Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12.Сущность и происхождение государства





Вопрос о происхождении государства и права с давних времен привлекал внимание ученых, мыслителей. В данном вопросе, как и во многих других вопросах ОТП существует плюрализм воззрений.

Причины плюрализма по данной проблеме:

гносеологические причины, т.е. причины, обусловленные самой природой человеческого познания.

социальные причины. Связаны с наличием в обществе различных классов, групп, объединений людей. Каждая социальная группа в обществе стремится обосновать свой взгляд на право и государство.

Основные концепции происхождения государства и права.

1. Теологическая концепция. Является одной из древнейших концепций происхождения государства и права. Теология — учение о Боге.

Теологическая концепция настаивает на божественном происхождении государства и права.

Согласно данной концепции, государство является вечным и неизменным атрибутом человеческого общества. Государство даруется людям Богом, также как и законы, по которым они должны жить. Бог дает государство, т.к. люди грешны, что бы люди имели определенные внешние ограничения, а именно право и государство.

Указанная концепция возникла в древневосточных государствах. Расцвет имела в Средние века, когда господствующей в силой в обществе была непосредственно церковь.

Мыслители, которые внесли наибольший вклад в разработку концепции: Августин Блаженный («О граде Божием»), Фома Аквинский («Сумма теологии»).

Все представители данной концепции считали, что божественные порядки должны упорядочить жизнь людей.

2. Патриархальная теория.

Согласно данной теории государство возникает в результате объединения множества семей в одно целое, и власть правителя является продолжением, подобием власти отца как главы семьи.

Считается, что патриархальную теорию обосновал древнегреческий философ, мыслитель Аристотель.

Он утверждал, что государство возникло ради потребностей жизни, но существует оно для достижения благой, хорошей жизни.

Данная концепция также характерна для Древних времен.

3. Договорная теория.

Договорная теория складывается в эпоху ранних буржуазных революций (17–18 века).

Голландские мыслители первые обратились к данной теории – Г. Гроций, Б. Спиноза.

Большой вклад в разработку теории внесли также английский мыслители — Джон Локк, Томас Гоббс, французские мыслители — Жан Жак Руссо, ольтер, Шарль Монтескье, немецкие мыслители — Кант, С. Пуфендроф, Белорусский мыслитель — Ф. Скорина, а также российские — А.Н. Радищев, декабристы и др.

Основные положения теории:

1. государство возникло на определенном этапе развития человеческого общества, т.е. государство — это явление историческое.

2. до государства люди жили в естественном состоянии. Однако это естественное состояние понимается разными мыслителями по-разному. Например, Т. Гоббс утверждал, что человек по своей природе эгоистичен, агрессивен (человек человеку волк), поэтому естественное состояние — это непрерывная война.

Джон Локк наоборот описывал естественное состояние не столь мрачно. Но отмечал недостатки естественного состояния — необеспеченность собственности; неуверенность людей в завтрашнем дне; отсутствие внешних ограничений и т.д.

Таким образом, у естественного состояния больше отрицательного, чем положительного и поэтому люди договорились между собой, т.е. заключили договор между собой.

3. согласно договору, заключенному между людьми, учреждается государственная власть, государственное управление, призванное управлять обществом.

4. идея, что и власть связана условиями договора. Если власть нарушает условия договора, а также если власть плохо управляет, то договор может быть расторгнут. Джон Локк провозгласил: «Законность сопротивления всяким незаконным действиям власти».

Позже на основании данной теории был разработан принцип разделения властей.

4. Теория насилия.

Данная теория была разработана в 19 начале 20 столетия.

Согласно данной концепции, государство — это всегда результат насилия внешнего и внутреннего. Внешнее насилие проявляется в том, что одни племена покоряют мирных земледельцев. Внутренней насилие проявляется в том, что одни группы людей покоряют другие группы людей.

В основном данную теорию разработали немецкие ученые — Е. Дюринг, К. Кауцкий, а также австрийский ученый — Л. Гумплович.

Фактор завоевания, насилия по данной теории рассматривается как решающий фактор происхождения государства и права.

5. Марксистская концепция (сер. 19 нач. 20 столетия).

Разработали данную теорию Ф. Энгельс и К. Маркс. Концепция была продолжена В.И. Лениным.

Основные положения:

1. государство рассматривается как явление историческое.

2. государство возникает в результате разделения общества на классы, враждебные друг другу.

3. государство является орудием классового господства.

6. Теория элит.

Согласно данной теории государство управляется лучшими по своим профессиональным и личностным качествам людьми, т.е. элитой.

7. Психологическая теория (Л. Петражицкий, З. Фрейд).

Появление государства и права объясняется проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытного общества от вождей, жрецов и т.д. Сторонники данной теории в ряде случаев приводят мысль, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся личностей.

Основные черты первобытного общества.

Сегодняшний уровень развития научного знания позволяет не сомневаться в том, что государству предшествует первобытное общество. Причем, период, который называется первобытным обществом гораздо более длительный, чем тот, который называется человеческой цивилизацией.

Характеризовать первобытное общество целесообразно по трем состоявляющим:

1. экономическая система.

2. власть и управление.

3. нормы поведения людей.

Экономическая система.

Экономическая система любого общества, в том числе первобытного, должна быть охарактеризована с точки зрения производственных отношений, в которых центральное, главное место принадлежит отношениям собственности.

Первоначально существовала коллективная (общественная) собственность, т.е. собственность отдельных коллективов людей (собственность первобытного стада, материнская собственность. отцовская собственность, собственность общины. В коллективной собственности находились орудия, предметы, которые использовались коллективно (земля, охотничьи угодия, пещеры и т.д.). Однако была и индивидуальная (личная) собственность (одежда, украшения, копья, луки, т.е. оружие, а также орудия охоты, рыбной ловли. Позже в личную собственность стали переходить и женщины. Постепенно шло укрепление индивидуальной собственности и вытеснение коллективной.

Характеризуя экономическую систему первобытного общества необходимо рассмотреть не только существовавшие производственные отношения, но и характер распределения материальных благ.

Для первобытного общества характерны:

- разбор (т.е. брали сколько необходимо);

- равное обеспечение.

Кроме того, следует отметить, что неукоснительно выполнялись два принципа:

- реципроктность (все в «Общий котел»);

- редистрибуция (все сданное перераспределялось).

Затем лучшее передавалось добывателям и некоторым другим членам общества.

Производительность труда в первобытном обществе была крайне низкой, все что производилось потреблялось. Первобытное общество – общество равных в бедности людей.

Для первобытного общества характерны следующие виды хозяйственной деятельности:

- рыбная ловля;

- охота;

- собирательство и т.д.

Постепенно добавляются новые виды хозяйственной деятельности:

- оставляются животные для дальнейшего разведения, использования;

- оставляются растения для дальнейшего использования.

Экономическая система развивается по двум направлениям:

- совершенствуются орудия труда;

- совершенствуются способы, приемы организации труда.

Власть и управление.

Первой формой объединения людей является первобытное стадо. Это неустойчивая форма объединения людей. Небольшая группа людей. Во главе стада стоял вожак, наиболее сильный, опытный, волевой член стада.

На смену стаду приходит родовая община (вторая форма объединения людей).

Родовая община (род) — объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность.

Первоначально на смену стаду приходит именно материнский род (т.е. родство по материнской линии).

Затем материнский род сменяется отцовским (матриархат сменяется на патриархат). Отцовский род характеризуется тем, что во главе рода стоит мужчина и родство по мужской линии. Именно мужчина играет главную роль в хозяйственной деятельности.

Постепенно происходи объединение нескольких родов и возникают фратрии (третья форма объединения людей).

А несколько фратрий образуют племя (четвертая форма объединения людей).

Таким образом, фратрия, курия — объединение нескольких родов (первоначально двух), находящихся во взаимобрачных экзогамных отношения и входящих в состав племени.

Племя — устойчивое объединение родов, фратрий, характеризующееся единством языка, культов, обычаев и самоуправления.

Союз племен (пятая форма объединения людей) — объединение родственных племен для достижения военных, хозяйственных и иных целей.

Укрупнение общественных структур было выгодно обществу т.к.:

- можно было более эффективно противостоять силам природы;

- можно было использовать более совершенные приемы труда;

- можно было успешно отражать агрессию соседей;

- нападать на других;

- быстрее осваивать новые орудия и приемы труда.

Управление в укрупненных общественных структурах.

Род.

- общее собрание его членов;

- старейшина — наиболее уважаемый член рода. Указанная должность, как правило, была выборной и сменяемой, без привилегий. Власть старейшины основывалась в основном на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя.

- совет старейшин;

- племенной вождь.

Союз племени.

- совет племенных вождей;

- вождь союза (один или два).

Таким образом, власть в условиях первобытного общества имела непосредственно–общественный характер, т.е. еще власть не являлась отдельной самостоятельной функцией.

Управление, организация хозяйственной деятельности и в целом жизнь первобытных людей осуществлялась в самом тесном переплетении с другими функциями (вождь не был освобожден от хозяйственных видов деятельности, а род принимал участие в решении важных вопросов).

В условиях первобытного общества авторитет власти строился на физическом превосходстве, на других личных качествах. Кроме того, не было особых учреждений власти и управления.

Нормы поведения людей.

Ранее всего сложились нормы–запреты, табу. Так как людям было легче понять, что для них опасно, вредно, что нельзя делать.

Постепенно складывается система запретов (например: запрет перед охотой гасить огонь).

Но запреты являлись не единственными нормами в первобытном обществе. Постепенно запреты сочетаются с различными обрядами (жертвоприношение и т.д.). Обряды дополняются ритуалами, а затем появляется агрокалендари. Появляются зачатки религиозных норм, верований людей. Таким образом, по мере усложнения жизни людей усложняются и нормы поведения.

Мононормы – регуляторы поведения людей в обществе. Это своеобразное сочетание запретов, ритуалов, обрядов, традиций, в соответствии с которыми люди строили свои поступки, руководствовались ими в своих поступках.

С теоретической точки зрения для социальных регуляторов первобытного общества характерно следующее:

1. единый (синкритичный) характер.

2. эти нормы существовали в самом поведении людей, в их поступках.

3. нормы соблюдались добровольно в силу их целесообразности, разумности. Но при необходимости поддерживались общественным мнением. В крайних случаях полагалось наказание — астракизм (изгнание).

Общие закономерности возникновения государства.

У каждого из народов государство возникает своим особым путем. В то же время, в процессе возникновения государства обнаруживается много общих черт (закономерностей).

Процесс возникновения государства связан с изменением в различных сферах общества.

Важное значение в процессе возникновения государства сыграли изменения в экономической сфере общества. Речь идет о специализации человеческой деятельности (т.е. крупные общественные разделения труда).

Первое крупное разделение труда — это выделение скотоводческих племен. Наряду с земледелием появляется специализация занятия скотоводством.

Второе разделение труда — это выделение ремесла. Т.е. наряду с земледелием и скотоводством появляется занятие ремеслом.

Третье разделение труда — появление купечества, обмена. торговли.

Крупные общественные разделения труда привели к значительному повышению производительности труда.

В западной литературе 20 столетия было обращено внимание на то, что важными являются не только сами по себе разделения труда, но в целом переход человеческого общества от экономики. основанной на присвоении готовых продуктов природы, к экономике, основанной на производстве продуктов.

Это явление, этот переход получил название неолитической революции.

Причины такого перехода объясняются по-разному. Некоторые исследователи полагают, что переход был ответом человеческого общества на неблагоприятные изменения в климате. Утверждается. что глобальное похолодание вынудило человека более активно приспосабливаться к этим изменениям, чтобы выжить. И похолодание привело к вымиранию мегафауны (мамонты и т.д.).

Важными последствиями неолитической революции явились:

- возрастание производительности труда;

- появление, как следствие возрастания производительности труда, избыточного, дополнительного продукта.

Таким образом, появляются излишки, а их появление приводит к проблемам распределения этих излишков. Как следствие появляется имущественная дифференциация (имущественное неравенство). Появляются бедные и богатые, имущие и неимущие. В свою очереди имущественная дифференциация приводит к социальной дифференциации.

А социальная дифференциация ставит проблему управления. В обществе возникает социальная напряженность. требуются уже более эффективные формы управления. И такой новой формой управления становится государство.

Таким образом, можно выделить основные причины возникновения государства:

- необходимость совершенствования управления обществом, в связи с его усложнением.

- необходимость объединения больших масс людей для выполнения общественных работ (Древний Восток).

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемого населения.

- необходимость поддержания общественного порядка.

- необходимость ведения захватнических и оборонительных войн.

Формы происхождения государства.

Различают следующие формы происхождения государства:

1. Афинская.

Возникновение государства явилось следствием естественного разложения первобытно-общинного строя и последующего социально-экономического развития общества (классическая форма).

2. Римская.

Государство возникло в результате естественного разложения первобытно-общинного строя и последующего социально-экономического развития общества, однако борьба между патрициями и плебеями ускорила этот процесс.

3. Древнегерманская.

Завоевание обширных территорий римской империи варварами ускорило образование германских государств. Так как родоплеменная организация власти не обеспечивала управление покоренными народами.

4. Древневосточная (азиатская).

Превращение родоплеменной знати в обособленную социальную группу (клан, касту) во главе с монархом–деспотом, безраздельно распоряжающуюся общественной (государственной) собственностью вследствие необходимости руководства крупными ирригационными системами и другими общественными работами

Понятие и признаки государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Кроме того, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.

Государство — это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели, задачи, структура и функции. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства, так как достаточно сложно в этом определении отразить все без исключения признаки и свойства государства.

Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:

1) публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом; закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ;

2) пространственные пределы власти и распределение населения осуществляются по административно-территориальному принципу. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению государственной границы. Территория — это естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть;

3) государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права;

4) система налогов и сборов является экономической основой деятельности власти. Государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка в обществе, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата — все это осуществляется на собираемые с населения налоги;

5) издание правовых норм. Это один из самых главных признаков государства. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение содержит наиболее существенные черты и признаки государства, однако в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство ― это политико-территориальная организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Основные подходы в понимании сущности государства

Вопрос о сущности государства, как и вопрос о его понятии, не имеет в науке однозначного решения и относится к числу дискуссионных. В юридической науке под сущностью государства принято понимать то главное, что раскрывает природу и назначение государства, его содержание. Таким главным, основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода — классовый и общесоциальный. Классовый подход характерен для марксистской теории государства, которая исходит из того, что государство — явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы. Классовый характер государства проявляется в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в таких теориях государства, как теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия» и теория «плюралистической демократии».

Теория элит возникла в конце XIX — начале XX вв. Ее представителями являются Г. Моски, В. Парето, Д. Сартори и др. Согласно данной теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества — «лучшим людям», элите. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми ведется борьба за власть, а народ контролирует деятельность этих элит посредством избирательного права.

Разновидностью теории элит считается технократическая теория, возникшая в начале XXв и получившая распространение в 60—70 гг. К ее сторонникам относятся Т. Веблен, Д. Бернхейм, Г. Саймон и др. По их мнению, управлять обществом должны специалисты — управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять.

Автором теории «государства всеобщего благоденствия» является английский ученый Д. Кейнси. Эта теория получила распространение после второй мировой войны как альтернатива господствующей до кризиса 1929—1933 гг. теории «государства ночного сторожа». Теория «государства ночного сторожа» отстаивала тезис о том, что государство не должно вмешиваться в общественную, особенно экономическую, жизнь, за исключением случаев правонарушений. В отличие от нее теория «государства всеобщего благоденствия», наоборот, утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Теория «плюралистической демократии» также возникла в XXв. Ее сторонники (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Ален, Ю.Р. Даль и др.) исходят из того, что в современном обществе классы перестали существовать, и вместо них возникли различные социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам, сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям и т. д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. Вследствие этого происходит расслоение власти, она начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Теперь посмотрим, как трактует сущность государства современная юридическая наука, какие подходы использует она. Анализ научной и учебной литературы последних десятилетий позволяет сделать следующий вывод. Значительная часть исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины XX в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей (их, кстати, большинство) считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических — классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства — классовой и общесоциальной.

Имеются в современной теории государства и некоторые другие взгляды на сущность государства. Однако здесь необходимо отметить следующее. В связи с тем что государство можно рассматривать в широком (общесоциальном) и узком (политическом) смыслах, представляется возможным говорить о сущности государства как определенным образом организованном обществе и о сущности государства как определенной политической организации.

В первом случае сущность государства состоит в том, что государство — это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая пришла на смену родоплеменной организации общества. Государственная организация общества прошла испытание временем и получила повсеместное распространение.

Во втором случае сущность государства видится в том, что государство — это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, может быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок.

Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов и явлений, всегда остается неизменной.

Понятие и общая характеристика функций государства

В современной юридической науке под функциями государства чаще всего понимают определенные направления его деятельности, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни.

Это такие направления государственной деятельности, без которых существование государства практически невозможно. Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

В литературе выделяются следующие основные признаки функций государства:

Функции государства — это направления его деятельности. Государство осуществляет управление обществом в форме определенной деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства. Некоторые авторы подчеркивают, что функциями государства можно считать только основные направления его деятельности. Думается, однако, что подобный подход несколько сужает понятие «функции государства», поскольку за его пределами остаются все другие направления деятельности. Государство, осуществляя управление обществом, претворяя в жизнь общественные, классовые или групповые интересы, решает самые различные задачи. И решение этих задач может выражаться как в основных, так и неосновных направлениях его деятельности.

Функции государства — это не просто какие-то направления его деятельности, а направления определенного свойства. Это значит, что функции государства всегда наполнены каким-то конкретным содержанием и представляют собой определенные направления государственной деятельности.

Функции государства выражают назначение государства и вообще его роль в общественной жизни. Благодаря анализу функций государства, мы можем узнать, каково его социальное назначение, какова его роль в тот или иной исторический отрезок времени, в той или иной конкретной стране.

Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Специфика этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе. Содержание и значение функций государства изменяются в процессе его развития.

Функции государства носят объективный характер, так как порождаются самим обществом.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Классификация функций государства

Вопрос о классификации функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются самые различные основания классификации. Причем одни категорически отвергаются, другие, наоборот, поддерживаются. Остановимся на наиболее распространенных основаниях классификации функций государства.

1. По значимости функции государства можно подразделить на основные и неосновные. Основные функции — это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Неосновные функции — это уже менее важные направления государственной деятельности. Государство осуществляет подобного рода функции, поскольку в своей деятельности нередко решает те или иные второстепенные задачи (например, задачи по ликвидации последствий какого-либо стихийного бедствия или катастрофы).

2. По характеру функции государства могут быть подразделены на общесоциальные и сословно-классовые. Государство как орган социального управления всегда выполняет те или иные функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Наибольшее распространение общесоциальные функции имеют в современных демократических государствах, в то время как в государствах прошлого (например, в рабовладельческих или феодальных) удельный вес этих функций весьма незначителен. Наряду с общесоциальными государство может выполнять сословно-классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких-либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового или сословного господства. Сословно-классовые функции особенно характерны для государств прошлых исторических эпох и современных антидемократических государств.

3. По продолжительности осуществления функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные — это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные — это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях военного времени).

4. По сфере распространения функции государства традиционно подразделяют на внутренние и внешние. Внутренние — это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т. е. в пределах своей территории, а внешние — это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран. Среди внутренних можно выделить следующие: функция защиты и охраны прав и свобод личности, функция охраны правопорядка, экологическая функция и др. К внешним функциям относится обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества и др.

5. По сферам общественной жизни можно выделить экономическую, политическую, социальную и идеологическую функции государства. Экономическая функция выражается в определенной деятельности государства в сфере экономики. Политическая функция проявляется в сфере политики. Выполняя эту функцию, государство соответствующим образом воздействует на политические отношения в стране и за ее пределами. Осуществление социальной функции связано с решением социальных проблем прежде всего внутри страны (оказание различных социальных услуг, борьба с безработицей, поддержка беднейших слоев населения и т.д.). На международной арене эти функции могут выражаться, например, в оказании гуманитарной помощи тем или иным странам. Идеологическая функция — это разнообразная деятельность государства в духовной (идеологической) сфере (развитие культуры, воспитательная деятельность, развитие образования и т.д.).

Иногда названные функции государства относят только к внутренним функциям. Все же правильнее, думается, относить эти функции как к внутренним, так и к внешним. Экономическая, политическая, социальная и духовная или идеологическая сферы общественной жизни имеют место не только в отдельно взятых странах, но и характерны для всего мирового сообщества. Поэтому государства, осуществляя соответствующие функции в этих сферах, действуют нередко в масштабах не только своей страны, но и мирового сообщества в целом.

Формы и методы осуществления функций государства

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.

В литературе под формами осуществления функций государства понимают: во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, однородную по своим признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

В первом случае к формам осуществления функций государства относят законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную деятельность. Однако с такой точкой зрения согласны не все правоведы. Некоторые считают, что в данном случае учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти.

Во втором случае выделяют правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. К правовым формам реализации функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативных правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государственных органов по реализации законов и подзаконных нормативных правовых актов путем издания актов применения права.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и право-охранительную.

Исполнительно-распорядительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, связанную с повседневной работой по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность — это властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В последнее время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.д.

Обычно в литературе об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую.

Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (бухгалтерский учет, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения и т. п.).

Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и т. д.).

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и и др.

Date: 2016-07-18; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию