Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в ХV в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава.По указанию памятников, оно совершалось не только накануне воскресных дней, двунадесятых праздников и дней особенно чтимых святых всей Православной Церковью, но и накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или другой местности, в том или другом храме или обители. Что касается его состава, то, совпадая в общем с современным, оно представляло в то же время некоторые особенности. Например, стих "Приидите, поклонится... " произносится только три раза, в третий раз в такой форме: "Приидите, поклонимся и припадем к Нему, к Самому Господу Иисусу Христу, Цареви и Богу нашему". Четвертого современного стиха в памятниках ХVI в. не встречается. Другие особенности заключаются в порядке светильных молитв, в чине литии и утрени. Современный состав всенощного бдения закреплен печатным изданием Типикона в 1695 г. По Уставу, всенощное бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца "по еже зайти солнцу мало" (Типикон 2 гл.). Но так как непосредственно перед солнечным закатом полагается служить особую службу, именно малую вечерню, то всенощному бдению, по Уставу, предшествует малая вечерня, исполняемая незадолго до бдения. Повечерие и полунощница в день всенощного бдения отменяются. Обыкновенно в приходских церквах малая вечерня также опускается вместе с девятым часом. Всенощное бдение возникло, как уже было сказано, из ночных служб первых христиан, в которых Евхаристия (Литургия) совершалась на гробах мучеников и соединялась с их поминовением, равно как и с "агапами", вечерями любви. Чинопоследование и символика Современный чин всенощного бдения в полном своем виде изложен во 2-й главе Типикона. По установившейся практике соборных и приходских храмов, которой, впрочем, в настоящее время большею частью следуют и монастыри, описанное во 2-й главе Типикона всенощное бдение совершается несколько другим образом, а именно: войдя в алтарь, священник и диакон облачаются: священник возлагает на себя епитрахиль и фелонь, а диакон стихарь и орарь. В Типиконе, во 2-й главе, а также в Октоихе, - лист 3, сказано: "В соборных и приходских храмах действует священник сия в фелони, диакон же в стихаре", - отверзается завеса и царские врата. Священник принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан: читая тайно молитву кадила: "Кадило Тебе приносим... ", а диакон берет зажженную свечу, священник вместе с диаконом кадит около престола с четырех его сторон, затем кадит жертвенник и весь алтарь. Когда каждение алтаря окончится, диакон проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Востаните", хор: "Господи, Благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". Хор: «Аминь». Священник: "Приидите, поклонимся» (трижды) и в конце величайшим гласом: "Приидите, поклонимся и припадем Ему". Хор поет «Благослови душе моя Господа» с припевом: "Благословен еси, Господи...» Словами «Благослови душе моя Господа...'' начинается 103, так называемый предначинательный псалом. В полном виде он напечатан в Часослове, в последовании вечерни. Но поют его по нотному обиходу, в котором помещены не все его стихи, а только избранные, притом в разных распевах, или напевах (знаменном, греческом, киевском) различные. Между тем священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местный ряд икон иконостаса, весь храм, клир и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Диакон идет и произносит великую ектению на обычном месте, а священник читает светильничные молитвы. После великой ектении и возгласе стихословится первая кафизма с разделением ее на три части или, по выражению Типикона, на три антифона. Первый антифон: "Блажен муж...". Затем поются стихиры на "Господи, воззвах"[22], в конце которых на "И ныне" отверзаются царские врата и совершается вход. Затем: «Свете тихий» и прокимен. Царские врата закрываются и далее под великие праздники читаются паремии. "Паремия" по-гречески значит "притча''. Этим термином называются главным образом, ветхозаветные (иногда бывают новозаветные) чтения, содержащие в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремия содержит прообраз праздника, а иногда похвалу празднику или святому. Паремий большей частью бывает три, но может быть и 15. В Служебнике, изд. Киевско-Печерской Лавры, сказано: "Иерей во время чтения (паремий) сидит на горнем месте одесную страну престола". Далее, после сугубой и просительной ектений и между ними "Сподоби, Господи» на всенощном бдении по Уставу (Типикон, 2 гл.) положена лития. Для совершения литии священник с диаконом выходят из алтаря в притвор. Исхождение совершается при закрытых царских вратах северными дверьми: впереди несут два светильника, за ними идут священник и диакон с кадильницею. Во время исхождения на литию поются особые литийные стихиры или стихиры праздника.[23] В Служебнике и Уставе сказано: ''Исходим в притвору поюще стихиру, - храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вкупе северною страною (северными дверями), предыдет же им со двема лампадома: святым же дверем затворенным сущим. И тамо (т.е. в притворе) кадит диакон святые иконы, настоятеля и паки по чину и станет на своем месте" (Служебник, стр. 23, 2 гл. Типикона). Согласно некоторым древним памятникам, выход на литию совершался и через царские врата.. По разъяснению "Тульских Епархиальных Ведомостей", царские врата для выхода на литию отверзаются за всенощной только при архиерейском служении. По окончании литийных стихир и Богородична диакон возглашает молитву: "Спаси, Боже, люди Твоя..." Прошения, читаемые диаконом четыре раза, заключаются многократным пением "Господи, помилуй": в первый раз 40, во второй 50, в третий и четвертый раз - 3. Литийные прошения оканчиваются молитвой «Владыко многомилостиве...", которую все слушают, приклонив головы. При чтении молитвы "Владыко многомилостиве...", как указывает С.В. Булгаков, (Настольная книга для священно-церковнослужителей» стр. 769) ссылаясь на Типикон, Октоих и Служебник, священник обращается на запад и все присутствующие преклоняют головы. В Типиконе (2 гл.) говорится: "Всем главы преклоншим и на землю приникшим, иерей же зря к западом, молится велегласно: «Владыко многомилостиве". Подобно тому, как это бывает на великом повечерии в Четыредесятницу и после часов в великую среду, молитва "Владыко многомилостиве" составляет отпуст литии. Но лития первоначально предназначалась исключительно для "кающихся", которым запрещался вход во внутреннюю часть храма, а потому и совершалась в церковном притворе, где обыкновенно стояли кающиеся. По этой причине и молитву за литиею "Владыко многомилостиве" - полагается, по Уставу читaть, обратясь лицом к западу, т.е. по направлению к месту стояния кающихся. В настоящее время в этом отношении по установившейся богослужебной практике произошли, по сравнению с указаниями Церковного Устава изменения, т.к. священнику, читающему означенную молитву при обращении лицом к западу, пришлось бы теперь стоять спиною к молящимся, которые при совершении литии, почти все обыкновенно находятся впереди священнослужителей. И народ слушает эту молитву, приклонив главы, не приникая на землю. После молитв поются "Стихиры на стиховне". В Служебнике сказано: "Начинаем стихиры стиховны, и, поюще, входим в храм", т.е. из притвора на средину храма, к столу, где уготовано "ради благословения пять хлебов: пшеница и два сосуда, на сие устроенные" - один с вином, другой с елеем, со стоящими спереди свечами. Когда хор поет тропари, после "Ныне отпущаеши" и Трисвятого по "Отче наш" диакон, приняв благословение от священника на кадило, кадит вокруг стола с четырех сторон (трижды), затем священника и снова хлебы, только спереди. После этого священник читает молитву: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый..." При этом он поднимает один хлеб, которым знаменует прочие. Целовать этот хлеб при богослужении не следует, так как он не освящен еще, и на нем нет даже и крестного знамения - изображения креста.[24] При словах: "Сам благослови хлебы сия: пшеницу, вино и елей", священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их. Причем, так как хлебы лежат вверху, пшеница - внизу, вино - слева, а елей - справа, то рука священника, делая указание на означенные предметы, движется крестообразно. По окончании молитвы, хор поет: "Буди имя Господне..." (трижды), и читается 33 псалом: "Благословлю Господа на всякое время..." до слов: "... не лишатся всякого блага". Священник, подойдя к царским вратам (которые открываются при пении тропаря), обращается лицом на запад и говорит: «Благословение Господне на вас...» Хор поет: "Аминь", и далее начинается чтение шестопсалмия. Порядок совершения утрени на всенощном бдении бывает точно такой же, как и на полиелейной службе. Если же есть какие особенности, то они указаны при описании полиелейной службы. Всенощное бдение, как уже было сказано, начинается с безмолвного крестовидного каждения св. престола. По традиции, ведущей свое начало из Иерусалимского Устава, перед началом всенощного бдения полагается кадить весь храм. Это каждение, по верному замечанию проф. Скабаллановича, само представляет как бы отдельную службу. Что же касается нынешней практики Русской Церкви, выражающейся в крестовидном каждении престола и алтаря, то она ведет свое начало от нее менее древнего Устава Константинопольского храма св. Софии.[25] Безмолвное каждение является одним из самых многозначительных, глубоких и таинственно-торжественных мест православного богослужения. Оно символизирует веяние Св. Духа, ибо до начала всякого бытия и вечности веет Св. Дух в безначальной и блаженной жизни Троичных Недр. Безмолвие крестовидного каждения как бы указывает на неизреченность и вечный бесценный покой премирного естества. Крестовидность каждения указывает на то, что Сын, Которым ниспосылается исходящий от Отца Св. Дух, есть Агнец, закланный от создания мира". Святитель Филарет Московский говорит: "Крест Иисусов, сложенный из вражды иудеев и буйства язычников, есть уже земной образ и тень этого небесного Креста любви" ("Слово в Великий Пяток"). После возгласа: «Слава Святей..." поется: «Приидите, поклонимся...", где прославляется Царь и Создатель, Второе Лицо Пресвятой Троицы - Христос Бог. Радость твари, благословляющей Господа и ответ на Его благословение, слышится в следующем за "Приидите поклонимся..." так называемом предначинательном псалме. Этот 103 псалом начинается словами: "Благослови, душе моя, Господа..." Его содержание рисует картину мироздания во всем его великолепии. Каждение фимиама - ладана изображает веяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, poждая жизнь Своею Божественною силою: «И дух Божий ношашеся верху воды». Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает в одном смысле небо - жилище Божие, в другом - рай - жилище Адама в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем. Таким образом, открытые в это время Царские врата изображают райское блаженство прародителей в раю. Но вот по каждении царские врата затворяются, ибо грехом ("Адамовым преступлением") закрыт был для человека рай, открывающийся ему в близости Божией. Алтарь с престолом здесь изображает рай, небо, на котором действительно (во св. Дарах), а не мнимо восседает Господь. Ему предстоит Его изображающий архиерей и священники с диаконами, изображающими ангелов. Средняя честь храма символизирует землю с верующими. Затем на всенощном бдении совершается лития. Проф. М.Скабалланович отмечает несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Кроме того, говорит он, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир - в собственном смысле - или же в притвор как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех не принятых в Церковь или исключенных из нее, - с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда ее народный и вселенский характер (во всем мире) литийных молитв.[26] А Симеон Солунский о литии говорит так: "В притворе на вечерне творим литию во изображение того, что Спаситель наш в последние дни сошел к нам долу и этим умилостивляем Его. И, стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его ибо недостойны и воззреть на высоту небесную, если, став пред вратами, не возгласим: «Согрешихом». Тогда и Сам Господь, исшед к нам, в сретении с любовью обнимает нас. Вот что значит молебствие молитва иерея пред дверьми! Она значит, что он снова просит у Господа отверзать нам Едем и небо, или лучше сказать, Божественную утробу, которую мы затворили для себя к своему несчастью".[27] Лития содержит совершенно новые, сравнительно с прочими ектиниями моления. Она сопровождается перечислением святых, к заступничеству которых и посредничеству Церковь прибегает. Этим как бы подчеркивается один из основных догматов Православия - почитание святых и молитвенное общение с ними. В древности благословение хлебов было для подкрепления сил молящихся. В Служебнике в связи с этим есть увещание, где указано раздавать иерею благословенные хлебы, вместо антидора после Литургии. Объясняется это тем, что в Русской Церкви в древности бдение начиналось около 9 часов вечера и оканчивалось после полуночи; когда уже вкушать не положено до литургии, как говорится в Уставе: "Да никто не дерзнет вкусити, причащения ради пречистых святых Христовых Тайн" (Типикон, 2 гл.). Когда же бдение оканчивается до полуночи, благословенные хлебы обычно раздают маленькими кусочками молящимся при целовании иконы. В тех храмах (главным обрезом в сельской местности), где бдение совершается не с вечера, а утром до литургии, там следует раздавать хлебы после литургии. Благословенную пшеницу указывается или употреблять при сеянии, или молоть и использовать, как всякую муку, если зерна удобоваримые. «Пшеницу, как говорится в Служебнике, или сей, или со иною измоли и с благодарением иждиви». Вино же нужно "испить со благоговением, обаче якоже благословенная" (Служебник). Елей указывается употреблять для помазания людей. В Служебнике сказано: "Елей сей, eго же благословил еси, аще есть иконостас, на целовании образа, люди знаменай". В настоящее время помазание елеем обыкновенно совершается на утрене, после чтения Евангелия и молитвы: "Спаси, Бoжe, люди Твоя...". Устав о помазании елеем изложен, главным образом, в последовании Типикона за 26 сентября. Исторические указания о Всенощном бдении Итак, как уже было сказано, всенощное бдение получило свое начало с самых древних времен христианства. К источникам I в., упоминающим о ночных службах, относится Священное Писание, в частности кн. Деяний св. Апостолов. На грани I и II вв. имеем памятник (св. Климент Римский, Послание к коринфянам), где имеется указание на бдение. Во II веке о бдении упоминает Климент Александрийский (Строматы. 1 кн., 21 гл.). В III в. Тертуллиан (в соч. "О бегстве"). Важнейшим памятником истории бдения на рубеже III и IV вв. являются "Апостольские Постановления" (2 кн., 69 гл.). В IV в. из весьма важного послания св. Василия Великого к неокесарийским клирикам видно, что всенощное бдение отправлялось уже в Церквях Египта, Палестины и т.д. Св. Василий пишет довольно подробно о том, как совершается эта, согласная с древним преданием и обычаем всех Церквей, служба, когда, "еще с ночи народ, утреннюет у нас в доме молитвы". Архиепископ Филарет Черниговский, анализируя этот текст, находит в нем уже все элементы бдения. В IV же веке из свидетельств древних историков церкви – Сократа, Созомена и Феодорита видно, что cв. Афанасий Великий исполнял на своих службах полиелейный припев: "Яко в век милость Его". В конце IV в. св. Иоанн Златоуст ввел всенощное бдение в Константинопольской церкви (Сократ, 6 кн., 3 гл.). В V в. св. Бенедикт Нурсийский вводит свой знаменитый устав, из которого видно, что бдение состоит из ночной службы и утрени. В конце VI или в начале VII века на Синае уже совершалось бдение, описанное Иоанном Мосхом и св. Софронием, в котором ясно излечен состав современного бдения. Самый древний из доведших до нас полных уставов являются уставы храма св. Софии в Константинополе (XI-Х вв. без заглавия и устав Синайской обители - приблизительно той же эпохи). Первоначальными памятниками уже сложившегося устава являются. Типикон XII в. обители прп. Саввы Освященного и Типикон Х в. Синайской обители. Устав о чтении канонов в воскресные и праздничные дни На утрене канон или большею частью несколько канонов в один день назначается по Уставу петь либо на 16, либо на 14, либо на 12, либо на 8. Изменения в количестве песнопений канона бывают следующие: некоторые песни канона поются, например, на 10 и даже на 4. На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи и Пятидесятницы, а также в следующие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Рождество Богородицы, Введение, Успение (если случатся в седмичные и субботние дни, но не воскресенье) и т.д. На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в какой бы период времени они не случались, т.е. при пении Октоиха или Триоди Постной, или Триоди Цветной. Если в воскресный день случится Богородичный праздник, хотя бы это был праздник, на который в седмичные и субботние дни каноны назначены на 16, то все равно каноны поются на 14. Имеется много и других особенностей, где положено петь каноны на 14. На 12 канон или каноны поются в период времени пения Октоиха в седмичные и субботние дни, например, при празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в отдание Воздвижения и т.д. На 6 канон полагается в Великий четверг. В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха – 1) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому (из Минеи). В Октоихе к первому тропарю Воскресного канона указан припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", к другим канонам (Крестовоскресному и Богородичному), припевов не указано, т.к. по Уставу, ко всем тропарям канона, кроме первого, припевами служат стихи пророческих песней. В Ирмологии пророческие песни так и распределены: а) "Песней стихи в Недели и праздники". б) "Песней во вся дни". в) "Во святую Четыредесятницу". Но так как в практике Русской Православной Церкви пророческие песни поются только постом, то поэтому к тропарям Крестовоскресного канона делается припев: "Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению", а к тропарям Богородичного канона: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Воскресный канон отменяется только в Господские двунадесятые праздники: Крестовоскресный канон опускается, если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный праздник, святой с бдением или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой, которому совершается бдение, или предпразднство, или попразднство, или два великих святых - вообще, когда из Минеи указывается брать канон на 10, то отменяется и Богородичен канон из Октоиха. Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в Неделю празднуется святой, которому положен канон на 4. При увеличении же канонов Минеи первым отменяется Крестовоскресный канон, затем уже Богородицы, и, наконец, в Господские праздники Октоих совсем отменяется. В седмичные дни, если случится двунадесятый Господский праздник, то поются каноны только празднику, если Богородичный двунадесятый - то же, кроме недель, т.к. в этом случае каноны воскресные и праздника соединяются. Если святой с бдением, или полиелеем в седмичный день (кроме суббот и недель), то поется канон Пресвятой Богородице, который находится в конце Октоиха гл. 8 "Колесницегонителя" или же канон молебный "Параклисис": "Воду прошед", помещенный в Каноннике и Часослове, и святому. В субботние дни, когда есть бдение или полиелей при чтении канонов следует учитывать следующее: а) если в храме святого (т.е. храм освящен в честь какого-либо святого), - устав о канонах как и в прочие дни седмицы, т.е. канон Богородице из Октоиха или Часослова и празднуемому святому; б) если в храме Христовом или Богородицы (т.е. храм освящен в честь Господа нашего Иисуса Христа или в воспоминание какого-либо события из Его жизни, или же в честь Божией Матери или Её иконы), - то читается канон храма и затем канон святого, которому бдение или полиелей.
Катавасии, поемые в Господские, Богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года. (19-я гл. Типикона) Катавасией называется ирмос, который поется в конце той или другой песни канона. Типикон часто приписывает этот ирмос петь двум ликам вместе, например, он говорит: "Катавасия "Божественным покровен", оба лика вместе" (Послед. в четверг Вознесения): но иногда каждому "ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос" (Послед.25 декабря). На повседневной утрене катавасия бывает по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни: катавасией служит ирмос 3-го канона (т.е. ирмос последнего канона). После каждой песни канона катавасии поются в те дни, когда совершается служба святому с великим славословием, с полиелеем и т.д. На катавасию после каждой песни канона в праздничные дни назначаются следующие ирмосы:
Об особенностях субботней службы при святом, не имеющем никакого знака. Устав субботних служб при одном святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком, изложен в 12 гл. Типикона: "О службе субботней: о вечерни, о утрени и о литургии, егда поем Бог Господь", а также в главе Октоиха: "О службе субботней: о вечерни, о утрени, и о литургии, егда поем Бог Господь" и в главе Октоиха: "Указ о службе субботней". Эта служба имеет следующие особенности: На "Господи, воззвах" на "И ныне" поется Богородичен воскресный из первого приложения Месячной Минеи настоящего гласа. На "Ныне отпущаеши" поется тропарь святого, "Слава, и ныне" - Богородичен настоящего гласа из III приложения Месячной Минеи. После шестопсалмия и "Бог Господь" поется тропарь святого (дважды). "Слава, и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря святого из III приложения Месячной Минеи Если случится предпразднство или попразднство, то порядок пения тропарей по "Ныне отпущаеши" и "Бог Господь" такой же, как и в другие седмичные дни. КАНОНЫ: В храме святого поется канон прежде Минеи, потом канон храма святого и, наконец, из Октоиха мученичен канон. В храме Христа Спасителя или Богородицы - канон храма, затем святого из Минеи и мученичен из Октоиха. Если когда случится предпразднство или попразднство в субботу, то тогда Октоих не поется, кроме догматика на "Господи, воззвах" (за исключением праздников Рождества Христова и Богоявления, т.к., по Уставу, в период предпразднства и попразднства далее в субботу положено петь песнопение Празднику). Об особенностях богослужения субботних дней если случатся два святых. Стихиры на "Господи, воззвах": три первого святого и три второго святого. "Слава - святого из Минеи (если есть), "И ныне" - Богородичен воскресный, настоящего гласа. По "Ныне отпущаеши" - тропарь первого святого, "Слава" тропарь второго святого, "И ныне" - Богородичен воскресный, настоящего гласа. После "Бог, Господь", «поемого во глас тропаря», тропарь - первого святого (дважды), "Слава" - тропарь второго святого. "И ныне" - Богородичен воскресный, по гласу тропаря второго святого. КАНОНЫ: В храме святого - Минеи первого святого, второго святого и из Октоиха мученичен. Канон храма святого оставляется. В храме Христа Спасителя или Божией Матери - канон храма, канон одного святого, канон другого святого и канон мученичен из Октоиха. О богослужебных особенностях, когда случится служба святому со всенощным бдением. С торжеством воскресного дня иногда соединяется другое какое-нибудь торжество. Если это будет торжество Господского двунадесятого праздника, то воскресная служба совершенно отменяется и поется служба только праздничная. Но в других случаях воскресная служба не отменяется, а совмещается, это объясняется в 3,4,5 главах Типикона и еще в так называемых "Марковых главах", помещенные под разными числами в 48 гл. Типикона. Третья глава Типикона показывает способ совмещения воскресной службы со службой святого, который имеет бдение, т.е. такого святого, которому и в седмичный день полагается бдение. Так как порядок всенощного бдения мы уже проходили, то здесь мы отметим некоторые его части, которые принадлежат к разряду изменяемых. Особенности этой службы заключаются в следующем: Стихиры на "Господи, воззвах" на 10, а именно: 1. Воскресны гласа - 3. 2. Восточна, или анатолиева - 1. 3. Святого из Минеи - 6. 4. "Слава" - святого. 5. "И ныне" - Богородичен гласа. По "Ныне отпущаеши" тропарь: "Богородице Дево..." (дважды) и святого (единожды). На "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды). "Слава" - тропарь святого. "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. Величание. После величания тропари: "Ангельский собор..." с припевом: "Благословен еси, Господи...". КАНОНЫ: Воскресный, Богородицы из Октоиха и святого. ПОСЛЕДОВАНИЕ 3-го и 6-го ЧАСА На 3-м Часе (который соответствует у нас 9-му часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата. Кроме того, 3-й Час посвящен воспоминанию события сошествия Св. Духа на Апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. "Сие же размышляя, - повелевает Учительное известие священнослужителю, - прилежно Богу да молится - яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом", сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для 3-го Часа: 16-й - "Услыши, Господи, правду мою...", 24-й - "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...", 50-й - "Помилуй мя, Боже...". В 16 и 24 псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: "Изгонящии мя ныне обыдоша Мя..." (Пс. 16, 10). В 50-м псалме - раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Св. Духа: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей..." (Пс.50). На 6-м Часе (который соответствует у нас 12 часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы: 53-й - "Боже, во имя Твое спаси мя...": пророчески указывается на предательство и 54-й - "Внуши Боже, молитву мою..." страдания Спасителя 90-й - "Живый в помощи Вышняго..." благовествует о надежде и уповании на Бога. Богослужения, совершаемые в 3-й и 6-й часы, освящены самими апостолами. Из книги Деяний мы узнаем, что свв. апостолы время 3-го и 6-го часов считали временем молитвы (Деян. 2,15; 10,9). Приготовление священнослужителей к совершению Божественной литургии Св. Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно "приуготовляли" себя к совершению ими святейшего таинства Причащения. Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается, не следует этого допускать даже и для диаконов[28]. В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чисто, одежда - не рваная, прилична и опрятна, лицо и руки вымыты, голова причесана, ногти обрезаны, усы подстрижены, зубы вычищены еще с вечера. Если нужно "измыть" уста утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служит препятствием к приобщению (Уч. изв.; сравни 16 пр. Тимофея Александр.). В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Св. Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое "правило", положенное Уставом перед совершением Литургии. Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен: 1. Совершить или выслушать вечерню и утреню. (Для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно). 2. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день: а) Спасителю. б) Божией Матери. с) "Дневной". д) Св. Ангелу Хранителю.
3. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией. Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать св. Таинство, это: 1. запрещение в служении от архиерея, 2. смертный грех на душе, 3. вражда, 4. вкушение пищи после полуночи, 5. женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений, 6. препятствием могут также послужить особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить. а) уныние, б) тоскливость. наконец, 7. осквернение во сне. В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения может приступать к священнодействию (4 пр. св. Дион. Александр.), предварительно прочитав правило от осквернения. Как должен поступать при совершении литургии диакон, служащий без приготовления 1. Он не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв. 2. Не берет обычного начала у священника перед "Благословенно Царство", а только тихо произносит: "Благослови, владыко", и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения: "Благослови, владыко" и ектении. 3. После Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает бпагословение, говоря: "Благослови, владыко", и, поручив благословение, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения. 4. При возгласе священника: "Победную песнь... " - диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник. 5. При освящении св. Даров не подходит к св. Трапезе и не поднимает св. Дары при возгласе: ''Твоя от Твоих...", а только по освящении св. Даров совершает каждение во время "Достойно есть''. 6. Не выносит св. Даров и не возглашает: "Со страхом Божиим..." "От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии"[29]. Л И Т У Р Г И Я по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей. Входные молитвы Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершив три поклона, читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии молитвы, стоя с покрытой головой (в скуфье или камилавке) до чтения тропаря "Пречистому Твоему образу...". Диакон: "Благослови, владыко". Священник: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон: "Аминь. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш". Священник: "Яко Твое есть Царство... веков. Аминь". После оба читают: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас... ". "Слава: Господи, помилуй нас…". "И ныне: Милосердия двери отверзи нам...''. Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:"Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий...''. Сделав поклонение иконе Спасителя они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь: "Милосердия сущи источник... ". Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:[30] "Господи, низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего..." По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северней и южной сторонам солеи (хорам певчих), произносят "Простите и благословите, отцы и братие", и входят в алтарь при чтении с 3-го по 13-й стихи 5-го псалма: ''Вниду в дом Твой, поклонюся ко xpамy святому Твоему в страсе Твоем...'' 1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии. В дни недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного "Христос воскресе... " принято читать "Предварившия утро...", "Во гробе плотски... ", "Слава" - "Яко живоносец, яко рая краснейший…", "И ныне" - ''Вышняго освященное... ", "Пречистому Твоему образу... "; далее - в обычном порядке. От антипасхи (Неделя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного - "Христос воскресе...» следует читать Трисвятое по "Отче наш...", далее - обычный порядок. "Царю Небесный... " в это время не читается - до дня Святой Троицы (Пятидесятницы). В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой Пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, «Царю Небесный» на полунощнице не читается, - входные молитвы начинаются со «Святый Боже».
Последование облачения Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая честь этим Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды. Священник берет подризник, а диакон - стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя". Облачение диакона Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: "Благослови, владыко, стихарь с орарем". Священник, благословляя, произносит: ''Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон говорить «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: "Возрадуется душа моя о Господе..." Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении - на правую руку: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости...", на левую руку: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя... ". Облачение священника Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту; благословляет подризник, произнося: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): "возрадуется душа моя о Господе..." и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест). При возложении на себя епитрахили священник читает: "Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя...". После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: "Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне..." Затем, опоясуя себя поясом, он читает: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою...". Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости...", "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя... ". При облачении в фелонь священник читает: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду... ". Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню великого пятка - перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей, на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное. Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только "Господу помолимся" перед каждой одеждой).
I. ПРОСКОМИДИЯ Понятие о проскомидии "Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой - Небесной и земной". От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией - приношением. Хлеб, требуемый для Святого Таинство, должен быть чистый, пшеничный, замешенный простой водой, и квасным (т.е. не пресным, а вскисшим, приготовленным на дрожжах). На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Православной Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе - Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления, по сторонам креста она имеет надпись: ИС. ХС. = Иисус Христос НИ. КА. = Победитель (побеждает) Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На других просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями. Вино должно быть виноградным, красным. Вино соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. (Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено). Символика священнодействий проскомидии На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаются Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и действия проскомидии имеют двоякое значение; с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой - страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа, жертвенник изображает вертеп, дискос - ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица - звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы - пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминает о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхвы. Крестообразное разрезание агнца и прободение его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывающие на страдания Спасителя: "Яко овча на заколение ведеся... ". Соединение всех частей вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой - Господь Иисус Христос. Чинопоследование проскомидии. По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма (стт. 6-12) умывают себе руки в знак духовной чистоты, с который они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: ''Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи...''. Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии, снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух; просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку. Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение молятся об очищении своих грехов, читая: ''Боже, очисти, мя, грешного, и помилуй мя", и седален из службы Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении: ''Искупил ны ecи от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе". По долгу благоговения к евхаристическим сосудам, священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов ''Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах ''честною Твоею Кровию'' - чашу. Произнося ''на Кресте пригвоздився'', целует звездицу, "и копием прободся'' - копие и, наконец, при словах ''бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе'' - лжицу. Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней жертвы на Голгофе. Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко". Священник возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков''. Диакон: ''Аминь''. Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа. Священник по возгласе ''Благословен Бог наш... '' берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: "В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа''. И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: "Яко овча на заколение ведеся. ''. (Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя). Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: ''И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих''. Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: ''Во смирении Его суд Его взятся". Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?" Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: "Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит: ''Возми, владыко". Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: ''Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его не дискос печатью вниз. Диакон: "Пожри, владыко" (от слав. слова "пожрети" - принести в жертву). При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение". Затем обращает Агнец печатью вверх. Диакон: ''Прободи, владыко''. При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: ''Един от воин копием ребра Его прободе, и абие (т.е. тотчас) изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его''. Диакон: "Благослови, владыко, святое соединение". Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды. Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник". Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна''. Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит: 1. "Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна'', - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд. Затем священник говорит: 2. Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков", - и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца. Далее священник говорит: 3. "Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла и прочих всех святых апостолов", - и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц. Затем священник произносит: 4. "Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей", и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд. Потом священник говорит: 5. "Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц", - и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда. Затем священник говорит: 6. "Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей",- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд. Продолжая, священник произносит: 7. "Святых и чудотворцев, бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников", - и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд. Далее священник говорит: 8. "Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже'', - и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда.[31] Затем священник говорит: 9. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: "Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския",- если совершается его литургия), - и, отделив частицу девятую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд. Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: "Помяни, Владыко Человеколюбче, Святейшия православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Алексия, Господина нашего Преосвященней-шего (имя рек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего - имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко". Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит: "Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея" - и потом; вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия" (или рабов Божиих) - имя рек. (Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием). Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии. Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит: "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея)". В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), - имя рек". Заканчивая поминовение, священник произносит: "Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи". Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых. Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное". После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: "Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся". Священник, благословляя кадило, читает молитву: " Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа". Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: "Господу, помолимся". Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: "И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча". Диакон: "Господу помолимся". Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: "Господь воцарися, в лепоту облечеся..." Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко". Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля". Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко". Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: "Покрый нас кровом крилу Твоею..." Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе". Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии. Диакон глаголет: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся". Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру..." По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе". Диакон: "Слава..., и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови". В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: "Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов:) "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". На литургии святаго Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Диакон: "Аминь". Частные просфоры После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих. Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор. Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с Жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемое как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии - приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии). Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями. II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Понятие о литургии оглашенных. Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер. В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия. Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии. Чинопоследование литургии оглашенных Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны. После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный". Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю. После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы. Священник, подняв руки горе, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй..." (один раз) - и прославляет Господа ангельским славословием: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды). Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". Затем священник целует Евангелие (на практике - Евангелие и престол), а диакон - престол. 1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе..." (трижды), "Цар
|