Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. И. Кудряшев. Типология уроков по литературе





(В кн.: Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1981, с.163-182)

Разработка типологии уроков имеет большое теоретическое значение; уточняет, конкретизирует содержание курса, соотно­шение его отдельных элементов, а также методов, приемов обу­чения и — соответственно — видов учебной деятельности школь­ников в условиях строго определенного времени. Типология уроков помогает рационализировать построение системы уро­ков и тем самым весь процесс обучения. Этим обусловлено и практическое значение типологии уроков: чем в большей мере осознаются учителем типы уроков с их конкретными целями и задачами, тем более четко, целенаправленно они будут прово­диться. Кроме того, соотношение уроков различных типов и ви­дов шире раскроет учителю и учащимся многогранность учебного предмета.

В известной статье «Виды уроков по литературе» В. В. Го­лубков еще в 30-е годы дал следующее обоснование типологии уроков: «Необходимо, чтобы каждый урок по литературе имел точно определенную цель, чтобы он расширял знания учащего­ся или упражнял его в каком-то навыке, чтобы он поднимал его на какую-то новую ступень литературного развития. В за­висимости от характера этих частных целей можно говорить о видах уроков».

Цель урока, связанная с соответствующим содержанием за­нятий—один из важных принципов классификации уроков. Однако предложенная В. В. Голубковым характеристика целей и содержания уроков лишь на основе того или иного этапа в изучении большого эпического произведения (вступительные за­нятия, чтение произведения, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительного материала, подведение ито­гов, учет) недостаточно полна. Во-первых, имеется в виду лишь процесс длительного изучения художественного произведения, между тем как в практике бывает немало уроков, полностью посвященных изучению одного произведения, и указанные эта­пы его изучения (или часть из них) сливаются воедино; во-вторых, из предложенной классификации выпадают бытующие в практике уроки, специально посвященные теории или истории литературы, а также уроки по развитию речи (например, обу­чение сочинениям); в-третьих, цели, содержание вступительных уроков или уроков анализа произведения мотут быть сущест­венно различными, как на это указывает сам В. В. Голубков, иллюстрируя свою классификацию конкретными примерами уроков разных видов. Однако эта классификация, разработан­ная еще в 1934 году, сыграла значительную роль в повышении эффективности занятий по литературе и в 30-е и в последую­щие годы. Но теперь, когда особое внимание уделяется изуче­нию процесса усвоения знаний и умений учащимися, их разви­тию, нельзя ограничиваться в классификации уроков лишь их целью и содержанием, необходимо учитывать и методы обуче­ния, деятельность учителя и учащихся.

Н. А. Станчек дополняет классификацию уроков, называя уроки репродуктивные, проблемные, исследовательские, а так­же уроки-концерты, уроки-диспуты, киноуроки, телеуроки и пр. Вес эти разновидности уроков бытуют в практике. Однако в этом перечислении недостаточно учитывается цель и содержа­ние занятий, и вряд ли возможно обосновывать типологию лишь на основе урока (урок-концерт, урок-диспут и пр.) и на методах обучения. Что же следует, по нашему мнению, положить в основу ти­пологии уроков литературы? Нам представляется, что такой основой должна служить структура нашего учебного пред­мета. Литература в школе—это прежде всего искусство, и дыха­ние искусства, его красота и сила воздействия наличность учащихся—главное, что определяет специфику урока литературы.

Художественная литература — это искусство слова, и ее вос­приятие и глубина постижения теснейшим образом связаны с уровнем знания родного языка, понимания многозначности сло­ва в разных поэтических контекстах. Чем лучше учащийся зна­ет язык, тем тоньше он способен воспринимать литературно-художественные образы. В то же время именно литература — главный источник усвоения богатства языка.

Не забывая о теснейшей связи изучения литературных про­изведений с развитием речи учащихся, с усвоением ими эле­ментов теории и истории литературы, мы имеем основание по преобладающей роли на уроке одного из этих элементов на­шего учебного предмета определить три основных типа уроков литературы:

Date: 2016-07-05; view: 3195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию