Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечительные меры





По запросу запрашивающего Государства запрашиваемое Государство в целях взыскания суммы налога принимает обеспечительные меры, даже если требование оспаривается или еще не является предметом документа, разрешающего принудительное взыскание.

 

Из учебника:

Конвенция, касающаяся взаимной административной помощи в налоговой сфере, была разработана совместно ОЭСР и Советом Европы в конце 1980-х годов. Данная Конвенция, являющаяся не типовой формой, а многосторонним соглашением, была открыта для подписания 25 января 1988 г. и вступила в силу 1 апреля 1995 г. Постоянно расширяющееся число ее участников отражает растущую значимость информационного обмена и других форм сотрудничества между налоговыми службами разных государств.

 

Целями рассматриваемой Конвенции является содействие развитию международного сотрудничества для повышения эффективности национального законодательства, а также внедрение в практику разнообразных форм административного взаимодействия между государствами в рамках сбора налогов и борьбы с уклонением от их уплаты. Спектр форм такого сотрудничества согласно Конвенции достаточно широк: от простого обмена сведениями до взаимопомощи при исполнении на территории одного государства-участника требований по уплате налогов другого государства.

В 2002 г. было одобрено Соглашение об информационном обмене в налоговой сфере (с официальными комментариями). Оно было разработано Рабочей группой, образованной на Мировом форуме, который в конце 1990-х годов созвала ОЭСР для организации эффективного информационного взаимодействия государств. В Рабочую группу были включены представители как государств-членов, так и основных офшорных центров (Кипра, Бермудских островов, острова Мэн и др.). Как отмечено в преамбуле Соглашения, оно является результатом деятельности ОЭСР, направленной против злоупотреблений в предоставлении налоговых льгот и привилегий <1>. Анализ сложившейся ситуации был дан в представленном ОЭСР в 1998 г. докладе "Наносящая ущерб налоговая конкуренция: мировая проблема" <2>. Согласно этому докладу информационная закрытость налоговой юрисдикции является одним из существенных свидетельств проводимой налоговой практики, наносящей ущерб фискальным интересам других стран и негативно отражающейся на мировой экономике. Поэтому в целях инициированной ОЭСР деятельности по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции указанная Рабочая группа получила мандат разработать юридический инструментарий, позволяющий устанавливать действенный механизм обмена информацией.

 

Соглашение об информационном обмене в налоговой сфере не содержит закрытого перечня сведений, подлежащих передаче между странами-участницами, а также заранее установленного объема их обязательств. Такой прием использован для того, чтобы, как подчеркивается в преамбуле Соглашения, максимально большое число государств и отдельных налоговых юрисдикций, прежде всего являющихся мировыми финансовыми центрами, приняли стандарты информационного обмена, предусмотренные данным документом. Страны - члены ОЭСР и не входящие в нее юрисдикции должны наладить регулярное сотрудничество по развитию и укреплению информационного обмена на основе предусмотренных в Соглашении правил, без каких-либо исключений и привилегий для отдельных участников.

 

Соглашение об информационном обмене в налоговой сфере представлено в двух вариантах модельных документов - двустороннего и многостороннего договоров. Первая форма представляет собой типовой проект соглашения, по которому в соответствии с классической схемой два государства принимают на себя обязательства по предоставлению информации. Стороны при его заключении или при его дальнейшей корректировке вправе по взаимному согласию изменять изначально предложенные в типовой форме условия информационного обмена.

Второй вариант модели не является, строго говоря, многосторонним договором в обычном понимании. Предложенная ОЭСР организационно-техническая структура Соглашения основана на принципе присоединения с фиксацией перечня обязательств государства, вступающего в состав его договаривающихся сторон, по отношению к каждому из участников Соглашения. Данная форма Соглашения создает юридическую основу механизма информационного обмена, к которой примыкает взаимосвязанная с ней сеть индивидуализированных договоренностей. Каждая сторона такого "составного" Соглашения принимает обязательства по нему в отношении только тех иных его участников, с которыми первая сторона прямо выразила согласие быть связанной подобными обязательствами. Поэтому присоединяющийся к Соглашению должен указать в документах о его ратификации (одобрении, присоединении и др.) одну или несколько договаривающихся сторон, по отношению к которым он принимает соответствующие обязательства. Таким образом, многостороннее Соглашение применяется и создает права и обязанности только между теми его участниками, которые, как правило, взаимно названы в представленных ими депозитарию документах о его ратификации (одобрении, присоединении и др.).

Основной целью рассматриваемого Соглашения является определение стандартов и правил информационного обмена в рамках предложенных ОЭСР мероприятий преодоления налоговой практики, наносящей ущерб. При этом Соглашение не устанавливает жестких требований в отношении применения этих правил, а предлагаемые им два варианта типовых форм являются альтернативными средствами их реализации. Стороны могут использовать и иные инструменты. Так, государства по взаимному согласию могут решать те же задачи в рамках заключенных между ними соглашений об устранении двойного налогообложения, если они допускают соответствующее расширение сферы применения.

В Типовой налоговой конвенции ОЭСР общий порядок информационного обмена описан в ст. 26. Предусмотренный ее положениями информационный обмен в целом обеспечивает достижение основной цели - избежание повторной уплаты прямых налогов. Однако для выполнения иных задач, например, связанных с осуществлением налогового контроля, выявлением объектов налогообложения, налоговым и иным компетентным органам, как правило, требуется больший объем сведений о международной экономической деятельности, что приводит к необходимости расширения сферы межгосударственного информационного сотрудничества, соответствующим образом развивая его правовую базу. Типовая налоговая конвенция ОЭСР в действующей редакции включает специальные положения, регулирующие сотрудничество договаривающихся сторон по взысканию налогов (ст. 27). Взаимодействие государств в данной области также предполагает обмен информацией и документами.

Повышение эффективности налогового контроля за трансграничными операциями предполагает развитие международного информационного обмена в налоговых целях и требует обеспечения для налоговых органов широкого доступа к различным сведениям. В этих целях ОЭСР принимает усилия по методологическому совершенствованию работы с информацией и улучшению ее предоставления с юридической и практической точек зрения.

Названные выше 3 модели международного информационного обмена в налоговой сфере устанавливают его общие стандарты и выступают исходными платформами для оформления договорных отношений между заинтересованными государствами. Наряду с этими модельными формами ОЭСР активно занимается изучением проблем облегчения доступа к сведениям, необходимым для налоговых целей, и совершенствованием передачи данных между компетентными органами государств. Результаты такой деятельности, как правило, получают форму рекомендаций, пособий, справочников и иных подобных документов.

Например, Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР опубликованы методические разъяснения "Улучшение доступа к банковской информации" (апрель 2000 г.) <1>. 23 января 2006 г. им было одобрено Руководство по применению правил, касающихся информационного обмена в налоговых целях <2>, а 26 января того же года - Справочное руководство по зарубежным источникам информации <3>. Кроме того, ОЭСР уделяет внимание использованию высокотехнологичных средств обмена информацией <4>. Стоит отметить, что все документы ОЭСР, касающиеся организации информационного сотрудничества по налоговым вопросам, предусматривают строгие правила конфиденциальности в целях защиты переданных сведений от несанкционированного разглашения.

 

ОЭСР разработан ряд документов рекомендательного характера в целях улучшения информационного обмена и повышения его эффективности. В качестве примера таких документов можно назвать:

- проект Рекомендации, касающейся Модельного соглашения ОЭСР о проведении совместного налогового контроля (1995 г.);

- Рекомендацию по использованию на международном уровне номеров налоговой идентификации (1997 г.);

- Рекомендацию по использованию одобренного ОЭСР унифицированного формата магнитной записи, предназначенного для автоматического обмена информацией (1997 г.);

- Рекомендация по использованию модели меморандума о соглашении ОЭСР по автоматическому обмену информацией в налоговых целях (2001 г.).

 

 

Правовое регулирование обмена информацией между Российской Федерацией и компетентными органами других государств. Типовое соглашение между Правительством РФ и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам (утверждено постановлением Правительства РФ №805 от 14.08.2014)

Рассматривая вопрос об обмене налоговой информацией между двумя государствами, необходимо прежде всего понимать, что иностранные коллеги представят информацию только в том случае, если такой обмен предусмотрен международным договором, заключенным между РФ и иностранным государством. Но не менее важно учитывать, что в каждом из соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в РФ, имеется статья, предусматривающая обмен налоговой информацией.

Дальнейшее рассмотрение возможностей российских контролеров по получению налоговой информации из-за рубежа удобно вести на основе Типового соглашения между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения (утв. пост. Правительства РФ от 24.02.2010 № 84 (далее - Типовое соглашение)). Важно понимать, что само это Типовое соглашение является лишь основой для переговоров РФ с иностранными государствами при заключении новых соглашений или внесении изменений в действующие. В то же время в подавляющем большинстве случаев положения Типового соглашения аналогичны положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ. В этом нет ничего удивительного, поскольку само российское Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения основано на Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития, являющейся основой для заключения соглашений об избежании двойного налогообложения по всему миру. В типовом соглашении об избежании двойного налогообложения предусмотрена отдельная статья, посвященная обмену налоговой информацией (ст. 26 Типового соглашения).

Следует учитывать, что обмен налоговой информацией не ограничивают:

· ни по кругу лиц, то есть может быть представлена информация в отношении лиц, не являющихся налоговым резидентом ни в одном из Договаривающихся Государств;

· ни по кругу налогов, например, может быть представлена информация, имеющая отношение к исчислению НДС, хотя соглашение об избежании двойного налогообложения на НДС и не распространяется.

Важно подчеркнуть, что речь идет о получении информации, необходимой не только для выполнения положений самого Соглашения об избежании двойного налогообложения, но и для выполнения внутренних законодательств Договаривающихся Государств, касающихся налогов, на которые распространяется Соглашение. То есть российские контролеры могут получать не только информацию, которая относится к применению норм международного договора, но и ту, которая имеет значение исключительно для "внутреннего" налогообложения в РФ.

В Типовом соглашении установлено, что любую информацию, полученную от иностранных инспекций, следует считать конфиденциальной, ее используют в целях определения налоговых обязательств и ее можно раскрывать в суде (п. 2 ст. 26 Типового соглашения). Однако есть ограничения в обмене информацией: Договаривающееся Государство не будет обязано (п. 3 ст. 26 Типового соглашения) проводить в целях представления информации административные мероприятия, противоречащие законодательству государств; представлять информацию, которая согласно законодательству не может быть получена; представлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну.

Налоговая служба, которая получила запрос на информацию, принимает меры по ее сбору, даже если сама она не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей (п. 4 ст. 26 Типового соглашения). При этом она не может отказать в представлении информации только потому, что информация находится в распоряжении банка, номинального владельца или лица, действующего в качестве агента, или касается имущественных интересов собственника (п. 5 ст. 26 Типового соглашения). И этот пункт стоит в приоритете над положением, в котором говорится про "торговую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну". Другими словами, само по себе то обстоятельство, что информация, запрашиваемая российской инспекцией, отнесена согласно законодательству иностранного государства к банковской тайне, не позволяет последнему отказать в представлении информации российской стороне.

 

 

Типовые акты в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 N 805

"О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам"

 

Положения типового акта:

1. Оно предусматривает обмен информацией по запросу и распространяется на налоги любого вида.

2. Запрашиваемое государство должно принять все возможные меры по сбору информации для ее предоставления, даже если запрашиваемая сторона не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей. В Соглашении отдельно отмечено, что в рамках исполнения запроса документы не требуют легализации или апостилирования.

3. Каждая сторона гарантирует, что имеет полномочия получать и предоставлять по запросу информацию, находящуюся в распоряжении банков, других финансовых организаций и любого лица, действующего на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих.

4. Срок предоставления запрашиваемой информации:

Если на момент получения запроса информация уже имеется в распоряжении компетентного органа, срок ее предоставления другому государству составляет 60 дней со дня получения запроса, а в случае ее отсутствия - 90 дней. В противном случае запрашиваемая сторона должна проинформировать запрашивающую сторону о причинах непредоставления информации в этот срок или о причине своего отказа.

 

 

Date: 2016-07-18; view: 216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию