Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поступление на государственную службу и способы замещения должностей.





Согласно действующему законодательству РФ поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы осуществляется: гражданами России - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан Российской Федерации производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ.

В зависимости от того, в каком порядке - по призыву или добровольно - поступают граждане на военную службу, различается порядок их подбора (отбора). Подбор включает: поиск кандидатов; изучение их деловых и личных качеств в целях определения соответствия требованиям, которые предъявляются к будущим военнослужащим; оформление документов, необходимых для принятия соответствующими начальниками в установленном порядке решения о приеме кандидатов на военную службу.

Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от11 ноября 2006 г., урегулированы основные вопросы, возникающие при поступлении граждан на военную службу по призыву.

Что касается организации работы по подбору кандидатов для приема на государственную службу в добровольном порядке (по контракту), то она регулируется соответствующими нормативными правовыми актами более подробно, чем при проведении призыва на военную службу. Ведь в этих случаях речь идет о персональном подборе кандидатов, который включает в себя большое количество разнообразных мероприятии, учета запросов и получения обязательного согласия кандидата с предлагаемыми условиями государственной службы.

Для примера сошлемся на Инструкцию по организации работы по подбору и установлению испытания для граждан при приеме на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденную приказом ФСКН России от 8 июня 2004 г. В ней предписывается вести целеустремленную работу по отбору кандидатов прежде всего в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах по труду и занятости населения, в молодежных и спортивных организациях (обществах). Подбор кандидатов следует вести также по рекомендациям сотрудников по контролю за оборотом наркотиков, используя индивидуальные разъяснительно-ознакомительные собеседования (консультации) с кандидатами.

Непросто подобрать нужного кандидата на должность государственной службы любого ее вида, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц, из числа государственных служащих, проходящих службу по контракту. Для этого приходится тратить много времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную информацию о возможных кандидатах на те или иные должности. Прежде всего следует ориентироваться на кадровый резерв. Кроме того, руководителями государственных органов, их структурных подразделений и кадровыми службами должна постоянно осуществляться работа по выявлению и других кандидатов. Используются различные методы: изучение документов о прежней служебной деятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовой информации, отзывов сослуживцев, актов ревизий и инспектирований и т.д. Весьма желательны и личные беседы с кандидатом.

При этом особенно важно определить качества кандидата по результатам его практической деятельности. Ведь о людях судят не словам, а по делам, которые обычно многим известны. Все это в совокупности позволяет состав вить объективное мнение о кандидате и сделать правильный вывод о его будущем.

Главное здесь - объективность, достаточность информации, непредвзятость, что особенно важно при подборе кандидата на руководящие должности. При подборе последних, кроме уточнения справочно-биографических данных, выявляются способности работать в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей со странами СНГ, умение использовать новые методы управления. Важно определить и то, как кандидат знает законодательство в cooтветствующих областях будущей деятельности.

Сейчас большая потребность в опытных управленцах. В государственном аппарате желательно иметь руководителей-специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они, конечно, нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов нельзя забывать, что наряду с соответствующий образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские способности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления.

Сейчас, когда субъекты РФ самостоятельно организуют государственную гражданского службу, важно иметь с ними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения на федеральный уровень государственной гражданской службы.

При подборе кандидатов на должности федеральных органов исполнительной власти должны также соблюдаться требования постановления Правительства РФ от 12.08. 2000 г. «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Постановление предусматривает, что руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны согласовывать с полномочными представителями в установленном законодательством РФ порядке кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федеральных округов, если назначение на эти должности осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами исполнительной власти.

Согласно Указу Президента РФ от 02.07.2005 г. федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту. По контракту вправе поступать граждане России, а на военную службу - и иностранные граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы.

Служебный контракт- это соглашение между конкретным представителем нанимателя (Российской Федерации, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу, или государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида государственной службы и прохождении службы на определенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленного образца. Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии.

Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы и государственный служащий при заключении контракта о замещении должности государственной службы соответствующего вида обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.

Правовое значение служебного контракта состоит также в том, что он независимо от способа замещения должности государственной службы является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядокпрекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами, учитывая созданные возможности отбора кандидатов и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1) на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс - очень важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов или результатов экзаменов, испытаний.

Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу являются несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным для поступления на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.

До сих пор большинство государственных служащих замещают свои должности в порядке назначения. Наименования должностей государственной службы, подлежащих замещению таким способом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента РФ, федерального министра) по назначению на эти должности, определены соответствующими нормативными правовыми актами.

3 Особенности прохождения и прекращения государственной гражданской службы

В целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» внесены существенные изменения в порядок поступления на эту службу и способы замещения должностей государственной гражданской службы.

На гражданскую службу вправе поступать российские граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Данный Закон предусматривает более широкое, чем прежде, применение процедуры конкурсного отбора чиновников как при поступлении гражданина на государственную службу для замещения должности гражданской службы, так и при замещении государственным гражданским служащим другой должности гражданской службы, т.е. при переводе его на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, в другом государственном органе либо в другую местность вместе с государственным органом. Ранее такие конкурсы в государственных органах проводились крайне редко.

Разумеется, более широкое применение конкурса при замещении вакантных должностей гражданской службы связано с решением ряда новых вопросов, преимущественно организационного характера. Вместе с тем каждый гражданин, желающий сделать службу государству своей профессией, и государственный служащий, перемещаемый по службе, должны быть готовы пройти через конкурс, чтобы занять соответствующую должность.

Особенностью указанного Закона является то, что он реализует одно из важнейших конституционных прав равного доступа граждан к государственной службе нашей страны. В его развитие Президентом РФ 01.02.2005 г. издан Указ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», которым утверждено Положение, определяющее порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Положением о конкурсе установлено, что претендовать на участие в конкурсе может гражданин в возрасте от 18 до 65 лет, изъявивший такое желание. Он должен представить в государственный орган ряд документов по установленному перечню (личное заявление, собственноручно заполненную анкету установленной формы и др.). Кроме того, он должен владеть государственным языком и соответствовать установленным квалификационным требованиям к вакантной должности. Проведение конкурса как для впервые поступающего на гражданскую службу, так и для государственного служащего, изъявившего желание участвовать в конкурсе, реализующего свое право на должностной рост на конкурсной основе в соответствии со своей квалификацией, предусмотрено независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянно действующая конкурсная комиссия. Ее состав образуется из представителей руководителя государственного органа и уполномоченных им гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и того подразделения, по вакансии которого проводится конкурс), представителя органа по управлению государственной службой, а также независимых экспертов, специалистов в области государственной службы. Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе извещается о проведении конкурса и его условиях, а также осуществляется сбор требуемых документов от граждан, заявивших о желании участвовать в нем, и проверка сведений, представленных ими.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Конкурс может не проводиться:

- при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному указом Президента;

- по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Хотя бесконкурсное назначение на должности гражданской службы теперь должно применяться лишь в перечисленных случаях, оно имеет и некоторые положительные стороны, а именно позволяет руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурса, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотрасле­вом и общефедеральном масштабе, подбирать кандидатов из числа известных им лиц по прошлой совместной службе.

16.02. 2005 г. Президентом РФ издан Указ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», в соответствии с которым произведено переоформление трудовых договоров, заключенных ранее с государственными служащими на основании Федерального закона от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в служебные контракты о прохожде­нии государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Как уже отмечалось, служебный контракт как при конкурсном, так и бесконкурсном способах замещения государственной должности является обязательным документом, прилагаемым к акту государственного органа о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» и названном Указе подробно определены содержание и форма служебного контракта, сроки его действия, порядок заключения, основания и последствия прекращения служебного контракта.

Особенностью этого документа является то, что в нем определяются существенные условия профессиональной служебной деятельности, изменение которых возможно по соглашению сторон контракта и притом в письменной форме. Такая мера имеет своей целью не допустить ухудшения положения гражданского служащего по сравнению положением, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенное время и срочный - на срок от одного года до пяти лет. Срочный служебный контракт заключается в случае, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы (например, должностей категорий «руководители», «помощники (советники)») или условий прохождения гражданской службы (например, в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций).

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией по решению представителя нанимателя, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе гражданского служащего. По результатам этого экзамена выносится решение признать, что гражданский служащий сдал экзамен и рекомендуется для присвоения ему классного чина, либо признать, что не сдал этот экзамен. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении ему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена определены и все другие вопросы, связанные с оценкой знаний, навыков, и умений (профессионального уровня), при наличии которых гражданскому служащему присваивается первый или очередной классный чин по замещаемой должности гражданской службы.

Что касается другого документа - Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы, то им установлены классные чины, соответствующие группам Должностей федеральной государственной гражданской службы, сро­ки для прохождения гражданской службы в этих классных чинах, условия их присвоения и сохранения, полномочия руководителей по их присвоению. В Положении также приведена таблица соответствия ранее существовавших (и, следовательно, присвоенных) квалификационных разрядов федеральных государственных гражданских служащих классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотренным ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

В частности, классные чины действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса присваиваются теперь федеральным государственным служащим Президентом РФ, при этом в федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства РФ, в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса присваиваются федеральным государственным служащим: в федеральных органах исполнительной власти Правительством, в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов. Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы РФ 1, 2 и 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Федерации или их аппаратах, определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02. 2005г.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестация проводится один раз в три года, но может проводиться и внеочередная аттестация

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки его без уважительных причин или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Если требуется, аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается решение, которое сообщается ему непосредственно по­сле подведения итогов голосования.

Право представителя нанимателя освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы предусмотрено не только по результатам его аттестации, но и в других случаях, когда он не согласен на продолжение замещения должности гражданской службы и прохождение службы в новых условиях служебной деятельности.

Предусматриваются и случаи, когда представитель нанимателя обязан отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего: появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны служебной деятельности (охраны труда); привлеченного в качестве обвиняемого в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов.

В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» федеральными государственными органами утверждаются служебные распорядки этих органов. С учетом функций, возложенных на государственный орган, служебный распорядок раскрывает особенности решения тех или иных вопросов государственной службы в данном органе.

Особо следует подчеркнуть, что в ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» детально изложены основания и последствия прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

Общими основаниями расторжения служебного контракта могут быть: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего либо представителя нанимателя. По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, служебный контракт приостанавливается с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности с оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв. Это происходит в связи с призывом служащего на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу, избранием или назначением на выборную должность и в некоторых других случаях.

Специфическими основаниями, когда служебный контракт расторгается и гражданский служащий увольняется по инициативе представителя нанимателя, являются: несоответствие гражданского служащего замещаемой должности; состояние здоровья; недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации; неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания.

Увольнение гражданского служащего также предусмотрено в случаях однократного грубого нарушения им должностных обязанностей, прогула, появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации; совершения хищения, а также в связи с выходом из гражданства Российском Федерации и в ряде других случаев.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов гражданского служащего ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» определен порядок рассмотрения заявлений гражданского служащего и действий представителя нанимателя по рассмотрению этих заявлений, касающихся расторжения служебного контракта и увольнения с гражданской службы.

 

4 Прохождение правоохранительной службы и особенности должностей этого вида службы

Правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в федеральных государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Правоохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого входит Федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, Прокуратура РФ.

Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на следственные и иные подразделения правоохранительной службы.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 19.07.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. МВД России координирует и контролирует деятельность подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). При Министерстве имеется Следственный комитет, осуществляющий свою деятельность в соответствии с УК РФ и УПК РФ.

При Главных управлениях МВД России по федеральным округам имеются следственные части. Положение об органах предварительного следствия в системе МВД России утверждено Указом Президента РФ от 23.11. 1998 г.

Выполнение правоохранительных функций органами предварительного следствия заключается в обеспечении в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, в организационно-методическом руководстве расследование преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Задачи МВД России, являющегося важнейшим правоохранительным органом страны, определены в Положении о нем. Основные из них следующие:

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

- организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;

- осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию вопросам деятельности органов внутренних дел;

- осуществление в пределах своей компетенции необходимых мероприятий, направленных на применение мер государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10. 2006 г.

Важнейшей составной частью МВД России является милиция, которая выполняет правоохранительные функции в соответствии с 3аконом РФ от 18.04. 1991 г. «О милиции», Федеральным законов от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом», Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 12.02. 1993 г., Положениями о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 07.12. 2000 г.

Милиция ведет борьбу с преступностью совместно с другими правоохранительными органами, прежде всего органами безопасности и прокуратуры. Для организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений приказом МВД России от 12.01. 2004 г. утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. Приказами МВД России от 16.03. 2004 г. и от 11.10. 2005 г. утверждены Инструкция порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах и Перечень должностных лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений 29.12. 2005 г. издан совместный Приказ «О едином учете преступлений». Он подписан руководителями прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России. Этим документом дан старт системе, не имевшей ранее аналогов в России. Смысл этого документа таков- с момента его издания любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить дознание и следствие, обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении. Сотрудники правоохранительных ведомств обязаны принять заявление гражданина, зарегистрировать его и направить по принадлежности - в «профильную» организацию, т.е. в компетенции которой находится разбирательство дела. Новый порядок исключает случаи, когда преступление можно скрывать от учета, а также предусматривает четкое разграничение ответственности каждого лица, отвечающего за работу с гражданами.

Новая система должна работать автоматически, и гражданин будет на сто процентов уверен, что его заявление будет зарегистрировано и поставлено на учет. С заявлением о преступлении россияне теперь могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в милицию, а любой из органов дознания должен принять заявление от гражданина вне зависимости от подследственности данного преступления.

На подразделения милиции и сотрудников милиции возложена обязанность участвовать в контртеррористических операциях и обеспечении правового режима контртеррористических операций. В связи с этим они наделены правом применения мер и временных ограничений, предусмотренным Федеральным Законом «О противодействии терроризму».

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. Указом Президента РФ от 15.06. 1998 г. было утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД России). Инспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Распоряжением Правительства РФ от 17.10. 2005 г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006- 2012 годах». Целью программы является улучшение работы данного органа управления, сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 2012 г. по сравнению с 2004 г. в 1,5 раза.

Таким образом, в деятельности МВД России в настоящее время имеется немало задач, требующих своего решения. Начатое в 2004 г. реформирование МВД России, создание департаментов по борьбе с преступностью, терроризмом, коррупцией, экономическими преступлениями, а также совершенствование нормативно-правового регулирования в этой сфере должно привести к снижению преступности и укреплению правопорядка.

Федеральная миграционная служба (ФМС России), подведомственная МВД России, создана в целях обеспечения гарантии прав, свобод человека и гражданина в сфере миграции. Согласно Положению ней, утвержденному Указом Президента РФ от 19.07.2004 г., ФМС России - федеральный орган исполнительной власти, регулирующие государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

- реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- производство по делам о гражданстве Российской Федерации оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

- осуществление регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Россию, проживания и временного пребывания в ней;

- осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в нашей стране;

- разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства РФ о беженцах и вынужденных переселенцах, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Россию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

- управление территориальными органами ФМС России, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

Следует иметь в виду, что цель регистрационного учета - не только создать условия для реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод, но также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному человеку затруднительно укрыться и от своих кредиторов, и от уплаты алиментов, и от правоохранительных органов. Нельзя забывать, что значительная часть преступлений и правонарушений совершается именно незарегистрированными лицами.

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 20.12.1995 г. «О вынужденных переселенцах», Законом РФ от 19.02.1993 г. «О беженцах», Федеральным законом от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», другими нормативно- правовыми актами РФ.

Действующее миграционное законодательство РФ дает возможность привлекать в нашу страну тех иностранных граждан (по профессиональному, национальному, возрастному составу), которые нам нужны, и туда, куда нужно нам. Ограничения для иностранцев в их трудовой деятельности распространяются только на торговлю лекарствами, алкоголем и торговлю на розничных рынках.

Важная роль в выполнении правоохранительных функций принадлежит Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России). Основными направлениями деятельности Службы, согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 11.08. 2003 г., являются:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятельностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной деятельности.

Кроме того, перед ФСБ РФ стоят большие задачи и в сфере экономической безопасности, и в борьбе с экстремистскими проявле­ниями, с деятельностью крупных преступных сообществ, способных повлиять на безопасность государства.

В связи с резолюцией Совета Безопасности ООН от 28.09.2001 г., согласно которой акты международного терроризма представляют угрозу для международного мира и безопасности, Президент РФ 10.01.2002 г. издал Указ о мерах по выполнению этой резолюции. Основное внимание органов исполнительной власти РФ и субъектов Федерации обращено на необходимость предотвращения и пресечения финансирования террористических актов как гражданами России, так и любыми лицами и организациями на территории нашей страны.

Указом Президента РФ от 19.04.2004 г. ФСБ России определена в качестве компетентного органа за проведение совместных антитеррористических мероприятий на территории государств - участников СНГ. Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведении этих мероприятий ратифицирован Федеральным законом от 02.04.2004 г.

Федеральным законом от 28.12.2004 г. ратифицирован Договор о сотрудничестве государств- участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, Федеральным законом от 20.04. 2006 г. - Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента РФ от 15.02. 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. Его председателем по должности является Директор ФСБ России. Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах РФ. Их руководителями по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов) субъектов Федерации. Созданы также Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Федерации. Указом утверждены Положение о Национальном антитеррористическом комитете, а также составы (по должностям) комитета, комиссии в субъекте РФ, Федерального оперативного штаба и оперативного штаба в субъекте РФ.

Перечисленные и другие меры правового и организационного характера, предпринятые государством в последние годы, положительно сказываются на обстановке в стране. Данные статистики по этому вопросу сообщил Директор ФСБ России, выступая с докладом в Совете Федерации 22.06.2007 г.: например, количество самих терактов в нашей стране, и прежде всего в Южном федеральном округе, неуклонно снижается; упреждающие действия наших спецслужб позволили сорвать многие планы бандглаварей по проведению террористических актов и нанесению ущерба России на международной арене.

Участие сотрудников ФСБ России в борьбе с преступностью регламентируется УК РФ и УПК РФ, а также иными нормативными правыми актами.

Правоохранительные функции в пределах своих полномочий в установленной сфере выполняют: ФСБ России и оперативные подразделения (в том числе оперативные подразделения, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности) - управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности) и подчиненные им подразделения; управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); пограничные органы (оперативные органы и органы морской охраны); следователи и дознаватели.

Существенные изменения произошли в пограничной деятельности ФСБ после принятия Федерального закона от 07.о3. 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде­рации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации».

Законом упразднены пограничные войска как один из видов войск, а в законодательстве теперь употребляются слова «пограничные органы, входящие в состав Федеральной службы безопасности». В большинстве стран пограничная служба выполняет правоохранительные функции. Подобные задачи возложены и на российских пограничников: борьба с терроризмом, контрабандистами, браконьерами. От пограничников требуется предотвращать преступления и обеспечивать порядок на границе, действуя в основном оперативно-розыскными методами. Это означает, что погранвойска превратились в спецслужбу, построенную по территориальному принципу, отказавшись от окружного принципа, скопированного по образу и подобию армии. Теперь федеральных округах имеются региональные управления, а в приграничных областях - пограничные управления. В каждом пограничном управлении имеются специальные подразделения, комплектуемые только контрактниками.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 28.07. 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействуя их незаконному обороту.

Ее основные задачи:

- обеспечение указанного контроля и противодействие, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

- участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотиков;

- создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся этой сферы;

- осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также представление интересов России по этим вопросам в международных организациях.

Реализацию указанных задач в пределах своей компетенции осуществляют и территориальные органы ФСКН России, иные организации и подразделения. Типовое положение о региональном управлении утверждено приказом ФСКН России от 28.12.2004 г.

В целях повышения эффективности взаимодействия ФСКН России с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному вороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Указом Президента РФ от 27.03.2006 г. Службе разрешено иметь в иностранных государствах своих официальных представителей и их заместителей в количестве 50 человек. Они осуществляют свои функции в составе дипломатических представительств Российской Федерации без включения в их штатную численность.

ФСКН России и ее территориальные органы при осуществлении своих функций руководствуются Федеральным законом от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г., актами Президента РФ, Правительства РФ, ФСКН России.

Правительством РФ 13.09.2005 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».

Цель Программы - сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в стране на 16-20% по сравнению с 2004 г. В связи с этим задачами Программы являются: проведение работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской социально-психологической реабилитации больных наркоманией, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления, концентрация усилий правоохранительных органов по борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.

23.01. 2006 г. Правительство РФ утвердило «Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту». Теперь каждое задержание наркокурьера, изъятая партия наркотиков, способы их доставки, а также другие сведения, напрямую касающиеся этой больной для страны проблемы, будут заноситься не только в протоколы и отчеты, но и накапливаться в едином банке данных. В общей сложности в «Наркоконтроль» стекаются различные данные из 13 федеральных министерств и ведомств. В ФСКН России полагают, что новая база позволит лучше координировать работу госструктур, которые занимаются проблемой наркомании, объективнее оценивать общую ситуацию в России.

Сложившаяся в стране наркоситуация обусловила необходимость издания Указа Президента РФ от 18.10.2007 г. «О дополнительных мерах по противодействию обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Создана дополнительная вертикаль реализации антинаркотической политики: в составе ФСКН России образован Государственный антинаркотический комитет, а в субъектах РФ - антинаркотические комиссии. В состав Комитета входят 28 высших должностных лиц федеральных органов власти. Председателем Комитета по должности является директор ФСКН России, а председателями антинаркотических комиссий - высшие должностные лица Объектов РФ. В Положении о Комитете четко определены его задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований в борьбе с наркоманией. Важно отметить, что решения Комитета будут носить не рекомендательный, а обязательный характер.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) и подведомственная Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) - важная составная часть федеральных государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции. Минюст России, согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 13.09.2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб.

Основными задачами Министерства юстиции являются:

- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы - главные управления Министерства по федеральным округам. Положение об этом территориальном органе утверждено приказом Минюста России от 28.01.2005 г.

Минюст России обобщает практику деятельности подведомственных ему федеральных служб, принимает меры, направленные на совершенствование; осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных ему федеральных служб законодательству Российской Федерации; подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными нами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов органов по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах.

Минюст России и его территориальные органы выполняют и другие важные функции, указанные в Положении о Министерстве, по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению правоохранительной деятельности органов исполнительной власти всех уровней, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.10.2004 г. центральными органами РФ, ответственными за обеспечение реализации положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.10.2000 г., касающихся взаимной правовой помощи, являются: Министерство юстиции РФ - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Прокуратура РФ - по уголовно-правовым вопросам.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10. 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Минюсту России.

К числу ее основных задач относятся:

- исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно, исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

- охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

- создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

- организация деятельности по оказанию помощи осужденным в социальной адаптации.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Феде­ральным законом от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», актами Президента РФ и Правительства РФ; международными договорами Российской Федерации и актами Минюста России.

Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений, из них 844 исправительных учреждений, семь тюрем, 209 следственных изоляторов. По состоянию на 2008 г. в указанных учреждениях содержатся более 812 тыс. человек. Их количество определяется главным образом уровнем преступности и судебной практикой. Осуществление политик гуманизации уголовного законодательства способствует сокращений количества подследственных и осужденных.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2006 г. утверждена федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством РФ для перехода к международным стандартам содержания подследственных в следственных изоляторах. Реализация Программы позволит к 2017 г. уменьшить количество жалоб на условия содержания, улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Запланирован ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных будут соответствовать международным стандартам, положит начало практической реализации в России Европейских пенитенциарных правил.

Приказом Минюста России от 11.07. 2006 г. утверждена Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях. Она отражает особенности применения в уголовно-исполнительной системе межведомственного приказа, который подписали руководители прокуратуры РФ, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста, ФСКН России и некоторых других ведомств по вопросу единого учета преступлений. Как сказано в Инструкции, непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом уголовно-исполнительной системы мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы и расцениваются как факт укрытия такого сообщения от регистрации. По уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении Учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, производятся неотложные следственные действия.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Положение о Министерстве утверждено Указом Президента РФ от 11.07. 2004 г. В Положении подробно изложены задача функции, полномочия и организация деятельности МЧС России.

Одной из важнейших правоохранительных функций МЧС России является обеспечение пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В целях обеспечения пожарной безопасности МЧС России осуще­ствляет руководство деятельностью Федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны; государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии; создание, организацию и ликвидацию подразделений федеральной противопожарной службы, разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности.

МЧС России организует предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей; информирование населения о прогнозируемых и возникших пожарах, а также решает ряд других задач, указанных в Положении о нем.

Постановлением Правительства РФ от 21.12. 2004 г. утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Согласно Положению основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции: проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; ведут производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», МЧС России 16.01.2003 г. был издан приказ «Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы» (с изм. от 15.02.2005 г.), имеющий своей целью улучшение качественного состава сотрудников, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, Федеральную противопожарную службу, Войска гражданской обороны, Государственную инспекцию по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования и иные учреждения и организации.

Кроме обеспечения пожарной безопасности на МЧС России возложены и другие правоохранительные функции, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.01.2006 г., приказом МЧС России от 22.08.2006 г. «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и другими нормативными правовыми актами.

Федеральная таможенная служба (ФТС России), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г., является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Деятельностью ФТС России руководит Правительство РФ. ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом ФТС России от 12.01. 2005 г. утверждены «Общее положение о региональном таможенном управлении» и «Общее положение о таможне», а постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 г. – «Положение о представительствах Службы за рубежом (в ред. от 31.05.1999 г. и 28.05.2005 г.)».

Таможенное дело представляет собой совокупность методов средств обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов, являясь важным инструментом обеспечения экономических интересов государства, призвана осуществлять важные правоохранительные функции в установленной для нее сфере деятельности. На нее возложено обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ, таможе

Date: 2016-11-17; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию