Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Иран во второй половине XX века.Белая революция и Исламская революция





Пехлеви (1925-1979)—Первым шахиншахом этой династии был Реза-шах Пехлеви, который взошёл на трон в 1925 году, а вторым и последним шахиншахом был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время Исламской революции.

Белая революция» — серия реформ, предпринятых шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви в 1963 году в целях преодоления феодальных пережитков и интеграции в мировую капиталистическую систему.

Белая революция (1963-1979)

Социально-экономические и политические рефор­мы, проводимые шахом и его новым окружением, так называемыми «технократами» с референдума 1963 г., и направленные на ликвидацию полуфеодальных отноше­ний в деревне, модернизацию Ирана и его интеграцию в современ­ный капиталистический мир, получили официальное название «бе­лой революции» или «революции шаха и народа».

 

Из 19 реформ важнейшей была аграрная, которая проводилась в три этапа. Закон ограничивал размер земельной собственности 500 га при условии, что земля обрабатывалась с помощью техники и наемного труда, и предусматривал раздел и продажу излишков земель крестьянам-арендаторам за выкуп в рассрочку на 15 лет.

 

Для Ирана земельная реформа явилась прогрессом. В целом она привела к ликвидации полуфеодального землевладения и земле­пользования, к превращению большинства крестьян в собственни­ков, ведущих самостоятельное мелкотоварное хозяйство. По офи­циальным данным, к концу 1971 г. примерно 2,5 млн крестьянских хозяйств стали собственниками земельных участков. Вырос удель­ный вес крупных предпринимательских хозяйств (более 20% всей пахотной земли) и мелких собственников капиталистического типа (около половины всех хозяйств). Вместе с тем множество семей землевладельцев не смогли адаптироваться к новым условиям, ра­зорялись и устремлялись в города, пополняя ряды неквалифици­рованных рабочих, безработных, люмпенов.

 

Помимо аграрной реформы был осуществлен целый ряд других преобразований: национализация лесов и пастбищ, продажа госу­дарственных предприятий частным лицам, участие рабочих в до-

ходах промышленных предприятий, создание «корпуса просвеще­ния» для борьбы с неграмотностью (из молодых людей, призван­ных на военную службу и после шестимесячного обучения направ­ляемых представителями в села), предоставление избирательных прав женщинам. Впоследствии были созданы «корпуса здравоох­ранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению, «корпуса благоустройства и развития» для внедрения современных методов ведения сельского хозяйства и благоустройства деревень; организовывались «дома правосудия» — общественные суды в сель­ской местности; проводилась национализация водных ресурсов и др.

 

Особый упор шах сделал на развитие промышленности, желая превратить Иран к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70-е гг. вследствие энергети­ческого кризиса. К 1972 г. поступления от нефти в иранскую казну в 40-45 раз возросли по сравнению с 1950 г. Всего же за период с 1972 по 1977 г. страной было получено 90 млрд долл.

 

К концу 60-х гг. в Иране уже имелись современные крупные предприятия не только легкой промышленности, но и новых для страны отраслей, таких, как машиностроительная, автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая, завершалось создание металлур­гической промышленности. Иран стал превращаться из аграрной в аграрно-индустриальную страну. В годы осуществления третьего пятилетнего плана вступило в строй около 300 новых электростан­ций. ВНП возрастал ежегодно более чем на 10% и составил на 1970 г. 15 млрд долл., в 4 раза больше, чем в 1960 г.

 

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально-экономическую отсталость. Однако они имели целый ряд негатив­ных черт. Хотя по темпам роста экономики Иран занимал в 70-е гг. второе место в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли раз­вивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие пагубные явления, как расточительность, бес­хозяйственность, коррупция, жажда наживы, перекрывающие во многом положительные стороны реформ.

 

В политической жизни страны проявлялась дальнейшая тенден­ция усиления личной власти шаха, что, с одной стороны, объясня­лось ослаблением оппозиционных настроений в среде буржуазных националистов, а с другой — целенаправленными усилиями само­го шаха и его окружения. В 1975 г., заменив многопартийную систему, однопартийной, шах создал партию Растахиз (Возрождение), имевшую цель консолидировать иранское общество вокруг динас­тии Пехлеви.Тем не менее шах недооценил возможности шиитского духовен­ства, ущемленного реформами, — фактически единственной оппо­зиции, находящейся к середине 70-х гг. на легальном положении.

 

Борьбу духовенства против реформ еще в начале 60-х гг. возгла­вил аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни (1900— 1989).Он проповедовал, что земельная реформа и другие за­коны противоречат предписаниям Корана и нормам мусульманской морали. Особенно резко он выступал против уравнения женщин в правах с мужчинами. Такие же идеи распространяли и другие ши­итские лидеры — Бехбехани, Шариат-Мадари, Талегани. Не огра­ничиваясь проповедями, духовенство организовывало антиправи­тельственные выступления. Многие лидеры, в том числе Хомейни, были высланы из страны. Но и в эмиграции Хомейни через посред­ство 200 тысяч иранских мулл, культивировавших в стране анти­шахские настроения, продолжал борьбу с «продажным» шахским режимом. Его проповеди, записанные на магнитофонные кассеты, распространялись по всему Ирану.Простые и понятные лозунги духовенства — ликвидация шах­ского режима, преодоление пропасти между богатыми и бедными, изгнание из страны иностранного, особенно американского, капи­тала, прекращение чуждого иранцам западного влияния — привлек­ли самые широкие слои населения, уставшего приспосабливаться к быстрой капиталистической модернизации страны.

 

Пытаясь смягчить нараставшую социальную напряженность, в 1975 г., шах начал новую серию реформ. Но если реформы 60-х гг. сыграли умиротворяющую роль, то последние наоборот усугубили ситуацию. В частности, под предлогом борьбы с дороговизной вла­сти начали новое наступление на традиционный «базар», который и. так не мог конкурировать с госсектором, а теперь еще подвергал­ся штрафам и всячески преследовался.

 

Таким образом, «средние» городские слои, связанные с «базаром», численность которых превышала в стране 25% самодеятельного на­селения и в которые стремительно вливались обнищавшие крестья­не, не нашедшие себе применения в промышленности, и пауперы стали той массовой базой, которая питала надвигающуюся револю­цию. Революционная ситуация возникла к концу 70-х гг., когда окон­чательно оформился союз «базара» с шиитским духовенством.

Исламская революция (1978-1979)

Началом революции явился расстрел антиправи­тельственной демонстрации в Куме в январе 1978 г. По истечении срока поминовения усопших (40 дней) волнения охватили целый ряд городов страны. В ожес­точенных схватках с войсками, жандармами, агентами САВАК (Управление безопасности и информации Ирана, создано в 1957 г.) погибли десятки тысяч иранцев. Ответом на их гибель были новые, еще более мощные действия, но массы «базара» явно преобладали.

 

Попытка шаха разрядить ситуацию путем замены в конце 1978 г. военного правительства кабинетом во главе с либеральным поли­тиком из числа лидеров НФШ. Бахтияром, не удалась. НФ исклю­чил Бахтияра из своих рядов. Хомейни расценил образование ка­бинета Бахтияра как заговор и призвал народ к неповиновению. Попытки американцев спасти шаха лишь усилили антиамерикан­ский настрой в стране.

 

После того как 16 января 1979 г., по рекомендации Бахтияра, шах с шахиней покинул Иран, что было встречено народом с энту­зиазмом, в стране некоторое время сохранялось двоевластие. Бах-тияр, надеявшийся на поддержку армии, отказался добровольно уйти в отставку, заявив, что не допустит замены диктатуры шаха диктатурой духовенства. Вернувшийся 1 февраля из многолетней эмиграции Хомейни, опираясь на созданные по всей стране «Ис­ламские революционные комитеты», объявил о назначении гла­вой Временного правительства другого видного деятеля НФ — М. Базаргана.

 

Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегера­не, начавшееся 9—10 февраля 1979 г. Сигналом для него стало на­падение отряда шахской гвардии на служащих авиационной базы вблизи столицы. Вслед за Тегераном вооруженные восстания ох­ватили большинство провинциальных центров. Днем 11 февраля Высший военный совет заявил о своем нейтралитете и отдал при­каз войскам вернуться в казармы. Тогда же Бахтияр покинул стра­ну. Последние очаги сопротивления сторонников шаха были подав­лены утром 12 февраля.

 

Таким образом, «исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые, шах, его окружение и амери­канские советники нимало не считались ни с народом, ни с его тра­дициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за рефор­мы, которые несли бешеное обогащение кучке нуворишей, спеку­лянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, кре­стьянства, мелких предпринимателей. В стране расцвели коррупция, преступность, проституция, наркомания. На «иранский пирог» ри­нулись тысячи международных проходимцев и авантюристов. За­морское, прежде всего американское, стало вытеснять свое, иранс­кое. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им уме­ло воспользовалось.

 

«Исламскую революцию» можно определить следующим обра­зом: по характеру, движущим силам и методам борьбы как народ­ную, по основной направленности как антимонархическую, анти­империалистическую и остро антиамериканскую, по социальной сути как буржуазную (при определенных антикапиталистических тенденциях), по руководящей роли духовенства и организацион­но-идеологической основе как исламскую.

Шиитское духовенство, оказавшись у власти, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. Легали­зовались позиции территориальных исламских революционных ко­митетов, революционные суды стали исламскими революционны­ми трибуналами; в качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции; под их кон­тролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях орга­ны самоуправления были преобразованы в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с тер­риториальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима. 1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ).

 

Провозгласив основной внешнеполитический принцип «Ни За­пад, ни Восток, а Ислам», тем самым отделив себя от двух «сверх­держав», Иран заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнут ряд военных и гражданских контрактов с США и другими западными державами, ликвидированы американские военные базы, аннули­ровано соглашение с МНК, закрыты многие иностранные, прежде всего американские, банки и компании. Пиком антиамериканской компании стал захват в ноябре 1979 г. посольства США и объявле­ние всех его сотрудников «заложниками».

 

В декабре 1979 г. в результате референдума была утверждена конституция ИРИ, разработанная известными исламскими право­ведами.В конституции утверждается, что в стране вводится исламский образ правления — велаят-е факих. Провозглашается, что абсолют­ная власть над миром принадлежит Аллаху. Во главе государства стоит рахбар (руководитель), исполняющий наместническую фун­кцию в период «сокрытия» 12-го имама, прямого потомка пророка Мохаммада, таинственно исчезнувшего в детском возрасте в IX в. Рахбар, стоящий над тремя ветвями власти, обладает широчайши­ми полномочиями, в том числе и единоличным правом смещения всенародно избранного президента. Для контроля над парламен­том был создан Наблюдательный совет из 12 богословов, половину некоторых должен был назначать Хомейни (рахбар). Совету пред­писывалось следить за тем, чтобы принимаемые меджлисом зако­ны соответствовали положениям ислама и конституции. Кроме того, Хомейни получил право объявлять войну, заключать мир, прово­дить мобилизацию; он стал верховным главнокомандующим во­оруженными силами.

 

В республике наряду с теократическими были созданы и рес­публиканские органы власти (президент, правительство, меджлис), сфера деятельности которых несколько сужена теократическими структурами. Исламская республиканская партия (ИРП) благодаря поддер­жке Хомейни стала фактически правящей партией в стране. Уволь­нение Базаргана с поста главы правительства в конце 1979 г. и от­ставка первого президента Ирана Банисадра летом 1981 г. свидетельствовали об усилении позиции лидеров ИРП и об устра­нении от власти как сторонников умеренно-либерального курса, так и поборников интересрв торгово-предпринимательских кругов. После этого исламские власти предприняли наступление на пози­ции леворадикальных сил. Каждое из политических движений, не­довольных захватом и узурпацией власти шиитским духовенством, действовало независимо от других себе подобных и погибало так­же в одиночку.

 

Наиболее сложным периодом для ИРИ оказалась восьмилетняя война с Ираком, где в целом Иран выстоял. Только внезапное и мас­сированное применение Ираком против Ирана созданных им в тай­не от остального мира ракет средней дальности и химического ору­жия, а также истощение ресурсов самого Ирана склонили Хомейни к принятию решения о прекращении войны и примирении с Ира­ком. Война стоила Тегерану 102—103 млрд долл. по оценкам спе­циалистов ООН.

Date: 2016-07-05; view: 578; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию