Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неосознаваемый уровень регуляции поведения человека. Концепция неосознаваемой установки Д.Н.Узнадзе.





Проблема установки была впервые поставлена грузинским психологом Дмитр Ник Узнадзе в 20 годах 20 века. Он обратил внимание на иллюзию веса Фехнера, которая закл в том, что если испытуемый несколько раз подряд поднимает правой рукой более тяжелый предмет, а левой более легкий, то в дальнейшем при предъявлении одинаковых по весу предметов, там, где раньше был более тяжелый предмет, равный будет восприниматься более легким. Узнадзе пришел к выводу, что между физическим и психическим миром должно быть опосредующее звено, это звено он первоначально назвал биосферой.

Вначале он сформулировал ряд свойств которыми должна обладать эта субстанция:

1 должна быть принципом связи как между физическим и психическим, так и между двумя псих. рядами

2 не должна быть не исключительно псих-им так и искл. физиологическим явлением

3 должна быть чувствительной как к влияниям со стороны субъекта, так и объекта

4 должна быть проводником событий происходящих в физическом мире в психические явления

5 отл-ый признак целостность и неделимость на отдельные элементы

6 предшествует психическим сознательным процессам и существовать до явления сознательной психики.

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Поведение на бессознательном или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательном уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта. Этот процесс Узнадзе назвал объективацией. Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению». Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка теоретического поведения или установка познания, которая составляет основу теоретической, познавательной деятельности субъекта.

Ш. А. Надирашвили – ученик Узнадзе – выделил еще один – социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности, являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».

Во 2 половине 20 годов началось эксперим исследование установки. Пытались доказать, что она сопутствует всем псих. процессам. (количества, силы давления, объема). Первоначально этот эффект связывали с концепцией обманутого ожидания. Якобы чел-к знал, что каждый раз ему дают неравные кол-ва и ждал следующего раза. Для опровержения этого испытуемых вводили в гипноз, проводили с ними пробы, затем приказывали все забыть, после выведения из гипноза вновь предъявлялись предметы, но иллюзия все равно возникала, т.е. все протекало на бессозн. ур-не. Этот феномен был назван Узнадзе установкой, т.е. неосознаваемым личностью состоянием готовности к определенной реакции, сформированным в ходе предшествующего опыта. 2 фактора, запускающих установку: 1- соответствующие потребности (субстанциональные – матер. объекты, функциональные – потр в опред активности), 2- ситуация - только конкретные признаки ситуации запускают установку. Узнадзе выделил 2 вида установок:

1 фиксированные (образуются в результате многократного повторения)

2 диффузные (необходимы для зарождения фикс установок, не связаны с конкр признаком, но определяющие общую направленность на него). чтобы возникла фиксированная установка, человеку необходимо выделить особенности ситуации. Для этого ему необходимы диффузные установки (они формируются в течение всей жизни)

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки)

Концепция установки стала противоречить принципу сознания и деятельности.

Установка предшествует деятельности, становится непонятным откуда она берется. Асмолов выдвигает концепцию об иерархической уровневой структуре установок.

Он выделяет уровень смысловых установок, которые формируются на основе личностных смыслов и задают общую направленность деятельности.

Затем уровень целевых установок, которые вызваны предвосхищаемым осознаваемым образом цели будущего действия. Далее уровень операциональных у. - отражают готовность к определенному способу действия и соответствуют фиксированным установкам Узнадзе.

Неосознаваемые явления в психике человека (Ю.Б.Гиппенрейтер):

1 класс: неосознаваемые механизмы сознательных действий

- неосознаваемые автоматизмы(первичные -сформированные до года или врожденные, вторичные - навыки) Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались (первичные – автоматические действия- врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. примеры: Сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные – автоматизированные действия, навыки - осознавались, т.е. прошли через сознание и перестали осознаваться) – навыки: обучение игре на пианино. Значение навыков для человека – действия совершаются быстро и не требуют участия сознания за счёт автоматизации - сознание осваивает более сложных действий).

- явление неосознаваемой установки (Узнадзе) - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Р ечь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Например: Ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.

- неосознаваемые сопровождения сознательных действий (непроизв действия, пантомимика) - Подготавливают действия и явл дополнительными ср-вами коммуникации

2 класс: неосознаваемые побудители сознательных действий(ид по фрейду или коллект бессозн по Юнгу)

3 класс: надсознательные процессы (инсайт -момента интуитивного нахождения решений, кот явл итогом предварительной большой сознательной работы). Связаны с процессами творческого мышления. Отличие надсознательных процессов от сознательных:

· человек не знает конечного результата (а сознательное всегда предполагает результат)

· неизвестен момент окончания надсознательных процессов (сознательные действия предполагают контроль).

Запорожец выделил 2 вида:

1. предметная – отражает устойчивые отношения между признаками предмета

2. ситуационно-действенная – отражает отношение субъекта и объекта в конкретной ситуации.

Социальная установка в социальной психологии. Существует много определений, т.к. её понимание неоднозначно. Узнадзе не отличал её. В соц. психологию понятие стало проникать с Запада – «аттитюд» (Томас Знанецкий) – состояние сознания, которое регулирует отношение и поведение человека в определённой ситуации и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта. В отечественной психологии понятие аттитюд совпадает с понятием социально-психологическое отношение.

В соц. психологии выделяют установку, связанную с уровнем организации взаимодействия:

1. установки на межгрупповой уровень (личность на группу)

2. установки на межиндивидуальный уровень (внутри группы)

 

9. Ощущения. Виды, свойства, закономерности ощущений.

Ощущение – это простейший познавательный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материального мира, раздражителей на соответствующие рецепторы, органы чувств. Отражение 1-го специфического свойства окр мира. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Ощущения являются первичными и не разложимыми на более мелкие элементы частицами сознания. Это фундамент для сложной психич деятельности. По мере усложнения психики ощ ч-ка становятся ее составным частями и изменяются под влиянием соц воздействий. Необходимое условие нормального функционирования психики - непрерывное существование ощущений. Это первичная форма органической связи организма со средой.

Ощущения отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений - своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов. Физические хар-ки внешнего мира воздействуют на рецепторы → вызывают определенные состояния (тихо, холодно).

Инфор-й голод в усл-х сенсорной изоляции приводит к дезорганизации лич-ти.

Функции ощущений:

Познават ф-я ощ: они явл первичной формой ориентировки орг-зма в окруж мире, 1-й источник знаний о мире и о себе.

Эмоц ф-я: ощ-ия всегда эмоционально окрашены.

Регулят ф-я: ощ соотнесены с объектами внешнего мира и они рождают желания; движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями.

1. Виды ощущений. По месту расположения рецептора и характеру отражения

выделяются следующие виды ощущений: 1) интерорецептивные — рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения.

(органические, болевые ощущения); 2) экстерорецептивные — (контактные и дистантные), отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма; 3) проприорецептивные — рецептор расположен в мышцах, связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой (статические, кинестетические). По наличию контакта с раздр-лем: 1)контактные (вкус, болевые, тактильные ощущ), 2)дистантные (зрительные, слуховые, обонят-е ощущ).

По модальности раздражителя:

1. зрительные - в результате воздействия световых лучей на сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

2. слуховые относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

3. обонятельные относятся к дистантным, которые отражают запахи окружающих нас предметов.

4. вкусовые - действие на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

5. тактильные дают знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. температурные ощущения – связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.

ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ (промежуточные): вибрационные (тактильная + слуховая чувствительность) – ех. - не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью

· статические дают сведения о положении тела в пространстве. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

· интероцептивные (органические) ощущения возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека

  • кинестетические — ощущения движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Свойства ощущений:

1. Пространственная локализация – отображение места раздражителя в пространстве. Анализ осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, или на какой участок тела воздействует раздражитель. Любое ощущен соотносится с источником откуда исходит раздражитель.

2. Длительность ощущения – его временная характеристика. временная хар-ка, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражите(не совп-ет с длит-тью раздр-ля). Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

3. Модальность ощущений – это качественное отличие переживания одного ощущения от другого. Ощ-я мономодальны, т.е. каждое ощ-е отражает отдельную форму движения материи. Компенсация: зрение заменяется хор слухом, глухие – хорошая вибрационная чувствительность. ощущение отражает отдельную специф форму движения материи (ощ цвета отр-ет длину цветовой волны, но не отр-ет длину звуковой).

4. Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др. Весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

5. Интенсивность ощущенияколичественная характеристика воздействующего раздражителя, отражающая субъективную величину ощущения; зависит от действия раздражителя и функционального состояния анализатора. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

6. Эмоциональный тон ощущений – ощущения эмоционально окрашены.

Осн. законом-ти ощущ-й. К осн. закон-м ощущ-ий относят наличие порогов ощущений, адаптации, взаимод-и ощущ-й, синестезия, контраст.

Пороги ощущений: степень чувствительности.

Различают два вида чувствительности: а бсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог (болевой порог). Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Другая характеристика чувствительности — это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя. Минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения. Мы отражаем только те раздр-ли, которые достигают определ интенсивности. Порог ощущений (абсолютный) — мин. величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог); максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение данной модальности (верхний порог). Дифференциальный порог — наименьшее различие между раздражителями. Величины порогов изм-ся в зав-ти от разл-х условий: хар-ра деят-ти и возраста чел-ка, функц-го сост-я рецептора, силы и длит-ти раздражения и т. д. Пороги индивидуальны и измен-ся на протяжении жизни (+ тренировка). У детей max к юношескому возрасту. Относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером. Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Вебера-Фехнера). «зависимость интенсивности ощущения от интенсивности стимула»: S = K logI

Интенсивность ощущений ↑ равномерно (арифметич. прогрессия), а ↑ сигнала – неравномерно (геом. прогрессия), поэтому связь выражается логарифмич ур-ем, где S – величина ощущений, I – интенсивность раздражителя, K – const, соответствующая Закону Вебера.

Адаптация — приспособление чувств-ти к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям, что проявляется в снижении или повышении порогов.

Есть во всех видах чувствительности, в болевой – минимальная.

↑ адаптация: обоняние (ч-к «принюхивается»); тактильные ощущения; световые ощущения;

↓ адаптация: слуховые ощущения; холодовые ощущения; болевые ощущения.

В зрительном анализаторе различают:

- световую адаптацию

- темновую адаптацию

Пребывание в темной комнате повышает чувствительность к свету в 200 000 раз.

Световая адаптация снижает световую чувствительность;

А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.

1.Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.

2.Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3.Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).

Взаимод-е ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой.

Объясняется корковыми связями между анализаторами; законом одновременной индукции (Возникновение противоположного по знаку нервного процесса, за территориальными пределами происходящего процесса).

Общая закономерность взаимодействия ощущений: слабое раздражение одной анализаторной системы повышает чувствительность другой, сильные - снижают. (Ех.: слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора).

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов, в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

- сенсибилизация как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

- сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Синестезия – появление ощущ-й одной модальности при возд-и раздр-ля др модальности (музыку видеть в цвете). Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Это явление называется синестезией – возбуждение возникшими ощущениями 1 модальности, ощущений другой модальности;возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. (Ех.: звуки могут вызвать цветовые ощ-я, желтый цвет — ощ-е кислого; м.б. зрительно-слуховая синестезия: звуковые раздражители вызывают зрительные образы).

Это частный случай взаимодействия ощущений.

Особенность ощущений – мономодальность образа, но в центральных ядрах анализатора происходит взаимодействие ощущений, что приводит к тому, что при воздействии раздражителя 1 модальности, появляется образ другой модальности (звук + цвет).

Распространяются на все модальности, что выраж-ся в устойчивых словосочетаниях (Ех.: бархатный голос: слух + тактильная)

Проявляются индивидуально. Высокий уровень развития → патология, отклонения.

Контраст – изменение интенсивности ощущений под влиянием одновременно или последовательно действующего раздр-ля аналогичной модальности (белое будет казаться белее на черном). изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя; повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой. Хорошо известно и явление последовательного контраста – если 2 раздражителя действуют последовательно. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействие раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых отделах анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает торможение. До восстановления исходного состояния чувствительности нервных тканей происходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения.

Чувственные формы отражения явл-ся общими для че-ка и жив-х, но у ч-ка специфика:

- по содержанию: ч-к и жив отражают разное (ч-к – соц условия жизни; предметы, созданные в проц труда; прир, на которую воздействует);

- по физиологическим механизмам: ощ и воспр человека связаны со словом;

- по роли в процессе познания: у ч-ка это начальная ступень познания, а у ряда жив-х – высшая ступень ориентировки.

Физиологические основы:

этот процесс осуществляется посредством воздействия предметов, явлений (раздражителя) на органы чувств, или анализаторы человека.

Органы чувств – это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней или внутренней среды. Окончание рецепторов – главная их часть.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.

Для возникновения ощущений необходимо наличие раздражителя. Воздействие раздражителей на органы чувств - раздражение. В нервной ткани вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Раздражитель воздействует на рецептор → н. импульс → по чувствительному нерву в кору г/м → переработка информации → ответная реакция передается по двигательному нерву. Постоянная ориентировка чел.в окруж. среде осуществ. по физиол-му механизму рефлекторного кольца, обеспеч. постоян. обратную связь чел. с окружающ. миром.

И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, воспринимающих и осуществляющих анализ раздражений, – анализаторами (единые морфологические и функциональные структуры). Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового). Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств. Для ощ-й необх сохранность всех отделов, иначе – могут не возникнуть ощущения.

Латентный период – время от нанесения раздражения до возникновения реакции; происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство. Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового — 50 мсек., для болевого — 370 мсек).

Корковая зона – центральная часть анализатора, которая состоит из:

- ядра, которое осуществляет наиболее точное различение качеств раздражителя (оттенок, вкус);

- периферических эл-ов (рассеянных по коре нервн клеток), кот осуществл связь разл анализаторов.

Чувствительность в элементарном проявлении врожденна. Новорожденные на все реагируют в элементарном виде → воспитание, развитие → более развитая чувствительность.

Нервные процессы, приводящие к ощущениям, очень сложны. Раздражитель возбуждает анализатор → условно-рефлекторная перестройка чувствительности, приспособление ее к сигналу путем настроечных рефлексов, устанавливающих определенный уровень чувствительности организма к воздействию.

Ощущения связаны с ответной реакцией: движением или перестройкой вегетативн процессов.

В функционировании анализаторных механизмов большую роль играет слово – оно облегчает дифференцировку раздражителей. В речи происходит осознание ощущений. Назвать – значит выделить, осознать. Это различает ощ-я ч-ка от ощущений животных.

 

Date: 2016-11-17; view: 1225; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию