Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая справка Спиритизма.





 

К 1848 году в Соединённых Штатах Америки внимание было привлечено к различным странным явлениям, состоявшим из шумов, стука и передвижения предметов без какой-либо известной причины. Эти явления часто происходили спонтанно, с особой интенсивностью и настойчивостью; а также было замечено, что они происходили в особенности под влиянием определённых лиц, которых стали называть медиумами, и которые могли в какой-то степени вызывать их по своему желанию, что позволяло повторять эти эксперименты. Особенно использовали для этого столы, не потому, что этот предмет был более благоприятен, чем другой, для подобных опытов, а лишь по той причине, что стол подвижен, более удобен, и легче и естественнее сесть вокруг стола, чем вокруг какой-нибудь другой мебели. Таким образом, было достигнуто вращение стола, потом его движения во все стороны, боковые скачки, опрокидывание, поднимание, сильные удары и т.д. Принципиально это явление получило название крутящихся или пляшущих столов.

До того времени данное явление могло объясняться воздействием электрического или магнетического тока, или воздействием неизвестного флюида, и таким было первое сформировавшееся мнение. Но вскоре в этих явлениях заметили разумные действия; так, движения повиновались воле человека; стол направлялся направо или налево к указываемому лицу, поднимался по команде на одной или на двух ножках, ударял определённое число ударов, бил в такт и т.д.. С тех пор стало очевидно, что причина не была чисто физической, и, согласно правилу, что: Если всякое действие имеет причину, то всякое разумное действие должно иметь разумную причину, заключили, что причина этого явления должна быть разумной.

Какова была природа этой разумной причины? Вот в чём вопрос. Первой мыслью было то, что это могло быть отражением разума медиума или присутствующих, но опыт вскоре доказал невозможность такого предположения, поскольку были получены результаты, совершенно чуждые мыслям и знаниям присутствующих лиц, и даже противоречащие их понятиям, их воле и желанию; значит, они могли принадлежать лишь невидимому существу. Средство удостовериться в этом было очень простым: нужно было вступить в разговор с этим существом, что и было сделано с помощью определённого числа условных ударов, означавших да и нет или буквы алфавита, и таким образом получены ответы на различные заданные вопросы. Это явление получило название говорящих столов. Все существа, общавшиеся таким образом, когда спросили об их природе, заявили, что они Духи и принадлежат к невидимому миру. Поскольку подобные действия совершались во многих местностях с помощью различных лиц и наблюдались весьма серьёзными и просвещёнными людьми, то уже невозможно было говорить, что это было всего лишь игрой воображения.

Из Америки это явление переходит во Францию и другие страны Европы, где в продолжение нескольких лет крутящиеся и говорящие столы были в моде и являлись развлечением салонов; затем, когда они надоели, их оставили в покое, чтобы заняться другими развлечениями.

В скором времени явление предстало в новом аспекте, что вывело его из области простого любопытства. Границы данного краткого обзора не позволяют нам проследить за ним во всех его фазах; мы прямо переходим к тому, что в нём является наиболее отличительным, и что особенно обратило внимание серьёзных людей.

Предварительно скажем мимоходом, что реальность явления встретила многих противников; одни, не обращая внимания на бескорыстие и достоинство испытателей, видели в нём лишь мошенничество и ловкий обман. Те, кто не признаёт ничего вне материи, кто верит только в видимый мир, кто думает, что всё умирает вместе с телом, одним словом, материалисты, выдающие себя за вольнодумцев, отбросили существование невидимых Духов в ряд нелепых басен; они назвали сумасшедшими принимающих это всерьёз, и осыпали их язвительными насмешками. Другие, не будучи в состоянии опровергнуть факты, и находясь под влиянием понятий определённого рода, приписывали эти явления исключительному влиянию дьявола, чем и старались напугать боязливых. Но сегодня страх дьявола утратил свой престиж; о нём так много говорили и в таких видах представляли, что люди свыклись с этой мыслью, и многие захотели воспользоваться случаем, чтобы увидеть, каков он на самом деле. Следствием было то, что, кроме немногих боязливых женщин, объявление о появлении настоящего дьявола стало чем-то пикантным для тех, кто его видел прежде только на картинках или на театральной сцене; для многих оно стало сильным возбуждением: так что желающие с помощью этого средства преградить путь новым идеям поступили против своей цели и невольно стали их пропагандистами тем более эффективными, чем сильнее восставали против них. Другие критики имели не больше успеха, поскольку против доказанных фактов и точных рассуждений они могли противопоставить только отрицание. Читайте их публикации, везде вы найдёте доказательство их невежества и несерьёзного исследования дела, и нигде не встретите решительного доказательства невозможности их. Вся их аргументация сводится к следующему: «Я не верю, значит, этого не существует; все верующие сумасшедшие; мы одни имеем привилегию разума и здравого смысла». Невозможно подсчитать сторонников, обретённых с помощью серьёзной или шутовской критики, потому что везде только личные мнения, без доказательств противного. Итак, продолжим наше изложение.

Сообщения посредством ударов были медленные и неполные; затем признали, что подвижные вещи, как, например, корзинка, дощечка, к которым привязывали карандаш, и на которые клали пальцы, двигались и чертили буквы. Позже признали, что эти вещи были лишь аксессуарами, без которых можно было обойтись; опыт доказал, что Дух, воздействуя на неподвижный предмет и управляя им по своей воле, мог так же воздействовать на руку, чтобы водить карандашом. Тогда появились пишущие медиумы, то есть лица, которые писали невольно, под влиянием Духов, и становились, таким образом, их инструментами и переводчиками. С того момента сообщениям не было более пределов, и обмен мыслями мог совершаться с такой же быстротой и развитием, как между живыми людьми. Это было обширное поле для исследований, открытие нового мира: мира невидимых существ, подобно тому, как с помощью микроскопа открыли мир существ бесконечно малых.

Что такое эти Духи? Какую роль играют они во Вселенной? С какой целью общаются со смертными? Такими были первые вопросы, которые надо было решить. Вскоре узнали от них самих, что Духи – это не отдельные существа Творения, а собственно души живших на Земле или в других мирах; что эти души, освободившись от своей телесной оболочки, населяют пространство и витают в нём. Невозможно было более сомневаться, когда среди них признали своих родственников и друзей, с которыми могли разговаривать; когда они сами привели доказательства своего существования, показали, что умерло в них только тело, что жива их душа, или Дух, что они здесь, возле нас, видят нас и наблюдают за нами как при жизни, окружая заботами тех, кого любили, и воспоминание о ком доставляет им сладкое удовлетворение.

Обычно о Духах люди имеют совершенно ложное понятие; они существа не отвлечённые, смутные и неопределённые, как многие думают, представляя их чем-то вроде слабого света или искры; напротив, они – реальные существа, имеющие свою личность или определённую форму. Об этом можно составить приблизительное понятие с помощью следующего объяснения:

В человеке три основные части: 1. душа или Дух, т.е. разумное начало, в котором находится мысль, воля и нравственное чувство; 2. тело, или вещественная оболочка, тяжёлая и грубая, которая соединяет Дух с внешним миром; 3. перисприт, флюидная, легкая оболочка, служащая связующим звеном и посредником между Духом и телом. Когда внешняя оболочка изнашивается и не может больше функционировать, она распадается, и Дух сбрасывает её, как плод сбрасывает шелуху, дерево свою кору, одним словом, как оставляют старое платье, непригодное для использования; это называют смертью.

Итак, смерть – это всего лишь уничтожение грубой оболочки Духа: умирает только тело, Дух не умирает. Во время земной жизни Дух, в каком-то смысле, стеснён узами соединённой с ним материи, часто парализующей его способности; смерть тела избавляет его от этих уз; он освобождается и обретает свою свободу, как бабочка, вылетая из своей кокона; но он оставляет только материальное тело; он сохраняет перисприт, составляющий для него нечто вроде эфирного тела, воздушного, невесомого для нас, для человеческой формы, которая является первичной. В нормальном состоянии перисприт невидим, но Дух может подчинить его определённого рода изменениям, делающим его временно доступным зрению и даже осязанию, как это бывает со сконденсированным паром; таким образом, Духи могут иногда показываться нам в своих проявлениях. При помощи перисприта Дух воздействует на неподвижную материю и производит такие различные явления, как шум, движение, письмо и т.д.

Стук и движения служат Духам средствами к проявлению своего присутствия и привлечению к ним внимания точно так же, как кто-то стучит в дверь, чтобы уведомить, что к вам кто-то пришёл. Некоторые Духи не довольствуются умеренным стуком, а поднимают шум вроде разбиваемой посуды, хлопанья дверьми или опрокидывания мебели.

С помощью условных ударов и движений они могут выражать свои мысли, но письмо предоставляет для них самое лучшее, самое быстрое и самое удобное средство: потому они его и предпочитают. По той же самой причине, по которой они могут заставить писать буквы, они могут направлять руку, чтобы рисовать, писать музыку, играть на инструменте; короче говоря, за неимением собственного тела они используют тело медиума, чтобы ощутимо являться людям. Духи могут являться и многими другими способами. Некоторые личности, названные слышащими медиумами, обладают способностью их слышать и таким образом могут разговаривать с ними; другие их видят: это видящие медиумы. Духи, являющиеся зрению, представляются обычно в том образе, который они имели при жизни, но словно в тумане; иногда этот образ имеет внешность живого существа, так что нередко их принимали за живых и могли с ними говорить и жать им руки, не подозревая, что видели перед собой Духов, и признавали их только по внезапному исчезновению.

Способность видеть Духов вообще и постоянно очень редка, но индивидуальные появления довольно часты, особенно в момент смерти; освобождённый Дух, кажется, спешит увидеть своих родных и друзей, предупредить их, что он оставил землю, и сказать им, что он всё ещё жив.

Пусть каждый соберёт свои воспоминания, и мы увидим, сколько подобного рода подлинных случаев бывало с нами, не только ночью во время сна, но и среди бела дня, при полном бодрствовании, и в которых мы не могли отдать себе ясного отчёта. Прежде смотрели на эти случаи как на нечто сверхъестественное и чудесное и приписывали их магии и колдовству; сегодня неверующие относят их к воображению; но с тех пор, как спиритическая наука дала ключ к таким явлениям, мы знаем, каким образом они производятся, и что они не выходят из разряда естественных явлений.

Кроме того, многие считают, что Духи, только потому, что они Духи, должны иметь высшее знание, высшую мудрость: опыт не замедлил доказать, что это заблуждение. Среди получаемых от Духов сообщений некоторые глубоко возвышенны, красноречивы, полны мудрости, нравственности и дышат лишь добротой и благосклонностью; наряду с ними, другие весьма обычны, легкомысленны, даже грубы, и через них Дух открывает свой порочный характер. Поэтому очевидно, что они не могут исходить из одного и того же источника, и что, если есть добрые Духи, то есть также и злые. Естественно, что Духи, будучи душами людей, не могут стать совершенными сразу же после оставления тела, и что до тех пор, пока они не сделают успехов, они сохраняют несовершенства телесной жизни, почему мы и видим Духов различной степени доброты и злобы, знания и невежества.

Обычно Духи общаются с удовольствием, им приятно видеть, что их не забыли; они охотно описывают свои впечатления при оставлении земли, своё новое положение, свои радости или страдания в мире, где они находятся: одни очень счастливы, другие несчастны, некоторые даже испытывают ужасные мучения, в зависимости от того, какую они вели жизнь и как использовали её, хорошо или дурно, с пользой или без пользы. Наблюдая за ними во всех фазах их нового существования, согласно положению, которое они занимали на Земле, роду их смерти, их прежнему нраву и их человеческим привычкам, мы приходим к познанию невидимого мира, если не полному, то, по крайней мере, довольно точному, чтобы знать своё будущее состояние и предчувствовать счастливую или несчастливую судьбу, ожидающую нас.

Наставления, данные Духами высшего ранга по всему тому, что интересует человечество, их ответы на заданные им вопросы, собранные и старательно приведённые в порядок, составляют целое нравственное и философское учение под названием Спиритизма. Следовательно, Спиритизм – это учение, основой которого являются существование, проявления и наставления Духов. Философская часть этого учения довольно полно изложена в Книге Духов, практическая и экспериментальная – в Книге Медиумов, а нравственная часть – в Евангелии в толковании Спиритизма. По анализу этих сочинений, приведённому ниже, можно судить о разнообразии, обширности и важности предметов, заключённых в них.

Как мы уже видели, Спиритизм взял своё начало от простого явления крутящихся столов; но поскольку такие явления занимали больше глаза, чем разум, и возбуждали скорее любопытство, чем чувства, то, удовлетворив любопытство, они перестали обращать на себя внимание, тем более что их не понимали. Но совсем иное дело, когда теория объяснила причину; особенно когда увидели, что из этих крутящихся столов, которыми какое-то время забавлялись, выходило целое нравственное учение, говорящее о душе, рассеивающее томительные сомнения, удовлетворяющее всем стремлениям, оставленным в неопределённости от неполного учения о будущности человечества. Люди серьёзные приняли новое учение как благодеяние, и с тех пор оно не только не ослабло, но распространяется с невероятной быстротой; в продолжение трёх или четырёх лет оно привлекло на свою сторону во всех частях мира бесчисленное множество сторонников, в особенности людей просвещённых, число которых умножается в чрезвычайной прогрессии, так что сегодня можно сказать, что Спиритизм приобрёл право гражданства; он опирается на такие твёрдые основания, что может отразить все нападки своих противников, силящихся его опровергнуть; это доказывается тем, что их нападения и критика не останавливают ни на минуту его распространения: это событие, подтверждённое опытом, которого противники Спиритизма никогда не могли объяснить; спириты отвечают просто, что, если он распространяется, несмотря на критику, это значит, что его находят хорошим, и что его доводы предпочитают доводам его противников.

Однако Спиритизм – не новое открытие; факты и принципы, на которых он основывается, теряются в глубокой древности, так как мы находим его следы в верованиях всех народов, во всех религиях, у многих духовных и светских писателей; просто факты, недостаточно исследованные, часто объяснялись согласно суеверным понятиям невежества, и из них не делали должных заключений. На самом деле, Спиритизм основан на существовании Духов; но поскольку Духи – это не что иное, как души людей, следовательно, с тех пор, как есть люди, есть и Духи, Спиритизм не открыл и не выдумал их. Если души или Духи могут являться людям, значит, это в порядке вещей, и, следовательно, они должны были являться во все времена: поэтому всегда и везде мы находим доказательства таких проявлений, в особенности в библейских повествованиях. Новейшему времени принадлежит только логическое объяснение событий, более полное знание природы Духов, их миссии, образа действий, открытие нашего будущего состояния, наконец, превращение Спиритизма и его различных приложений в науку и учение. Древние знали принцип, современники знают подробности. В древности изучение этих явлений было привилегией известных каст, которые их открывали только посвящённым в их таинства; в средние века на занимающихся ими открыто смотрели как на колдунов и жгли их на кострах; но сегодня нет тайны ни для кого, и более никого на кострах не жгут; всё делается при свете дня, и любой может по желанию просветиться этим учением и упражняться в нём, поскольку медиумы есть везде.

Само учение, преподаваемое сегодня Духами, не имеет ничего нового; мы его находим фрагментарно у многих философов Индии, Египта и Греции, и во всей полноте – в учении Христа. Что же пришёл совершить Спиритизм? Он подтверждает новые свидетельства и доказывает фактами истины, не признанные или дурно понятые, восстанавливая ложно истолкованный их истинный смысл.

Спиритизм ничему новому не учит, это правда; но разве мало доказать явным и неопровержимым образом существование души, переживающей тело, её индивидуальность после смерти, её бессмертие, наказания и награды в будущем? Сколько людей верят в это, но верят смутной затаённой мыслью сомнения и думают в глубине души: «Однако же, если это неправда!». Сколько людей было доведено до неверия потому только, что будущая жизнь была представлена им в таком образе, которого их разум не мог принять за истину. Разве этого мало, что колеблющийся верующий может сказать: «Теперь я уверен!», или когда слепой опять увидит свет? Фактами и своей логикой Спиритизм рассеивает душевное беспокойство сомнения и приводит к вере оставивших её; он открывает нам существование невидимого мира, окружающего нас, и в котором мы живём, сами того не подозревая. Он нас учит примером тех, которые жили, узнавать условия нашего будущего счастья или несчастья; разъясняет причину наших земных страданий и даёт средство к их облегчению. Его распространение будет иметь неизбежным следствием уничтожение материалистического учения, которое не может устоять против очевидности. Человек, уверенный в величии и важности своего будущего существования в вечности, сравнивает его с непостоянством такой короткой земной жизни и мысленно возвышается над ничтожными суетностями человеческими; зная причину и цель этих ничтожностей, он их переносит с терпением и безропотно, поскольку понимает, что они служат ему средством к достижению лучшего состояния. Пример приходящих из мира иного для того, чтобы сообщить нам свои радости и страдания, доказывает действительность будущей жизни и вместе с тем правосудие Божье, не оставляющее ни одного порока без наказания и ни одной добродетели без награды. Добавим, наконец, что общения с утраченными нами любимыми существами доставляют нам нежное утешение и доказывают, что они не только существуют, но менее с нами разлучены, чем если бы они были живы, но находились в чужом краю.

Как резюме, Спиритизм смягчает горечь печалей жизни; он успокаивает отчаяние и волнение души, уничтожает сомнение и страх перед будущим, останавливает мысль о самоубийстве и, следовательно, делает счастливыми тех, кто убеждён в его истинах. Вот в чём заключается великая тайна его распространения.

С религиозной точки зрения, Спиритизм основывается на фундаментальных истинах всех религий: на существовании Бога, существовании души, на бессмертии, награде и наказании в будущем; но он не зависит от какого-либо особенного культа. Его цель – доказать неверующим или сомневающимся, что душа существует, что она переживает тело, что после смерти она испытывает последствия добра и зла, совершённого ею во время телесной жизни; эти истины находятся и во всех религиях. Как верование в Духов, Спиритизм одинаково принадлежит всем религиям и народам, поскольку везде, где есть люди, есть и души или Духи, потому что проявления их были всегда, и рассказы о них есть во всех религиях без исключения. Итак, можно быть греческим ортодоксом или римским католиком, протестантом, иудеем или мусульманином и верить в проявление Духов, следовательно, быть спиритом; доказательством является то, что Спиритизм имеет единомышленников во всех сектах1.

Как учение нравственное, Спиритизм – учение, в основном, христианское, поскольку является развитием и применением учения Христа, учения чистого, и превосходство которого никем не оспаривается; очевидное доказательство, что его учение – это закон Божий; его же нравственность доступна всем.

Спиритизм, будучи независим от любой формы культа, не предписывая ничего и не занимаясь особыми догмами, не является специальной религией, поскольку не имеет ни своих священников, ни своих храмов. Тем, кто спрашивает его, хорошо ли они делают, что придерживаются таких-то обрядов, он отвечает: «Если вы считаете, что ваша совесть того требует, исполняйте их: Бог всегда воздаёт за намерение». Одним словом, он никому не навязывает себя насильно; он обращается не к верующим, которым хватает своей веры, а к большому числу сомневающихся и неверующих; он их не отнимает у Церкви, ибо они нравственно отделились от неё во всём или отчасти; он заставляет их пройти три четверти пути, чтобы опять вступить в неё; ей остаётся исполнить лишь оставшееся.

Правда, Спиритизм опровергает некоторые верования, как, например, вечность наказаний, материальный адский огонь, личность дьявола и т.п.; но не известно ли, что эти верования, будучи доведёнными до крайности, рождали и всегда рождают неверующих? Если Спиритизм, рационально объясняя эти и некоторые другие догматы, возвращает к вере оставивших её, не делает ли он услугу религии? По этому случаю один уважаемый священник сказал: «Спиритизм заставляет верить в нечто; но лучше верить в нечто, чем ни во что не верить».

 

____________

1 Примечание нового издания: слово «секта» надо поставить в его контекст времени, когда были написаны эти строки, где это слово обозначало религиозное движение или течение.

 

Поскольку Духи – это души, то нельзя отрицать Духов, не отрицая души. Признав такой вывод, встречаем самый простой вопрос: Могут ли души умерших общаться с живыми? Спиритизм подтверждает это материальными фактами; какое же можно дать доказательство, что это невозможно? Если это существует, никакие возможные отрицания не помешают тому, чтобы оно было, потому что это не является ни системой, ни теорией, а законом Природы; а против законов Природы воля человека бессильна; волей или неволей надо признать их и сообразовать с ними свои верования и привычки.

 

______________

 

Date: 2016-07-18; view: 168; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию