Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Орфография. Принципы орфографии.

V СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

ПИСЬМО, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

ПЛАН

І. Основные этапы развития письма и его виды.

1. Понятие письма. Значение письма в истории общества. Предпосылки возникновения письма.

2. Предметная символика, или предметное письмо, как предыстория письма:

а) письмо скифов персидскому царю Дарию как пример предметного письма (свидетельство греческого историка Геродота);

б) «письмо ньям-ньям» как пример предметного письма;

в) условная сигнализация как более высокая ступень предметного письма:

· перуанское письмо древних инков кипу (узелковое письмо);

· ирокезское письмо вампум;

· зарубки на бирках;

· жезлы вестников.

3. Основные типы начертательного письма. Основные подходы к классификации типов начертательного (графического) письма.

4. Пиктографическое (рисуночное) письмо, или пиктография (общая характеристика). Пиктограмма и петроглифы.

· «Дневник» эскимоса-охотника и обращение ряда индейских племен к американскому президенту как примеры простой и сложной пиктограммы.

· Предназначение и основные функциональные разновидности пиктограмм.

· Элементы пиктографии в современных системах коммуникации.

· Преимущества и недостатки пиктографии.

5. Идеографическое (понятийное) письмо, или идеография (общая харак­теристика). Идеограмма.

· Соотношение идеографии и пиктографии.

· Рисуночная идеография.

· Иероглифическое письмо, или иероглифика, как высший этап в развитии идеографии. Иероглифы.

А. Монументальные древнеегипетские иероглифы.

Б. Древнеегипетское иератическое письмо. Линейные иероглифы.

В. Китайское иероглифическое письмо. Основные сложности, связанные с усвоением китайского иероглифического письма.

Г. Клинопись как разновид­ность идеографического письма.

· Преимущества и недостатки идеографии.

6. Слоговое, или силлабическое, письмо (общая характеристика). Силлабемы.

· Разные пути формирования слогового письма.

· Появление слогового письма на основе идеографического. Детерми­нативы. Шумерское письмо позднего периода, ассиро-вавилонское письмо, кипрское слоговое письмо, библосское слоговое письмо как разновидности слогового письма, возникшего на основе идеографи­ческого.

· Появление слогового письма на основе консонатного. Индийские слоговые системы письма (брахми, кхарошти, деванагари). Вирама. Лигатура. Эфиопское слоговое письмо, японское письмо кана.

· Элементы идеографии в современных системах коммуникации.

· Преимущества и недостатки слогового письма.

7. Буквенно-звуковое, или фонемографическое, письмо (общая харак­теристика). Понятие буквы.

· Консонатно-звуковое, или буквенное консонатное (консонатное) письмо как древнейшая разновидность буквенно-звукового письма. Диакри­тические знаки. Финикийское письмо, протосинайское письмо, древнееврейское письмо, арамейское, иранское, сирийское, араб­ское письмо как разновидности консонатного письма.

· Вокализованно-звуковое письмо. Древнегреческое письмо. Бустро­федон. Латинское вокализованное письмо. Кириллица, русский алфавит. Этрусское письмо, армянское и грузинское письмо, малоазийские типы письма.

ІІ. Специализированные системы письма.

1. Понятие транскрипции. Фонетическая и фонематическая транскрипция.

2. Практическая транскрипция и транслитерация.

3. Стенография.

ІІІ. Графика. Алфавит и семьи алфавитов.

1. Понятие алфавита.

· Финикийский алфавит как родоначальник всех алфавитов (общая характеристика).

· Финикийский линейный алфавит, греческий алфавит, латинский алфавит, славянский алфавит (кириллица и глаголица), русский алфавит.

· Понятие семьи алфавита. Основные четыре семьи алфавитов.

2. Понятие графики. Два основных значение термина графика.

2. Лапидарное (капитальное) письмо, уставное (унциальное) письмо, курсив, строчное (минускульное) письмо как почерковые разновидности греческого письма.

3. Устав, полуустав и скоропись как почерковые разновидности русского письма.

4. Соотношение графемы, аллографа и буквы в письменной форме языка.

5. Типы букв по значению (однозначные, многозначные, силлабемы и буквы, не передающие фонем).

IV. Орфография. Принципы орфографии.

1. Понятие орфографии. Два основных значения термина орфография.

2. Основные подходы к выделению принципов орфографии.

3. Основные разделы орфографии как системы правил. Центральный раздел орфографической системы любого языка.

4. Принципы орфографии. Фонетический принцип орфографии. Фоне­матический, или морфологический, принцип орфографии. Исторический, или традиционный, принцип орфографии. Символический, или понятийный принцип орфографии (дифференцирующий принцип, принцип дифференциального написания).

Рекомендуемая литература

Основная

Гируцкий А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. — Минск: Изд-во «Белорусский Дом печати», 2003. — 287 с.

Вендина Т. И. Введение в языкознание: учеб. пособие для пед. вузов / Т. И. Вендина. — М.: Высш. шк., 2003. — 288 с.

Дополнительная

Реформатский А. А. Ведение в языковедение / А. А. Реформатский; под. ред. В. А. Виногра­дова. — 5-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.

Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма; отв. ред. В. Н. Ярцева / Л. Р. Зиндер. — Л.: Наука, 1987. — 113 с.

История письма: Эволюция письменности от Древнего Египта донаших дней / Пер. с немецкого. — М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 400 с.

Иванов Вяч. Вс. От буквы и слога к иероглифу системы письма в пространстве и времени / Вяч. Вс. Иванов. — М.: Языки славянской культуры, 2013. — 272 с.

Моисеев А. И. Письмо и язык (К типологическому изморфизму лингвистических явлений) / А. И. Моисеев // Вопросы языкознания. — 1983. — № 6. — С. 68-72.

Гамкрелидзе Т. В. Происхождение и типология алфавитной системы письма (Письменные системы раннехристианской эпохи) / Т. В. Гамкрелидзе // Вопросы языкознания. — 1988. — № 5. — С. 5-34; № 6. — С. 5-33.

Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры / А. И. Моисеев. — М.: Мир знаний, 1987. — 192 с.

Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки / А. И. Истрин. — Изд. 2-е, перераб. ииспр. — М.: Наука, 1988. — 192 с.

Реформатский А. А. Буква Ё / Реформатский А. А. // О современной русской орфографии. — М., 1964. — С. 28-32.

Иванова В. Ф. Судьба буквы Ё / В. Ф. Иванова // Русский язык в школе. — 1988. — № 2. — С. 21-22.

Еськова Н. Про букву Ё / Н. Еськова // Наука и жизнь. — 2000. — № 4. — С. 15-16.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Дайте определение письма. Объясните, почему письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Назовите основные предпосылки возникновения письма.

2. Дайте определение предметного письма.

3. Расскажите о письме скифов персидскому царю Дарию и о «письме ньям-ньям» как о примерах предметного письма.

3. Объясните, в чём заключается специфика условной сигнализации как более высокой ступени предметного письма.

4. Назовите основные разновидности письма условными сигналами.

5. Объясните, в чём заключается основные особенности письма кипу, письма вампум, бирок с зарубками и жезлов вестников.

6. Дайте определение пиктографического письма, или пиктографии. Объясните, с чем связано появление пиктографического письма.

7. Дайте определение пиктограммы и петроглифов. Объясните, что представляла собой пиктограмма. Приведите примеры простой и сложной пиктограммы.

8. Назовите основные разновидности пиктограмм с точки зрения выполняемых функций.

9. Приведите примеры использования элементов пиктографии в современных системах коммуникации.

10. Обобщите основные преимущества и недостатки пиктографии.

11. Дайте определение идеографического письма, или идеографии.

12. Дайте определение идеограммы.

13. Объясните, в чём заключается соотношение между пиктографи­ческим и идеографическим письмом, а также между пиктограммой и идеограммой.

14. Назовите основные особенности рисуночной идеографии. Объясни­те, в чём заключается связь рисуночной идеографии с иероглифическим письмом.

15. Дайте определение иероглифического письма, или иероглифики. Дайте определение иероглифов.

16. Назовите основные особенности монументальных древнеегипетских иероглифов и древнеегипетского иератического письма. Дайте определение линейных иероглифов.

17. Назовите основные особенности китайского иероглифического письма. Обоснуйте основные сложности, связанные с усвоением китайского иероглифического письма.

18. Охарактеризуйте клинопись как разновидность идеографического письма. Объясните, почему клинопись иногда называют письменами на глине, а также то, почему этот вид письма получил название клинописи.

19. Приведите примеры использования элементов идеографии в современных системах коммуникации.

20. Обобщите основные преимущества и недостатки идеографии.

21. Дайте определение слогового, или силлабического, письма, а также силлабемы.

22. Охарактеризуйте особенности формирования слогового письма на основе идеографического. Дайте определение детерминативов. Назовите примеры слогового письма, возникшего на основе идеографического.

23. Охарактеризуйте особенности формирования слогового письма на основе консонатного. Охарактеризуйте индийские слоговые системы письма (брахми, кхарошти, деванагари). Дайте определение вирамы и лигатуры.

24. Перечислите основные примеры слогового письма, в том числе новоизобретенные.

25. Обобщите основные преимущества и недостатки слогового письма.

26. Дайте определение буквенно-звукового, или фонемографического, письма. Дайте понятие буквы.

27. Охарактеризуйте консонатно-звуковое, или буквенное консонатное (консонатное) письмо как древнейшую разновидность буквенно-звукового письма. Дайте определение диакритических знаков. Назовите один из древнейших типов консонатного письма. Перечислите основные примеры буквенного консонатного письма.

28. Охарактеризуйте вокализованно-звуковое письмо. Назовите один из древнейших типов вокализованно-звукового письма. Перечислите основные примеры вокализованно-звукового письма.

29. Дайте определение транскрипции. Назовите основные разновидности транскрипции. Назовите алфавиты, которое наиболее часто используются в транскрипции.

30. Охарактеризуйте основные принципы фонетической транскрипции.

31. Охарактеризуйте основные принципы фонематической транскрипции.

32. Охарактеризуйте основные принципы практической транскрипции.

33. Дайте определение транслитерации, охарактеризуйте её основные принципы. Объясните, в чём заключается сложность транслитерации имён собственных.

33. Следом за А. А. Реформатским на примере передачи латиницей русской фамилии Лапшин продемонстрируйте различие между транслитерацией и практической транскрипцией.

34. Сформулируйте понятие алфавита. Объясните этимологию термина алфавит и назовите его термины-синонимы.

35. Охарактеризуйте финикийский алфавит как родоначальник всех алфавитов.

36. Приведите примеры основных алфавитов, которые легли в основу современных алфавитов. Объясните разницу между кириллицей и глаго­лицей. Назовите и охарактеризуйте основные реформы русского алфавита.

37. Дайте определения семьи алфавита. Назовите четыре основных семьи алфавитов.

38. Назовите два основных значения, в которых может использоваться термин графика.

39. Охарактеризуйте лапидарное (капитальное) письмо, уставное (унциаль­ное) письмо, курсив, строчное (минускульное) письмо как почерковые разновидности греческого письма.

40. Охарактеризуйте устав, полуустав и скоропись как почерковые разновидности русского письма.

41. Объясните соотношение графемы, аллографа и буквы в письменной форме языка.

42. Назовите основные типы букв по значению. Приведите для каждого типа примеры букв русского алфавита.

43. Назовите два основных значения, в которых может использоваться термин орфография.

44. Назовите основные подходы к выделению принципов орфографии.

45. Перечислите основные разделы орфографии как системы правил. Назовите центральный раздел орфографической системы любого языка.

46. Объясните, в чём заключается особенность фонетического принципа орфографии.


<== предыдущая | следующая ==>
Критерии оценки результатов тестирования | Трансформація європейського погляду

Date: 2016-11-17; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию