Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления





Мышление является сложной саморегулирующейся формой деятельности, которая определяется целью и поставленной зада­чей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря целенаправленности мышления приводит не толь­ко к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действия человека.

Источником человеческого действия является осознанная по­требность. Такая потребность для человека выступает в виде кон­кретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, кри­тичным, личностно-мотивированным. П. Я. Гальперин в разрабо­танной им теории поэтапного формирования умственных действий указывал на необходимость формирования прежде всего мотива действия.

Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов (ложка может быть объединена с автомобилем «по принципу движения», а шкаф - с кастрюлей, потому что «у обоих есть отверстия»). Осо­бенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаружи­вается в разноплановости мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления

Под разноплановостью мышления понимается протекание сужде­ний в разных руслах. Классификация, выполненная больным, стра­дающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Во время выполнения одного и того же задания больные объеди­няют карточки на основании то свойств самих изображенных предметов, то личных вкусов и установок. Процесс классификации протекает у испытуемых в разных руслах. Г. В. Биренбаум указыва­ла, что мышление у таких лиц течет как бы по различным руслам одновременно. Она определяла этот симптом как «минование сущ­ности». Например, больной объединяет в группу карточки со сле­дующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль и дает им объяснение: «Железные. Предметы, сви­детельствующие о силе ума человеческого». Больные часто подме­няют выполнение задания выявлением субъективного к нему отно­шения. Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, эта­жерку, уборщицу и лопату в одну группу, объясняет это таким об­разом: «Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Ло­пата-эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».

Парадоксальность установок, смысловая смещенность приво­дят к глубокому изменению структуры любой деятельности. В ка­честве существенного при этом выступает то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных.

Резонерство

Резонерство - это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Резонерские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных опе­раций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным от­ношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию.

Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафо­сом. Грамматический строй речи отражает эмоциональные осо­бенности резонерства: своеобразен синтаксис, лексика резонер­ских высказываний, часто используются инверсии и вводные сло­ва. Разноплановость и резонерство больных находят свое отраже­ние в речи, которая приобретает характер «разорванности». «Разорванная» речь больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием мысли, ни средством общения между людьми.

Date: 2016-11-17; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию