Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование Советского правительства 1 page





 

II Всероссийский съезд Советов образовал первое Советское правительство, которое решено было именовать Совет Народных Комиссаров (СНК), а членов правительства — народными комиссарами. Поскольку в Советах преобладали большевики, большинство на съезде Советов принадлежало ленинской партии. Из представителей этой партии и было образовано Советское правительство.

Центральный Комитет партии большевиков считал целесообразным включение, в правительство и представителей партии левых эсеров, которая тогда поддерживала власть Советов и пользовалась доверием большой части трудового крестьянства. Однако левые эсеры отказались послать своих представителей в правительство. Поэтому II съезду Советов был предложен чисто большевистский состав Совета Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Съезд единодушно утвердил его. «...Только большевистское правительство может быть теперь признано Советским правительством», — писал Ленин.

Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - высший орган власти в стране между съездами Советов. Из 101 члена ВЦИК большевиков было избрано 62, левых эсеров — 29, остальные представляли другие партии.

II Всероссийский съезд Советов имел историческое значение. Опираясь на победу вооруженного восстания в Петрограде, съезд узаконил переход власти в стране в руки Советов. Он провозгласил Россию Республикой Советов, определил программу деятельности Советского государства, принял Декрет о мире и Декрет о земле, которые Ленин оценил как «два закона мировой важности», образовал рабоче-крестьянское правительство во главе с В.И. Лениным

 

41. Гражданская война и интервенция: причины, периодизация, основные итоги и последствия

Захват власти большевиками ознаменовал собой переход гражданского противостояния в новую, вооруженную фазу – гражд. войну. Однако первоначально военные действия носили локальный характер и имели цель воспрепятствовать установлению большевистской власти на местах. Некоторые. историки относят начало гражд. войны уже к лету 1917 г., др. считают ее началом 25 октября 1917 г. третьи указ., что лишь с мая 1918 г. гражд. война становится определяющим фактором жизни страны и это положение сохраняется до конца 1920 г. огромные масштабы и продолжительность гражд. войны были обусловлены остротой полит. противоречий, вмешательством иностр. держав, просторами страны, но главное колебаниями в позиции крестьянства, самого многочисленного соц. слоя. Одним из вариантов внутренней периодизации гражданской войны можно считать следующее:

“Пролог” (ноябрь 1917 – апрель 1918 г.).

Распр-е войны на всю территорию страны (лето – октябрь 1918 г.).

Усиление интервенции стран Антанты и крушение этой попытки (ноябрь 1918 – апрель 1919 г.).

Решающие события войны (1919 г.).

Советско-польская война и поражение Врангеля (1920 г.).

“Эпилог” войны (весна 1921 – конец 1922 г.). Основными событиями “ пролога” являлись вооруженные столкновения сторонников и противников советской власти на Дону, Южном Урале, в Сибири и др. районах; формирование добровольческой Красной Армии и возникновение “белого движения”; создание Добровольческой белой армии в ноябре 1917 г. в Новочеркасске (командующий – Л. Г. Корнилов) и ее т. н. “Ледяной” или 1-й Кубанский поход в марте-апреле 1918 г. высадка англ. и фр. десантов в марте 1918 г. в Мурманске; высадка англ. и япон. морской пехоты во Владивостоке в апреле 1918 г.; образование белоказачих отрядов атаманов А. М. Каледина на Дону, И. М. Калмыкова В Приморье. Основными событиями второго периода войны были: введение продовольственной диктатуры, посылка в деревню продотрядов, мятеж Чехословацкого корпуса (май 1918 г.), рост борьбы против большевиков под лозунгом Учредительного собрания, массовые крестьянские выступления в Поволжье и Западной Сибири (май-июнь), создание правительств “Комитет членов Учредительного собрания”, “ Западно-Сибирский комиссариат”, образ-е Вост. фронта (июнь), ввод англ. войск в Баку (август), продвижение немецких и турецких войск (занятие немцами Украины и передача власти гетману Скоропадскому – апрель, захват турками Баку – сентябрь), образ-е антисоветских правительств на Дону, в Архангельске, в Закавказье, антисоветские мятежи в центре страны (Ярославль, Рыбинск, Муром – июль), выступление левых эсеров в Москве (5-6 июля) и командующего Восточным фронтом М. А. Муравьева (10 июля), падение Казани и бои в районе Свияжска (август), наступление Деникина на Кубани, Краснова на Воронеж и Царицын (июль-август), падение Советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке (июль-сентябрь). Советская власть принимала и военно-политические меры: введение воинской повинности трудящихся (май), создание Реввоенсовета республики 2 сентября (председатель - Л. Д. Троцкий), учреждение должности Главнокомандующего Вооруженными Силами (с июля 1919 г. – С. С. Каменев), образ-е Сев., Юж. и Зап. фронтов (сентябрь), наступление на Вост. фронте, освобождение Казани, Сибирска и т.д Итогами второго периода гражданской войны стали: поляризация политических сил; развертывание вооруженной борьбы; ликвидация Советской власти на 75 % территории к концу лета; полит. раздробл-ть антибольшевистских сил, отсутствие в них единой полит. прог-мы; белый и красный террор. Третий период гражд. войны включал следующие основные события. В связи с революциями в Германии и Австро-Венгрии, капитуляцией стран Четвертного союза (11 ноября) образуются самостоятельные. гос-ва в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Белоруссии, Галиции, на Украине (ноябрь). В Одессе и Севастополе высадились англо-французские войска. Военный министр эсеровско-кадетской Уфимской директории, находившейся в Омске, А. В. Колчак совершил переворот –18 ноября, установив военную диктатуру. Затем его провозгласили “Верховным правителем России”. Сов. правительство аннулировало Брестский мир. В результате наступления Красной Армии на Украину, Белоруссию, Прибалтику здесь были созданы. Сов. республики – ноябрь 1918 – январь 1919 гг. По предложению президента США В. Вильсона, обсуждался вопрос перемирии и проведении мирной конференции правительств России на Принцевых островах, окончившийся неудачно из-за отказа прежде всего Колчака. В январе-феврале 1919 г. Красная Армия наступала на Дону, проводя репрессии против осн. массы казачества. Ответом стало восстание на Верхнем Дону (март-май). В полит. отношении это время характеризовалось. ростом недовольства сибирского крестьянства властью Колчака, стремлением сов. правительства заключить. соглашение со средним крестьянством, надеждами сов. руководства на скорый успех европейской. революции. Итоги третьего этапа войны: военная интервенция Антанты, в которой ведущую роль играла Франция, не смогла оказать решающего воздействия на ход войны. Причинами этого были недовольство в Европе и США вмешательством в дела России (движение “Руки прочь от России!”, противоречия м/у странами Антанты, отриц. отношение к присутствию иностранных войск со стороны. населения.) Четвертый период войны имел решающий характер для исхода борьбы. Его важными событиями оказались:. рост партизанского движения в тылу Колчака и образование ряда партизанских армий в Сибири и на Алтае; контрнаступление советских войск против Колчака (апрель-июнь), образование Туркестанского фронта (август); развал колчаковского режима, объявление нейтралитета войсками чехословаков; арест и расстрел Колчака; ликвидация сов. республик в Прибалтике (лето 1919 г.); наступление на Петроград Сев.-зап. армии генерала Н.Н. Юденича (май-июнь, сентябрь-октябрь) с занятием Донбасса, Киева, Одессы, Харькова, Царицына, Курска, Воронежа и Орла; партизанское движение в тылу Деникина (Н. И. Махно); контрнаступление Красной Армии и поражение войск Деникина; занятие Архангельска и Мурманска; поражение войск Юденича Итоги: эвакуация, кроме Японии, осн. сил Антанты с территории России, поражение основных сил белого движения. Пятый период войны включил советско-польскую войну (апрель-октябрь 1920.) и борьбу с армией Врангеля (апрель-ноябрь). Результатомт войны с Польшей стало перемирие в октябре 1920 г. и мирный договор в марте 1921 г. под властью Польши оказались районы Западной Украины и Западной Белоруссии. Гос. граница прошла к западу от линии Минск-Каменск-Подольск. Итоги: к началу 1921 г. были ликвидированы. основные фронты гражд. войны, военный вопрос перестал быть главным в жизни страны.

Гражданская война – наиболее острая форма социального противостояния внутри государства, борьба за власть военными методами. Причины:

разогнано Учредительное собрание

установлена продовольственная диктатура

голод

перераспределялась земля в пользу бедноты

введена продразверстка

расширилась репрессивная деятельность

антибольшевицкие силы (белое движение, белая армия, белогвардейцы) объединили усилия против советской власти

Основные этапы войны:

Весна 1918 – осень 1918 – начало интервенции стран Антанты. Окончательно сформировалось белое и красное движения. Главный фронт – Восточный (Волга, Урал, Сибирь).

осень 1918 – февраль 1919 – широкая интервенция стран Антанты, где главную роль играла Англия. Россия аннулировала Брестский мир. Установление власти коммунистов на большей части Украины, Белоруссии.

март 1919 – февраль 1920 – самый длительный и трудный этап. Армии Колчака были окончательно разбиты, войска южного фронта разгромили белых.

весна 1920 – ноябрь 1920 – советско-польская война. Вывод войск из Советской России.

1921 – 1922 – закончена война на окраинах России, вооруженным путем установлена советская власть в Средней Азии, Закавказье, на Дальнем Востоке.

Итоги и уроки:

Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. Последствием войны является до сих пор сохраняющийся раскол общества, существование двух систем нравственных норм и ценностей – классовых и общечеловеческих. Поэтому наша задача в том, чтобы сделать все необходимое для исключения возможности повторения Гражданской войны

 

42. Социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г. Новая экономическая политика

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий экономического и социально-политического характера. Главные из них: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительный труд и политическая диктатура. Ускоренная национализация крупных, средних, а затем и мелких предприятий привела к ликвидации частного сектора в промышленности. Жесткое управление ею стало осуществляться через отраслевые главки ВСНХ. Была установлена государственная монополия внешней торговли.

В целях решения продовольственной проблемы в 1918 г. была объявлена монополия хлебной торговли, а с января 1919 г. вводилась продразверстка – изъятие излишков хлеба и фуража у крестьянства по классовому принципу (с бедного – ничего, с середняка – умеренно, с богатого – много). Вводилась карточная система распределения продуктов, уравнительная натуроплата труда, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными услугами. Свертывались товарно-денежные отношения.

В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. – всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы.

В политической сфере страны в период «военного коммунизма» установилась безраздельная диктатура РКП(б), деятельность боровшихся против неё других партий была запрещена. Их представители удалялись из Советов всех уровней путем организации перевыборов. Под государственный и партийный контроль были поставлены профсоюзы.

Чрезвычайные условия, на которых держалась система «военно-коммунистической» организации общества, с окончанием гражданской войны исчезли. Крестьяне стали восставать, требовать умеренных налогов, свободы товарооборота, взаимоотношений города и деревни на экономической основе.

В правящей партии – РКП(б) развернулась дискуссионная борьба за выбор курса восстановления и развития народного хозяйства. Влиятельная троцкистская 2 группировка отстаивала линию на усиление милитаризации труда в расчете на мировую пролетарскую революцию, интернациональную помощь европейского рабочего класса в техническом перевооружении России. Но капитализм на Западе стабилизировался. Надеяться в возрождении можно было только на собственные силы, природные ресурсы. В этих условиях ленинское руководство пошло на проведение комплекса реформ, получивших обобщенное название новой экономической политики (НЭП).

НЭП рассматривался поначалу как тактическое отступление от прямой ориентации на коммунизм, а затем – как возможный путь к социализму, как отечественная некапиталистическая модель развития. Надо было учитывать, что Советская власть унаследовала многоукладную систему хозяйства: государственный и частный капитализм, натурально-патриархальный уклад, преобладавшее в экономической жизни мелкотоварное производство, на которое опиралось крестьянство – основная часть населения. Социалистический сектор только зарождался.

Политика НЭПа была рассчитана на экономическое взаимодействие различных хозяйственных укладов на основе товарно-денежных отношений, регулируемых государством, при сохранении за ним монополии на крупную промышленность. Стратегическая цель однопартийной власти – допустить частнокапиталистические элементы для оживления экономики и создания мощного управляемого государством сектора промышленности и сельского хозяйства, а затем постепенно экономически и административно вытеснить и ликвидировать частнокапиталистическое предпринимательство, создать социалистическую систему хозяйства, базирующуюся на общенародной и коллективно-кооперативной формах собственности. Поэтому НЭП провозглашался «всерьёз и надолго».

Практически НЭП начался с замены продразверстки продналогом. Четкое ограничение размера изъятия сельхозпродуктов у крестьян позволило им свободно реализовывать излишки продовольствия на рынках по договорам, через развивающуюся снабженческо-сбытовую, потребительскую кооперацию. Чтобы способствовать расширению товарооборота между городом и деревней, пришлось денационализировать мелкую и кустарную промышленность, допустить частное предпринимательство с использованием наемного труда, приспособить к ним финансово-налоговые регуляторы. С целью создания устойчивой валюты в 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. Она началась с выпуска червонца (его золотое содержание было установлено в 7,74 г. чистого золота). Прошёл обмен денежных купюр (один червонец к 60000 совзнакам). Оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Золотой рубль ценился на мировом рынке выше английского фунта стерлингов и был равен 5,14 доллара США.

Введение твердой конвертируемой валюты в стране требовало создания четкой системы налогов, что и было сделано. Так, сельхозналог составлял максимум 5% (колебался в зависимости от качества земли, количества скота). В городе частник платил 1,5% с оборота и дополнительно налог в местный бюджет. Подоходный налог делился на основной – платили все рабочие и служащие, получавшие свыше 75 р. в месяц; прогрессивный – с тех, кто получал дополнительную прибыль: «нэпманы» (торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели), частные врачи, адвокаты, журналисты. При НЭПе стал применяться хозрасчет в производственных объединениях (трестах) в рамках госбюджета и твердых цен, или коммерческой прибыли при договорных ценах.

Расцвет НЭПа пришелся на середину 20-х годов, когда осуществлялись идеи ученых – аграрников А.В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева по воссозданию системы сельскохозяйственных кооперативов, схожих с дореволюционными (кредитных, по переработке и сбыту продукции, снабженческих, потребительских, промысловых). Ими было охвачено 18 из 25 млн. крестьянских дворов. Проведенные землеустроительные работы дали возможность на 32 млн. га начать осуществлять рациональную организацию землепользования на семейно-фермерской основе. В результате разрушенное мировой и гражданской войнами народное хозяйство страны было в 1925-1926 гг. восстановлено. В сельском хозяйстве валовый сбор зерновых превысил среднегодовой сбор 1909-1913 гг. Потребление пищевых продуктов стало выше дореволюционного уровня. Опыт и уроки НЭПа поучительны.

Каковы же причины свертывания НЭПа с конца 20-х годов? Традиции многоукладной российской экономики, общинно-коллективистской психологии у значительной части населения одновременно способствовали в условиях НЭПа развитию как частнокапиталистических, так и уравнительно-социалистических отношений. С одной стороны, открывались частные рестораны, магазины, на биржах совершались оптовые сделки – утверждался социальный слой нэпманов. С другой стороны, по мере восстановления и развития народного хозяйства, укреплялись позиции заводского рабочего класса. В деревне стало поощряться государством не частное семейно-трудовое хозяйствование, а производственное кооперирование крестьян, добровольное объединение их в товарищества по совместной обработке земли, сельхозартели, обобществляющие основные средства производства.

Последовавшее усиление налогов на крупные хозяйства и освобождение от них бедняков вело к тому, что зажиточные крестьяне, стремясь ослабить налоговый пресс, стали быстро делить дворы, отдавать часть детям, родственникам. По этой причине к 1927 г. по сравнению с дореволюционным уровнем в 2 раза ускорился процесс дробления крестьянских хозяйств и как следствие – снизилась их товарность. Провалились хлебозаготовки 1928 г. Государству пришлось вводить карточную систему на продукты питания в городах. Снижение продажи зерна за границу сократило наполовину с дореволюционным уровнем поставки импортного оборудования, необходимого для индустриальной модернизации промышленности.

Нэповская экономика не избежала в советских условиях характерной для рыночных отношений безработицы, которая превысила миллион человек, из них 750 тыс. – служащие. Они солидаризировались в неприятии НЭПа с малоквалифицированными рабочими, сельскими бедняками, которые не хотели трудиться на основе хозрасчета, предпринимательского риска и тяготели к социалистической уравниловке. В конце 20-х годов усилилось социальное расслоение общества, давшее возможность руководству страны выдвинуть лозунг об обострении классовой борьбы в городе и деревне, об угрозе «буржуазной реставрации», взять линию на свертывание НЭПа.

 

43. Культурная жизнь страны в 20-е годы

В сфере культуры большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистических принципах. Для этого было решено в сжатые исторические сроки провести "культурную революцию", используя всю силу пролетарского государства. Центральным государственным органом по руководству культурным строительством стал Наркомпрос РСФСР (нарком А.В. Луначарский).

Первостепенное внимание было уделено политическому просвещению масс, основная цель которого состояла в утверждении марксистской идеологии в духовной жизни страны. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с женой Ленина — Н.К. Крупской.

Главполитпросвет (внешкольное управление) объединял и направлял работу по ликвидации неграмотности, что являлось второй из важнейших задач культурного строительства. Неграмотное население России составляло около 75 %. Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны прежде всего в рядах Красной Армии. В декабре 1919 г. был принял декрет СНК "О ликвидации безграмотности", по которому граждане (от 8 до 50 лет), не умевшие писать и читать, были обязаны обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности и малограмотности (ВЧК ликбез). Обучение взрослого населения вели школы грамоты и пункты ликбеза, создававшиеся при библиотеках, красных уголках, клубах, избах-читальнях, на предприятиях. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" (ОДН), председателем которого стал сам председатель ЦИК СССР М.И. Калинин. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,1 %. По уровню грамотности СССР занимал 19-е место в Европе.

С задачей ликвидации массовой неграмотности было неразрывно связано школьное обучение и наука. Декреты и постановления ВЦИК и СНК - Об отделении церкви от государства и школы от церкви (январь 1918 г.), О единой трудовой школе (октябрь 1918 г.) и др. — положили начало коренной перестройке школьного дела. Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Прежнее деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища (всего около 30 типов школ, принадлежавших 17 ведомствам) упразднялось. Вводилась единая государственная трудовая школа. Устанавливалось совместное бесплатное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах обучение велось на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки, закон Божий и др., введены общественно-политические дисциплины коммунистического содержания. Школа обязана была соединить обучение с общественно-полезным трудом. В школе создавались органы школьного самоуправления. Школьная реформа способствовала утверждению демократизма в системе школьного обучения, но она серьезно подорвала его качество. В двадцатые годы широко распространилась теория отмирания школы как особого общественного института.

В двадцатые годы за счет госбюджета началась большая работа по созданию письменности у народов, не имеющих таковой. В итоге, к концу 30-х годов 46 народов получили свою письменность, осуществив прорыв в цивилизацию.

Глубокой реформе была подвергнута и высшая школа, готовившая специалистов высшей квалификации, кадры интеллигенции. Цель реформы — демократизировать вузовское образование, приблизить его к практике. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены, а пролетарской молодежи предоставили право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. В 1919 г. при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования.

Для идеологизации и политизации вузовского образования c 1919 г. вместо юридических факультетов и исторических отделений историко-филологических факультетов стали создавать факультеты общественных наук. Там изучали работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, историю формаций, классовой борьбы,революций, советского строительства. Автономия старейших и наиболее крупных вузов и влияние старой профессуры резко ограничивались Наркомпросом. Он назначал ректоров и правления, которые совместно с президиумами факультетов управляли вузами. К работе в советах вузов и факультетов привлекалось пролетарское студенчество. Забастовки протеста, вызванные реформой и организованные профессорами и преподавателями ряда вузов, в т.ч. Московского университета (весна 1922 г.), были пресечены. На заседании Политбюро ЦК РКП (б) Ленин призвал наказать "реакционеров", сознательно срывающих работу вузов. Вскоре из крупнейших вузов Москвы, Петрограда, Киева были уволены и высланы за границу 150 профессоров. В системе высшей школы были созданы и коммунистические вузы, готовившие партийные и советские кадры. Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова (создан в 1919 г.). С конца 20-х годов резко ускорилось создание технических и сельскохозяйственных вузов, обусловленное курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Широкое распространение получило высшее и среднее специальное образование без отрыва от производства.

Глубокой перестройке подверглась и сеть научных учреждений. Главным научным центром страны были Российская академия наук (РАН). В 1925 г. ЦИК и СНК СССР преобразовали РАН во всесоюзный научный центр — АН СССР, подчинив его правительству. Учреждения академии стали переводиться из Ленинграда в Москву. В 1929-1931 гг. в состав академиков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов, которых стали называть "первыми советскими академиками" (И.М. Губкин, Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, А.В. Луначарский, В.П. Волгин, С.Г. Струмилин и др.). Для развития гуманитарных наук на основе марксистской методологии и подготовки ученых-марксистов Советское государство создало научные учреждения нового типа: Социалистическую академию общественных наук (1918 г., с 1924 г. Коммунистическая академия, руководитель М.Н. Покровский), Институты красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса, Институт Ленина и др. В 1929 г. в СССР был создан центр сельскохозяйственной науки — Всесоюзная сельскохозяйственная академия им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент Н.И. Вавилов).

Литература и искусство

На свою сторону Советское государство смогло привлечь значительную часть российской интеллигенции. Интеллигенция была неоднородной. Октябрьская революция резко ускорила процесс ее расслоения. Одни примкнули к Белому движению, затем эмигрировали (впоследствии некоторые из них вернулись на Родину). Другие не поддержали большевиков, но и не покинули свой народ. Не собирался покидать Россию и А.М. Горький, но в 1921 г., обвинив Г. Зиновьева в провоцировании "Кронштадтского мятежа", он, по настоянию В.И. Ленина, уехал за границу. Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой культуры.

В двадцатых годах действовало множество творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы "Серапионовы братья", ЛЕФ (Левый Фронт) и др. Широко развернул работу Пролеткульт (союз пролетарской культуры, создан в 1917 г.). Последний стремился создать особую "пролетарскую культуру", пренебрежительно относясь к культурному наследию прошлого. Программе Пролеткульта была близка программа "Театральный Октябрь", выдвинутая В.Э. Мейерхольдом в конце 1920 г. и воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР, которым руководил режиссер-новатор. В двадцатые годы были созданы новые пролетарские творческие организации: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ).

Руководство страны большое значение уделяло монументальной пропаганде, план которой выдвинул В.И. Ленин. В список памятников в честь революционеров "всех времен и народов" было внесено 69 имен. Первым из них стал памятник А.Н. Радищеву, в Петрограде (1918 г., скульптор Л.В. Шервуд), а в 1922 г. у фасада старого здания Московского университета были открыты памятники А.И. Герцену и Н.П. Огареву (скульптор Н.А. Андреев). «Важнейшим из искусств» Советское государство считало кино. Экран стал орудием коммунистической пропаганды и агитации. Для этого широко проводились сеансы, где наряду с развлекательными шли пропагандистские фильмы.

В двадцатые годы были созданы работы, вошедшие в сокровищницу отечественной культуры: кинофильмы А. Довженко, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, плакаты Д. Моора, картины К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, пьесы М. Булгакова, стихи В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина, Б. Пастернака, романы М. Шолохова, А. Толстого. В то же время многие произведения деятелей культуры замалчивались или запрещались. Замалчивалось творчество русского поэта Н. Гумилева, расстрелянного 1921 г. по обвинению в подготовке антисоветского заговора. Запрещались некоторые работы М. Булгакова и А. Платонова, с 19271 г. по инициативе Н. Бухарина начался поход на творчество С. Есенина

 

44. Советская внешняя политика в 20-е годы

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановлении разрушенного народного хозяйства.

Date: 2016-11-17; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию