Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Августина Аврелия.





На этапе своего становления христианская религия нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии, а также философском постижении и обосновании сущности Бога.

Одним из основателей патристической философии был Августин Блаженный. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.

По религиозным догмам Бог является нам как откровение, которое нужно понять. Но сначала человек должен обнаружить Бога как реальность. Вера и есть тот инструмент, с помощью которого человек может обнаружить Бога, вне веры Бога для человека нет. Поэтому в религиозной философии Вера находится на первом месте. Но вера сама по себе еще не дает знания, она дает лишь объект для познания, а Божественную сущность нужно описать, объяснить и понять. Это цель достижима только посредством Разума, на основе деятельности которого мы получаем истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как в инструменте познания сущности Бога. Но Вера обязательно предшествует Разуму, потому что без Веры нет объекта познания: «Без Веры Разум пуст, а Вера без Разума слепа». Так в философии Августина констатируется проблема единства Веры и Разума.

18. Философия схоластов.

 

Существовала между V-XV веками и была неразрывно связана с христианским учением о возможности личного спасения, воскресения (телесно и духовно) личности из мертвых, торжестве христианской истины после второго пришествия Христа и Страшном Суде во вселенском масштабе.
Одной из основных отличительных черт средневекового типа философского мышления можно считать подчинение философской мысли религиозной форме. Философия становится в зависимое положение по отношению к религии как в выборе тематики философских проблем, так и в подборе того научного инструментария, которым пользуется исследователь. Утверждается приоритет веры над разумом.
Проблематику средневековой мысли сформировали следующие идеи:
1) учение о творении мира и человека. Всё сущее мыслится как итог деятельности Бога, произвольным актом Своей воли сотворившего «из ничего» космос, землю, все живые существа, на ней обитающие, в том числе и человека. При этом человек был создан последним из всех тварей по «образу и подобию» самого Бога. Всякое стремление человека познать мир и самого себя в нем существующего невозможно без мистического постижения Бога, как своего Творца, посредством веры. Но Бог абсолютен и в силу этого непостижим рациональным способом, а вот сотворенный Им мир открывается человеку через опыт и разум.
2) Придание Откровению онтологического статуса. Откровение — это слово Бога, зафиксированное в священном писании христианства, то есть библии. Единственным источником философского творчества является Писание и заключенное в нем Божественное Откровение. Подлинное, настоящее бытие может мыслиться с христианской точки зрения как бытие Бога. Поэтому каждый человек должен быть устремлен к своему творцу как онтологическому первоначалу.
«Патристика» – совокупность воззрений первых христианских теологов, создавших вероучение о Боге и церкви. Зарождение патристики – кон. I – нач. II века. В этот период завершается первый этап христианской истории, именуемый апостольским, и связанный с деятельностью ближайших учеников и последователей Христа.
Расцвет патристики начинается в VI-V вв. В этот период были сформулированы и разработаны основные концептуальные подходы и идеи христианской философии. На Западе в эти годы жил и творил Августин Аврелий, на Востоке (в Византии) – Василий Великий, Григорий Богослов.
Наиболее острыми философскими и догматическими вопросами, оказавшимися в центре исследований представителей христианской патристики, были:
• теологическая (единство и троичность Бога – обоснование догмата Троицы);
• христологическая (сочетание в Христе двух природ – земной и небесной);
• антропологическая (соотношение божественной благодати и греховной природы человека в плане его спасения и искупления).
Среди других философских проблем, разрешением которых занимались патристы, были: обоснование монотеизма (единобожия), толкование сверхъестественной природы и Бога, идея креационизма (творения мира из «ничего»), обоснование абсолютной свободы и власти Бога и Его абсолютной благости.
Крупнейшим мыслителем-патристиком был Августин Аврелий (Блаженный) (VI-V вв.).
Бог предстает у Августина как единственная сущность, существование которой проистекает из собственного естества. Весь остальной мир существует уже только благодаря Божественной воле. У Августина Бог совершенно свободно, не побуждаемый никакой необходимостью, вневременным актом творения создает вещество (материю), пространство и время. Причем Бог не только сотворил все сущее, но и постоянно поддерживает, воспроизводит его существование. Без подобного перманентного креационизма мир, по мнению Августина, исчез бы в небытии.
«Мысли творца перед актом творения», по Августину, превращаются в божественные прообразы мира. В отличие от Платона превыше всего не абстрактное благо, а абсолютное начало бытия — Бог.
Главным мотивом в отношении Бога и человека философ считает грех. В основе человеческого самосознания лежали не социо-природные предпосылки, а свободный выбор перволюдей: быть им с Творцом или быть против Него. Подлинно свободными были лишь Адам и Ева. Но пралюди согрешили перед Богом, нарушили Его волю и они разрушили гармонию всего мироздания. В земных условиях человек не может ощущать себя свободным ни в чем — даже в вере. Все в его земном бытии происходит по воле Бога. Сам человек, неся на себе бремя выбора, уже совершенного Адамом и Евой, предопределен творить зло. Поэтому потребовалась искупительная жертва Христа, чтобы человечество смогло преодолеть всемирную греховность.
Акт воли всегда выше акта разума. Высшей формой акта воли есть вера. Следовательно, вера всегда выше разума. Акт воли должен предшествовать акту познания. То есть, человек должен сначала уверовать в Бога и возлюбить Его, а затем пытаться познавать.
Августин резко противопоставляет церковь и государство («царство света и царство тьмы»). Смысл же истории состоит в окончательной победе христианской истины, в утверждении Божественной правды и торжестве добра над злом.
Формирование и развитие схоластики (ученая, школьная) происходит в V-XV вв. в Западной Европе. Главной задачей схоластики становится систематизация и философское обоснование теологии.
На развитие схоластики сильное влияние оказали труды Платона, Аристотеля и арабская средневековая философия, прежде всего в лице Авиценны (Ибн-Сины).
Для обоснования собственной правоты философ должен был отыскивать необходимые фрагменты в Ветхом и, особенно, в Новом Завете. Здесь в наглядной форме проявился принцип авторитета, то есть подчиненности философской мысли внешней аргументации.
Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что одной из главных дисциплин схоластической философии стала специфическим образом истолкованная диалектика: расчленение и тончайшее различение понятий получило статус важнейшего направления во всей схоластической мысли.
Широкую известность в схоластической философии приобрели сочинения Ансельма Кентерберийского, который сформулировал основополагающее для всей средневековой мысли онтологическое доказательство бытия Бога. Если человек полагает, что есть абсолютное, самодостаточное начало бытия (Бог), то тем самым он подтверждает, что это начало существуют в реальности. Поэтому Ансельм считал, что именно вера является предпосылкой знания, а не наоборот.
В рамках схоластической философии активное распространение получило учение о двойной истине. Согласно ему истинное знание для философии может быть ложным для теологии и наоборот. Будучи убежденным в том, что понятия, несводимые к интуитивному знанию, а также не подтверждающиеся проверкой опытным путем, должны быть удалены из научного оборота.
В становлении схоластической философии заметную роль сыграли два направления мышления: номинализм и реализм. Различие заключалось во взглядах на определение онтологического значения универсалий. Под универсалиями (от латинского «universale — общее свойство как род или вид) здесь понимаются общие понятия, характеризующие какой либо класс предметов.
Внешним поводом к спору между номиналистами и реалистами послужили следующие вопросы:
1) существуют ли роды и виды (универсалии) самостоятельно или же они существуют только в мыслях?
2) если роды и виды существуют, то в какой форме: телесной или бестелесной?
3) обладают ли универсалии отдельным бытием или же существуют в чувственных предметах и наряду с ними?
Например, есть общее понятие «стул», которым называются вещи одного класса. Но реально существуют разнообразные и необязательно совершенно точно совпадающие по форме предметы, именуемые этим словом. Возникает проблема: общее понятие (в данном случае универсалия — «стул») существует в реальности или же являются только плодом нашего мышления? И как возможно существование единого понятия, которым определяются предметы одного класса?
Таким образом, вопрос заключался в следующем: являются ли универсалии чем-то реальным, имеющим вещную форму или они суть только слова? В последнем случае употреблялось понятие «имя».
Номиналисты (наиболее известными из них были Росцеллин и Оккам) утверждали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Они суть имена (названия), возникающие после вещей. Реально в мире есть лишь единичные вещи, а универсалии — их имена. (В приведённом примере: в действительности существуют конкретные стулья и ничего более). Эмпирическое познание фиксирует реальное бытие единичного, а абстрактное познание устанавливает отношения, существующие между общими понятиями.
Реалисты (среди их можно назвать Эриугену и Ансельма) считали, что универсалии существуют реально (то есть в действительности реально присутствует общее понятие стула) и независимо от сознания человека. По сути, универсалии возникли ещё до конкретных «вещей» и могут рассматриваться по аналогии с учением Платона об идеях - образах чувственного мира. Всякая же вещь в своей телесности есть результат облечения сущности предметными свойствами. Например, Ансельм утверждал, что универсалии идеальным образом присутствуют в Божественном уме, и что человек может приблизиться к их постижению с помощью иррационального, мистического познания посредством веры.

 

Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки.

Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко:

- Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме).
- Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало).
- Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме).

Таким образом, мир это иерархическая система, состоящая из сверхъестественного мира Бога и мира естественных вещей. Поэтому вера и наука не противоречат друг другу, а дополняют: прерогатива веры - сфера Бога, а задача науки - познание и объяснение закономерностей материального мира. Более того, призвание философии заключается в трактовке, представлении религиозных истин в понятиях разума.

В учении о государстве и обществе он также пытается найти компромисс между светским государством (королевской властью) и Божественным государством (церковью). Для этого он вводит принцип соподчинения низшего и высшего, т.е. светская власть должна быть санкционирована церковной властью.

20. Возраждение (Ренессанс) означает возвращение к античным традициям, к пониманию человека как части природы, к античной культуре. Возраждение формируется в 14 веке из-за консерватизма того времени и всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов. Новый тип мировоззрения уже не апеллирует к религии, теологии, а приобретает светский характер. Зарождающийся новый тип социально-экономических отношений – капитализм, так же требует свободы действия и мышления.

Растет интерес к естественно-научным знаниям. Возрождение - это эпоха Великих географических открытий. Важное значение для формирования новой философии имела церковная реформа - Реформация. Реформаторы выдвинули идею личной независимости человека перед Богом без посредства церкви.

Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возражения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.

Никола Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что природа совершенна, поскольку Бог создает только совершенное.

Джордано Бруно, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, выдвигает идею о множественности миров, которые могут быть обитаемы. На основе принципа пантеизма Бруно рассматривает природу, как проявление Бога в вещах. Но из этих же соображений можно сделать вывод о том, что Бога нет вообще.

В эпоху Возрождения резко меняется философский взгляд на человека и его природу. Человек уже не рассматривается как изначально греховное и падшее существо. Более того, например, Пико де Мирандола называет человека великим существом, достойным восхищения. Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы.

Человек выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Он является творческим существом с природными дарованиями. Человек ни в чем не ограничен, и сам определяет свою судьбу, опираясь на разум и волю. Естественное проявление человеческих чувств столь же прекрасно, как и проявление разума.

Таким образом, утверждается идея индивидуализма. Отдельный человек является особой ценностью. В этом одна из особенностей Возражденческого гуманизма.

Человек Возраждения трактует Христа не как божественное существо, а как идеал земного человека. Мораль и нравственность все больше приобретают светский характер. Для того чтобы стать нравственным, человеку не обязательно обращаться к Богу, но обязательно обращаться к собственной совести.

В Возражденческой концепции человека как совершенной индивидуальности два момента. Человек сам по себе не греховен и не порочен. Второе, все люди равны друг перед другом. Но Возрожденческий гуманизм контрастировал с реалиями 15-16 веков, поскольку существовало социальное неравенство.

21. Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

Date: 2016-07-18; view: 1122; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию