Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отношение к земным пределам и к историиXII—XIII вв. являются временем важных открытий в пределах земного мира. Христианские паломничества и деятельность миссионеров продолжаются и развиваются. Радость достижения «земных пределов» как реализации конечных духовных целей все более смешивается в них с удовольствием странствий. Христианин, считающий себя паломником к вечным небесам (homo viator), который должен постоянно чувствовать себя в пути (in via), все больше и больше интересуется самой этой дорогой, встречающимися в его странствии центрами земной жизни, даже если это центры религиозные (церкви или христианские реликвии). В результате паломничества и миссии приобретают оттенок туристических путешествий. Для таких паломников 39 К этим путеводителям добавляются карты. Картография этого времени (например, знаменитая карта Эрбсдорфа, выполненная в первой половине XIII в.) свидетельствует об очень плохом знании географии в западном мире. Содержание карт говорит не столько о понимании современниками географических реальностей, сколько об устойчивости ментальной символики, побуждавшей населять землю чудовищами и описывать чудеса. Тем не менее именно в связи с кораблем, на котором в 1270 г. Людовик Святой отправился в свой второй и последний крестовый поход из Эг-Морта в Тунис, упоминается первая морская карта Запада. Нельзя также не обратить внимания на изменение самого характера географических вымыслов.. На воображение людей этой эпохи все более заметный отпечаток накладывает земное начало. В том населенном чудовищами фантастическом мире, который рисовался людям этого времени, нетрудно обнаружить три составных элемента. Один из них восходит к сверхъестественному божественному, это мир чуда, другой — произведение дьявольской магии, мир призрачных и соблазнительных видений (как, например, искушение св. Антония). Как бы между ними — универсум земных чудес, чудес в собственном смысле слова (mirabilia), универсум, включающий скорее раритеты, чем сверхъестественное, раритеты географические и, так сказать, «научные»; этот универсум земных чудес постоянно расширяется за счет универсума небесного и адского; его земная суть все более обольщает и манит воображение людей и заметно отражается на их научных помыслах. Поучителен в этом смысле рассказ Раймунда Луллия (в его «Книге чудес» конца XIII в.) о том, как долго увлекали его поиски земных чудес и какого труда стоило ему от них отказаться, перед тем как вступить на путь истинный. Наконец, XII—XIII вв. были временем возобновления активного интереса к истории. Вот что писал по поводу влияния новых подходов к истории на теологию XII в. отец Шеню: «Христианство в XII в. осознает собственное историческое становление». Оттон Фрейзингенский в середине того же века полагал, что после григорианской реформы в церкви и установления феодального порядка, обеспечиваемых, с одной стороны, папством, с другой — империей (сам он был дядей Фридриха Барбароссы), Град Земной достигнет кульминационной точки своего развития и история остановится. Однако реальность заставляла отказаться от такого представления. Так называемый «шестой возраст» христианского мира, мыслимый (согласно библейским предсказаниям) как достаточно короткий, не завершался. Не подтверждалась и мысль о том, что человечество дряхлеет и идет к упадку. Историография, как показал Бернар Гене, постепенно обретала самосознание и, хотя и неуверенно, намечала свои методы. 40
|