Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По физкультуре 10-11 классы

Умаров Назыр Наимович

 

 

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных организациях. Содержание учебника по физи­ческой культуре ориентировано на формирование личности, го­товой к активной и творческой самореализаций в пространстве общечеловеческой культуры. Такая целевая установка сформули­рована в Федеральном государственном образовательном стан­дарте (ФГОС). В сочетании с другими формами обучения физ­культурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприя­тиями — достигается формирование физической культуры лич­ности. физическая культура личности включает в себя мотива­цию и потребность в систематических занятиях физическими уп­ражнениями и спортом, использование для укрепления здоровья и хорошего самочувствия оздоровительных упражнений и гиги­енических процедур. Она предполагает также должную культуру освоенных двигательных действий (движений), телосложения, здо­ровья и соответствующий уровень физической подготовленности.

В процессе освоения содержания предмета «Физическая куль­тура» решаются задачи по разностороннему физическому, нрав­ственному, эстетическому и этическому воспитанию личности старшеклассника, создаются возможности для межличностного общения и коллективного сотрудничества. Занятия по физиче­ской культуре создают неограниченные возможности для разви­тия самостоятельности и активности, формируют у учащихся та­кие потребности, как стремление к саморазвитию, самосовер­шенствованию, самореализации и творчеству.

Целью школьного физического воспитания является фор­мирование разносторонне физически развитой личности, спо­собной активно использовать ценности физической культу­ры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организа­ции активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая куль­тура» в старшей школе направлен на решение следующих задач:

• содействие гармоничному физическому развитию, выработ­ка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

• формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней фи­зической подготовленности;

расширение двигательного опыта посредством овладе­ния новыми двигательными действиями базовых видов спорта, упражнений современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки, а также фор­мирование умений применять эти упражнения в различных по сложности условиях;

• дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно­силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координацион­ных способностей (быстроты перестроения двигательных дейст­вий, их согласования, способностей к произвольному расслабле­нию мышц, вестибулярной устойчивости и др.);

• формирование знаний и представлений о современных

оздоровительных системах физической культуры, спортивной тренировки и соревновани

• формирование знаний и умений оценивать состояние соб­ственного здоровья, функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии е данными самонаблюдения и самоконтроля;

• формирование знаний о закономерностях двигательной ак­тивности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнения фун­кций отцовства и материнства, подготовки к службе в армии;

• формирование адекватной самооценки личности, нравст­венного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;

• дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции;

• закрепление потребности в регулярных занятиях физиче­скими упражнениями и избранным видом спорта (на основе овладения средствами и методами их организации, проведения и включения в режим дня, а также как формы активного отдыха и досуга).

Данная рабочая программа создавалась с учётом того, что си­стема физического воспитания, объединяющая урочные и вне­урочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна содействовать решению вышеназванных задач и созда­вать максимально благоприятные условия для развития учащих­ся и успешной работы учителя. В программе предусмотрен учёт индивидуальных интересов, запросов и способностей старше­классников, региональной и национальной специфики, а также местных особенностей работы школы.

Основными принципами, идеями и подходами при формиро­вании данной программы были: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятель­ностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выра­жается в предоставлении всем ученикам одинакового доступа к информации о физической культуре, максимальном раскры­тии способностей юношей и девушек, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития учеников с разным уровнем двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с личным опытом и уровнем достиже­ний школьников, их интересов и склонностей. Учителя должны предоставлять разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества, базирующейся на идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они сбли­жаются благодаря взаимопониманию и проникновению в духов­ный мир друг друга, совместному желанию проанализировать ход и результаты этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании уче­ника не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортив­ной деятельности, на развитие познавательных сил и творче­ского потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация педагогического процес­са состоят в усилении целенаправленности обучения и моти­вации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и ко­ординационных способностей, акцентированного и всесторон­него развития координационных способностей, методики про­граммно алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

В основу планирования учебного материала в логике поэтап­ного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных свя­зей из различных предметных областей: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др.

Уроки физической культуры — это основная форма органи­зации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

На уроках физической культуры в 10-11 классах решают­ся все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые обусловлены целью общего и среднего образования содействием разностороннему раз­витию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.

Прежде всего на всех уроках продолжается работа по фор­мированию знаний и выработке умений использовать совре­менные средства физической культуры и спортивной трениров­ки для укрепления здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга. В числе оздоровительных задач важное место занимает формирование у молодых людей общественных и личных пред­ставлений о престижности высокого уровня здоровья и разно­сторонней физической подготовленности, а также содействию их гармоничному развитию.

В процессе усвоения материала программы углубляются зна­ния старшеклассников о закономерностях спортивной трениров­ки, двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, благополучного материнства и отцовства; даются конкретные пред­ставления о самостоятельных занятиях с целью улучшения фи­зического развития и двигательной подготовленности (с учётом индивидуальных особенностей учащихся). Материал учебника помогает сформировать знания и представления о современных оздоровительных системах физической культуры, умения оцени­вать состояние собственного здоровья и функциональных воз­можностей организма, учащиеся учатся проводить занятия в со­ответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля.

В старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обо­гащение двигательного опыта, повышение координационного ба­зиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять, их в различных по сложности условиях.

В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствовани­ем двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и ко­ординационных способностей (быстроты перестроения и согла­сования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости), а также их сочетанию.

Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по за­креплению у юношей и девушек потребности в регулярных за­нятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делает­ся акцент на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, целеустремленность, выдержка, са­мообладание, а также на развитие психических процессов и об­учение основам саморегуляции.

Задачи физического воспитания, решаемые в старших клас­сах, а также возрастные и половые особенности накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспита­тельного процесса.

В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познава­тельных игр и упражнений, самостоятельной работы, алгорит­мизации, метода сопряжённого развития кондиционных и ко­ординационных способностей.

Цель применения подобных методических подходов - воспи­тание у старшеклассников стремления к самопознанию, усиле­ние мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.

Более отчётливо, чем в среднем школьном возрасте, прояв­ляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, мето­дов и организации занятий. Поэтому необходимость раздельного проведения занятий становится очевидной.

На уроках физической культуры продолжается обучение зна­ниям по физической культуре, основам здорового образа жизни, спортивной тренировки. Школьников необходимо учить пользо­ваться специальной литературой. Это будет способствовать пре­вращению физического воспитания в непрерывный процесс, вне­дрению занятий физической культурой и спортом в повседневную жизнь. Соответствующие знания наиболее целесообразно сооб­щать в процессе овладения конкретным материалом программы.

На занятиях не прекращается работа по освоению новых уп­ражнений, совершенствованию и адекватному применению их в разных условиях.

Для одновременного закрепления и совершенствования двига­тельных навыков (техники) и развития соответствующих коор­динационных и кондиционных способностей следует многократ­но повторять специальные упражнения, целенаправленно и часто меняя отдельные параметры, движений или их сочетания, усло­вия выполнения этих упражнений, постепенно повышая интен­сивность и объём физической нагрузки. В этих целях рекомен­дуется шире применять разнообразные методические приёмы, относящиеся к методу вариативного (переменного) упражнения, игровому и соревновательному. Таким образом достигается раз­ностороннее развитие двигательных способностей, налаживается связь с углублённым техническим и тактическим совершенство­ванием, что является одной из главных особенностей методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, могут одновременно совершать несколько сложных действий, отличаются большей организованностью, це­леустремлённостью, глубиной и точностью мышления. Поэтому на занятиях с ними рекомендуется значительно шире применять так называемые специализированные средства, методы и мето­дические приёмы: наглядные пособия, схемы, модели, раскрыва­ющие особенности биомеханики движений, видеозаписи, метод «идеомоторного» упражнения, средства и приёмы дублирования, ориентирования и избирательной демонстрации, методы направ­ленного «прочувствования» движений и срочной информации.

Большое внимание, следует уделять оздоровительным и вос­питательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тес­ной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. Поэтому при прохождении матери­ала программы следует предусматривать использование упраж­нений и ситуаций, содействующих воспитанию нравственных и волевых качеств. Успешному решению оздоровительных задач способствует систематическое проведение занятий на открытом воздухе, постепенное повышение нагрузки, включение в урок закаливающих процедур (хождение босиком, самомассаж, точеч­ный массаж), приёмов регуляции и саморегуляции психических и физических состояний.

Одним из важных методических требований является реа­лизация на уроке физической культуры межпредметных связей: в старших классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией, физикой, математикой й другими предметами.

Важным условием успешной работы учителя является гра­мотное планирование программного материала. Основой для планирования учебных занятий является материал по овладе­нию двигательными умениями и навыками (техникой и такти­кой) и развитию соответствующих кондиционных и координа­ционных способностей. Эти два раздела лучше всего поддаются прогнозированию, а также чётко разработана структура и орга­низация обучения. При планировании базовой и вариативной части программы необходимо учитывать климатические и гео­графические особенности региона проживания, состояние мате­риально-технической базы школы, время, отведённое на успеш­ное овладение материалом каждого раздела программы. В связи с планированием уроков, на которых внимание будет уделяться развитию двигательных способностей, необходимо регламенти­ровать все компоненты нагрузки: объём работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упраж­нений. Следует постепенно и волнообразно повышать нагрузку урока.

Также нужно запланировать контрольные упражнения, чтобы следить за ходом учебно-воспитательного процесса. С их помо­щью можно скорректировать выполнение упражнений и оце­нить степень владения навыком. В первой половине сентября и первой половине мая рекомендуется провести тестирование с целью определения уровня физической подготовленности, что­бы иметь объективные исходные данные и увидеть произошед­шие за учебный год сдвиги в развитии конкретных координа­ционных и кондиционных качеств.

В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и инди­видуальный. В 10-11 классах значительно шире, чем в предыду­щих, рекомендуется применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигатель­ными действиями, развитию физических способностей с учётом типа телосложения, склонностей, физической и технико-такти­ческой подготовленности.

При организации учебных занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому следу­ет предусмотреть занятия на местности, в нестандартных усло­виях, выполнение заданий при различных помехах, в условиях дефицита времени, с максимальными физическими и волевыми нагрузками. При планировании и организации занятий по овла­дению военно-прикладными навыками, развитию двигательных способностей, воспитанию морально-волевых качеств необходи­мо тесно связать эти занятия с уроками допризывной подготовки.

Прохождение учебного материала (изучение учебной темы) должно осуществляться в логической последовательности, в си­стеме взаимосвязанных уроков. При этом учитель должен пра­вильно связать темы между собой, определить объём учебного ма­териала на каждый урок, учитывать этап обучения, вести занятие в соответствии с переносимостью учащимися двигательных нагру­зок, уровнем их технической и физической подготовленности.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками исполь­зуются для того, чтобы закрепить потребность учеников в регу­лярных занятиях физическими упражнениями и избранными ви­дами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, сти­мулировать к самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом (включающим в себя теорети­ческие и методические знания, уровень технико-тактического мас­терства), умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом нельзя забывать и о коли­чественных показателях в различных видах двигательных действий. Как и на предыдущих возрастных этапах, ученики должны поощ­ряться за систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, познавательную активность в вопро­сах физической культуры и укрепления здоровья, умение зани­маться самостоятельно, вести здоровый образ жизни. Оценивая достижения по физической подготовленности, важно не только учитывать высокий исходный уровень, который свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках, но и ориентировать­ся на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.

Педагог должен обеспечить каждому ученику (и юноше, и девушке) одинаковый доступ к занятиям физическими упраж­нениями и спортом, предоставить им разноуровневый по слож­ности и субъективной трудности усвоения материал программы. Учитель должен опираться на широкие и гибкие средства и ме­тоды обучения, создать условия для занятий старшеклассников избранными видами спорта и физическими упражнениями. При четырёх и более уроках в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.

В школах, имеющих соответствующие условия, на занятия по плаванию отводится 12-14 ч при трёхразовых занятиях в неде­лю за счёт равномерного выделения времени из других разделов, включая вариативную часть.

Согласно письму Минобороннауки России от 07.09.2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13.09.2010 г. № ЮН-02-09/4912 при планировании урочных и внеклассных занятий рекомендуется использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования спортивной направленности, а также базы спортивных объектов, входящих в муниципальную и региональную собственность.

Если школа находится в бесснежном районе страны или отсутствуют должные условия, можно заменить тему «Лыжные гонки» углублённым освоением содержания других тем, таких, как «Гимнастика», «Спортивные игры». Это время можно за­планировать также на освоение материала (по выбору учащихся, учителя, школы), учитывающего национальную или региональ­ную специфику.

 

Date: 2016-07-18; view: 186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию