Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по второй главе





В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что, формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ №280Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане рациональной организации обстановки в ДОУ переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

 

 


Список литературы

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение,1991.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1985.

4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2006.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: 1991.

6. Воспитателю о работе с семьёй/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.

7. Голицина Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. - Скрипторий 2003, 2007.

8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007.

9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. - М.: издат. центр «Академия», 1998.

10. Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. - СПБ.:Акцидент, 2008.

11. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.

12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: Сфера, 2007.

13. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989.

14. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Издательский центр «Академия», 199015. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: 2005.

15. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1973.

16. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. - М: ТЦ Сфера, 2006. - (Программа развития).

17. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 - 2004. с.56

18. Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1980.

19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком - М., Педагогика, 1990.

20. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2006.

21. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

22. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, М., 2014.

23. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.

24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. - М.: Мозайка - Синтез, 2007.

25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.

27. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - М., 1996.

28. Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.

29. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с.11

 


Приложение 1.

Комплекс игр направленных на формирование культурно-гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены

Вид деятельности Цель Оборудование
Игра «Вымой кукле руки» Создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение. Кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.
Игра «Мыльные перчатки» Учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.   Умывальник, мыло, полотенце.
Игра «Носики-курносики»   Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. Индивидуальные носовые платки.

 


Приложение 2.

НОД: «Научим куклу Катю умываться».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Программное содержание: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки: потребность мыть руки перед едой, навыки самообслуживания, самостоятельности.

Задачи: Учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).

Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.

Вызвать у детей радостное настроение, активность, используя игры, потешки, поощрение.

Обогатить словарь детей, развивать внимание, память, воображение логическое мышление.

(душистое, ароматное мыло, мягкое, пушистое полотенце).

Оборудование: Кукла Катя, корзинка, мыло, полотенце

Предварительная работа: Чтение сказки «Мойдодыр». Чуковский К., чтение стихов, загадок, пальчиковые игры, рассматривание иллюстраций о культурно-гигиенических навыков, беседа.

Ход занятия. Стук в дверь.

Воспитатель; - Дети, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто там? Входите, пожалуйста! Внести куклу с корзинкой. Кукла здоровается. Плачет.

Воспитатель; - Катя, почему ты плачешь?

Кукла Катя: - Меня пригласила подружка на день рождения, а моя сестренка надо мной смеется. А я не знаю, почему она смеется.

Воспитатель; - Дети, посмотрите на Катю, может вы догадались, почему над ней сестра смеется?

Ответы детей: Дети говорят, что у Кати грязные щечки и ручки.

Воспитатель; - Да, Катя, ты же грязная, неумытая, а в гости надо ходить чистой.

Воспитатель; - Дети, вы хотите, чтобы Катя пошла на день рождения? Ответы детей: - Да!

Воспитатель; - Давайте поможем Кате умыться, стать чистой и тогда ей не стыдно будет пойти на день рождения.

Обратить внимание детей на корзинку.

Воспитатель; - Дети, давайте посмотрим, что у Кати в корзинке.

Воспитатель; - Что это? Правильно, мыло. Понюхайте его, какое оно душистое, ароматное.

Воспитатель; - Что делают мылом?

Дети: - Моют руки.

Воспитатель; - Правильно, чтобы мыть руки и лицо.

Воспитатель; - Дети, а это что? Правильно, полотенце пушистое, мягкое.

Воспитатель; - Полотенце для чего нужно? Правильно, чтоб вытирать руки и лицо.

Давайте с Вами поиграем. Физминутка.

Игра «Моем Руки».

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги - вправо, брызги - влево, Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым вытираем ручки быстро.

Воспитатель; - Молодцы, вы хорошо поиграли. Ну, посмотрите на Катю, она до сих пор грязная. Она не может пойти в гости. Давайте мы её научим!

Воспитатель; - Сегодня мы дети, покажем кукле Кате, как правильно нужно умываться.

Воспитатель; - Что нам для этого надо? Вода нужна? Нужна! Мыло нужно? Нужно! Полотенце нужно? Нужно!

Воспитатель; - Где это у нас находится? В умывальной комнате.

Воспитатель; - Дети, а теперь покажем кукле Кате, как правильно умываться.

Воспитатель; - Дети, закатываем рукава, чтоб их не намочить.

Воспитатель; - Дети, как мы открываем кран?

Дети; - Потихоньку.

Воспитатель; - А почему?

Дети; - Брызги летят на пол, на детей.

Воспитатель; - Правильно, надо кран открывать так, чтоб вода текла маленькой струйкой. Открой, Оля кран, чтоб текла водичка маленькой струйкой.

Воспитатель; - Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем кукле Кате, как надо мыть руки.

Воспитатель; - Давайте и мы помоем руки с мылом.

Деты умываются.

Воспитатель; - А воспитатель помогает им и рассказывает потешку:

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Кате улыбаемся!

Воспитатель: - молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. А теперь пойдёмте в группу и сядем на стульчики, и подождём Катю, посмотрим, как она чисто умоется.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на Катю! Она умылась, стала чистая. И теперь она может пойти на день рождения. Давайте скажем Кате до свидания!

Воспитатель; - Дети, мы сегодня, с вами, учили куклу Катю умываться. Все помогали кукле Кате, сами чисто вымыли руки.

Молодцы дети!


Приложение 3.

«Потешки-умывалки»

Кто умеет? ***

Я сегодня утром рано Тёплая водичка

Умывался из-под крана, Моет Тане личико,

Я и сам теперь умею Сашеньке ладошки,

Вымыть личико и шею. Пальчики Антошке.

*** ***

Мойдодыру я родня, Знаем, знаем, да-да-да,

Открутите-ка меня, Где тут прячется вода.

И холодную водою Выходи, водица,

Живо всех я вас умою. Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

*** Понемножку.

Ладушки, ладушки, Нет, не понемножку!

С мылом моем лапушки. Посмелей!

Чистые ладошки? Будем умываться веселей.

Вот вам хлеб да ложки.

*** ***

Водичка, водичка, Буль-буль-буль, журчит водица

Умой моё личико, Все ребята любят мыться!

Чтобы глазоньки блестели, Руки с мылом мы помыли,

Что щёчки краснели, Нос и щёки не забыли.

Чтоб смеялся роток, Не ленимся, моем уши,

Чтоб кусался зубок. Вытираемся посуше.

Мы помылись, как большие.

Вот мы чистые какие!

Вот как хорошо!

 

Date: 2016-07-18; view: 555; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию