любителей, состоявших из образованной молодежи, приобретали актерские навыки. В Париже действовала компания "Беззаботных ребят". Она стала формой социального протеста и свободомыслия. Ими культивировался драматический жанр - фарс. По своему характеру и идейной направленности фарсы очень близки к фаблио. Здесь мы также находим изображение будничных сторон жизни. Фарсы оперируют готовыми типами(плут-монах, шарлатан-врач, сварливая и неверная жена, крючкотвор-адвокат, хвастун-солдат и т. п.). Фарсы полны сочного остроумия и изобилуют забавными положениями и гротескными образами. В них разоблачаются разврат монахов, обличается корыстолюбие богатых горожан, продажность судей.

Последним жанром средневекового театра, развившимся в 15 в. во Франции и Англии, являются моралите, как показывает их название,- пьесы морализирующего характера. Они распадаются на "аллегорические моралите" и на "истории".

 

23. Городская сатира и «роман о Лисе».

Очень близок к фаблио крупнейший памятник городской литературы, возникший во Франции - "Роман о Лисе". Это эпопея о животных, изображающая проделки хитрого Лиса-Ренара, от которых страдают все остальные звери - волк, медведь, кот, лев Нобель. Эта огромная циклическая поэма, состоящая из тридцати частей. Основная тема романа, проходящая почти через все ветви его,- борьба хитрого, изворотливого Ренара с грубым и тупым Изенгримом.

В "Романе о Лисе" есть и сатира, и юмор. Перенесение на животных человеческих чувств и нравов забавляло как комический маскарад. Но социально-сатирический элемент выступает отчетливо. Направленность сатиры определяется характерами и ролью главных персонажей романа. Сословная принадлежность некоторых из них дана прямо: огромный, грузный медведь - крупный феодал; злой и грубый волк - рыцарь среднего или мелкого калибра; куры, зайцы, улитки - простой люд.

Это изменение соответствует росту в XIII в. сознания горожан, которые все решительнее начинают пользоваться литературой как средством борьбы против феодальной верхушки общества. Наиболее сложна фигура самого Ренара. Первоначально Ренар, как типичный грабитель и насильник, без сомнения, рыцарь. Но к его облику присоединились черты, характерные для горожанина: деловитость, изворотливость, простота языка и манер.

Поэзия вагантов.

Уже в 9 в. появляются в его среде озорные песни, пародирующие богослужение, прославляющие чувственную любовь и вино. Их исполняли школяры, в большинстве своем бедняки. Они скитались по стране, живя подачками, которые они получали за исполнение своих латинских песен. Они называют себя вагантами (от латинского слова vagantes - "бродячие люди").

Творчество вагантов по самому своему характеру близко к народной поэзии, из которой оно черпает очень многие мотивы и образы. Поэзия вагантов состоит главным образом из сатирических песен и воспевания радостей жизни. Они беспощадно клеймят лицемерие, обман, жадность, разврат, царящие на папском престоле и вокруг него. Всему этому ваганты противопоставляют не суровый, аскетический идеал, а беспечное веселье, упоение радостями жизни.

Голиардические песни сочиняли также клирики. Таков, например, Гюг Орлеанский. Он писал очень легкие и остроумные стихи, полные злых сатирических выпадов против своих знатных врагов и циничных признаний по поводу его собственных любовных неудач.

Date: 2016-07-20; view: 1911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию