Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника





Младший школьный возраст - один из важнейших периодов становления самооценки ребёнка. От того, как пройдёт адаптация к школьному обучению, налаживание контактов с учителем и сверстниками, во многом будет зависеть дальнейшее отношение к учебной деятельности, положение в коллективе, самоощущение ребёнка, так как в данный период формируется осознание им самого себя, своих мотивов, потребностей, возможностей в мире человеческий отношений. Именно поэтому большое значение имеет своевременная и правильно проведённая закладка основ для адекватной самооценки.

В психолого-педагогических исследованиях вопросами самооценки занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие, как: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Залучинова, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, О.Н. Молчанова, В.В. Овсянникова А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Р. Бёрн, У. Джеймс, С. Куперсмит, Ф. Зимбардо и другие. Как упоминалось выше, учёные подходят к изучению проблемы формирования самооценки с разных сторон. В научных трудах одной группы учёных[6] ведущая роль отводится самооценке в составе проблем явления «Я-концепции», то есть, самооценка представляет собой некий «стержень» процесса самосознания; другой группой учёных[7] самооценка рассматривается как показатель уровня развития самосознания, в процесс самопознания

В исследованиях обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой - соотношения Я-концепции, самосознания и самооценки.

 

Для того чтобы дать характеристику личности младшего школьника, следует определиться с тем, что же заключается в самом понятии личности.

Э. Фромм предлагает следующее определение: личность - субъект свободного, ответственного выбора, активно действующий в обществе и стремящийся к достижению целей. То есть, подразумевается, что человек должен обладать таким набором качеств, знаний и умений, чтобы организовывать свою деятельность в обществе, стремясь к планируемому (желаемому) результату и наряду с тем несущего ответственность за свои действия, соответственно, учитывая и позиции окружающих. Мы видим, что данное определение содержит в себе понятия, применимые и к требования по формированию личности младшего школьника – умение делать выбор, действовать в соответствии с ним, добиваться результата. Но, помимо умения организовать свою деятельность ребёнок должен быть в полной мере вовлечён в жизнь социума, активно взаимодействовать с педагого, сверстниками. Р. С. Немов отмечает, что, помимо развития учебной деятельности в начальных классах, у ребёнка происходит и активное развитие коммуникативной сферы, оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрёл в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.[8]

 

Для гармоничного, полноценного и всестороннего развития личности младшего школьника необходимо с большой ответственностью и вниманием подойти к организации его деятельности, а также к выбору её видов и форм. Следует обеспечить ребёнку комфортные и эффективные условия, способствующие достижению высоких результатов в учебной и общественной деятельности. Помимо этого, важно систематически осуществлять контроль за её протеканием и результатами.

 

Младший школьный возраст включает в себя период жизни ребёнка от шести до одиннадцати лет, а так же определяет новым (и переломным) этапом - началом школьного обучения и воспитания, что оказывает существенное влияние на дальнейшее его пребывание в образовательном учреждении. За 4(5) лет обучения ребёнка в начальной школе происходит всесторонне и интенсивное развитие ребёнка. Младший школьник постоянно и стремительно развивается не только в социально-личностном плане (понимание и признание своей новой социальной роли, восприятие себя как участника образовательного процесса и коллектива), - значительные преобразования происходят и в биологическом плане: в детском организме наблюдаются изменения в центральной и вегетативной нервных системах, костной и мышечной системах, деятельности внутренних органов. Отметим, что одной из основных особенностей младших школьников является повышенная эмоциональная возбудимость и восприимчивость, что происходит вследствие возрастания подвижности нервных процессов. Подобная особенность для учителя имеет свои «плюсы» и «минусы»: с одной стороны, чувствительность, свойственная детям данного возраста даёт возможность в процессе обучения апеллировать к таким особенностям, как эмпатия и рефлексия, но, с другой стороны, обострённое восприятие слов и действий окружающих может быть не всегда спокойно пережито ребёнком; в процессе учебной деятельности ребёнок может испытывать страх неудачи, неуверенность в своих силах, испытывать сильное волнение вследствие опасения не справиться с задание. При систематических переживаниях подобного рода школьник может ощущает угрозу своему статусу в классе, семье, бояться выглядеть несостоятельным в глазах значимых взрослых. Но, по сравнению с реакциями на многие раздражители детей дошкольного возраста, реакции младших школьников, хотя и имеют ярко окрашенный эмоциональный характер, всё же во многом подвластны волевым усилиям со стороны ребёнка, что отмечает в своих исследования советский психолог

Л. И. Божович, занимавшаяся изучением проблем формирования личности ребёнка[9]. Поэтому одной из основных задач учителя в социально-личностном обучении является поддержка и укрепление механизмов волевого воздействия ребёнка на свои эмоции, а также способствование формированию у ребёнка адекватной самооценки.

 

Date: 2016-07-18; view: 369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию