Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.Уроки первого типа—уроки изучения художественных произведений.





Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие ху­дожественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащение их сознания ху­дожественными образами, нравственное, эстетическое, общест­венно-политическое воспитание, развитие непосредственного ин­тереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие уме­ний самостоятельно разбираться в книгах, высказывать свое отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги. В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения—творческое чтение, а так­же различные сочетания этого метода с репродуктивным, эври­стическим и исследовательским. Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трех видов: 1.Уроки художественного восприятия произведения. 2. Уроки углубленной работы над текстом произведения. 3. Уроки, обобщающие работу над произведением. Рассмотрим конкретные примеры указанных видов

1.Уроки художественного восприятия произ­ведений

Задача этих уроков—непосредственное общение с произве­дениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечат­ления от них, затрагивающие личностные переживания; разви­тие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художест­венной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравст­венных чувств, влияющих и на все поведение учащихся. Остановимся на нескольких из многих возможных, вариан­тов подобных уроков.

а) Первый вариант (на материале темы «А. С. Пушкин» в VIII классе»).

В кратком вступительном слове учитель отмечает исключи­тельную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный воп­рос: чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет ее неувядаемой красоты и ве­личия? Выслушав несколько ответов учащихся, учитель под­держивает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы.

— А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения.

После короткой беседы.учитель читает наизусть стихотво­рение «Цветок засохший, бездыханный» или «Эхо» и в краткой характеристике стихотворения ведет учащихся к мысли Белин­ского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи, от­рывки из поэм Пушкина. Он сам читает любимые стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действитель­ности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и ухо­дят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели.

б)Второй вариант.

Задача его в основном та же—.возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатле­ния от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творче­ством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, ди­апозитивы «Пушкинский заповедник», так называемая «вооб­ражаемая» экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением сти­хов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений.

в) Третий вариант. Заранее подготовленные во внеурочное время ученики вы­ступают с чтением стихов, отрывков из сказок, поэм, «Евгения Онегина», небольших фрагментов из «Бориса Годунова» или «маленьких трагедий», из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэ­та. Если двое или трое учащихся читают одно и то же сти­хотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логические ударения, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше.

г) Четвертый вариант. Непосредственное художественное воздействие изучаемых произведений на школьников должно постоянно поддерживаться учителем. Это воздействие тем сильнее, чем глубже в содер­жание и форму произведения проникает мысль учащихся. На­учный анализ должен углублять художественное восприятие. При изучении больших тем (как тема «А. С. Пушкин») воз­можны отдельные уроки, посвященные художественному вос­приятию. Например, изучение лирики Пушкина заключается специальным уроком, на котором небольшие сообщения вось­миклассников о мотивах лирики поэта или о наиболее харак­терных идейных и художественных достоинствах ее сопровож­даются подготовленным, продуманным чтением, основанным на предварительном анализе избранных стихов. На уроке может быть прослушано в записи (проигрыватель, магнитофон) чте­ние одних и тех же стихов разными исполнителями (артистами, мастерами художественного слова) с их сравнительной оцен­кой. Могут быть прослушаны и романсы на слова Пушкина. При этом главная задача урока—активизация именно худо­жественных впечатлений и переживаний учащихся. Аналогич­ным образом могут быть построены уроки в процессе изучения романа «Евгений Онегин».

д)Пятый вариант. Урок художественного чтения, или, как иногда его назы­вают, урок-концерт. Последний термин отражает сущность та­кого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествую­щего их изучения и что главная задача — художественное вос­приятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин кон­церт несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к про­читанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чте­ния; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу.

Первые три варианта целесообразно проводить в начале из­учения темы, четвертый — в середине, пятый — в конце. Для всех этих уроков характерен метод творческого чтения в соче­тании с эвристическим.

2. Уроки углубленной работы над текстом

Для того чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испыты­вали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетиче­ский вкус, их надо научить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. На­до учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, пони­мать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, ана­лиза и синтеза. Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, по­казом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу ра­боты. Наиболее характерные методы для этого вида уроков — эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с ис­следовательским.

Приведем некоторые типичный варианты уроков над тек­стом произведения.

а) Первый вариант. При изучении большой, многочасовой темы учащиеся долж­ны ясно представлять общий ход ее изучения, виды учебной деятельности — общие и индивидуальные, их сроки. Многие учителя сообщают план изучения темы, распределяют работу для всего класса, для отдельных групп, дают индивидуальные задания. Это очень нужный вид урока в старших классах, ори­ентирующий учеников, приучающий их к точности, требователь­ности к себе. Так, изучение темы «А. С. Пушкин» нередко на­чинается (с 1-го или 2-го урока) обстоятельными указаниями учителя, что и к какому сроку надо прочитать. Даются описки дополнительной литературы, групповые и индивидуальные за­дания на ряд уроков вперед и на тему в целом. При этом учи­тель конкретно указывает, как проводить самостоятельную ра­боту. Организация занятий на несколько недель — главное со­держание такого вида уроков.

б)Второй вариант. Анализ произведения—дело большой сложности, которому систематически, последовательно надо учить школьников. Условно, схематично говоря, можно наметить несколько вариантов таких уроков в зависимости от цели и сочетания методов.

На протяжении всего курса литературы с IV по Х класс надо учить внимательному анализирующему чтению произведе­ний, приучающему школьников вдумываться в каждое слово писателя, в оттенки смысла речи героев, авторских слов, ха­рактеризующих поведение, душевные переживания героев, оценку их автором. Учитель, перечитывая небольшие части изу­чаемого произведения, комментирует текст, раскрывая его глу­бокий смысл, или предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки текста и направляет их мысль с помощью вопросов: как? почему? Подобные уроки проводят с по­мощью различных сочетаний репродуктивного и эвристическо­го методов, в зависимости от сложности текста и степени под­готовленности учеников. Так, например, если отдельные, очень важные для понима­ния образа Онегина строфы I главы романа не уясняются вось­миклассниками без комментариев учителя, то строфы II главы о семье Лариных доступны для самостоятельного анализа по вопросам учителя. Отдельные уроки могут посвящаться анализу целого не­большого произведения или законченного эпизода. Уроки, на которых школьники обучаются анализу целого произведения или законченного эпизода, могут варьироваться в зависимости от их замысла и применяемых методов.

Восьмиклассникам, например, следует не только возможно полнее раскрыть глубину одного из «ключевых» стихотворений Пушкина (например, «Анчар»), но и показать ход, логику его анализа. Урок может проводиться с помощью репродуктивного метода. Учитель сообщает о том, где и что прочитал Пушкин о дереве яда, как интерпретировал это сообщение, какие варианты сохранились, когда было опубликовано стихотворение и какие последствия это имело для Пушкина. Затем учитель чи­тает стихотворение и анализирует его по отдельным строфам, раскрывая сущность и ход поэтической мысли Пушкина, худо­жественную силу стихотворения, и, наконец, выясняет место этого стихотворения среди других стихотворений поэта идейно-политического и философского содержания. Такого рода «мо­нографический» урок, проведенный в форме лекции, прочно за­печатлевается в сознании учащихся и, кроме того, является для них 0'браз'цом анализа. Как вариант этого урока возможна эвристическая беседа с элементами лекции. Но необходима и непосредственная самостоятельная работа над текстом стихотворения или эпизода большого произведе­ния, когда ученик должен освоить, понять, уяснить смысл тек­ста, его художественную силу и законченность. Урок проводит­ся по заданиям из двух-трех вопросов, на которые надо отве­тить письменно или устно. Обычно дается несколько вариантов заданий. Учащиеся работают весь урок или часть его (20— 25 минут), после чего устно выясняются наиболее затруднившие их вопросы, а письменные ответы, просмотренные учителем, возвращаются на следующем уроке.

На уроках обучения анализу можно использовать задания по сравнению различных вариантов текста, продемонстрировать очень интересный фильм «Рукописи Пушкина», вводящий зри­телей в процесс творчества поэта.

В качестве одного из вариантов урока обучающего анализа можно указать на урок, показывающий, как подобрать мате­риал из текста произведения для той или иной темы, напри­мер: подобрать материал на тему, о том, изменились ли Онегин и Татьяна и в чем от первых глав романа до восьмой; подобрать материал о роли пейзажа в романе; подобрать материал, характеризующий автора романа.

в) Т р е т и и в а р и а н т. Конечно, это тоже обучающий урок (других в школе не мо­жет быть), но он базируется на уже приобретенных умениях учащихся, которым предлагается самостоятельно оценить не разбиравшееся в классе произведение или эпизод из большого произведения. При изучении темы «А. С. Пушкин» это может быть самостоятельный анализ отдельных строф «Евгения Оне­гина», стихотворения, или поэмы, или сцены из «Бориса Году­нова», из «маленьких трагедий», из «Повестей Белкина». Уче­ники должны показать умение внимательно читать текст, со­поставлять, размышлять, приходить к самостоятельным выво­дам, высказывать свои суждения. Это могут быть разборы про­читанных произведений по советской литературе и 'в VIII, а особенно в IX—Х классах, самостоятельные отзывы — анализы театральных постановок, кинокартин, телепостановок и пр. На этом уроке в значительной мере используется исследователь­ский. метод.

3 .Уроки, обобщающие изучение произведе­ний.

Всякое обобщение возможно лишь тогда, когда есть доста­точный фактический материал. Именно о собирании и анализе фактического материала шла речь выше. Обобщение бросает новый свет на собранные факты, иногда их приходится пере­оценивать. Обобщающие уроки требуют развития последова­тельного, логически правильного мышления, умения обосновы­вать свою мысль убедительными доводами и фактами. В отве­тах учащихся, их сочинениях постоянно встречаются ошибки в обобщениях: широкий вывод на основе частного факта, неуме­ние проанализировать факты, сопоставить их, идти от частных выводов к общим. Поэтому обобщающие уроки важны не толь­ко для того, чтобы привести в систему разрозненные наблюде­ния и выводы, но и для того, чтобы учить мыслить правильно. Приведем несколько вариантов обобщающих уроков.

а)Первый вариант. Урок-диспут. Уже в работе над текстом может возникнуть у школьников или выдвигается учителем проблема, для реше­ния которой нужен доказательный материал. «Урок-диспут не­возможен, бессмыслен без необходимого.количества ранее при­обретенных конкретных знаний, без накопления учащимися некоторого жизненного опыта». Только тогда, когда учащими­ся проявлен большой интерес к проблеме, когда определились разные точки зрения, имеется аргументация, можно проводить урок-диспут, причем учитель умело руководит спором, требуя от выступающих не только доказательства своей точки зрения, но и умелой полемики с «противниками». Заключение учителя должно быть убедительным, идейно четким. Важно убедить уче­ников, а не подавлять авторитетом или тем более различного вида «взысканиями». Урок-диспут проводится с использованием телепередач или учебных фильмов (например, разная трактовка артистами об­разов Чацкого и Молчалина, Луки и Сатина и др.).

б) Второй вариант. Обобщение может проводиться на основе докладов учащих­ся, например докладов о цикле стихов Пушкина о поэте и поэ­зии (при обстоятельном предварительном анализе «Пророка», «Я памятник себе воздвиг...»), о цикле общественно-политиче­ской лирики (при обстоятельном анализе «Анчара»), о цикле стихов о любви (при обстоятельном анализе стихотворения «Я помню чудное мгновенье...») и др. Возможны доклады учени­ков о связи литературы с другими видами искусства — живо­писью, музыкой, кино, театром—с использованием иллюстра­ций, технических средств.

в) Третий вариант. Лекция учителя, в которой он раскрывает наиболее сложные 'проблемы произведения, отвечает на вопросы, которые возник­ли у школьников в процессе его изучения. Например, в лекции, заключающей изучение романа «Евгений Онегин», учитель го­ворит о нем как о вечно живом произведении, вызвавшем го­рячие споры при появлении и в последующие десятилетия, вплоть до нашего времени, о значении романа 'в истории лите­ратуры и в наши дни.

Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока.весь материал обобщается. Такие уроки прак­тикуются большей частью в средних классах, но иногда прово­дятся и в старших.

Предлагаемая типология уроков касается всех классов от IV до X. Но естественно, более разнообразны по типам и ви­дам уроки в старших классах, почему и примеры приводятся преимущественно из области работы в старших классах. Один и тот же вид урока, проведенный в средних, особенно, в IV—V классах, будет отличаться от того же типа и вида уро­ка в старших классах по своей структуре. Уроки первого типа занимают преобладающее место в си­стеме занятий во всех классах, особенно в средних.

Date: 2016-07-05; view: 2015; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию