Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты психического отражения





1. Носит активный характер, а не пассивно-зеркальный, что проявляется в избирательности реагирования на внешнее воздействие.

2. Носит индивидуальный характер.

3. В течение времени психическое отражение развивается, углубляется, совершенствуется.

4. Отражение обеспечивает прогнозирование будущих событий на основе опережающего отражение происходящего.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

• оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

• сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

• психическое отражение углубляется и совершенствуется;

• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

• преломляется через индивидуальность человека;

• носит опережающий характер.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Свойства психического образа.

  1. Образ обладает идеальностью.

Потому что существует только в голове человека. Не существует его материального овеществления. Его нельзя потрогать, взвесить.

  1. Образ субъективен.

Психический образ дерева заключает в себе те свойства, которые важны, необходимы отражающему субъекту. Поскольку образ субъективен, он неизбежно несёт на себе печать отдельной личности. Образ не существует вне конкретной личности, он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от опыта людей и т.д.

  1. Образ объективен.

Содержание нашего психического отражения более или менее верно отражает предмет. И критерий этому, как известно, практика.

4. Образ демонстрирует неполноту отражения.

Поскольку образ предмета идеален, субъективен, несёт на себе печать личности, то не может отразить всё то многообразие свойств, связей, сущностей, которые заключены в объекте психического отражения. Мир одновременно и познаваем, и не познаваем.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в ее особенности системным образом отражать окружающий ее объективный мир.

1 это свойство не материальное, а идеальное.

2 это отражение существует только в процессе взаимодействия субъекта с объектом

3 психика отражает только значимое для жизни субъекта

Особенности физического уровня отражения:

происходит только в реальном времени и только в процессе взаимодействия, происходит отражение точной копии внешних свойств объекта.

Биологические объекты намного сложней организованы и поэтому не могут воспроизводиться в таком количестве как физические.

Для воспроизводства необходим механизм самосохранения. Для механизма самосохранения недостаточно отражать точную копию объекта, т.к. согласно законам диалектики "в природе нет двух одинаковых объектов", поэтому невозможно накапливать опыт. Любое взаимодействие с объектом всегда будет новым. Живой организм должен предвидеть результаты взаимодействия чтобы себя сохранить.

Особенности отражения на биологическом уровне:

1 отражает не только настоящее, но и прошлое

2 это происходит благодаря тому, что отражение происходит в соответствии с реальным состоянием организма, так как оно должно быть пригодно именно данному организму.

По сути, процесс психического отражения - это процесс моделирования субъектом окружающего его мира. Психика начинается с элементарной раздражимости - критерий появления жизни.

 

4. Эволюция психики. Концепция Леонтьсва-Фабри.

Психика – это "субъективный образ объективного мира".

Психика – это свойство высокоорганизованной животной материи головного мозга отражать окружающую действительность, строить на этой основе неотчуждаемый от субъекта образ этого мира, с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.

Психика есть именно продукт усложнения жизни.

Основные функции:

· отражение окружающего мира;

· регуляция активности, т.е. поведения, деятельности;

· адаптация, т.е. сохранение целостного организма.

Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения.

Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – усложнение окр.среды и переход жив-ных от жизни в гомогенной среде (воде) к наземному. Внутр.фактор – усложнение анатомич. строения жив-ных (появление конечностей, челюстей как органов манипулирования и т.д.), а также появления и развития НС, а затем в последующем гол.мозга, как органа координации. Чем сложнее становились формы психического отражения, тем сложнее жив-ное могло реагировать своим поведением на воздействие окр.мира.

Сознание это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях. Если развитие психики животных основано на законах биологической эволюции, то развитие психики человека основано на законах общественно-исторического развития.

Возникновение психики в филогенезе. Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".

Раздражимость - способность живого организма не специфическим способом реагировать на воздействие биологически значимых влияний. Минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения изменения состояния организма называется порогом раздражимости. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - общая способность к ощущению. Она проявляется тогда, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к воздействиям имеющие прямое биологическое значение. У высоко развитых животных формируются органы чувств, благодаря которым возможна реакция на отдельные признаки предмета проявления. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Прежде, чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).

Так, по мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако, предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов. Первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Характеристика стадий. Леонтьев выделяет три стадии:

1. Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение);); т.е. способность отражать отд. св-ва предмета. Осн. форма поведения – таксисы (двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и другие. Раздражители (стимулы) любого типа могут вызывать как отрицательную, так и положительную двигательную реакцию организмов.), рефлексы (стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы. Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.
Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма разделяют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции — на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочно-исследовательские и др.; в зависимости от отношения животного к раздражителю — на биологически положительные и биологически отрицательные.) и инстинкты (инстинктивный уровень поведения - проявляется уже у червей, которые обладают родовой памятью. Способны передавать сложную цепочку безусловных рефлексов, обеспечивающих достаточно сложную модель поведения, а не отдельные реакции. Инстинктивные действия строго приурочены к определенным условиям. Механизм инстинкта предполагает, что это условие запускает 1 рефлекторную реакцию. Инстинктивное поведение имеет линейную структуру. Если ситуация не соответствует инстинкту, то инстинкт будет сохранятся в потенциальной форме. Ганглиозная нс, внешне повед. Выглядит целенаправлнным, но внутренне лишено сознания, цели и целесообразность утрачивается, как только наруш-ся хотя бы одно существенное звено. Животные у которых инстнк.форма явл. доминирующей, способны к выработке у\р, но треб-ся большое кол-во предъявлений. Оч сложные инстинкты: выращивания потомства, продолжения рода и защитные. Инстинкты не обеспеч-т отраж-я большого кол-ва объектов, связаны в основном с отражением отдельных признаков предметов.).

2. Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); осн.форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психич.образов. Осн.форма поведения – навыки (Навыки (индивидуально приобретенный) - У позвоночных животных может вырабатываться существенно больше условных связей чем у примитивных животных. Условные связи образуются достаточно быстро и на разные модальности формируются сложные формы тактического интеллектуального поведения основанного на самостоятельной выработке новых критерий поведения. Инстинктивные формы не отменяются, а живут вместе с навыками. Под навыками понимают действия животных в основах которых лежат основы связи и которые действуют автоматически. Усвоенные животными навыки могут переносится в новые ситуации Навыки – приобретенная программа поведения или личный опыт животного).

3. Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

А) сенсомоторный интеллект;

Б) сознание.

Осн.форма отражения – отражение межпредметных связей. Осн.форма поведения – интеллектуальная. Осн. черты интеллект.поведения: 1. способность решать 2-фазные задачи, в кот. сущ-ет особая ориентировочно-исследовательская подготовит. фаза и фаза исполнения (отсутствует биологич.смысл) (достать банан – 2 палки, короткая-длинная-банан); Первая, подготовительная фаза связана у обезьяны не с палкой, но с объективным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности - фазы осуществления, направленной уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строящейся в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает в себя ту или иную операцию, которая становится достаточно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. 2. Способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4. Использование примитивных орудий; 5. Наличие инсайта (Инсайт - внезапное осуществление новой адаптивной реакции без предварительных проб и ошибок. Предлагая обезьянам все более сложные задачи в лабиринте или на различение, исследователи пришли к выводу, что они в конце концов быстро выучиваются обучаться. При решении каждой новой задачи они действуют уже не наугад, как раньше, а с "приготовлениями", что наводит на мысль о построении гипотезы или даже об инсайте. Очень существенно, что построение гипотез и инсайт вступают в действие в тех случаях, когда новая задача лишь ненамного превышает возможности животного. Если же это превышение велико, то животное опять возвращается к "примитивному" решению проблемы по методу проб и ошибок или просто действует наугад.). / На этой стадии жив-ное способно познавать мир вне зависимости от биологических потребностей.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных - человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Кёлером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Шимпанзе помещалось в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, и т.д. (Достать банан, Павлов – Рафаэль, пища на разных плотах, шесты).

Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных – инсайт.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного мозга и ее функций. То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, - это относительно гораздо большее место, занимаемое лобной корой, развитие которой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Все-таки интеллект-е повед подключ-ся только в том случае, если сит-я не позвол-т применять навыки т.е интеллект-е повед-е животных остается лишь потенциальной возможностью, а не ведущей формой повед-я.

К.Э. Фабри (ученик Леонтьева) считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. Изменения условий жизни порождают необходимость изменения поведения, а это затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Но не сразу и даже не всегда функциональные изменения влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных зачастую вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные изменения без морфологических перестроек, т.е. адаптивные изменения только поведения. Поэтому поведение в сочетании с мультифункциональностью двигательных органов обеспечивает животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни. Указанные функциональные и морфологические преобразования определяют качество и содержание психического отражения в процессе эволюции. При этом врожденное и приобретаемое поведение не являются последовательными ступенями на эволюционной лестнице, а развиваются и усложняются совместно, как два компонента одного единого процесса. Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение у них форм обучения.

По концепции Леонтьева-Фабри, вся история развития психики и поведения животных делится на ряд стадий и уровней. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействует друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для новых видов и форм отражения. В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия.

1. Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира (у низших - челюсти).

А. Низший уровень элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Нет НС. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность. Особенности поведения: четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения. Психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий. Несформированная форма реагирования на биологически незначимые свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Виды живых существ: простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы.

Б. Высший уровень элементарной сенсорной психики характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Диффузная НС. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Особенности поведения: четкие реакции на биологически незначимые раздражители. Развитая двигательная активность приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы (инстинкты).

Виды живых существ: высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. Привыкание вырабатывается очень быстро, иногда за несколько сочетаний (эксперимент с червём - способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные). Т.о. четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).

2. Уровень перцептивной психики. Происходит качественный скачок в развитии психики и поведения животных.

А. Низший уровень перцептивной психики. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.

Особенности поведения: формирование двигательных навыков. Преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны, включают движения связанные с изменением направления и скорости. В поведении животных выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение.

Виды живых существ: рыбы и другие низшие позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы, при этом на первый план выходит ориентировочная деятельность. Преобладают инстинкты.

Б. Высший уровень перцептивной психики. Появляются элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения задач, их запоминанию и переносу в новые условия (птицы и некоторые млекопитающие). Им присущи элементарные формы мышления. Складывание определенной «картины мира». Пластичность поведения. Выучивание одного признака, нет способности к переносу.

В. Наивысший уровень. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины, крысы). Их восприятие внешнего мира носит уже образный характер, а научение происходит путем подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить к практическим действиям. Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием раннее приобретенных знаний, умений, навыков.

Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных.

Наивысший уровень развития психики животных позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей. Интеллектуальное поведение предполагает предвосхищение результата развития ситуации. Наиболее развито интеллектуальное поведение у человекообразных обезьян. Во многом это связано тем, что в природных условиях обезьяны вынуждены в поисках пищи заниматься обследовательской деятельностью.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию