Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заповедные и другие охраняемые территории





Наиболее современной формой охраны живой природы является заповедный режим. Организация заповедных территорий в настоя­щее время - это наиболее совершенный способ сохранения тех ос­татков могущественной некогда Природы, которым угрожает исчез­новение по вине человека.

Выделяется несколько видов заповедных объектов, подлежащих охране:

1. Заповедники •- особо охраняемые пространства, полностью исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохране­ния в нетронутом виде природных комплексов, а также охраны ред­ких и исчезающих видов растений и животных.

2. Национальные парки - обширные участки территории, включа­ющие охраняемые природные ландшафты, выделенные для охраны природы в оздоровительных, эстетических, научных и культурно-про­светительских целях.

3. Памятники природы - природные достопримечательности, имеющие научное или культурно-эстетическое значение, а также объекты природы, связанные с какими-либо историческими событи­ями или лицами.

4. Заказники природы - участки прородной территории, где вре­менно или постоянно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности человека.

5. Ландшафтные парки -- искусственно созданные или окульту­ренные охраняемые антропогенные ландшафты, отличающиеся при­родными достопримечательностями и высокой эстетичностью.

Идея сохранения уголков нетронутой природы с целью сбереже­ния природных ресурсов возникла не сейчас. Сохранились сведе­ния, что еще до нашей эры правители некоторых развитых государств принимали природоохранительные законы. Имеется свидетельство, что индийский император Ашок в 242 году до нашей эры издавал указы об охране лесных массивов и охотничьей фауны. В XVI веке в окрестностях Киева был расположен так называемый "красный двор", вокруг которого охранялись лесные охотничьи угодья. Одним из са­мых старых заповедников Европы является знаменитая Беловежская пуща. Охрана ее природных богатств велась с начала XI столетия. Однако никакого научного подхода при отведении природных терри­торий для охраны вплоть до XIX в. не существовало. Первым из есте­ствоиспытателей, кто отметил необходимость целевой охраны при­родных компонентов, был известный путешественник А.Гумбальдт. Во время путешествия по Венесуэле в 1799-1804гг. он предложил термин "памятник природы" для охраны группы вековых деревьев из семейства мимозовых и позже ввел это понятие в научную литературу. К середине XIX в. природоохранное движение набирало силу, и след­ствием этого стала разработка концепции национального парка - об­ширной территории, которая включает особые охраняемые природные ландшафты, не затронутые человеческой деятельностью. Главное назначение национального парка наряду с сохранением природных комплексов в неприкосновенности •• это отдых человека на лоне природы. Первый в мире национальный парк был создан в США в 1872 году. Это Йеллоустонский национальный парк. В 1913 году в Швейцарии состоялась конференция по проблеме международной охраны природы. На ней впервые была обоснована необходимость организации в различных природных зонах крупных заповедников. Первый в России заповедник был создан на острове Вайка в Эсто­нии в 1910 году.

В Беларуси проблемы охраны природной среды стали поднимать­ся только в 20-е годы XX столетия. 30 января 1925 года в 100 км севернее г. Минска, в верхнем течении реки Березина был создан Березинский государственный заповедник. В 1939 году, после вос­соединения с Западной Беларусью, государственным заповедником была объявлена белорусская часть Беловежской пущи. В 1969 году был организован Припятский ландшафтно-гидрологический заповед­ник. В 1979 году Березинский заповедник в числе первых в бывшем СССР получил статус биосферного и включен в мировую сеть био­сферных заповедников. В 1991 году на базе Государственного за­поведно-охотничьего хозяйства Беловежская пуща создан первый белорусский национальный парк с одноименным названием. В 1995 году вслед за национальным парком "Беловежская пуща" был со­здан национальный парк "Браславские озера". В 1999 году с целью охраны уникальных ландшафтов вокруг жемчужины Беларуси озера Нарочь -- создан национальный парк "Нарочанский". В настоящее время разработано обоснование по созданию еще нескольких наци­ональных парков Беларуси: "Белая Русь", "Налибокский", "Свислочско-Березинский", "Суражский" и др.

Контрольные вопросы:

1. Как понимается понятие "охрана природы" в современных ус­ловиях?

2. Опишите современное состояние природных ресурсов Беларуси.

3. Какие растения и животные занесены в Красную книгу Беларуси?

4. Какие заповедные территории Беларуси подлежат охране?

Литература:

1 Маврищев В,В. Основы общей экологии. - Мн., 2000.

2. Лукашев К.И. Тревоги и надежды. Изменяющаяся биосфера. - Мн., 1987.

3. ЛучкоуA.I. Прырода Беларуси Сучаснасць i будучыня. - Мн., 1993.

4. Радкевич В.А. Экология. - Мн., 1997.

5. РеймерсН.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - Мн., 1990.

 

Лекция 4

Тема: Теоретические основы экологического воспитания детей

План

1. Психолого-педагогический анализ теоретических основ экологического воспитания детей.

2. Комплексный характер школьного экологического образования.

3. Вклад В.А. Сухомлинского в решение экологических проблем в школьном обучении.

4. Концепция экологического воспитания школьников в Респуб­лике Беларусь.

5. Детские экологические движения.

6. Современные вопросы экологического воспитания и образо­вания молодежи.

Date: 2016-07-18; view: 751; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию