Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архимандрита Иоанна Крестьянкина).





Круг церковного богослужебного чина снова привел нас к вратам Великого поста. И мы в преддверии его опять, как каждый год, встречаемся с Закхеем “праведным, справедливым” по имени (ибо это означает имя его), но грешным по делам человеком, начальником мытарей, который очень долго и Бога не бо­ялся, и людей не стыдился.

Но именно этот, грешнейший многих грешников, удо­стоился войти в церковную историю, потому что дал об­раз первых шагов падшего человека навстречу Господу. И пример его жизни явил откровение о милосердии, о внимании Христа к обращению грешного человека, к са­мым первым шагам к исправлению.

И сегодня же — так совпали нынче дни — мы с вами осо­бенно молитвенно поминаем того, кто ежедневно напо­минает нам о себе, чей орган души, сердца и уст сподо­бился Божиим велением пропеть единственные, непов­торимые слова, дающие жизнь миру, — слова Божествен­ной литургии. Мы поминаем великого учителя Вселен­ской Церкви — святителя Иоанна Златоустого, ибо сегодня день памяти возвращения святых его мощей из зато­чения в Царьград на патриарший престол, откуда чело­веческим коварством и клеветой сбросила его сатанин­ская злоба, желая разбить этот богоизбранный сосуд.

Но величие духа святителя, всецело от младенческих лет преданного Богу, победило бури жизни, и слова: “Сла­ва Богу за все” — увенчали его многотрудную, многоскорб­ную и многоплодную жизнь.

“О, Иоанне! Житие твое вправду скорби исполнено бе, но смерть твоя честна, гроб твой славен, мзда твоя многа,” — так оценили современники жизнь святителя сразу после его отшествия. А как оценим мы эту поистине ве­ликую в Боге жизнь через 1585 лет после ее завершения, если и по сей день мы ходим к источникам живой воды, водимые его учением, его словом?

И если пример Закхея-мытаря — это начало обращения грешника к Богу, то великий Златоуст всей своей прожи­той жизнью, своей смертью и своей жизнью после смер­ти оставил совершенный пример, как надо жить с Богом и как можно и надо достигнуть жизнью богоподобия, до­стигнуть святости, чтобы жить вечно и на земле, и на небе.

Но начнем беседу нашу с первых шагов — с обращения к Богу. Начнем разговор о Закхее-мытаре, ибо, подобно ему, немало людей еще блуждают по распутьям жизни во мгле житейского тумана, озираясь туда и сюда, води­мые призрачными целями, вдали от Бога.

Страсть к наживе и богатству, сладострастие, желание любой славы, пусть даже и недоброй, но славы, выделя­ющей из общей массы, из толпы, — вот удел многих. Не узнаем ли мы себя в этой толкотне, в этой людской суете?

Здесь же и Закхей-мытарь, — славный неправедным бо­гатством и униженный всеобщим презрением и богатых, и бедных. Толпа жаждет хлеба и зрелищ, и она — вокруг Христа, но ее любопытство лишь скользнет по Нему взо­ром и, пройдя мимо, угаснет, поглощаемое житейскими заботами и пристрастиями. А любопытство Закхея уязв­лено слухами о Праведнике и Чудотворце, Который не гнушается ни прокаженными, ни грешными. И Закхей желает видеть невероятное, неслыханное — Человека, умеющего любить.

Закхей делает первый шаг. Он выбирается из толпы. Он забегает вперед ее и, забыв себя, забыв, кто он по по­ложению, по возрасту, совершает невиданное, он забира­ется на дерево, поднимается над землей. Маленький, важ­ный, уже пожилой человек, не принимая во внимание то, как он выглядит в глазах окружающих, Закхей ка­рабкается вверх. И в тот же миг, желая видеть Человека — Христа, он встречает Христа — Бога. “...Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме,” — слышит Закхей обращенные к нему слова Спасителя, слова, воз­награждающие его первоначальные усилия (Лк. 19:5).

Дорогие мои, в жизни Закхея совершилось чудо! Чудо встречи души с Богом! И в наше время это самое явное, самое настоящее чудо, которое совершается ежедневно, которое многие из нас сами пережили в момент своего об­ращения к Богу.

Сейчас часто говорят, как о чуде, о видениях и откро­вениях, пытаясь утвердить таким образом свою веру, а забывают, что это может быть, а чаще всего и есть, про­сто прелесть бесовская и вражий козни на человека, дерз­нувшего сопротивляться духу времени. А вот то, что со­временный человек, выросший и воспитанный без Бога, приходит в Церковь, где Господь встречает его словами: “...сегодня надобно Мне быть у тебя... ныне... спасение дому сему...” — вот это не мнимое, а действительное чудо (Лк. 19:5, 9). И сколько еще таких чудес Божиих, состав­ляющих наш религиозный опыт, нашу жизнь в Боге, от­кроет нам Господь. Нам надо учиться видеть и хранить каждое ощутимое прикосновение Бога, и только это даст нам твердость в вере.

А Закхей, потрясенный чудом, весь как бы пылал в бла­годарной самоотдаче Господу. “...Господи! половину име­ния... я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк. 19:8). Это уже следующий шаг навстречу Богу, с которого началась его новая жизнь, жизнь в Боге. Так пошел Закхей за Христом по пути спасения.

Вот и мы с вами находимся в Церкви, и чудо встречи со Христом в жизни многих из нас уже совершилось. Но сделали ли мы свой следующий шаг за Христом, не омертвела ли снова душа наша, не отдались ли мы маленьким приобретениям и пристрастиям?

А может, и вздыхает душа, но только в самоусладитель­ной возне и копошении в себе, вокруг себя, опять пара­лизованная землей, и, отвергая правду Божию, она ищет своей правды.

Да, первая ревность по Богу, рожденная встречей с Ним, постепенно слабеет. И устремленный к Богу чело­век начинает ощущать, что шаги его за Христом стано­вятся все тяжелее и иго Христово, благое и легкое, кото­рое мы не ощущали раньше, как бремя, гнетет нас, кло­нит к земле. И так хочется сбросить этот гнет заповедей, даже нарушить верность догматам, а мир, толпа начина­ют особенно теснить обращенного, и диавол, вспоминая нашу первую любовь к нему, подступает к нам со множе­ством соблазнов.

В этом состоянии так часто многие в недоумении опус­кают руки, и тиранская власть печали сокрушает все в жизни нашей, стирая и само светлое воспоминание о Божией благодати, о милости Божией к нам. Один только вопрос сверлит тогда сознание: “Почему померк свет, как ушло то, чего, казалось, должно хватить на всю жизнь?”

И ведь, заметьте, дорогие мои, многие в это первое вре­мя нашествия печали еще с большим усилием и даже с каким-то исступлением усиливают внешнее делание, вне­шние подвиги. Но увы! Внешняя и внутренняя жизнь со­крушается все больше, и часто человек возвращается вспять на прежнее, а иногда даже к еще худшему образу жизни. Почему же?

Вспомним: рядом с Закхеем-мытарем в трудное время его духовного взросления оказались апостолы Христовы, воспитавшие его и приведшие в свое время к святительскому служению (о чем говорит Священное Писание). Так и рядом с нами есть народ Божий, есть пастыри Христо­вы, есть святители и вся Церковь наша с Пастыреначальником Христом. Господь Сам через Своих рабов вразум­ляет искренно и с верой идущего к Нему. Недостало бы нам времени перечислить всех великих мужей Божиих, воспитанных Церковью и в свое время воспитавших тех, кто пошел вслед за ними ко Христу. Только надо, дей­ствительно, идти вослед.

Ныне, в день почитания великого учителя вселенной Иоанна Златоуста, пойдемте и мы с вами по пути спасе­ния за Христом, водимые воссиявшей от уст святителя Божественной благодатию. В области учительства он один сделал так много, что нам придется ограничить свою ревность, коснувшись только наиболее важных в насто­ящее время жизненных вопросов. В писаниях святителя Иоанна Златоуста, в его жизни поищем и найдем мы от­веты на свои “почему.”

Кто из нас не знает, какое тяжкое, смутное время пе­реживает сейчас наш народ, наша Церковь. Никогда на ниве Христовой не было столько и таких разнообразных плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения - диавол не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле. Никогда враги Церкви не опол­чались на нее с таким ожесточением, как теперь. Никог­да, наверное, и мы, верующие, не были так бессильны, слабы и маловерны. Мы с вами ранее говорили о том, по­чему именно Церковь — корабль спасения и его кормчие подвергаются гонениям, клевете, наветам и всякой дру­гой воинствующей на них брани. Но полно, только ли ныне, в XX веке, явилось бедствие это?

Послушайте, что говорит святой Иоанн Златоуст о Церкви в 404 году. “О чем скорбишь ты и кручинишься?” — обраща­ется святитель-мученик к современнице из жестокого зато­чения, за три года до своей мученической кончины, гонимый все больше, все дальше без всякой вины — единственно за рев­ность по Богу, за ревность по погибающему человеку.

“О чем скорбишь ты и кручинишься? Что смущает душу твою? То, что жестокая и мрачная непогода облегла Цер­ковь и все обратила в безлунную ночь? То, что день ото дня высоко поднимаются волны, мучаясь родами жесто­ких кораблекрушений? Что больше и больше растет, ум­ножается гибель вселенной?”

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш уже об­ратился в плач, а радость — в печаль. Предчувствие гибе­ли мира в IV веке снедает душу святого мужа. Грозовые тучи грядущих бедствий зрят праведники и старцы оптинские в начале XX века, те праведники, которых те­перь мы видим в сонме святых. Апокалиптические каз­ни уже коснулись и нас, грешных. Но вот чудо — во всеоб­щем бедствии и сокрушении рождаются, восстают све­тила духа — святые Божий люди. В ІV веке — просияли многие ведомые святые, среди которых вселенский учитель Иоанн Златоуст, и неведомые праведники, те, кого учил он, кому писал письма из изгнания. И в XX веке тоже уже прославлены многие ведомые святые: святитель Пат­риарх Тихон, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие ведомые и неведомые святые: и праведные, и муче­ники, и святители, и пастыри, и миряне. Все бедствия, сквозь которые пришлось им пройти, не только не поме­шали им, но сделали их еще более блистающими.

И снова вопрос: “Но почему то, что одним в погибель, для других вящая слава?” И вот ответ на него святого Иоанна Златоуста: “Видя бедствия, я не отказываюсь от лучших надежд моих; думаю о Правителе всех происше­ствий, о Господе, Который не искусством побеждает не­погоды, но единым мановением укрощает бурю.”

Итак, исполнено праведниками слово апостола: “...смиритесь пред Господом, и вознесет вас” (Иак. 4:10). А нам это еще предстоит исполнить, предстоит дальше идти за Христом, вослед Его учеников.

Повторю еще раз, други наши: “...смиритесь пред Гос­подом, и вознесет вас.” Смиримся же под крепкую руку Божию, принимая все от руки Его. В этом наше спасение.

“Но не вдруг, не вначале чудодействует Господь, — про­должает свое наблюдение и наставление святой Злато­уст, — а когда большинство станет терять надежду, Он явит собственную силу с одной стороны, с другой — вос­питает терпение в терпевших.”

И тот же великий учитель Церкви, великий терпеливец предупреждает нас с вами: “Не упадайте же духом. И помните, что одно только ужасно, одно есть действи­тельное искушение — это грех.” Только грех страшен, все прочее пустое, “басня.”

Все проходит. “Укажешь ли ты мне на коварство, или на притворство, или на обманы, на лесть, на злоречие, на обвинения, на изгнания... хоть на борьбу целой вселен­ной. Каковы бы ни были все наши неприятности, они вре­менны и кратковременны, существуют для смертного тела, но не вредят бодрому духу.

Итак, пусть ничто случайное не возмущает тебя; не зови одного и другого, не гоняйся за тенью, ибо помощь человеческая — тень.

Иисуса, Которому служишь, Иисуса зови непрестан­но; одно мановение Его — и вмиг все изменится. Он вдруг начинает все приводить в тишину и всему давать неожи­данный оборот, ибо Бог может нам даровать не только те блага, которых мы ожидаем, на которые надеемся, но может сделать несравненно больше и бесконечно лучше.”

Так вот в чем кроется причина нашего нестроения, до­рогие мои, — оставаясь внешне со Христом, мы внутренне о Нем забываем, не мы идем за Ним, но Его ведем за со­бой. “Смотри, Господи, любуйся на мои труды, на мои подвиги, я сделаю еще то и то.”

“Я”! “Я”! “Я”! И вот уже “Я” заслонило от нас Христа, но оно — наше “Я” — изнемогает от собственной немощи, от бессилия. А Христос только смотрит на нас с некото­рой укоризной как на несмышленых детей Своих, позво­ляя нам вполне насладиться собственным бессилием, что­бы мы опять пришли к Нему — теперь уже сами.

Иоанн Златоуст вместе с апостолом Иаковом утверж­дает для нас единственно спасительный путь: “оставь свое,” “покорись Богу” и этой покорностью Богу противостанешь диаволу. И только тогда эта страшная темная сила убежит от нас. “Не смущайся же, но всегда и за все благодари Бога, прославляй, зови, моли, повергайся пред Ним; не тревожься, хотя бы пред тобою восстали тысячи тревог и смятений. В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель. Он един может и падших восставить, и за­блудших обратить, и соблазнившихся исправить, и греш­ников, совершивших тысячи преступлений, переменить и сделать праведными. Если Он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем лег­че поправить Ему то, что есть и что давно было.”

А всем нам, немощным, но, несомненно, верующим во Христа, не следует опускать руки и головы, но надо при­водить на память и в сердце слова, сказанные Господом апостолу Павлу: “...довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается” (2 Кор. 12:9).

И, други мои, не явно ли нам сейчас, что многое из на­стоящего уже было прежде. Пусть мы не видим теперь знамений и чудес, но находим мы и теперь дела, не усту­пающие чудесам, явные следы Промысла Божия, помо­щи Божией.

Так, каждому из нас предлежит делать дела своего лич­ного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нем ты будешь полезен, именно на нем будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или, еще хуже, по вражьей воле; именно для это­го и даются нам от Бога нужные силы и разумение.

Так отвечают на наши вопросы примеры жизни пра­ведников Божиих и их учение. А вот пожелание святого Златоуста через письма его каждому христианину: “...Желал бы я тебе такого утешения, чтобы ты вовсе не смущалась, не плакала, а жила бы весело и спокойно... верой Богу и надеждой на Него.”

А нам с вами, други наши, остается только смертью Иоанна Златоуста утвердиться в убеждении, что у Бога нет мертвых, но все живы, что идут праведники вослед любимого Христа своим крестным путем, своей вольной волей. Ведь когда через тридцать лет после смерти святителя император Феодосий соизволил вернуть его гроб из места изгнания в столицу, святитель не пожелал ис­полнить волю императора. Посланные не могли сдвинуть гроб с места, так он стал тяжел.

И восчувствовал правитель свое согрешение пред пра­ведником. И оплакал он пред усопшим, как пред живым, и свое согрешение, и грех матери своей — гонение и смерть Златоуста от ее злобы.

И написал Феодосий покаянное письмо и отправил пись­мо ко гробу святого, моля Златоуста вернуться: “Прости ми дерзнутое начинание, покрой пучиною твоея премудрости; покаянию всех учивый, прости мя кающегося; и яко детям отца любящим, подаждь себя нам, и возвесели лю­бящих тя пришествием твоим... О, честнейший отче, прииди с миром во своя, и своя с любовию примут тя.”

Положили это письмо-покаяние во гроб святителя, от­служили всенощное бдение. И стал гроб легок.

Так ответил Златоуст на покаяние. И возвратились свя­тые мощи изволением святителя в Царьград. Многие чу­деса, как сияние божественной славы Златоуста, истек­ли от гроба его.

Об одном из них никак нельзя умолчать. Вспомним, что гроб императрицы Евдоксии, виновницы злостраданий святителя, наказанной от Бога еще при жизни тяж­кой и страшной болезнью, гроб ее, не знавший покоя, но постоянно сотрясающийся, затих. Мать по молитве сына получила прощение святителя.

И вот, други наши, мы и подошли с вами к сути ны­нешнего праздника “...претерпевший же до конца спасет­ся” сам (Мф. 10:22) и спасет многих, не без основания добавим мы.

Через тридцать лет после мученической кончины во изгнании святитель Иоанн Златоуст мощами своими возвращается на патриарший престол. Рака с гробом его была поставлена в церкви, и, когда служащий Патриарх открыл гроб, оказалось, что тело святителя Иоанна Злато­уста осталось нетленным.

Народ, ошеломленный чудом, воскликнул: “Приими престол твой, отче.”

И происходит еще одно поразительное чудо: святитель отверз сомкнутые смертью уста, и рука его поднялась для последнего архипастырского благословения.

Истинно христианская любовь святителя-мученика даровала из-за гроба прощение всем — и любящим его, и гнавшим его — в последнем пожелании: “Мир всем.”

Мир всем, вослед Христа грядущим, отныне и до века. Аминь.

27января (9 февраля) 1991 года

 

 

Date: 2016-07-18; view: 225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию