Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности самооценки младшего школьника





 

Рассмотрим подробнее, в чём же заключается сущность и функции самооценки. Самооценка представляет собой отношение человека к себе, выработанное им вследствие получения знаний о самом себе, приобретённых, в свою очередь, в результате наблюдений за реакцией на различные свои действиях, высказывания; понимание собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание, оценочное к ним отношение. Самооценка предполагает умение человека оценить свои силы и возможности, планы, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, а также умение самостоятельно ставить перед собой цель. Все эти качества имеют большое значение при формировании цельное и гармонично развитой личности.

 

Следует указать, что на развитие самооценки большое влияние оказывает оценка окружающими людьми, а, в случае ребёнка, в первую очередь, оценка значимых взрослых и сверстников, результатов поведения и деятельности человека, его реакций на раздражители, а, значит, и качеств, присущих его личности. Л.И Божович поясняет, что общественная оценка имеет двоякое значение в процессе формирования самосознания школьника: оценка окружающих зависит от того, насколько поведение человека отвечает общественным нормам и требованиям, соответственно, получая от людей «обратную связь» в виде оценки его взаимоотношений с окружающей средой, человек становится обладателем информации, влияющей на дальнейшее его поведение, отношение к себе, эмоциональное благополучие. Вместе с тем, общественная оценка способствует выделению человеком тех или иных качеств и конкретных видов поведения, деятельности и восприятию их как предмета сознания оценки самого человека.[10] В свою очередь, Б.Г. Ананьев отмечал, что важнейшее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.[11]

 

Поскольку самооценка является оценкой личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, она имеет большое влияние на поведение человека в обществе, его реакции, действиях. Соответственно, от того поведения в обществе, которое позволяет и диктует человеку его самооценка, во многом зависит мнение о нём окружающих, и, следовательно отношение к человеку. Самооценка влияет на требовательность человека к себе, отношение к собственным успехам и неудачам. Следовательно, от той степени критичности к своим поступкам, с которой человек судит свои действия, в свою очередь, зависит эффективность деятельности, которой он занят и дальнейшее развитие личности. Основу самооценки составляет принятая человеком система ценностей.

Схема 1.

В научных исследованиях автора монографии ««Проблема самосознания в психологии» И.И. Чесноковой (1978), в научных трудах доктора психологических наук В.В. Столина (1983) и многих других авторов самооценка рассматривается как центральное звено сферы самосознания личности, выполняющее, в первую очередь, регуляторные функции в поведении человека. А. В. Захарова, советский психолог, сотрудник лаборатории младшего школьника, чьей областью научных интересов были психологические особенности и условия формирования учебной деятельности, в частности, действие оценки, писала, что самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе, становление его личности и индивидуальности».[12]

 

Современный автор, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры общей психологии, д.п.н. Л.В. Бороздина уточняет, что самооценка представляет собой личностное суждение о собственной ценности, а также отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу Я. [13]

Рассмотрев взгляд на проблему самооценки отечественных учёных, мы можем заключить, что в их понимании самооценка является результатом развития отношения индивида к самому себе и работы самопознания.

 

Обратив свой взор на труды зарубежных учёных-исследователей, занимавшихся изучением развития самооценки, мы, с целью уточнения взглядов иностранных психологов и педагогов на данную проблему, приведём мнения ведущих специалистов, таких, У. Джеймс, А. Маслоу,, С. Куперсмит, М.Розенберг.

У. Джеймс, впервые упомянувший в психологической литературе понятие самооценки, различает два её вида, называемые им самодовольством и недовольством собой. У. Джеймс поясняет, что самодовольство вмещает в себя такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора[14]. В признанной классической концепции У. Джеймса в основу понятия самооценки положено представление об актуализации идеального Я, определяемого математическим соотношением реальных достижений человека к его притязаниям. Соответственно, достигший в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку, но если человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, с большой долей вероятности, будет низкой.[15]

А. Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии, в свою очередь, уточняет, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека[16]

Доктор С. Куперсмит, психолог из Калифорнийского университета, разработавший различные методики измерения самооценки, в том числе, опросник по определению уровня самооценки у детей и подростов, пишет, что под самооценкой следует понимать присущее индивиду чувство собственной ценности, которое для других людей проявляется в тех или иных реакциях[17]

Р. Бёрн, американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа считает, что самооценка входит в состав Я-концепции - совокупности всех представлений индивида о себе, сопряжённых с их оценкой.[18]

 

Изучив взгляд зарубежных учёных на проблемы самооценки, мы можем сделать вывод: многих из психологов рассматривают самооценку в структуре "Я-концепции", воспринимая её в качестве механизма, обеспечивающего согласованность требований индивида к себе с внешними условиями.

 

В начале параграфа были указаны функции, выполняемые самооценкой. Для более полного представления о них приведём здесь расширенный перечень функций, предложенный Н.И. Сарджвеладзе, доктором психологических наук, профессором Тбилисского государственного университета, включающий в себя шесть функций:

- функция "зеркала" (отображения себя), заключающаяся в отражении человеком сознания окружающих, переносе своего "отражения" вовнутрь;

- функция самовыражения и самореализации;

- функция саморегуляции и самоконтроля. Только при условии обладания сложившимися представлениями о себе, при отношении к себе определённым образом личность способна регулировать и контролировать свою деятельность;

- функция сохранения внутренней стабильности "Я" (внутренняя согласованности)

- функция интракоммуникации.

(для самой себя личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в "диалог");

- функция психологической защиты[19]

 

Для дальнейшего рассмотрения явления самооценки нам нужно иметь представление об уровнях самооценки. Самооценка является важнейшим средством для самоанализа, саморегуляции и самоконтроля. Одним из основных параметров самооценки выступает осознание своей значимости для окружающих. У. Джеймс считал, что это осознание связано с самоуважением, которое имеет большое значение для развития личности.

В современной психологической науке принято подразделять самооценку адекватную и неадекватную, в свою очередь, делящуюся на завышенную и заниженную. У обладающего адекватной самооценкой человека мнение о себе самом совпадает с тем, каким он в действительности и является. При неадекватной самооценке наблюдается расхождение представляемого о себе с имеющим место в быть в реальности. Предположить, какой самооценкой обладает ребёнок мы можем не только по тому, как он оценивает себя, но и по тому, какие оценки выносит он другим детям. Например, ребёнок с заниженной самооценкой часто оценивает достижения других детей выше, чем оно есть на самом деле, ребёнок с завышенной не всегда даёт высокую оценку себе, он может просто занижать или отрицать достижения других.

Также самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. На устойчивую мы не можем оказать влияния, действенно изменить и скорректировать её, неустойчивая же, в большинстве случаев свойственная детям младшего школьного возраста, практически всегда хорошо поддаётся влиянию и коррекции. Помимо этого самооценка может быть как абсолютной, так и относительной. Под абсолютной мы будем понимать такую самооценку, которая вырабатывается у человека без учёта мнений окружающих, под относительной же подразумевать самооценку, представляющую собой сочетание оценки собственной и мнения социума.

 

Д.Б. Эльконин рассматривает организованную учебную деятельность как ведущую форму деятельности младшего школьника. Соответственно, в процессе учебной деятельности, во взаимодействии со сверстниками существенно увеличивается объём оцениваемых качеств, необходимых для участия ребёнка в данных моментах. На формирование самооценки ученика большое влияние оказывает оценочное воздействие учителя, стиль преподавания педагога, его отношение к неудачам и успехам учеников и многое другое. Разумеется, задачей учителя, в числе прочего, является установление у детей адекватной самооценки. Только осознаний своих способностей и умений, успешное выполнение учебных задач способствует становлению чувства компетентности. Далее мы подробнее рассмотрим меры, которые следует принимать учителю для формирования у учеников адекватной самооценки, но прежде приведём характеристики адекватной и неадекватной самооценки (см. табл. 1)

Таблица 1.

Сравнительная таблица психологических особенностей детей

с адекватной и неадекватной самооценкой*

 

Психологический портрет ребёнка с адекватной самооценкой Психологический портрет ребёнка с неадекватной самооценкой
- ощущает собственную важность и нужность. - создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, благополучности, сопереживания - доверяет себе, но способен просить о помощи. - уважает окружающих, их взгляды, мнение - не стремится к избеганию трудностей - готов принять собственную неудачу - воспринимает сложности как временные. - общая манера поведения и речи, мимика, движения в целом отражают удовольствие от жизни. - легко, прямо и честно говорит о своих достоинствах и недостатках. - испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражение симпатии и одобрения. - открыт для критики, спокойно к ней относится, признаёт свои ошибки. - понимает и воспринимает юмор - не испытывает страха перед новым. - стремится и умеет исправлять свои ошибки. - умеет постоять за себя - умеет отвечать за себя.     с заниженной с завышенной
- избегает выполнения задания/решения проблемы, не предпринимая попыток; боится неудачи, ощущает беспомощность - вскоре после начала выполнения задания или игры выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи. -предчувствуя проигрыш/неудачу, пытается действовать с помощью хитрости, обмана - имеет признаки регресса, ведёт себя не соответственно возрасту. Подобное поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком — тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления. - пытается руководить, выдавать распоряжения/проявляет упрямство - старается скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами. - находит себе оправдания («Учительница глупая»), либо преуменьшает важность событий («Мне всё равно не очень понравилась эта игра») - попытки переложить вину на других людей/ внешние силы. - не стремится к получению высоких оценок, участию в деятельности - избегает общения с людьми - происходят частые смены настроения: демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости, либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий. - критикует себя, например: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Я виноват во всём», «Все умнее, чем я». - не способен принять ни критику, ни похвалу. - повышенная обеспокоенность мнением других о себе, ранимость - подверженность негативному влиянию сверстников - непостоянство в поведении, реакциях на повседневные обстоятельства - объяснение успеха случайностью, обстоятельствами, неподвластными его собственному контролю - неверие в собственные силы и успех - выбирает задачи, которые ему явно не по силам. После неуспеха настаивает на своём/ переключается на самую легкую задачу, движимый мотивом престижности. - часто расхваливает себя - охотно критикует действия окружающих - уверен в своей правоте несмотря ни на что - не интересуется и не принимает во внимание мнение других о себе - успехи объясняет собственными способностями, неудачи - это случайным стечением обстоятельств /предвзятым отношением окружающих - умеет самоутвердиться за чужой счет. - подчёркивает свои достоинства перед тем, кого оценивает ниже себя. -демонстрирует заносчивость и неуместную амбициозность. - не замечает собственных недостатков

 

* Таблица составлена с использованием материалов из сборника «Как повысить самооценку ребёнка» Агафонова А.А., под ред. Н. И. Ройтман, 2013 г.

 

Имея представление об общих определениях самооценки, перейдём к рассмотрению особенностей непосредственно самооценки младших школьников. Следует отметить, что самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, заниженная самооценка заставляет человека сомневаться в своих силах, ограничивать возможности, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

 

 

Как указывалось ранее, поступление в школу вносит существенные изменения в жизнь ребёнка: изменение привычного уклада жизни, приобретение нового социального положение в коллективе и семье. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение, появляется новые обязанности, увеличивается число требований к поведению, что вызывает у ребёнка повышенное психологическое напряжение, связанное с самоорганизацией своей деятельности, дисциплиной, волевыми усилиями. ребёнка.

 

Правильное отношение к процессу учения – как к труду, формируется не сразу и требует от ребёнка значительных усилий: «включённости» в процесс, повышенного внимания, задействования силы воли, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок не привык к подобным условиям или тяжело адаптируется – задача учителя помочь ему избежать отрицательного отношения к учению, которое может возникнуть от неудач и разочарования, постигших ребёнка в самом начале учебной деятельности.

Учителю следует увлечь ребёнка, показать ему, что учение – труд, требующий прикладывания усилий, но дающий взамен возможность приобретения новых знаний, умений, навыков; и, разумеется, самой организацией учебного процесса подкреплять эти слова.

 

В начале обучения ребёнок может показывать хорошие результаты в надежде вызвать одобрения учителя, семьи, сверстников. И только после того, как школьник начнёт проявлять интерес к результатам своей учебной деятельности можно говорить о формировании него мотивов учения, связанных с истинно ответственным отношением к учению. Условием для формирования такого интереса служит переживание учащимся чувства удовлетворения от результатов своего труда и одобрением педагога, отмечающего даже небольшие успехи своего ученика.

 

Учитель должен вызывать у детей уважение, авторитет педагога иметь большое значение. Только учитель, вызывающий у учеников подобные чувства может в полной мере повлиять на их личность.

В период поступления в школу у ребёнка продолжает формироваться его представление о самом себе, своих возможностях, качествах и своём месте среди других людей, то есть, его самооценка, в связи перед педагогом стоит важная и ответственная задач – помочь ребёнку научиться адекватно воспринимать и оценивать себя и окружающих.

 

Кратко перечислим факторы, влияющие на формирование самооценки ребенка[20]:

- оценка ребёнка родителями

(подразумевается признание способностей и достижений ребёнка; уважение его взглядов и интересов, признание его самоценности как личности; прямое оценивание поступков и личностных качеств ребёнка по шкале, выражающееся в словесном одобрени ии критике)

 

- собственная самооценка ближайших взрослых

(ориентация в уровне притязаний и степени требовательности к себе на самооценку значимых взрослых)

 

- оценка сверстниками

(влияние на устойчивость самооценки и проверка самодостаточности личности ребёнка)

 

- успешность выполняемых действий

(соответствие учебных и бытовых задач возможностям ребёнка;

сочетание достижений и успешно пережитых неудач для формирования способности адекватно оценивать свои возможности)

 

- интенсивность интимно-личностного общения

(наличие фактов положительно окрашенного общения со значимыми взрослыми, сверстниками, «поглаживаний», по выражению психолога Э. Бёрна

 

- направленность личности

(соблюдение баланса между социальной и индивидуалистической направленностью личности – соответствие нормам общества при сохранении собственного (автономного) развития)

Date: 2016-07-18; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию