Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н. И. Кудряшев. Типология уроков по литературе(В кн.: Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1981, с.163-182) Разработка типологии уроков имеет большое теоретическое значение; уточняет, конкретизирует содержание курса, соотношение его отдельных элементов, а также методов, приемов обучения и — соответственно — видов учебной деятельности школьников в условиях строго определенного времени. Типология уроков помогает рационализировать построение системы уроков и тем самым весь процесс обучения. Этим обусловлено и практическое значение типологии уроков: чем в большей мере осознаются учителем типы уроков с их конкретными целями и задачами, тем более четко, целенаправленно они будут проводиться. Кроме того, соотношение уроков различных типов и видов шире раскроет учителю и учащимся многогранность учебного предмета. В известной статье «Виды уроков по литературе» В. В. Голубков еще в 30-е годы дал следующее обоснование типологии уроков: «Необходимо, чтобы каждый урок по литературе имел точно определенную цель, чтобы он расширял знания учащегося или упражнял его в каком-то навыке, чтобы он поднимал его на какую-то новую ступень литературного развития. В зависимости от характера этих частных целей можно говорить о видах уроков». Цель урока, связанная с соответствующим содержанием занятий—один из важных принципов классификации уроков. Однако предложенная В. В. Голубковым характеристика целей и содержания уроков лишь на основе того или иного этапа в изучении большого эпического произведения (вступительные занятия, чтение произведения, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учет) недостаточно полна. Во-первых, имеется в виду лишь процесс длительного изучения художественного произведения, между тем как в практике бывает немало уроков, полностью посвященных изучению одного произведения, и указанные этапы его изучения (или часть из них) сливаются воедино; во-вторых, из предложенной классификации выпадают бытующие в практике уроки, специально посвященные теории или истории литературы, а также уроки по развитию речи (например, обучение сочинениям); в-третьих, цели, содержание вступительных уроков или уроков анализа произведения мотут быть существенно различными, как на это указывает сам В. В. Голубков, иллюстрируя свою классификацию конкретными примерами уроков разных видов. Однако эта классификация, разработанная еще в 1934 году, сыграла значительную роль в повышении эффективности занятий по литературе и в 30-е и в последующие годы. Но теперь, когда особое внимание уделяется изучению процесса усвоения знаний и умений учащимися, их развитию, нельзя ограничиваться в классификации уроков лишь их целью и содержанием, необходимо учитывать и методы обучения, деятельность учителя и учащихся. Н. А. Станчек дополняет классификацию уроков, называя уроки репродуктивные, проблемные, исследовательские, а также уроки-концерты, уроки-диспуты, киноуроки, телеуроки и пр. Вес эти разновидности уроков бытуют в практике. Однако в этом перечислении недостаточно учитывается цель и содержание занятий, и вряд ли возможно обосновывать типологию лишь на основе урока (урок-концерт, урок-диспут и пр.) и на методах обучения. Что же следует, по нашему мнению, положить в основу типологии уроков литературы? Нам представляется, что такой основой должна служить структура нашего учебного предмета. Литература в школе—это прежде всего искусство, и дыхание искусства, его красота и сила воздействия наличность учащихся—главное, что определяет специфику урока литературы. Художественная литература — это искусство слова, и ее восприятие и глубина постижения теснейшим образом связаны с уровнем знания родного языка, понимания многозначности слова в разных поэтических контекстах. Чем лучше учащийся знает язык, тем тоньше он способен воспринимать литературно-художественные образы. В то же время именно литература — главный источник усвоения богатства языка. Не забывая о теснейшей связи изучения литературных произведений с развитием речи учащихся, с усвоением ими элементов теории и истории литературы, мы имеем основание по преобладающей роли на уроке одного из этих элементов нашего учебного предмета определить три основных типа уроков литературы:
|