Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний как общественные, естественные, гуманитарные науки. Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему, или ее элементы, функции. Теория физической культуры - совокупность знаний, которые возникли как теоретическое отображение физкультурной практики, объясняют те или иные ее закономерности и служат руководством к ее рационализации. Теория физической культуры относится к педагогическим наукам, так как она тесно связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества. Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности). Как наука теория и методика физической культуры исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи, средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, средства и методы и содержание видов физической культуры. Как научная дисциплина теория физической культуры, есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, целенаправленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и др. Предметом теории физической культуры являются общие закономерности функционирования и целесообразно направленного использования средств физической культуры с целью всестороннего гармонического развития людей. Эти закономерности относятся в равной мере к физическому воспитанию любого контингента населения. Предметом методики физической культуры являются частные закономерности физической культуры, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию. Как учебная дисциплина «теория и методика физической культуры и спорта» вооружает специалистов знаниями теории и методики использования средств физической культуры и спорта в практической деятельности и объединяет включенные в учебный план дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические (социология, экономика, отечественная история и др.), общепрофессиональные (анатомия, физиология, педагогика, психология), предметной подготовки (история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, и спорта и др.); базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, баскетбол, плавание, атлетическая гимнастика, туризм и др.). Таким образом, теория и методика физической культуры и спорта - наука интегрирующая частные данные других наук. Основные задачи курса «теории физической культуры и спорта»: 1) формирование специальных компетенций у будущих специалистов; 2) развитие способностей ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере физической культуры; 3) формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и спецификаций. Теория и методика физической культуры и спорта является главной, профилирующей дисциплиной в учебных планах высших физкультурных учебных заведений. Она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность.
Основные понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство». Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. В процессе физического воспитания приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Показатели физического развития: 1) морфологические (длина и масса тела, осанка, величина жироотложения и др.); 2) физиологических систем (параметры деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем); 3) развитие кондиционных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы). Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития, физической подготовленности, оптимально соответствующий требованиям жизни. Физическое совершенство подразумевает: 1) пропорционально развитие телосложение; 2)гармоническое развитие физических качеств;3) высокий уровень физической работоспособности; 4) высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям внешней среды; 5) владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями; 6) образованность в области ФК.
|