Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяются три основных этапа в ее проведении.





1)1861-1870 гг., когда главное внимание правящих кругов была сосредоточено на подавлении сопротивления китайских крестьян и национальных меньшинств.

2)1870-1885 гг. характеризуются образованием в правящем лагере двух основных группировок, боровшихся за свое влияние на проведение внутренних преобразований.

3) 1885-1895 гг. — победа группировки Ли Хунчжана и последующее отстранение ее лидера от власти после поражения Китая в войне с Японией.

 

Идея заимствовать у иностранцев и внедрить у себя лучшие достижения в области науки и техники, стала основной в период проведения некоторых половинчатых реформ в 60 гг. XIX в. Своими идейными корнями она уходила в теорию усвоения заморских дел. В январе 1861 г. в Пекине была создана Канцелярия по общественному управлению делами различных стран, в задачи которой входило исполнение роли своеобразного высшего консультативного совета китайской империи.

 

В августе 1861 г. скончался император И Чжу и на престол взошел его малолетний сын Дзай Шунь. Мать нового правителя, Ехэнара (Налаши), более известная как Цыси, сумела договориться со сводными братьями покойного императора князьями Гуном и Чунем и его вдовой Сяо Чжэн о совместном регентстве. Одновременно был ликвидирован,-прежний регентский совет во главе с Су Чжэнем, обвиненным в нежелании в годы второй опиумной войны идти на компромисс с иностранцамии тем самым способствовавшим разрушению Пекина.В течение последующих десяти лет, вплоть до смерти Дзай Шуня, страной фактически правила группировка Цыси. Главные ее усилия были направлены на реформирование армии с целью добиться решающего перелома в действиях против внутреннего мятежа.

 

После подавления восстания тайшнов упор стал делаться на строительство современных машин и судов, предприятий военного назначения. Особенное рвение в этом отношении проявляли Ли Хунчжан и Цзо Цзунь-тан, организовавшие первые в Китае военные арсеналы и судостроительные верфи. В Пекине была открыта Школа иностранных языков, в которой готовились кадры дипломатических

работников. Вскоре такие школы были открыты в Шанхае и Гуанчжоу.

 

В начале 1875 г. скончался император Цзай Шунь, и на престол взошел трехлетний племянник Цыси Цзай Тянь, девизом правления которого стал Гуансюй. Это обстоятельство еще больше укрепило позиции Цыси в качестве главной фигуры в реальном управлении Китаем.

 

Официально были провозглашены шесть главных составляющих в проведении политики самоусиления: подготовка солдат, строительство судов, производство машин, изыскание средств на содержание вооруженных сил, привлечение_ содержание вооруженных сил, привлечение к управлению способных людей и решимость к долгосрочному и решимость к проведению указанных выше мероприятий. Эта линия про

водилась фактически в неизменном виде вплоть до 1895 г.

 

В первой половине 70-х гг. XIX в. 120 китайских юношей были направлены на учебу в США. Тем не менее уже в начале 80-х гг., из-за опасения, что они слишком сильно проникнуться западнойидеологией, их отозвали на родину. В конце 70 — начале 80 гг., по инициативе Ли Хунчжана в Тяньцзине были открыты минно-торпедная и телеграфная школы, а также два военных училища. В 1880 г. в Гуанчжоу была открыта Школа западных наук. В этих учебных заведениях, наряду с традиционной для Китая конфуцианской теорией,преподавались и западные науки. Именно из выпуск- ников такого рода учебных заведений к концу XIX в. в Китае образовалась научно-техническая интеллигенция, идейно-тяготившаяся к западной системе ценностей.

 

В этот период усиливаются позиции Ли Хунчжана, ставшего наместником столичной провинции Чжили и разместившего там верные ему войска. Чтобы не допустить слишкомсильной концентрации его влияния, цинский двор стал поощрятьего политического соперника Цзо Цзунтана, назначенного в 1882 г. наместником провинции Лянцзин.

 

После поражения Китая в войне с Францией начинаетсязаключительный этап в проведении политики самоусиления, на котором вновь определяющую роль сыграли Ли Хунчжан и его сторонники.

В середине октября 1885 г. был издан указ о создании Канцелярии по воённо-морским делам во главе с князем Чунем,заместителями которого стали князь Цин и сам Ли Хунчжан.Однако спустя всего три года ассигнованные ранее средства на закупку современных военных судов пошлй на строительство

очередной загородной резиденции для Цыси, а в 1893 г. эта Канцелярия и вовсе была упразднена. Флот Китая так и остался в ослабленном состоянии, не имея даже общего командования.

Внешняя политика

В 7О-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное число уступок Великобритании — открытие четырех новых портов на р. Янцзы, учреждение английского консульства в Дали, а также предоставление благоприятного режима в провинции Юньнань и отправку английской экспедиции в Тибет.

 

В начале 80-х гг. осложнились франко-китайские отношенияв связи с проведением режимом Третьей республики колониальной политики в странах Индокитая, так как территория Аннама находилась в тот момент в вассальцой зависимости от Китая. ' Ли Хунчжан в мае 1884 г. согласился на ликвидацию вассальной зависимости Аннама, но в Пекине этот шаг не получил поддержки. Тогда французский флот напал на китайскую флотилию у берегов провинции Фучжоу. Столкновения также происходили на море и на суше, и в самом Индокитае, близ Тонкина.Французским войскам удалось овладеть укреплениями в Фучжоу и занять острова Пэкту. Однако в сухопутных сражениях китайцы оказались более удачливыми, сумев одержать в 1885 г. победу в горах Ляншань (Северный Аннам). Свой успех они развить не смогли, так как цинские власти пошли на подписание в июне того же года мирного договора,Согласно которому Аннам отходил под протекторат Франция.Кроме того, французы получили право свободной торговли в провинции Юньнань.

 

Помимо западных держав, в начале 70 гг. XIX в. борьбу за влияние на Китай начинает Япония. В 1872-1879 гг. она включается в противоборство за единоличный контроль над островами Рюкю, до того времени находившимися под двойным японо-китайским контролем. В 1874 г. Япония, совместно с США, попыталась захватить о. Тайвань, но после вмешательства Великобритании, имевшей здесь свои интересы, на время от этого плана им пришлось отказаться.

 

Следующей территорией, ставшей объектом противостояния Японии и Китая, стала Корея. В 1894 г., после начала там крестьянского восстания, корейское правительство обратилось к Китаю за помощью в его подавлении. Воспользовавшись предоставленным моментом, Япония по собственной инициативе также посылает свои войска на территорию Кореи. Возник конфликт, приведший в конце июля 1894 г. к потоплению японцами китайского военного судна. 1 августа того же года Япония объявила войну Китаю.

 

В правящих кругах Китая не сложилось единого мнения относительно дальнейшего плана действий. Гуансюй и ряд его советников надеялись, что в ходе предстоящей войны китайские войска сумеют одержать победу над японскими. Цыси и Ли Хунчжан, наоборот, выступали против войны, небезосновательно опасаясь поражения. Тем не менее именно Ли Хунчжану было поручено командовать китайскими войсками на территории Кореи,

 

16 сентября 1894 г. в сражении близ Пхеньяна китайские войска потерпели поражение и отступили к р. Ялу. Вскоре туда подошли японцы, одновременно высадившиеся и на территории Ляодунского полуострова, захватив там порт Дальний и Порт-Артур. Японцы одержали также и победу над китайским флотом, остатки которого вынуждены были отойти в бухту Вэйхайвэй.

 

В январе 1895 г. в Японию была направлена китайская делегация для ведения переговоров и мире, но они завершились безрезультатно. В феврале японски.е войска блокировали Вэйхайвэй, а затем его захватили. Лишь после этого в японском городе Симоносеки Ли Хунчжан смог начать мирные переговоры, по итогам которых 17 апреля был подписан Симонесекский договор, предусматривавший отказ Китая от сюзеренитета над Кореей, уступку японцам о. Тайвань, Ляодунского полуострова и островов Пэнху, выплату двухсот миллионов лян контрибуции, согласие на открытие для торговли четырех новых портов. Кроме того, Япония получила право на строительство в Китае своих промышленных предприятий.

 

Россия и Франция, опасавшиеся усиления влияния Японии на Дальнем Востоке, выступили против ряда статей этогодоговора, прежде всего в отношении аннексии Ляодунского полуострова. Это вынудило Японию от него отказаться и вернуть под юрисдикцию Китая. Вскоре после подписания Симоносекского договора, западные

державы потребовали от китайского правительства компенсации за оказанную ими поддержку по вопросу о. статусе Ляодунского полуострова, а также выразили желание предоставить Китаю займы для уплаты контрибуции Японии.

 

В 1896 г. в России находилась китайская делегация во главе с Ли Хунчжаном, которая принимала участие в торжествах по случаю коронации императора Николая II. В ходе этого визита между двумя странами был подписан секретный договор о военном союзе в случае нападения на Россию, Китай

или Корею со стороны Японии. Кроме того, Китай давал согласие на строительство железной дороги близ, Владивостока через территорию Маньчжурии с правом перевозки по ней, в случае необходимости, российских войск, а также использования ими китайских портов.

 

Активность в Китае в тот период стала проявлять и Германия,захватившая в середине ноября 1897 г. бухту Цзяочжоу и затем добившаяся ее аренды сроком, на 99 лет и создания военно-морской базы в порте Циндао. Кроме того, по договору от 6 марта 1898 г. Германия получила право на строительство

железных дорог в провинции Шаньдун, а немецкие предприниматели — преимущество в создании там своих концессий.

 

Великобритания в свою очередь, добилась от китайского правительства подтверждения своих преимущественных прав в долине р. Янцзы.Под контролем западных держав оказались и китайские

морские таможни, что лишало страну права распоряжаться в полной мере полученными от их-деятельности доходами.В конце мая 1898 г. под контроль Великобритании отошел порт Вэйхайвэй, а в начале июня того же года было подписано соглашение о расширении территории Гонконга за счет Кo-

улунского полуострова на условиях его 99-летней аренды у Китая.

 

Свои интересы в Китае продолжала иметь Франция.В апреле 1898 г. она получила право постройки железной дороги от Тонкина до Юньнаньфу, а также в аренду на 99 лет залива Гуанчжоувань.

 

Япония, в свою очередь, добилась от Цинов гарантий того, что без ее ведома никакая из частей

провинции Фуцзянь не будет отчуждена.

 

Таким образом, к концу XIX в. Китай почти полностью превратился в полуколонию иностранных держав, разделивших его территорию на сферы собственного влияния.

 

 

45 Воп. Китай в эпоху рыночных реформ.Концепция «социализма с китайской спецификой»

К концу 1976 г. Китай оказался в состоянии глубокого экономического и социально-поли­тического кризиса. Причиной кризиса стали великодержавный милитаристский курс Мао Цзэдуна, волюнтаристская политика «большого скачка» и маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потеряннымдесятилетием», которое от­бросило страну назад, поставив народное хозяй­ство на грань краха.

9 сентября 1976 г. – смерть Мао Дзэдуна. После себя он оставил страну на грани кризиса – ок. 100 млн. голодающих, 20 мн. безработных, среднедушевой годовой доход – 220 $. карточная система.


Реформы Дэн Сяопина

 

Социализм с китайской спецификой - наименование экономики Китая, характеризующейся наличием значительной доли государства в экономике, но в то же время имеющей все признаки рыночной экономики. Грань между двумя “укладами” сильно размыта, поэтому иногда бывает довольно трудно их разделит

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму, однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей»

 

На 2 пленуме КПК в дек 1978 г. Дэн Сяопин выступил с программой структурных эк преобразований.

С/х:1) переход к системе производственной ответственности крестьян; 2) внедрение семейного подряда; 3) повышение закупочных цен; 4) переход сельскохоз. техники в собственность крестьянина; 5) свободное распоряжение излишками.

Новому руководству страны удалось круто изменить курс и добиться бескомпромиссного осуждения “культурной революции”, которую расценили как “чудовищное бедствие”. Однако оценка деятельности Мао Цзэдуна была более сдержанной*. Новые лидеры Китая отказались от его политики, но попытались сохранить репутацию прежнего лидера. Формально сохраняя верность его идеям, они пошли по пути деидеологизации своей политики. Отныне на передний план выдвигались лишь патриотические цели строительства могучего и процветающего Китая.

 

В истории страны начался качественно новый этап ─ этап широкомасштабной экономической реформы, направленной на построение “социализма с китайской спецификой”. Творцом этой реформы был Дэн Сяопин (1904─1997 гг.), который на протяжении почти двух десятилетий после смерти Мао Цзэдуна оставался единственным общепризнанным лидером нации. Следует заметить, что понимание необходимости масштабных экономических преобразований созрело в китайском руководстве ещё в середине 70-х годов, когда Чжоу Эньлай, бессменно возглавлявший правительство с момента образования КНР, выступил с идеей “четырёх модернизаций” (промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической, военной) и добился её официального одобрения Мао Цзэдуном. В дальнейшем, после смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 г., от идеи “модернизаций” не отказались, но она стала трактоваться китайскими политиками по-разному ─ в зависимости от их мировоззренческих

приверженностей.

 

В начале 1978 г. свой план “четырёх модернизаций” предложил и Хуа Гофэн. Но этот план, по сути дела, представлял собой новый вариант “большого скачка” (правда, его, в отличие от “скачка” 50-х годов, предполагалось осуществлять не путём “опоры на собственные силы” ─ т.е. тотальной мобилизации внутренних ресурсов страны, а за счёт широкого привлечения иностранного капитала и интенсивного торгово-экономического сотрудничества со странами Запада). Стремясь к быстрому достижению результатов, Хуа Гофэн выдвинул ряд грандиозных, но, по существу, нереальных задач, попытки выполнения которых не только не ускорили темпов экономического развития страны, но, напротив, привели к увеличению дисбаланса в национальной экономике и потребовали нового крупномасштабного урегулирования народного хозяйства.

 

Начальной же вехой экономической реформы в Китае считают декабрь 1978 г., когда пленум ЦК КПК принял решение прекратить политические кампании и сосредоточиться на экономических проблемах.

На 2 пленуме КПК в дек 1978 г. Дэн Сяопин выступил с программой структурных эк преобразований.

С/х:1) переход к системе производственной ответственности крестьян; 2) внедрение семейного подряда; 3) повышение закупочных цен; 4) переход сельскохоз. техники в собственность крестьянина; 5) свободное распоряжение излишками.

Решения пленума ознаменовали полную победу сторонников Дэн Сяопина и создали политические предпосылки для постепенного перехода к глубоким экономическим преобразованиям* Реформа в Китае рассчитана на длительную перспективу. По замыслу её создателей на этапе, к 2000 году, предполагалось в 4 раза увеличить валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства. На протяжении следующего этапа — до 2021 года, предполагается поднять Китай до уровня среднеразвитой страны, а к 2049 году (100-летию КНР) — превратить Китай в современную высокоразвитую державу. В выполнении этой программы Китай добился блестящих успехов.

 

Характерно, что реформирование экономики началось с сельского хозяйства. Одним из первых мероприятий правительства стал роспуск сельхозкоммун *. Сельским жителям страны земля была предоставлена в аренду (сейчас предполагается её передача в пожизненное наследуемое владение). Крестьянам были возвращены приусадебные участки, предоставлено право развивать подсобный промысел, продавать излишки продуктов на рынках.

 

Раскрепощение крестьянского труда быстро принесло свои плоды ─ уже к 1983 году продукция сельского хозяйства возросла почти в 2 раза. А это позволило решить остро стоявшую в ту пору продовольственную проблему: китайцы стали хорошо питаться, их пища стала разнообразнее.

 

Одновременно с реформой сельского хозяйства был разрешён малый бизнес. В торговле, общественном питании и сфере услуг возникли многочисленные мелкие и средние частные предприятия, наполнившие потребительский рынок страны товарами, приемлемыми по цене и качеству. Происходивший рост реальных доходов населения обеспечил курсу реформ широкую общественную поддержку.

 

Вслед за успехами реформы в деревне начались преобразования и в городах, в результате которых расширилась хозяйственная самостоятельность предприятий, сократилась сфера директивного планирования, существенному реформированию подверглась система цен и заработной платы. Активно внедрялись достижения научно-технического прогресса.

Государство разрешило оптовую торговлю средствами производства. Были официально признаны различные формы собственности, что положило начало процессу разгосударствления китайской экономики. Но, несмотря на комплекс мер по развитию частного бизнеса, китайское правительство всё-таки отдавало приоритет общественным формам собственности. В этой связи примечательно, что массированная приватизация госсобственности в Китае фактически не проводилась. Несмотря на то, что доля государственного сектора в ВНП неуклонно снижалась

 

Осуществление экономических преобразований в Китае порой сталкивалось со значительными сложностями. Быстрые темпы развития промышленного производства в первой половине 80-х годов вызвали “перегрев” экономики. Социально-экономическую ситуацию в стране осложняли также возросшая инфляция, усиление отраслевых диспропорций, рост коррупции и злоупотреблений партийных и государственных чиновников.

 

Поэтому в сентябре 1988 г. руководство КПК взяло курс на “урегулирование народного хозяйства”, который осуществлялся на протяжении трёх лет ─ до конца 1991 г. Составными звеньями этого курса

стали “ притормаживание” реформы и усиление государственно-административного воздействия на экономику. В этот период велись острые дискуссии между реформаторами, выступавшими за возобновление и углубление преобразований и консерваторами, опасавшимися, что дальнейшее внедрение элементов рыночных отношений может “столкнуть” Китай на путь капиталистического развития*. Дэн Сяопин, выступавший в качестве верховного арбитра, внимательно следил за ходом дискуссии сторонников и противников реформ. В 1992 г. онсовершил инспекционную поездку по стране и заявил, что рынок не противоречит принципам социализма, после чего осуществление реформы возобновилось.

 

Характерной чертой китайской реформы, существенно отличающей её от подобных преобразований в посткоммунистических странах Восточной Европы, является её эволюционный характер, а также отказ от использования рекомендаций МВФ и методов “шоковой терапии”. Проводя широкомасштабные преобразования, китайцы опираются на собственные национально-культурные традиции и декларируют принцип ─ “западная техника, восточная нравственность”.

 

Другой специфической особенностью проводимых в КНР преобразований является сохранение в неприкосновенности прежней политической системы во главе с КПК, обладающей монопольным правом на власть. Дэн Сяопин никогда не стремился к созданию демократии западного образца, которую он осуждал как “буржуазный либерализм”.Нынешнее руководство КНР сохраняет преемственность этому курсу. Китай остаётся крупнейшим в мире государством социалистической ориентации*. Партийно-государственная власть жёстко контролировала все переходные процессы в стране,обеспечивала политическую стабильность в обществе, необходимую для дальнейшего__ продолжения реформ. Политические преобразования были отложены на неопределённый срок, а сторонники немедленных перемен жестоко подавлялись.

 

В 1986 г. по всему Китаю прокатилась волна массовых студенческих выступлений, одним из главных требований которых было осуществление политической модернизации общества. В руководстве КПК эти выступления сочли проявлением “буржуазной либерализации”, следствием упущений в идеологической и воспитательной работе партии. В январе 1987 г. генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан, которого обвинили в этих просчётах, был освобождён от занимаемой должности. Среди студенческой молодёжи он приобрёл репутацию сторонника демократизации и общественно-политических перемен.

 

Смерть ХуЯобана в апреле 1989 г. побудила студенческие массы выйти на площадь Тяньаньмэнь в Пекине. Попытки властей в течение мая наладить диалог со студентами оказались безрезультатными, в том числе и из-за разногласий в руководстве КПК по поводу оценки происходящих событий. Студенческие волнения продолжались до начала июня и были подавлены войсками, что привело к многочисленным жертвам (по официальным данным, жертвы среди гражданского населения составили более 200 человек убитыми и 3 тыс.ранеными, погибли также десятки военнослужащих, а свыше 6 тыс. получили ранения)*.

 

С самого начала реформы Китай проводит политику “открытости”, которая предусматривает всемерное расширение связей с зарубежными государствами, активное привлечение иностранного капитала в экономику страны. С этой целью в приморских провинциях были созданы особые экономические зоны (сейчас их более 20) с благоприятными условиями для иностранных инвесторов. Практически всё побережье КНР превратилось в “открытый прибрежный пояс” — своеобразный комплекс по производству экспортной продукции и источник получения валюты и новых технологий.

 

В результате Китай вышел на второе место в мире (после США) по объёму иностранных инвестиций. За 1979─1997 годы сумма заявленных иностранных вложений превысила 650 млрд долларов. В 1998─1999 гг.прямые иностранные инвестиции в экономику Китая составили примерно 90 млрд долларов. Всё это даёт возможность, по выражению китайцев, “строить социализм своими руками, но чужими деньгами”.

Большую роль в модернизации Китая играют денежные средства, получаемые от китайских эмигрантов (хуацяо), 30 млн которых проживают в разных странах*. Ежегодно в Китай поступает до 200 млн долл. в виде денежных переводов эмигрантов своим родственникам. Помимо этого хуацяо активно участвуют в инвестировании китайской экономики (на них приходится более половины иностранных капиталовложений).Силами хуацяо созданы фонды для субсидирования обучения китайской молодёжи в университетах США и Западной Европы.

 

Проводимые преобразования приносят зримые результаты. Реформа значительно ускорила темпы экономического роста: если за 1953─1978 годы среднегодовой прирост валовой продукции промышленности составил 6,1%, то в 1979─1998 годах ─ 9,7% (в 1999 ─ 7%, 2000 ─8,2%). По темпам экономического роста в 80—90-е годы Китай стал мировым лидером.

 

Задачи первого этапа реформы удалось выполнить на пять лет раньше намеченного срока — уже к 1995году. КНР занимает 7-е (а по мнению некоторых экспертов ─ 5-е) место в мире по масштабам

Date: 2016-07-05; view: 473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию