Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мера осуществления безмятежности.





 

А теперь подробнее, начиная с темы:

Правила порождения безупречного самадхи:

1. Что делать до закрепления мысли на объекте

2. Что делать во время закрепления мысли на объекте:

2.1. Выбор объекта для закрепления мысли

2.2. Правила закрепления на нем мысли:

a) Определение безошибочного метода

b) Устранение ошибочного метода

c) Мера продолжительности занятий

3. Что делать после закрепления мысли на объекте

3.1. Что делать, когда мысль расплывается и возбуждается

a) Применение противоядия против незамечания расплывания и возбужденности

· Определение расплывания и возбужденности

· Метод порождения бдительности, осознающей их во время созерцания

b) Применение противоядия против отсутствия усилия избавится от них (расплывания и возбужденности) хотя и замеченных:

· Определение волевого усилия и способ прекращения расплывания и возбужденности

· Определение причин расплывания и возбужденности

3.2. Что делать при отсутствии расплывания и возбужденности

4. Связующая тема — указание на то, что все вышеуказанные средства достижений безупречного самадхи взяты из коренного исочника «Различение середины и крайностей» Майтрейи

 

Общая тема, которую проходили в этом году:

Правила порождения безупречного саматхи.

Она делится на четыре:

1. Что делать до закрепления мысли на объекте.

2. Что делать во время закрепления мысли на объекте.

3. Что делать после закрепления мысли на объекте

4. Связующая тема. Указание на то, что все вышеизложенные средства достижения безупречного саматхи взяты из коренного источника «Различение середины и крайностей»

Итак, первая тема: ЧТО ДЕЛАТЬ ДО ЗАКРЕПЛЕНИЯ МЫСЛИ НА ОБЪЕКТЕ.

1. Пресечь лень. Полное избавление от лени происходит только при достижении полной податливости, когда тело и ум преиспоняется радости и блаженства.

1.1. Чтобы породить полную податливость необходимо:

a) приложить усилие к причине ее возникновения, то есть к самадхи

b) кроме того нужно мощное и постоянное – усердное стремление к самадхи

c) в качестве причины этого стремления необходимо постоянное благоговение перед самадхи, исходящее из осознания ее достоинств.

1.2. Вместилище, вмещенное, причина и сам плод:

a) вместилище — стремление

b) вмещенное — усердие

c) причина стремления — благоговение,убежденность в достоинствах саматхи, незыблемая вера в них

d) (стремление+ усердие= усилие) плод усилия — совершенная податливость

2. Достоинства саматхи, которые следует созерцать:

2.1. Ум наполняется радостью, а тело блаженством.

2.2. Тело и ум становятся совершенно податливы, благодаря чему можно произвольно сосредоточить ум на любом благом объекте

2.3. Утихает невольное отхождение мысли к недостойным объектам, благодаря чему не допускается много проступков, и все наши благие деяния обретают мощь

2.4. Возникают сверхобычные способности, магические силы, особенно зарождается опыт проникновения в сущность, с помощью которого отсекается корень сансары

2.5. Существуют и другие достоинства

 

Итак, вторая тема: ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МЫСЛИ НА ОБЪЕКТЕ.

В ней два основных раздела:

1. Выбор объекта для закрепления мысли

2. Правила закрепления на нем(на объекте) мысли

 

Комментарии составляющего этот конспект:

Что касается темы: «Выбор объекта для закрепления мысли», то Чже Ринпоче указывает, что, упоминаемые в тексте Его Руководства, объекты являются общими объектами как для практики самадхи, так и для практики проникновения. И возможно поэтому в тексте, касающемся описания этих объектов, содержится множество формулировок и смысловых моментов, на мой взгляд, которые до конца могут быть поняты только после глубокого освоения практики проникновения. Поэтому, с моей точки зрения, эту тему «Выбор подходящего объекта» нужно изучать скорее руководствуясь такими источниками как лекции нашего драгоценного Учителя Гешела Джампа Тинлея. Впрочем каждый может по этому вопросу определиться самостоятельно. И препятствий тому, чтобы кто-нибудь ознакомился с этой темой в том числе и из текста Чже Ринпоче нет никаких. Только сделайте это самостоятельно: Лаирим стр. 824. Из лекций нашего драгоценного Учителя я помню, что для практики сосредоточения предпочтительнее выбирать либо такой объект как образ Будды, либо(для так сказать продвинутых) такой объект как собственный ум.

 

Тема «Правила закрепления мысли на объекте» имеет три раздела:

1. Определение безошибочного метода

2. Устранение ошибочного метода

3. Мера продолжительности занятий

 

Итак:

1. Определение безошибочного метода

1.1. Характеристика безупречного самадхи:

a) сильная ясность

b) устойчивость недискурсивного пребывания

1.2. Факторы препятствующие безупречному самадхи:

a) ясности препятствует расплывание

b) устойчивости недискурсивного пребывания препятствует возбужденность

1.3. Определение самадхи:

Саматхи — это устойчивое и продолжительное сосредоточение мысли на объекте

1.4. Факторы необходимые для осуществления самадхи:

a) Внимательность — средство не позволяющее мысли отвлекаться от первоначального объекта

b) Бдительность — чуткое осознание: отвлекается мысль или нет, склонна к отвлечению или нет

1.5. Способ закрепления мысли на объекте. Цитата: «Когда объект.......достаточно запечатлелся, решительно возьмите прочно удерживать его в сознании, и, напрягая внимание, закрепите мысль, более не исследуя»:

a) поиск(старание запечатлеть объект во внутреннем сознании)

b) обнаружение(запечатленный объект)

c) удержание, закрепление(старание взяться за прочное его удержание и с напряженным вниманием закрепить на нем мысль)

d) пребывание(более не исследуя или не размышляя)

1.6. Внимательность:

a) Определение внимательности: внимательность — это неотходность мысли от знакомого объекта (неупускание объекта)

b) Внимательность — это основное средство сосредоточения. Потому что как только утрачиваем внимательность, объект пропадает, мы его забываем.

c) Характеристика внимательности с точки зрения объекта, установки и функции:

· Особенности объекта — знакомый(запечатленная опора созерцания, с ней хорошо знаком). Внимательность не возникает по отношению к незнакомому объекту.

· Особенности установки — удержание объекта в сознании или полное отсутствие ускользания от постоянного памятования об объекте(как только возникает отвлечение, ускользание внимательность утрачивается)

· Особенности функции — не позволять уму отвлекаться.

1.7. Пример с диким слоном. Слон — ум, столб — объект, веревка — внимательность, крюк — бдительность. Дикий слон, привязанный множеством веревок к прочному столбу, должен подчиняться дрессуре погонщика. Если слон не подчиняется, его укрощают, ударяя острым крюком. Цитата: «Крепко привязав веревкой внимательности непослушного слона ума к прочному столбу объекта созерцания, постепенно укрощайте его крюком мудрой бдительности»

1.8. Что будет, если входить в сосредоточения без твердой установки(удержание, закрепления), то есть без должного напряжения или без напряженного внимания? Будет неуверенное закрепление, при котором хоть и проявляется светлая ясность мысли, но ей недостает отчетливости, поэтому сила внимательности не рождается. В результате тонкое расплывание, совершенно портящее самадхи, не пропадает.

1.9. Правила поддержания внимательности не отличаются от вышеизложенных в том случае, если осваивается лишь недискурсивное внимание — сосредоточение без мыслей о каких-либо объектах. Потому что для осуществления такого сосредоточения необходима неотходность от памятования о том, что не буду допускать мыслей о каких-либо объектах. Такая неотходность по сути то же самое, что и внимательность со всеми ее особенностями: объекта, установки и функции. Объект — мысль о недопущении мыслей о каких-либо объектах, установка — удерживать эту мысль и закрепляться на ней, функция — не отступать от этой мысли

2. Устранение ошибочного метода:

2.1. Первая ошибка:

· Что может быть с начинающим практиком, когда он входит в сосредоточение: посредством должного напряжения внимания, твердо закрепив мысль на объекте, начинающий практик обнаруживает, что хотя и изъян раплывания полностью отсутствует, но из-за появляющейся возбужденности устойчивость сохранить не удается.

· Механизм возникновения ошибки: практик расслабляется и устойчивость из-за этого вскоре увеличивается, и далее он думает, такое средство как расслабление — великий совет, чем больше расслабляешься, тем лучше.

· Этот вывод означает, что у практика отсутствуют различения между возникновением расплывания и зарождением созерцания. Между тем как одной из характеристик безупречного самадхи является устойчивость недискурсивного сосредоточения. Кроме того, подобные практики возражают, что если мысль не замутнена и присутствует ясность, то самадхи безупречно. Из чего делаем вывод, что они еще и не отличают расплывание от вялости.

· Что бывает, если чрезмерно напрягаться или сильно расслабляться? Итак, если сознание слишком напряжено, то, хотя и присутствует ясность, появляется возбужденность, затрудняющая появление устойчивости. А если слишком расслаблено, то хотя и имеется устойчивость, появляется расплывание, мысль притупляется и поэтому нет отчетливо выраженной ясности.

· Поэтому трудно осуществить середину или достичь самадхи с должным равновесием. Для этого необходимо долго работать

· Если бы для достижения самадхи достаточно было бы лишь расслабиться, то не было бы никакой трудности в его осуществлении. Но при расслаблении возникает расплывание, поэтому ясно, что таким способом нельзя осуществить самадхи

· Между тем арья Асанга сказал в «Ступени шравак»: «В закреплении и продолженном закреплении участвует напряженное внимание», «Чтобы устранить расплывание, крепко удерживайте тот же объект созерцания».

· Результаты пребывания в излишнем расслаблении:

ü чем больше созерцаешь, тем больше увеличивается забывчивость

ü притупляется проницательность и аналитические способности

ü многие прочие недостатки

2.2. Вторая ошибка:

· Может возникнуть вопрос: Нужно ли проводить мысленную наблюдение-проверку хорошо ли мысль удерживает объект?

· Это и нужно делать.

· Указание на то, что при этом не нужно выходить из сосредоточения, а лишь смотреть находится мысль на первоначальном объекте или нет. Если нет, то поддалась ли она расплыванию или возбужденности

· Как часто нужно делать проверку? Периодически, не слишком кратко и не слишком долго

· Указание на то, что нужно очень быстро обнаружить отвлечение или склонность к отвлечению

· Указание на то что периодическое вспоминание первоначального вида объекта есть причина сильной внимательности, поэтому оно и является средством поддержания внимательности

· И вывод темы: периодическое вспоминание первоначального вида объекта необходимо для зарождения сильной внимательности. А наблюдение, при неотходном, прочном удерживании мысли на объекте, является средством усиления бдительности

· Указание на сущность ошибки. Некоторые практики, мотивируя тем, что «Это дискурсивность», утверждают, что мысленные проверки проводить не нужно. Подобная установка препятствует развитию сильной внимательности и бдительности

3. Мера продолжительности занятий.

3.1. Мнение предшествующих тибетских учителей – сосредоточение должно быть коротким, но частым, обоснование этого делиться на два:

a) При кратковременных занятиях, если сосредоточение недолго и прекращается, пока еще хорошо идет, сохраняется радостный порыв к созерцанию

b) При долгих занятиях созерцание надоедает, трудно становится развить мотивацию. А мысль легко поддается расплыванию и возбужденности

3.2. Указание на "Последнюю ступень созерцания" в ней говориться, что мера продолжительности занятия должна быть в зависимости от способностей: "Созерцая в таком порядке, пребывайте в сосредоточении столько, сколько способны: один часок, половину стражи или одну стражу»

3.3. В каком случае удлинение созерцания будет ошибкой, а в каком нет?

a) Если время от времени прибегаем к средствам поддержания внимательности и бдительности — вспоминанию объекта и контрольному наблюдению, то в удлинении созерцания ошибки нет

b) Если при долгих занятиях объект забывается и только через долгое время обнаруживается расплывание и возбужденность, или если даже объект и не забывается, но легко возникают расплывание и возбужденность и не скоро замечаются — тогда в удлинении созерцания кроется ошибка.

3.4. Две ошибки и, соответствующих им, два препятствия у начинающих:

a) Забывание объекта и небыстрое обнаружение расплывания и возбужденности из-за которых был забыт объект создают препятствие к зарождению сильной внимательности

b) Когда объект хотя и не забывается, но не быстро обнаруживаются блуждания и притупленности, это препятствует зарождению сильной бдительности

3.5. Если есть две эти ошибки, то созерцание должно быть кратковременным

3.6. Если нет, если объект не легко забывается и быстро замечаются расплывание и возбужденность, то в созерцание может быть более длинным

3.7. Общий вывод: мера продолжительности занятий должна зависеть от ваших способностей, на этом основании она и указывается неопределенно: «Один часок» и т.д.

3.8. Мера продолжительности занятий не должна вредить здоровью тела и ума

 

Итак, третья тема: ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МЫСЛИ НА ОБЪЕКТЕ.
Она делится на две:

1. Что делать, когда мысль расплывается и возбуждается.

2. Что делать при отсутствии расплывания и возбужденности.

Итак:

1.Что делать, когда мысль расплывается и возбуждается(делится на две):

1.1.Применение противоядия, когда не замечаешь расплывания и возбужденности.

a) Определение расплывания и возбужденности.

b) Метод порождения бдительности, осознающей их во время созерцания.

1.2.Применения противоядия против недостатка старания избавиться от них, хотя и замеченных

А) Определение волевого усилия и способ прекращения расплывания и возбужденности

Б) Определение причин расплывания и возбужденности

 

Итак тема:

А) Определение расплывания и возбужденности.


В ней две:

· Определение возбужденности

· Определение расплывания

 

Итак, тема «Определение возбужденности», в ней четыре пункта.


(1)Три особенности возбужденности:

ОБЪЕКТ: красивые, приятные вещи

ХАРАКТЕР: неспокойствие ума, отвлечение мысли наружу. Поскольку возбужденность — это разновидность страстной привязанности, то в ней проявляется влечение к объектам.

ДЕЙСТВИЕ: препятствие устойчивому сосредоточению мысли на объеке.


(2)Определение возбужденности. Возбужденность — это беспокойство ума, связанное со страстью, с увлечением приятными качествами вещей, — фактор препятствующий безмятежности.


(3)Но является ли возбужденностью отклонение мысли от объекта созерцания из-за другого омрачения(не страсти) или из-за отвлечения к другому благому объекту.


(4)Поскольку возбужденность это разновидность страсти, то отвлечение из-за другого омрачения возбужденностью не является — это рассеянность. А отвлечение к благому объекту относится к благим состояниям ума. Хотя, будучи отвлечение мысли от объекта, и не перестает при этом препятствовать устойчивому сосредоточению мысли на объекте.

 

(5)Следовательно не всякое отвлечение мысли от объекта является возбужденностью.

 

Итак, тема «Определение расплывания». В ней восемь пунктов.

(1)Расплывание нередко переводили на тибетский язык как притуленность.
(впрочем между расплыванием и притупленностью, хотя они и характеризуют некое единое состояние ума, есть тонкие различия об этом далее).

 

(2)Характеристика созерцателей Страны снежных гор, которые считали, что расплывание — это некоторая вялость мысли, хотя и не отвлекающейся к другим объектам, но лишенной ясности и светлости.


(3)Это не так, потому что вялость — это одна из причин распплывания. Поэтому они различны. В средней ступени созерцания: «Видя, что мысль охвачена вялостью и сонливостью или склоняется к расплыванию»(то есть вялость и расплывание упоминаются как различное, впрочем между вялостью и сонливостью тоже есть разница, об этом далее).

 

(4)В Абхидхарме расплывание описано в разделе о вторичном омрачении как рассеянность. Но, поскольку там описаны случаи благой рассеянности, то получается, что расплывание — это необязательно омрачение.

 

(5)А вялость в Абхидхарме — это неподатливость ума, относящееся к заблуждению: фактор, сопровождающий все первичные и вторичные
омрачения. То есть вялость, в отличии от расплывания, всегда связана с омрачением(а сонливость — необязательно омрачение, может быть просто связана с исчерпанием организмом ресурса бодрствования; и определяется в зависимости от объекта: если ум пребывает во время сонливости на омрачении, то и сонливость—омрачение; если нет, то и т. д.

 

(6)Расплывание—это слабая или не вполне ясная фиксация объекта из-за расслабления установки на его мысленное удержание. Если нет очень ясной установки удержания объекта, то, хотя мысль и светла, проявляется расплывание. (А притупленность — это съеженность мысли вовнутрь).

 

(7)Расплывание бывает благим и нейтральным. А вялость же — не благая или нейтрально-омрачающей (впрочем, расплыаание по причине вялости тоже не может быть благой).

 

(8)Для устранения расплывания нужно подумать об облике Будды или другом радостном предмете, или же созерцать свет и таким образом воодушевиться.

 

(9)Для устранения расплывания или мутности объекта, напоминающей

помрачение сознания, требуется оба: и ясность объекта и прочное его удержание. Одной ясности объекта и светлости мысли,

фиксирующей объект, недостаточно.

(10)Возбужденность понять легко, а расплывание не определено четко в

великих достоверных источниках. Поэтому понять его трудно, но очень важно, ибо оно является большим препятствием для безупречного саматхи

 

Итак тема:

b) Б) Метод порождения бдительности, осознающей расплывание и возбужденность во время созерцания(восемь пунктов):

1. Для устранения расплывания и возбужденности недостаточно знать их определение. Нужно так же породить бдительность.

2. Необходимо два вида бдительности:

· бдительность, которая замечает расплывание и возбужденность,

· бдительность, которая предчувствует, склонен ли ум к расплыванию и возбужденности.

3. Если бдительность не будет порождена, то не будет и обнаруживаться расплывание и возбужденность. И даже, созерцая долгие годы, не будем понимать истинного качества сосредоточения, пребывая в тонких расплываниях и возбужденности, будем даром переводить время.

4. Как же породить необходимую бдительность? Указанный ранее способ поддержания внимательности является самой главной причиной порождения бдительности. Научившись поддерживать ПОСТОЯННУЮ, НЕПРЕРЫВНУЮ внимательность, мы способны предотвратить забывание объекта, отход от него мысли. И это не позволяет долго не замечать расплывания и возбужденность[1].

5. В «Середине и крайностей» говорится: «Выражение: БДИТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО ТАКОЕ ОСОЗНАВАНИЕ РАСПЛЫВЧАТОСТИ И ВОЗБУЖДЕННОСТИ, КОГДА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ СТАНОВИТСЯ БЕСПРЕРЫВНОЙ» — означает, что постоянная внимательность сопровождается бдительностью. Поэтому и сказано: «....когда внимательность становится беспрерывной».

Комментарии составителя конспекта: наверное можно сказать еще и наоборот: КОГДА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ СТАНОВИТСЯ БЕСПРЕРЫВНОЙ, ПРОИСХОДИТ ТАКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ РАСПЛЫВАНИЯ И ВОЗБУЖДЕННОСТИ, КОТОРОЕ И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ.

6. Еще одна причина порождения бдительности — это проверка, хорошо ли ум удерживает объект, которая проводится не выходя из сосредоточения и не прерывая внимательности.

7. В четвертом пункте описывается причина порождения бдительности, которая замечает расплывание и возбужденность. А в шестом пункте описывается причина порождения бдительности, которая предчувствует расплывание и возбужденность(наблюдает, склонен ли к ним ум).

8. В «Кратком изложении Парамит» сказано: «Одно лишь усердие кончается переутомлением, а с помощью спутника — мудрости оно осуществляет великие цели».

Необходим анализ с опорой на достоверные источники, опыт распознавания вышеописанных состояний ума через практический опыт созерцания. Без этого всего не будет мудрости.

 

Итак тема:

1.2.Применения противоядия против недостатка старания избавиться от них(расплывания и возбужденности), хотя и замеченных.

Здесь связующая тема(связь с предыдущей):

а) Когда появляется распознающая бдительность, то хотя мы и можем замечать расплывание и возбужденность, но мы не сразу устраняем их.

б) Не применение волевых усилий — это очень большая ошибка, потому что от этого ум тупеет, это препятствует безошибочному сосредоточению.

в) Нужно применять волевые усилия.

г) Структура:

▪ Определение волевого усилия и способы прекращения

◦ расплывания

◦ возбужденности

▪ Определение причин:

◦ расплывания

◦ возбужденности

 

Итак, первая часть темы: Определение волевого усилия и способы прекращения расплывания и возбужденности:

u Определение волевого усилия.

a) Волевое усилие — это ментальный фактор, побудитель мысли, который направляет ум на благое, нейтральное или не благое.

b) Пример с магнитом: волевое усилие (магнит) направляет ум(железо) на благой объект, который прекращает расплывание.

 

Итак вторая часть темы: Определение волевого усилия и способы прекращения расплывания и возбужденности. Сначала:

u Способы прекращения расплывания. Здесь восемь пунктов:

(1) Размышление о радостном предмете, но не о таком, который увеличивает омрачения. Четыре вида радующего предмета: достоинства трех драгоценностей — Будды, дхармы и сангхи, ДЧЖ. Критерий, что умеешь размышлять о радующем предмете: ум должен взбадриваться как от холодной воды.

(2) Созерцание света(ментальный образ).

(3) Аналитическое созерцание. Мудрый анализ объекта по возможности включающий практику проникновения, устраняющую все омрачения, или, если нет такой возможности, то обычный анализ, который вызывает либо радость, либо осознание пользы.

(4) Расширение и оживление ума для устранения съеженности и расплывания.

◦ расплыванием называют из-за расслабленности удержания объекта,

◦ а притупленностью из-за чрезмерной съёженности, собранности ума вовнутрь,

◦ преодолевают через оживление ума с помощью созерцания радостного предмета или предмета, приносящего пользу,

◦ а так же через расширение ума с помощью созерцания чего-нибудь более объемного, широкого. Например, созерцание Будды — это более узкое созерцание, нежели созерцание Будды и его достоинств и т. п. таким образом расширяя

(5) Устранение расплывания, которое возникает из-за омрачения или из-за вялости и сонливости. С учетом того, что вялость и сонливость возникают из омрачения, противоядие применяется против омрачения, то есть против гнева, привязанности, неведения.

(6) Шесть способ устранения расплывания, объясненных в «Уровнях шравак»

1. прогулка

2. созерцание света

3. размышление о радующем предмете

4. чтение вслух текстов об ущербности вялости и сонливости

5. глядение в стороны на луну или звезды

6. омовение лица холодной водой

 

(7) Устранение в зависимости от его тонкости или грубости частого и нечастого:

· Если расплывание тонкое и нечастое, то преодолеваем его при помощи напряжения внимания.

· Если расплывание грубое и частое, то медитацию нужно прервать и применять противоядия.

(8) Устранение неясности с помощью созерцания света.

· Если в созерцающем сознании или в созерцающем объекте проявляется неясность, то если продолжать созерцать, устранить расплывание будет очень трудно.

· Что делать? Созерцать образ света.

· Созерцанием света нужно заниматься даже, если нет неясности.

· Какие источники для образа созерцания? Солнце, костер, светильник.

· Созерцанием света нужно заниматься не только во время

сессии.

(9) При расплывании помогает напряжение ума через визуальное

поднимание объекта вверх.

А теперь:

 

u Способы прекращения возбужденности:

(1) Объяснение, что такое возбужденность. Это блуждание ума из-за привязанности к таким объектам как форма и т. д. - объектам чувств.

(2) Поэтому ей противопоставляется причина обращения ума вовнутрь — это удрученность, отвращение к тем объектам, к которым ум стремится. Как она достигается? Размышлением о непостоянном, страдательной природе, ущербности рассеянности.

(3) После того, как возбужденность устранена, нужно опять вернуться на созерцаемый объект.

(4) Механизм применения противоядия в зависимости от тонкости и грубости

▪ Если возбужденность грубая и частая, надо прервать созерцание и породить удрученность

▪ Если тонкая и нечастая, то нужно просто усилием воли притянуть мысль на объект

(5) Существует два средства борьбы с расплыванием и возбужденностью:

▪ Прочное закрепление — если мысль возбуждается, то мы ее успокаиваем, то есть закрепляем

▪ Прочное удержание — если мысль расплывается, то мы созерцаем радостный объект и этим осуществляем прочное удержание

(6) Когда ум возбужден, не нужно думать о радостном объекте, так как это приводит к отвлечению ума наружу

(7) При возбуждение помогает расслабление ума через визуальное опускание объекта.

 

А теперь вторая тема из структуры: Определение причин расплывания и возбужденности:

(1) Определение причин расплывания:

1. Необузданность чувств

2. Неразумное питание:

· есть слишком мало

· есть слишком много

· трудно перевариваемую пищу

· оскверненную или добытую неправедным путем пищу

3. Отсутствие усердия в духовных занятиях в первой и последней части ночи

4. Небдительность (обычная рассеянность, не осознание своих действий в повседневной жизни)

5. Преданность заблуждению(неведение, пристрастие к привязанности..)

6. Излишний сон(определяется индивидуально)

7. Не знание методов практики

8. Лень при стремлении, размышлении и анализе(имеется в виду чрезмерная расслабленность ума)

9. Пристрастие к безмятежности(когда нравится находиться в этом состоянии и мы привязываемся к этому, то прекращаем распознавать расплывание)

10. Осваивание одного аспекта безмятежности без всякой подготовки к ней (подготовка: шесть нёндро, бодхичитта, отречение, порождение ума, заботящегося о будущей жизни и если ее нет, то возникают препятствия и ошибки)

11. Пребывание в состоянии подобном мраку(это, когда в мысли или созерцаемом образе проявляется неясность и в качестве противоядия созерцается образ света)

12. Отсутствие радости при закреплении мысли на объекте.

(2) Определение причин возбужденности

1. Необузданность чувств

2. Неразумное питание:

· есть слишком мало

· есть слишком много

· трудно перевариваемую пищу

· оскверненную или добытую неправедным путем пищу

3. Отсутствие усердия в духовных занятиях в первой и последней части ночи

4. Небдительность (обычная рассеянность, не осознание своих действий в повседневной жизни)

5. Преданность привязанности(нравится находиться в этом состоянии

6. Неспокойный характер

7. Отсутствие одрученности

8. Незнания методов практики безмятежности

9. Слишком напряженное стремление при усердии, размышлении и анализе

10. Отсутствие привычки к старанию

11. Осваивание одного аспекта безмятежности без подготовки

12. Мысли о родственниках, даме и прочих факторах способствующих возбуждению

(3) Четыре снаряжения: обуздание ума, правильный сон, правильное питание и бдительность(сосредоточенность во время повседневных делах) — очень важны для прекращения расплывания и возбужденности

(4) Поэтому нужно очень стараться обнаруживать причины расплывания и возбужденности и устранять их

(5) Если обнаружил их и не устранил, думая, что нет ничего страшного, то это самообман и препятствие к порождению безупречного самадхи

(6) Подобные мысли не соответствуют мнению, изложенному в коренных источниках и в текстах Чже Ринпоче.

(7) Последовательность устранения расплывания и возбужденности:

▪ Сначала нужно устранить грубые возбужденность и рассеянность

▪ После этого возникает риск грубого расплывания, при возникновении его надо устранить

▪ После этого возникает риск тонкой возбужденности, при возникновении ее надо устранить

▪ После этого возникает риск тонкого расплывания, при возникновении его надо устранить

(8) Общие принципы в развитии сосредоточения:

· В целом сначала нужно удерживать ум от блуждания и возбужденности и закреплять на объекте

· А после закрепления нужно прояснять мысль(остерегаться расплывания и усиливать ясность.

ТО ЕСТЬ сначала нужно обрести устойчивость, а потом остерегаться расплывания.

 

 

Вторая тема из общей: Что делать после закрепления мысли на объекте

 

2. Что делать при отсутствии расплывания и возбужденности.

(1) Когда расплывание и возбужденность больше не возникают, если в этот момент применить усилие, это будет пятой ошибкой в сосредоточении — применение противоядия

(2) Почему ошибкой? Потому что это приводит к рассеянности ума. Ведь во время применения противоядия мы либо устраняем возбужденность, то есть собираем ум вовнутрь, либо преодолеваем расплывание, то есть расширяем и оживляем ум. Эти применения усилий и приводят к рассеянности ума

(3) Поэтому на данной стадии необходимо умение расслабиться

(4) Имеется в виду расслабление усилия, а не прочного удержания

(5) Когда необходимо применять такое противоядие как равновнсие? Не тогда, когда нет расплывания и возбужденности, а тогда, когда полностью подавляется сила возникновения расплывания и возбужденности (9 стадия — во время ровного сосредоточения)

(6) Что такое равновесие? Есть три вида равновесия:

· равновесие чувств

· равновесие или равностность как одно из четырех безмерных

· равновесие движущих сил(направление ума на объект, волевые импульсы или карма)

В данной теме имеется в виду третий вид равновесия.

(7) Какова сущность равновесия? Это неомраченное, ровное, спокойное естественное сосредоточение, сопровождающееся радостью, подвластностью и отсутствием активности.

(8) Объект применения равновесия и период его применения:

▪ объект — состояние ума, когда оно порождено, применение усилий больше не требуется

▪ период применения равновесия — на стадиях безмятежности и проникновения, когда больше нет расплывания и возбужденности

(9) Применение равновесия можно сравнить с орлом парящим в высоте без усилий, то есть без взмахов крыльями. Когда орел набирает высоту, он машет крыльями, эти взмахи можно сравнить с усилиями по преодолению возбужденности и расплывания. А когда орел набрал высоту, он прекращает взмахивать крыльями и парит в равновесии над потоком воздуха. Таким образом усилия по преодолению возбужденности и расплывания больше не применяются, остается только намерение пребывать в сосредоточении. Таким образом равновесие — это состояние без избыточных движущих сил, достигаемое посредством балансировки между ними.

 

Четвертый раздел большой общей темы: Правила достижения безупречного саматхи. Там четыре раздела:

1. Что делать до закрепления мысли на объекте

2. Что делать во время закрепления мысли на объекте

3. Что делать после закрепления мысли на объекте

4. Связующая тема. Указание на то, что все вышеизложенные средства достижения безупречного саматхи взяты из коренного источника «Различение середины и крайностей»

 

Так вот четвертая связующая тема: УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО ВСЕ ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗУПРЕЧНОГО САМАТХИ ВЗЯТЫ ИЗ КОРЕННОГО ИСТОЧНИКА «РАЗЛИЧЕНИЕ СЕРЕДИНЫ И КРАЙНОСТЕЙ»

В ней восемь пунктов:

(1) Это состояние приводит к подвластности и осуществляет все цели

(2) Оно осуществляется путем устранения пяти препятствий и с помощью восьми противоядий

(3) Пять препятствий:

ü лень

ü забывание объекта

ü возбужденость и расплывание

ü не применение усилий

ü применение усилий

(4) Восемь противоядий:

ü источник(стремление)

ü проистекающее усердие

ü первопричина (вера)

ü результат(совершенная податливость)

ü незабывание объекта(внимательность)

ü замечание расплывания и возбужденности (бдительность)

ü проявление воли к избавлению от них(применение усилий)

ü сохранение покоя, когда расплывание и возбужденность исчезают(неприменение усилий)

(5) Расшифровка словосочетания из первого пункта «это состояние». Под ним имеется в виду преданность усердию устранения расплывания и возбужденности

(6) Что значит осуществляет все цели? Это состояние является источником всех сил и магических способностей, которые осуществляют все цели.

(7) Комментарии к препятствиям: когда они являются препятствиями и почему они являются препятствиями:

ü В отношении лени:

Когда? Перед созерцанием.

Почему? Потому что не дает приступить к созерцанию.

ü В отношении забывания объекта:

Когда? Во время созерцания.

Почему? Потому что нет созерцания

ü В отношении расплывания или возбужденности:

Когда? Во время созерцания

Почему? Потому что не осуществляется совершенная податливость.

ü В отношении неприменения усилий воли(противоядия):

Когда? Во время расплывания или возбужденности.

Почему? Потому что не устраняются ни расплывание, ни возбужденность.

ü В отношении применения усилий воли(противоядия):

Когда? Когда расплывание и возбужденность полностью подавлены.

Почему? Потому что применение усилий приводит к рассеянности.

(8) Как применять противоядие:

ü От лени: первопричина(вера), источник(стремление), проистекающее усердие, результат(совершенная подвластность)

ü От забывания объекта: внимательность

ü От возбужденности и расплывания — бдительность

ü От непременения усилий воли(противоядия) — применение воли

ü От применения усилий воли — неприменение усилий воли

(9) Указание на то, что все выше обозначенные средства достижения безупречного саматхи являются так же и средствами достижения в Аннутара-йога-тантре.

 

Теперь третий подзаголовок из большого, обширного заголовка «Порядок созерцпния». Там три следующих:

1. Связующая тема — указание на то, что в данном руководстве вся практика от начала и до конца строится исключительно на материале великих источников

2. Правила порождения безупречного саматхи:

Что делать до закрепления мысли на объекте

Что делать во время закрепления мысли на объекте

Что делать после закрепления мысли на объекте

Связующая тема

3. Степень сосредоточения, которая достигается по исполнению этих правил

 

Итак, тема: СТЕПЕНЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ УМА, КОТОРАЯ ДОСТИГАЕТСЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЭТИХ ПРАВИЛ.

В ней три темы:

А. Собственно степени сосредоточения ума

Б. Метод их осуществления с помощью шести сил

В. Участие четырех видов внимания

 

А

Собственно степени сосредоточения ума

1. Степени сосредоточения ума:

(1) Закрепление

(2) Продолженное закрепление

(3) Повторное(поправляемое) закрепление

(4) Прочное закрепление

(5) Обуздание

(6) Успокоение

(7) Полное успокоение

(8) Однонаправленное сосредоточение

(9) Ровное сосредоточение

2. Характеристики степеней:

(1) Закрепление — это фиксация ума на внутреннем объекте без отвлечения на внешний объект

(2) Продолженное закрепление — продолженная фиксация без отвлечения, относительно первого более длительная

(3) Повторное(поправляемое) закрепление — если отвлекся от объекта, то это необходимо быстро осознать и вернуться на объект. Характеристикой этой стадии является быстрое осознание отвлечения и возврат ума на объект

(4) Прочное закрепление, четыре характеристики:

◦ Осознав прежние степени сосредоточения как рассеянность, отбрасывают их и удерживают свой ум

◦ Это достигается многократному сосредоточению

◦ Цитата из «Украшения сутр»: «все больше мудрый мысль сосредотачивает»

◦ Эта неотходность из-за того, что установлена неотступная внимательность.

(5) Обуздание ума:

◦ Радостное сосредоточение вследствие обдумывания достоинств саматхи

◦ Из «Украшения сутр»: «Затем, благодаря осознанию достоинств саматхи, ум склоняется к сосредоточению»

◦ В «Уровнях шравак» указано, что если формы и остальные пять объектов, три яда, образы мужчин и женщин отвлекают ум, то осознав ущербность этого, не дают уму отвлекаться этими десфтью видами явлений

(6) Успокоение ума:

◦ Успокоение — это устранение нежелания сосредотачивать свой ум вследствие осознания ущербности рассеянности

◦ Объяснение на основе коренного текста «Украшение сутр»: «Благодаря осознанию зла рассеянности, утихомирь нежелание сосредотачиваться»

◦ Уровень Шравак: «Если помыслы об удовлетворении желаний и прочем, скверна стремление к чувственным удовольствиям или другие вторичные омрачения отвлекают ум, То сначала осознают ущербность этого и (при сосредоточении) не позволяют, чтобы ум увлекался помыслами или вторичными омрачениями»

(7) Полное успокоение:

▪ Это старание устранить привязанность, уныние, вялость и сонливость и прочие изъяны сосредоточения

▪ Цитата из «Украшения сутр»: «Возникшую привязанность, уныние и прочее тоже устрани»

▪ В «Уровнях шравак указано», что если по неосмотрительности возникают ранее упомянутые помыслы или вторичные омрачения, то их отбрасывают никак не мирясь сними.

(8) Однонаправленное сосредоточение:

◦ Это старание войти в сосредоточение без усилий

◦ Из «Украшения сутр»: «Затем, подвизающийся, применяя волю, достигает естественного сосредоточения»

◦ В «Уровнях шравак» указано, что на этой степени входят в не прерываемое усилиями воли, постоянное течение сосредоточения и потому это — поглощенность

◦ Название восьмой степени «поглощенность» даже яснее передает суть

(9) Ровное сосредоточение:

◦ Это сохранение спокойствия, когда сосредоточение становится ровным

◦ В «Наставлении о парамите мудрости» говорится, что привыкнув к поглощенности, достигают естественного, самоподдерживающего сосредоточения

◦ В соответствии со сказанным в «Украшении сутр»: «Освоение этого переходит в неприменение воли»

◦ В «Уровнях шравак»: «Благодаря постоянным, частым занятиям и навыку, достигают стези спонтанного, естественного сосредоточения. Вследствие этого неприменения усилий, этой спонтанности, входят входят в «поток» сосредоточения, полностью лишенный рассеянности......

(10)........Поэтому он называется «осуществлением саматхи».

Б

Метод их осуществления с помощью шести сил

1. Шесть сил:

(1) слушания

(2) вникания

(3) внимательности

(4) бдительности

(5) усердия

(6) навыка

2. Механизм: как эти силы осуществляют девять степеней:

(1) В прямой последовательности:

i. Сила слушания осуществляет закрепление мысли. Благодаря слушанию наставления о закреплении мысли на объекте, достигается первая степень закрепления(ум закрепляется на внутреннем объекте и не отвлекается к внешнему)

ii. Сила вникания — если многократно вникать в достигнутое закрепление, то, благодаря этому, осуществляется продолженное закрепление, удается продолжить первоначальную фиксацию

iii. Сила внимательности осуществляет поправляемое закрепление и прочное закрепление.

· В поправляемом закреплении, когда мысль отвлекается от объекта ее «притягивают» обратно.

· Во прочном закреплении: с самого начала, усилив внимательность не допускают отвлечения

iv. Сила бдительности осуществляет степени обуздания и успокоения. Происходит это, благодаря осознанию ущерба от увлечения помыслами и проявления вторичных омрачений, и видению в этом зла.

v. Сила усердия осуществляет степени полного успокоения и однонаправленного сосредоточения:

· Полное успокоение достигается потому, что прилагаются усилия к избавлению даже от самых незначительных помыслов и вторичных омрачений

· Однонаправленное сосредоточение потому, что, благодаря этому расплывание и возбужденность лишаются возможности прервать сосредоточение и оно становится непрерывным. И эта непрерывно поддерживается далее усердно, то есть усилием воли

vi. Сила навыка осуществляет ровное сосредоточение. Происходит это благодаря хорошему освоению прежних степеней сосредоточения, особенно благодаря навыку старательного, усердно поддерживаемого усилием воли, непрерывного созерцания. Вследствие обретения этого навыка в конечном итоге происходит расслабление и зарождается лишенное усилий, естественное сосредоточение.

(2) В обратной последовательности:

i. Девятая степень

· Достижение девятой степени сосредоточения напоминает следующее: как будто кто-то читает хорошо освоенный ранее текст, и при этом чтение течет непрерывно, без усилий, даже если мысль иногда отвлекается

· Когда при помощи внимательности и бдительности однажды достигается ровное сосредоточение, то в дальнейшем, хотя внимательность и бдительность и не поддерживаются постоянно через усилие воли, но ровное сосредоточение при этом сохраняется

· Поскольку не требуется усилий, чтобы постоянно поддерживать внимательность и бдительность, то и говорят, что эта степень лишена волевых усилий.

ii. Но чтобы зародились подобные возможности, сначала нужно старательно, усердно поддерживать внимательность и бдительность, порождая продолжительное сосредоточение, не прерываемое расплыванием и возбужденность. А это делается на восьмой степени. И хотя восьмая степень сходна с девятой в том, что расплывание и возбужденность уже не могут прерывать сосредоточение, но отличается от нее тем, что тем не менее на этой степени необходимо постоянно, через волевые усилия поддерживать внимательность и бдительность.

iii. А чтобы достигнуть способности не допускать расплывания и возбужденности посредством постоянного поддерживания внимательности и бдительности, сначала нужно научиться немедленно устранять самые незначительные проявления расплывания и возбужденности. Чем и отличаются восьмая и седьмая степени:

· На восьмой расплывание и возбужденность вообще не допускаются посредством волевого усилия(усердия)

· На седьмой могут допускать незначительные проявления расплывания и возбужденности, но они устраняются немедленно

iv. Для того, чтобы появилась подобная немедленная реакция на самые тончайшие изъяны сосредоточения, сначала нужно развить усиленную бдительность. Что осуществляется благодаря осознанию порочности рассеянности из-за увлеченности помыслами и вторичными омрачениями. А это пятая и шестая степени сосредоточения:

· На пятой ум начинает склоняться к сосредоточению, осознавая его преимущества, то есть обуздывается

· На шестой ум начинает видеть пороки во всем том, что препятствует сосредоточению

Обе эти степени осуществляют усиленную бдительность

v. Чтобы появилась усиленная бдительность, сначала необходимо быстро припоминать объект в случае отвлечения, и более важней научиться вообще не отвлекаться от объекта — то есть научиться поддерживать постоянную внимательность. А это осуществляется на третьей и четвертой степенях, они порождают данные виды внимательности

vi. А чтобы появились данные виды внимательности, сначала необходимо научиться фиксировать мысль на объекте и добиться продолжения этой фиксации. А это первая и вторая степени сосредоточения.

 

В

 


[1] Комментарий составителя конспекта. Стоит внимательно рассмотреть определения внимательности и бдительности. Внимательность с точки зрения объекта(знакомый), установки(удерживать), функции(неотходность мысли). А определение бдительности в том, чтобы распознавать отклоняется ли мысль от объекта из-за возбуженности и расплывания, или склонна ли мысль отклоняться от объекта из-за тех же причин.
Таким образом из самого определения бдительности становится ясно, что ее функция—это функция распознавания. Бдительность распознает статус пребывания ума: отклонился ли он от объекта или склонен от него отклониться.
То есть функции бдительности, например, не соответствуют усилия по удержанию ума на объекте. Даже, если слон отошел от столба, бдительность лишь распознает это, а вот укрощают, удерживают слона от излишеств именно усилия по концентрации внимания, за счет которых начинает восстанавливаться необходимый уровень сосредоточения ума на объекте. А это уже установка внимательности, равно как и ее функция—неоходность мысли от объкта. Таким образом можно сказать, что хоть бдительность и крюк, но функция бдительности лишь в обнаружении необходимости применения крюка. А вот хлещут крюком слона, возвращая его на место, за счет усиленной концентрации внимательности.
Тогда может возникнуть вопрос: получается, что бдительность в процессе сосредоточения присутствует лишь в те короткие мгновения, когда ум обнаруживает отклонение мысли от объкта? И вообще каково соотношение внимательности и бдительности?
Так вот вышеописанное утверждение в корне не верно. И здесь можно рассмотреть такой пример: качественный уровень сосредоточения, например, сравнить с ровной дорогой, а отклонение мысли от объкта сравнить с выбоинами или ямами на пути. Так вот можно представить себе первого человека, который идет по дороге и внимательно смотрит под ноги. И другого человека, который идет по дороге и смотрит в небо. У первого высокий уровень внимательности, а у второго очень низкий. Понятно, что первый загодя увидет яму на дороге и обйдет ее, а второй скорее всего упадет в яму(вообще забудет объект). Плюс все варианты между первым и вторым примерами: оступится, но устоит, упадет, но быстро выберется и т.д. Все эти варианты проявления бдительности или ее отсутствия в случаях падения в яму(забывания объекта) зависят именно от уровня внимательности, который поддерживается каждое мнгновение продвижения по пути, то есть от уровня внимательности, который проявляется непрерывно и постоянно. Если этот уровень высок, то и бдительность сильна и проблемы обнаруживаются молниеносно. А если внимание слабое, прерывистое, то бдительность проявляется запоздало, или не проявляется вообще. Причем надо понимать, что такие характеристики как слабая и прерывиста — это характеристики единого состояния внимания. То есть внимание не может быть, например, слабым, но непрерывным, или прерывающимся, но сильным.
То есть можно сделать вывод, что бдительность полностью зависит от силы внимательности, равно как и сутью своей произрастает из внимательности как таковой. То есть из каждого мгновения удержания знакомого объекта и неотходности мысли от него. Бдительность как потенция постоянно сопровождает все стадии развития сосредоточения, начиная с того уровня внимательности, когда внимательность, становится непрерывной(при слабой и прерывистой внимательности сложно говорить о наличии бдительности). Но проявляется эта потенция бдительности по необходимости.
И если например мы какое-то время не пользуемся потенцией чашки быть вместилищем для жидкости, не наливаем в нее чай, то это не значит, что чашка в этот период вообще отсутствует. Подобно этому и бдительность, присутствующую в качестве потенциала, мы не можем считать чем-то не функционирующим, сделав умозаключение, что бдительность существует лишь в те мгновения, когда ум обнаруживает отклонение от объекта или видит склонность от него отклоняться.

Date: 2016-07-18; view: 214; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию