Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Таким образом, путешествие, предпринятое с чисто религиозной целью, своим патриотическим пафосом перекликается с летописью и другими произведениями XI — XII вв.Вопрос №12 «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. «Слово» - вершина литературы, созданной в период феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше. Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными. Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтичных мест в «Слове». Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине. «Слово о полку Игореве» — произведение письменн ое. «Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. «Слово» - непосредственный отклик на события Игорева похода. Оно являлось призывом к прекращению княжеских междоусобиц, к объединению для борьбы против внешнего врага. Этот призыв составляет основное содержание Слова. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политической раздробленности на Руси, отсутствия сплоченности между князьями. Слово не только повествует о событиях похода Игоря, а еще и представляет собой страстную и взволнованную речь истинного патриота. Его речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину. Автор гордится своей родиной и верит в ее светлое будущее. Автор – сторонник княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. В описании русской земли автор использует гиперболизацию: слишком обширное пространство, слишком быстрые передвижения действующих лиц. Русская земля для автора – в первую очередь русский народ, он рассказывает о горе жен, оплакивающих мужей, о горе всего народа после поражения Игоря. Образы князей. Отношение автора к князям двойственное, он видит в них представителей Руси, сочувствует, гордится ими, но осуждает их эгоизм, раздоры и нежелание совместно защищать Родину. На примере похода Игоря автор показывает, к чему может привести такая разрозненность среди князей. Ведь Игорь терпит поражение только потому, что он один. Автор подчеркивает подвиги русских князей, рисует их славу и могущество. В образах князей отражены мечты автора о сильном гос-ве. Говоря о женских образах, важно отметить, что они пропитаны нежностью и лаской, в них ярко выражено народное начало, они воплощают печаль и заботу о Родине. Их плач носит глубоко народный характер. Центральный лирический элемент сюжета – плач Ярославны. Ярославна – собирательный образ всех русских жен и матерей, а также образ русской земли, которая также скорбит. № 14 Русское предвозрождение. Эмоционально – экспрессивный стиль. «Задонщина» Русское предвозрождение – середина 14 – начало 15 века! Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования, панегирической агиографии, обращения ко временам независимости Руси во всех областях культуры: в литературе, зодчестве, живописи, фольклоре, политической мысли и т. д. Русское Предвозрождение XIV-XV столетий было эпохой крупнейших духовных деятелей, книжников и живописцев. Олицетворением отечественной духовной культуры того времени служили имена преп. Сергия Радонежского, Стефана Пермского и Кирилла Белозерского, Епифания Премудрого, Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В период Предвозрождения. совпавший со временем собиранием русских земель вокруг Москвы, происходило обращение к духовным традициям древней Киевской Руси, предпринимались попытки их возрождения в новых условиях. Речь, безусловно, идёт о традициях русского подвижничества. В рассматриваемую эпоху эти традиции были упрочены, но они приобрели несколько иной характер. Деятельность подвижников в период становления Московского государства во второй половине XIV века становится социально, а в некоторой степени и политически активной. Это нашло отражение в древнерусской литературе того периода. Особенно ярким примером могут служить сочинения Епифания Премудрого — «Жития» Сергия Радонежского и Стефана Пермского. В Русской истории наступает период, когда человек хоть как-то начинает цениться как личность, происходит открытие его исторической значимости, внутренних достоинств. В литературе все большее внимание уделяется эмоциональной сфере, появляется интерес к психологии человека. Это приводит к экспрессивности стиля. Динамичности описаний. В литературе развивается эмоционально – экспрессивный стиль, а в идейной жизни все большее значение приобретает «безмолвие», «уединенная молитва». Внимание к внутренней жизни человека, демонстрировавшее текучесть происходящего, изменчивость всего сущего, было связано с пробуждением исторического сознания. Время уже не представлялось только в формах смены событий. Сменялся характер эпох, и в первую очередь — отношение к иноземному игу. Наступает пора идеализации эпохи независимости Руси. Мысль обращается к идее независимости, искусство — к произведениям домонгольской Руси, архитектура — к зданиям эпохи независимости, а литература — к произведениям XI–XIII вв.: к «Повести временных лет», к «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона, к «Слову о полку Игореве», к «Слову о погибели Русской земли», к «Житию Александра Невского», к «Повести о разорении Рязани Батыем» и пр. Таким образом, для русского Предвозрождения Русь периода независимости, Русь домонгольская стала своей «античностью». Возрастает интерес к внутренним состояниями души человеческой, психологическим переживаниям, динамике чувств и эмоций. Так, Епифаний Премудрый в своих произведениях передает переполняющие душу чувства восторга и удивления. Литература и искусство в целом воплощают идеал красоты душевной гармонии, идеал человека, отдающегося служению идее всеобщего блага По мнению ДС Лихачева, «В центре внимания писателей конца XIV — начала XV в. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства, отдельные состояния человеческой души не объединяются еще в характеры. Отдельные проявления психологии изображаются без всякой индивидуализации и не складываются в психологию. Связующее, объединяющее начало — характер человека — еще не открыто. Индивидуальность человека по-прежнему ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий — добрых или злых, положительных или отрицательных». Важно отметить, что появление человека как мерила всех ценностей на Руси лишь отчасти. Так и не возникает человека – титана, человека в центре Вселенной. Так, несмотря на существование периода предвозрождения, самого Возрождения так и не наступает!!! Слова Пушкина «Великая Эпоха Возрождения не имела на нее (Россию) никакого влияния». «Задонщина» Написана в конце 14 – начале 15 века. «Задонщина» посвящена прославлению победы русских войск над монголотатарскими полчищами, фактический материал ее автор черпал из летописной повести, а литературным образцом служило «Слово о полку Игореве». В Задонщине используются художественные приемы Слова. Автор сознательно сопоставляет события прошлого с событиями современности: если «Слово» призывало русских князей к единению для борьбы со «степью», то «Задонщина» прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа над чужеземцами. Автор не только сопоставлял, но и противопоставлял их. Как отмечает Д. С. Лихачев, «в сближении событий прошлого и настоящего — пафос исторического замысла «Задонщины». Борьба с половцами и с монголо-татарами осмыслялась как борьба с «диким полем» за национальную независимость. Поэтический план «Задонщины» состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы». Им предшествует небольшое вступление. Оно ставит Целью не только настроить слушателя на высокий торжественный лад, но и определить тематическое содержание произведения: дать «похвалу» Дмитрию Ивановичу, его брату Владимиру Андреевичу и «возвести печаль на восточную страну». Автор подчеркивает, что цель его повести «возвеселить Рускую землю», похвалить «песньми и гуслеными буйными словесы» правнуков великих князей киевских Игоря Рюриковича, Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. «Задонщина» подчеркивает генеалогическую связь московских князей с киевскими, отмечая, что новый политический центр Руси — Москва — является наследницей Киева и его культуры. С этой же целью восхваляется и вещий Боян «гораздый гудец в Киеве». В обращении к русским князьям Дмитрий причисляет их к «гнезду» великого князя Владимира Киевского. Чтобы поднять политический престиж московского князя, автор «Задонщины» называет Владимира Святославича «царем русским». Первая часть «Задонщины» — «жалость» описывает сбор русских войск, их выступление в поход, первую битву и поражение. Сбор русских войск в «Задонщине» изображается стилистическими средствами «Слова»: «Кони ръжут на Москве, звенит слава по всей земли Руской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпохове, стоят стязи у Дону у великого на брези». Первый бой заканчивается поражением русских. Павших войнов оплакивают жены, что подобно плачу Ярославны. Вторая часть «Задонщины» — «похвала» прославляет победу, одержанную русскими, когда из засады выступил полк Дмитрия Боброк Волынца. Враги обратились в бегство, а русским досталась богатая добыча. Стиль повествования мажорный и радостный. Значительно усилен христианский элемент: в уста героев вложены благочествивые размышления и молитвы, русские сражаются «святыя церкви, за православную веру». Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич ведут борьбу «за землю Рускую и за веру крестьянскую». Все это свидетельствует о возросшей роли церкви в Московском государстве. В стиле «Задонщины» значительны следы деловой прозы XV в., сказывающиеся в хронологических уточнениях, титулованиях князей, генеалогических формулах, перечне убитых, однообразии приемов введения прямой речи. В то же время поэтической структуре «Задонщины» присуща строфичность, которая подчеркивается одинаковыми зачинами: «И Рече им князь...», «И молвяще Ондрей...», «И рече ему Дмитрей...». Весь свой пафос, лирически взволнованный и патетический, автор направлял на пропаганду идеи сплочения, единения всех сил Русской земли вокруг Москвы, подчеркивая, что только благодаря единству сил и была одержана историческая победа и князья и русские воины добыли себе «чести и славного имени».!!! № 15 Творчество Епифания Премудрого. Плетение словес Епифаний Премудрый – талантливейший писатель конца 14 – начала 15 века, внесший огромный вклад в развитие древнерусской агиографической литературы. Большую часть жизни он провел в Троице – Сергиевом монастыре, совершил путешествие по христианскому Востоку, побывал на Афоне, где познакомился с лучшими образцами сербской, болгарской и византийской литератур. Был близок по интересам с Феофаном Греком. Творчество Епифания Премудрого – идеальный образец второго южно-славянского влияния, особенностями которого были: А) неполногласие Б) архаизация языка В) философская основа – человек – христианин обязан жить, чтобы искать божественную истину Г) создание авторских неологизмов
1. «Житие Стефана Пермского» было написано Епифанием вскоре после смерти Стефана в 1396 году. Цель жития – прославить миссионерскую деятельность русского монаха, показать торжество христианства над язычеством. Житие открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача – плач пермских людей, плач пермской церкви и «Плач и похвала инока списающа». Во вступлении Епифаний пространно говорит о мотивах, которые побудили его взяться на перо, сообщает об источниках, которыми он пользовался и о встретившихся трудностях. Центральное место жития занимает описание миссионерской деятельности Стефана. ОН живет долгое время коми-премяков и личным примером воздействует на язычников. Он борется с языческими обрядами и посрамляет волхва Пама. Он делает свою борьбу с Памом предметом широкой гласности, предлагает ему войти с ним в горящий костер и в ледяную, Пам отказывается и теряет авторитет. Недовольный народ требует казни Пама, но Стефан защищает его и добивается изгнания. Епифаний также вводит в житие элементы критики духовенства, церковных иерархов, которые добиваются своих должностей борьбой друг с другом. Главная заслуга Стефана, по мнению Епифания, состоит в его просветительской деятельности, в создании пермской азбуки и переводе книг «священного писания» на пермский язык. Свои «словеса» Епифаний заимствовал из различных источников, широко используя тексты писания, цитируя по памяти сочинения «Отцов церки». В создании торжественного риторического стиля Епифаний опирался на традиции лит-ры Киевской Руси, на «Слово о законе и благодати» Илариона. 2. «Житие Сергия Радонежского» Написано около 1417 – 1418. «Житие Сергия Радонежского», вскоре после составления его Епифанием было переработано Пахомием Логофетом. Текст пахомиевской редакции «Жития Сергия» дошел до нас в многочисленных списках, разных редакциях и вариантах, и четкого представления о том, каков был вид епифаниевского текста этого жития, у нас, по существу, нет. В общих чертах мы можем утверждать, что это Житие, написанное Епифанием, носило более повествовательный характер, чем «Житие Стефана Пермского», стилистически было более спокойным и строгим, более насыщенным фактическим материалом. Целый ряд эпизодов «Жития Сергия» имеет своеобразный лирический оттенок (рассказ о детстве отрока Варфоломея — будущего Сергия, эпизод, повествующий о просьбе родителей Сергия не уходить в монастырь до их смерти, чтобы было кому помочь им в старости, и т. п.). Епифаний хорошо передает факты биографии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, направленной против «ненавистной» розни, за укрепление централизованного русского гос-ва. Если в «Житии Стефана Пермского» Епифаний показал себя виртуозом-стилистом, то в «Житии Сергия» он представал мастером сюжетного повествования. Не боясь впасть в преувеличение, мы с полным основанием должны назвать Епифания Премудрого великим писателем русского средневековья. № 16 «Хождение за три моря» Афанасия Никитина: традиции и новаторство «Хождение за три моря» Афанасия Никитина – выдающееся произведение конца 15 века. Оно помещено в Софийской летописи под 1475 годом. Свое хождение в Индию Никитин совершал в период с 1466 по 1472 год. «Хождение» - это драгоценный исторический документ, живое слово человека 15 века. В «Хождении» перед нами предстает незаурядная личность, истинный патриот своей страны. Никакие невзгоды и испытания не могут помешать Афанасию продолжать путешествие. Даже лишившись в устье Волги своих кораблей, которые были разграблены кочевниками, он все равно продолжает путь. Он достигает цели. В Индии он присматривается к обычаям и нравам чужого народа, но при этом всегда хранит в сердце образ Родины. Как известно, в чужих краях чувство Родины особенно обостряется. Хоть на Руси и много непорядков, Афанасий восклицает: «Русская земля, да будет богом хранима!» Главнейший символ Родины – православная вера, особое чувство горечи у него вызывает отсутствие возможности соблюдать привычные религиозные обряды. «Хождение за три моря» отличается обилием автобиографического материала, Никитин подробно описывает свои внутренние переживания, но центральное место занимает все же обстоятельный рассказ об Индии.
№ 17 Второй монументализм (имперская риторика) 16 век. Монументализм – описываются только важные и значимые события. Имперский –произведения направлены на прославление единого государства. Период характеризуется переходом к государственным идеям. Второй монументализм отличается от первого тем, что объект описания значимый с разных точек зрения, описание помпезно. В период второго монументализма создаются особенно важные произведения: Минеи состоят из 12 сборников, включающих не только произведений русской и переводной агиографии, но еще и «Хождение» игумена Даниила, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и другое. Великие Четьи Минеи явились своеобразной энциклопедией церковной лит-ры 16 века. 2 «Домострой» К обобщающим произведения XVI в. следует отнести также «Домострой», составление которого приписывается благовещенскому попу Сильвестру, входившему в «Избранную раду». «Домострой» регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни. В нем четко определялись обязанности человека по отношению к церкви и царю, последовательно проводилась мысль о безропотном повиновении царской власти. Важной частью «Домостроя» является раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами». Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так уж является господином свой семьи. Он несет ответственность перед богом и государем за семью, за воспитание детей — верных слуг государства. Поэтому первейшая обязанность мужчины — главы семьи — воспитание сыновей. Чтобы воспитать их послушными и преданными «Домострой» рекомендует один метод — палку. Другая обязанность мужа — «поучати» свою жену, которая должна вести все домашнее хозяйство и воспитывать дочерей. Воля и личность женщины всецело подчиняются мужчине. Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, вплоть до того, о че она может вести разговоры. Регламентируется «Домострое» и система наказаний. Таки образом, «Домострой» был не только сводом правил поведения зажиточного человека XVI в., но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства». Ценность «Домостроя» заключается в широком отражении реальных особенностей русского быта и языка XVI столетия. Упорядочению церковной и нравственной жизни был посвящен созванный по повелению Ивана IV в 1551 г. специальный церковный собор, получивший название «Стоглавого». Так же, как и «Домострой», «Стоглав» непосредственно не относится к произведения художественной литературы, но дает необычайно яркое представление о жизни и быте Руси того времени. Собор констатировал наличие в употреблении большого количества неисправных книг, писанных с «худых» переводов, и поручил протопопу следить за работой писцов. Видимо, это явилось одной из причин возникновения книгопечатания. 3. «Степенная книга» Создается в 1563 году по инициативе митрополита Макария царским духовником Андреем – Афанасием – «Книга степенная царского родословия». В Произведении сделана попытка изложения истории Русского Московского гос-ва в форме генеалогической преемственности от Рюрика и до Ивана Грозного. Таким образом, в Степенной книге исторический материал приобрел злободневное политическое значение, все подчинено задаче идеаологической борьбы за укрепление самодержавной власти государя на Руси. Степенная книга подобно летописным сводам выполняет роль официального исторического документа, опираясь на который московская дипломатия вела переговоры на международной арене, доказывая исконность прав московских государей на владение русскими территориями. Также важная часть периода второго монументализма – творчество Ивана Грозного и Повесть о Петре и Февронии.
№ 18 Творчество Ивана Грозного Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и эрудицией. Он основал Московский Печатный двор, по его распоряжению был создан уникальный памятник литературы – Лицевой летописный свод. Творчество Ивана Грозного – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЬШАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основные литературные памятники, созданные Иваном Грозным, это Послание Грозного в Кирилло- Белозерский монастырь и Переписка с Андреем Курбским. 1. Послание Грозного в Кирилло – Белозерский монастырь игумену монастыря Козьме. Примерно 1573 год. Написано по поводу нарушения монастырского указа сосланными туда Грозным боярами Шереметевым, Хабаровым, Собакиным. Послание пронизано едкой иронией, перерастающей в сарказм, по отношению к опальным боярам, которые в монастыре «свои любострастные уставы ввели». Грозный обвиняет бояр в том, что они порушили монашеский устав и это привело к социальному неравенству. Грозный обрушивается на монахов, который не смогли обуздать нрав бояр. Слова Грозного пропитаны иронией, возникающей засчет самоуничижения: «горе мне о. И далее, че больше Грозный говорит о своем уважении к Кириллову монастырю, те язвительнее звучат его укоризны. Он стыдит братию за то, что они допускают нарушение устава боярами, и тем самим неизвестно, пишет царь, кто у кого постригся, бояре ли у монахов или монахи у бояр». Заканчивает Грозный послание гневным раздражительным обращением, запрещающим монахам докучать ему подобными проблемами. По мнению Лихачева, Послание – это свободная импровизация, запальчивая, написанная сгоряча, переходящая в обвинительную речь. Иван Грозный уверен в своей правоте и раздражен тем, что монахи ему докучают. В общем, послания Грозного – свидетельство начала разрушения строгой системы литературного стиля и появления индивидуального. Правда, в то время заявить о своей индивидуальности было дозволено только царю. Осознавая свое высокое положение, царь мог смело нарушать все устоявшиеся правила и разыгрывать роли то мудрого философа, то смиренного раба Божьего, то жестокого владыки.
|