Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания передачи прав на произведение.





Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 30. Передача имущественных прав. Авторский договор.

1. Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26 настоящего Закона. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

 

2. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

 

3. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

 

4. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Эта статья устанавливает общие условия передачи имущественных прав на произведения. Такая передача прав представляет собой волевые действия правообладателя, в результате которых часть имущественных прав на использование произведения передается другому лицу.
Как правило, автор создает произведение не только для себя. Он стремится представить свою работу как можно большему числу людей, добиться общественного признания. При использовании произведения в коммерческих целях автор также заинтересован в распространении его произведения среди широкой публики.
Поскольку автор обычно не располагает необходимыми средствами для распространения произведения, он вступает в отношения с другими лицами, в том числе с организациями, основным направлением деятельности которых является воспроизведение, распространение или иное использование произведений науки, литературы и искусства.
Такие отношения оформляются авторскими договорами, которые выступают основной формой реализации принадлежащих автору прав. Они выполняют важную функцию, ведь, несмотря на то, что права, закрепляемые Законом за создателем произведения, являются исключительными и абсолютными, автор тем не менее все же нуждается в правовой защите своих интересов и помощи в реализации своих авторских прав.
Основополагающим принципом российского авторского права, закрепленным в п. 1 ст. 30 Закона, является положение о том, что имущественные авторские права могут передаваться только по авторскому договору. Таким образом, законодательством устанавливается договорная форма использования произведений автора другими лицами во всех случаях, кроме некоторых исключений. В частности, ст. 18 - 26 Закона предусматриваются случаи, когда произведение может быть использовано без заключения авторского договора (например, использование в личных целях, цитирование, иллюстрирование, репродуцирование и иные случаи свободного использования произведения).
Следует отметить, что, хотя Закон и называет договор авторским, это вовсе не означает, что одной из его сторон обязательно выступает автор. Это обусловлено тем, что объектом авторского договора являются имущественные авторские права на произведение, предусмотренные ст. 16 Закона.
Предусмотренные Законом названия сторон авторского договора условны, и на практике владелец авторских прав может именоваться как "автор", "исполнитель", "правообладатель", а приобретатель таких прав - как "получатель", "заказчик", "пользователь". Нередко стороны авторского договора именуются как "лицензиар" (сторона, передающая авторские права) и "лицензиат" (сторона, получающая авторские права).
Автор - это всегда физическое лицо, которое в результате своей творческой деятельности создало какое-либо произведение. Но правообладателем может выступать и иное лицо, в том числе и юридическое, приобретшее право на использование произведения у автора или законного правообладателя на основе авторского договора.
Конституционный Суд РФ прямо указал, что "имущественные авторские права на использование произведения могут принадлежать не только непосредственно самому автору, но и другим лицам, в том числе юридическим, и могут передаваться ими по авторскому договору". Суд признал авторским договор о предоставлении одним юридическим лицом имеющихся у него авторских прав на телевизионный сериал и на его перевод на русский язык другому юридическому лицу, в частности права на показ этого сериала по телевидению (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности подп. "к" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко").


Таким образом, договор, заключенный между двумя организациями без участия автора произведения и предусматривающий передачу имущественных прав на использование этого произведения, также может именоваться авторским.


В то же время некоторые договоры могут предусматривать передачу авторских прав, но при этом носить другие наименования. Например, условия о передаче авторских прав могут включаться в договоры купли-продажи, подряда, простого товарищества (совместной деятельности) и др. При этом на указанные условия будут распространяться требования Закона, предъявляемые к авторским договорам. Соответственно договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, необходимо относить к авторским, даже если они не названы таковыми.
С другой стороны, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут рассматриваться как авторские, даже если так названы. В качестве примера подобных договоров можно привести договор об издании произведения за счет автора. В данном случае он будет относиться к обычным подрядным договорам.
Передачу имущественных прав необходимо отличать от иных форм перехода авторских прав к другому лицу (например, наследования, перехода прав на служебные произведения, перехода прав на аудиовизуальные произведения, иных случаев, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора).
2. Необходимо отметить гражданско-правовой характер авторского договора. Он представляет собой один из видов гражданских договоров, хотя и обладает самостоятельностью и определенной спецификой. В соответствии с этим на авторские отношения распространяются как общие положения гражданского права (например, правила о формах и недействительности сделок), так и нормы обязательственного права (в первую очередь общие положения о договоре).
Комментируемый Закон не содержит определения авторского договора, тем не менее к авторским договорам можно применить общее понятие договора, закрепленное в ст. 420 ГК РФ, в соответствии с которым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
ГК РФ также не выделяет авторский договор в отдельный вид гражданского договора. В то же время он предусматривает возможность применения к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже. При этом оговаривается, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания и характера этих прав (п. 4 ст. 454 ГК РФ).
В действующей редакции ГК РСФСР 1964 г. содержатся весьма развернутые определения двух типов авторского договора - договора о передаче произведения для использования и авторского лицензионного договора. Согласно ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. по авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе.
Основы гражданского законодательства 1991 г. в ст. 139 определяли авторский договор как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение.
Таким образом, по авторскому договору автор обязуется передать пользователю имущественные права на использование произведения на предусмотренных договором условиях.
3. Практическое значение имеет вопрос о том, допускает ли авторский договор возможность правопреемства, т.е. возможность перехода правомочий автора к другим лицам. Этот вопрос связан с раскрытием сущности авторского договора.
Существует два основных подхода к этой проблеме: автор уступает другой стороне по договору свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях.
В западных странах, где считается, что авторское право включает в себя и личные, и имущественные права, этот вопрос решается двояко. В некоторых странах (Австрия, Германия) считается, что авторские права ни полностью, ни частично непередаваемы. В других (Франция) исходят из того, что не могут быть переданы лишь личные права. В нашей стране в юридической литературе выдвигались и обосновывались обе точки зрения. Они получили название теории разрешения и теории уступки. Сторонники первой считают, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение. И это означает, что, если иное не предусмотрено договором, автор может повторно разрешить другому лицу использовать свое произведение, в отношении которого ранее уже был заключен договор. Таким образом, хотя автор и выдает организации разрешение на использование произведения, его авторские права при этом не уменьшаются, они сохраняются за ним в полном объеме, но все же, ввиду обязательственного характера взаимоотношений пользователя и автора, несколько ограничиваются.
Сторонники теории уступки прав, напротив, считают, что автор по договору передал часть своих авторских прав, в связи с чем он юридически не вправе заключить второй договор по поводу использования того же произведения.
В настоящее время безусловным приоритетом обладает именно теория уступки, тем более что действующее авторское законодательство прямо предусматривает возможность передачи прав на использование произведения автором другим лицам. Именно такой подход к понятию сущности авторского договора соответствует изменениям в общественном и экономическом строе нашей страны.
4. В соответствии с преобладающим мнением специалистов предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения.
К предмету авторского договора предъявляются те же общие требования, что и к объектам авторского права, а именно: произведение должно являться результатом творческой деятельности автора и быть выражено в какой-либо объективной форме.
Особенностью авторских договоров является то, что их предметом может быть как уже существующее произведение, так и произведение, которое еще только предстоит создать. В последнем случае предметом договора будет результат, т.е. создание обусловленного договором произведения. Например, при заключении авторского договора заказа его предмет конкретизируется указанием названия, темы, жанра, объема и других требований, которым должно будет отвечать произведение.
В то же время, если исходить из формулировок ст. 30 и 31 комментируемого Закона, предметом авторского договора являются права на использование произведения. Следовательно, предметом авторского договора будут неотъемлемо друг от друга определенные права на использование конкретного произведения.
Перечень имущественных прав, которые могут передаваться по авторскому договору, содержится в п. 2 и 2.1 ст. 16 комментируемого Закона. Следует также учитывать, что авторский договор затрагивает и личные неимущественные права автора.
5. Сторонами авторского договора с одной стороны выступает автор или его правопреемник, с другой - пользователь произведения.
Автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором признается любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Также не имеет значения ни форма, ни назначение или достоинство произведения. Авторство возникает, как только творческий замысел создателя обретает внешнее выражение, некую объективную форму, для этого не требуется выполнения никаких формальностей (см. ст. 9 Закона и комментарий к ней).
Бывают случаи, когда автором является недееспособное или несовершеннолетнее лицо. Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заключать авторские договоры самостоятельно. За малолетних авторов, т.е. не достигших 14 лет, договоры заключают от их имени родители, усыновители или опекуны. За признанных в судебном порядке недееспособными авторские права осуществляет назначенный им опекун.
На стороне автора по договору могут выступать два или более лиц. В этом случае для заключения договора требуется согласие всех этих лиц, независимо от того, в какой доле они получают авторское вознаграждение. Таким образом, в случае соавторства авторский договор по поводу использования произведения в целом должен заключаться со всеми соавторами, т.к. согласно п. 2 ст. 10 Закона право на использование такого произведения принадлежит соавторам совместно. По соглашению между ними ведение переговоров и подписание договора может осуществлять один из соавторов.
Надо также отметить, что при заключении договоров с переводчиками или составителями сборников необходимо учитывать интересы авторов оригинальных переводимых или включаемых в сборник произведений и, если их произведения охраняются авторским правом, заключать соответствующие договоры и с этими авторами.
Договоры с иностранными авторами заключаются в таком же порядке, что и с российскими, если они имеют место жительства на территории Российской Федерации. В остальных случаях договоры с иностранными авторами могут заключаются при посредничестве Российского авторского общества (РАО) или иной некоммерческой организации, управляющей правами авторов на коллективной основе.
Стороной договора также могут быть правопреемники - лица, которые стали носителями отдельных авторских прав в установленном порядке. Ими в первую очередь являются наследники по закону или по завещанию, которые после смерти автора могут заключать договор об использовании его произведения. Исходя из ст. 29 Закона к наследникам переходят все права умершего автора, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения.
В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Соответственно, наследники могут осуществлять свои авторские права в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (см. ст. 27 Закона и комментарий к ней). Важно также, что авторское право наследуется как единое целое и не подлежит разделу на доли. Таким образом, если наследников несколько, то для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. При отсутствии такого согласия спор между наследниками разрешается в судебном порядке.
Правопреемниками могут быть не только наследники, но и другие лица, которые при жизни автора приобрели в установленном порядке отдельные авторские права. В этой роли чаще всего выступают различные организации, использующие произведения на основе заключенных с автором или его наследниками авторских договоров.
Пользователями по авторскому договору чаще всего выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели. Например, ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. прямо называет в качестве пользователя соответствующую организацию. Имеется в виду любая организация, уставная деятельность которой связана с воспроизведением и распространением произведений науки, литературы и искусства.
6. Нередко возникает вопрос о разграничении авторского договора от других договоров, также связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
Как отличить авторский договор от, например, трудового договора? Организации зачастую выгоднее, чтобы ее отношения с автором признавались в качестве трудовых, ведь согласно ст. 14 Закона исключительные права на использование служебного произведения, т.е. созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или задания, принадлежат лицу, с которыми автор состоит в трудовых отношениях.
Разграничение можно провести прежде всего по предмету договора. Предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Но такая деятельность вполне может иметь творческий характер и быть связанной с созданием объектов авторского права. В случае заключения трудового договора автор, соответственно, наделяется трудовыми правами и обязанностями, включается в состав трудового коллектива, подчиняется правилам внутреннего распорядка, получает регулярную заработную плату. Также необходимо выяснить, входило ли создание данного произведения в трудовые обязанности создавшего его автора. Таким образом, если между автором и пользователем отсутствуют трудовые отношения, то передача прав на произведение возможна только по авторскому договору.
Следующий важный вопрос: как отграничить авторский договор от договора подряда? В отличие от авторского договора, предметом договора подряда являются не права на результат творческой деятельности, а выполнение определенных технических работ и передача их результата в собственность заказчика. За автором сохраняются личные неимущественные авторские права на произведение. Имущественные права обычно ограничены определенным сроком, после истечения которого возвращаются автору. К договору подряда следует относить и соглашение, по которому автор передает свое произведение издательству, а оно выполняет лишь технические работы по изготовлению тиража книги. Автор, являясь заказчиком по такому договору, оплачивает указанные работы и по их завершении приобретает в собственность тираж произведения.
7. Комментируемая статья подразделяет авторские договоры на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Это деление проводится в зависимости от того, становится или нет лицо, получившее авторские права по договору, их единственным обладателем.
Исключительный характер прав означает, что их субъектам обеспечиваются правомочия на совершение определенных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершения указанных действий без согласия субъектов этих прав. Согласно п. 1 ст. 30 Закона по авторскому договору о передаче исключительных прав разрешается использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дается такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам, в том числе и автору произведения. По договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав и другими лицами, получившими от него разрешение на использование этого произведения таким же способом. При этом владелец неисключительных прав не может запрещать использование произведения третьими лицами.
Следует иметь в виду, что по договору о передаче исключительных прав автор принимает на себя обязанность без предварительного письменного согласия пользователя не передавать указанное в договоре произведение или часть его для использования третьим лицам. Данное ограничение распространяется на весь срок действия договора и на использование произведения тем же способом, который предусмотрен этим договором. В случае нарушения автором такой обязанности пользователь вправе расторгнуть договор и применить к автору установленные договором меры ответственности.
Если автором переданы исключительные права на произведение, то в дальнейшем лица, желающие использовать данное произведение, должны обращаться не к автору, а к обладателю исключительных прав. Некоторые организации специализируются на выкупе у авторов исключительных прав на произведения с целью их последующей реализации (перепродажи).
Обладатель исключительных прав на произведение вправе указывать свое наименование на каждом экземпляре произведения (подробнее об этом см. ст. 9 Закона и комментарий к ней).
Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать конкретные способы использования произведения. При этом Закон предоставляет сторонам возможность предусмотреть различный правовой режим для каждого такого способа. Например, в договоре может быть указано, что право на издание произведения в виде книги носит исключительный характер, а право на использование произведения в электронном виде - неисключительный. В одном договоре можно также определить, что передаваемое исключительное имущественное право будет действовать в течение определенного срока или на определенной территории, а неисключительное право - в течение другого срока или на другой территории.
В абзаце 2 п. 2 ст. 30 закреплено особое право автора на защиту прав на использование произведения. Речь идет о тех случаях, когда автор, не имея исключительных прав на использование произведения, тем не менее вправе "запрещать использование произведения другим лицам". Под другими лицами понимаются нарушители авторского права.
Указанное право автора касается только возможности запрета использования произведения. Соответственно, автор при нарушениях авторских прав не может прибегнуть к иным способам их защиты (см. комментарий к ст. 49).
В пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" специально подчеркнуто, что автор произведения, согласно п. 2 ст. 30 комментируемого Закона, может осуществлять право запрещать использование произведения другим лицам, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. "Иных имущественных прав у автора произведения не имеется".
Автор может использовать свое право на запрет только при условии, что владелец исключительного права не осуществляет защиту этого права. Применение данного положения может вызвать на практике определенные трудности. Так, до предъявления требований другим лицам о запрете использования произведения автор должен получить доказательства, подтверждающие отсутствие каких-либо действий со стороны правообладателя по защите своих прав.
8. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает важное правило, согласно которому права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
В целях предотвращения возможных споров в договоре целесообразно использовать конкретные формулировки, ведь с учетом указанной нормы Закона при наличии каких-либо сомнений переданные права будут считаться неисключительными.
При применении данного положения следует учитывать позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в информационном письме от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Согласно п. 6 указанного документа в случае, если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовано словосочетание "исключительные права", характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.
По рассматриваемому делу требования одной из сторон основывались на том обстоятельстве, что в авторском договоре не было прямого (дословного) указания на передачу автором исключительных прав организации, следовательно, полученные ей права являлись неисключительными. Суд отклонил указанные доводы, поскольку в тексте договора указано, что автором передаются права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать эти произведения двумя названными способами и разрешать такое использование третьим лицам.
То обстоятельство, что в договоре нет словосочетания "исключительные права" для обозначения предмета договора, не дает основания считать приобретенные права неисключительными. Буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставление отдельных его условий, смысл договора в целом и его цель, т.е. толкование договора, проведенное судом в соответствии со ст. 431 ГК РФ, не оставили сомнений в отношении характера полученных по договору прав как исключительных.

Семинар 2.

Смежные права. Понятие, содержание, объекты и субъекты смежных прав. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя.

В Гражданском кодексе нет определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

Date: 2016-11-17; view: 713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию